Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 260. Державний нагляд за охороною праці

Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов об охране труда осуществляют:

центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны труда

центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере ядерной и радиационной безопасности

центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в сфере пожарной безопасности

центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в сфере техногенной безопасности

центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Комментарий :

1. В соответствии со ст. 38 Закона Украины " Об охране труда " государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют: 1) специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда, 2) специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности, 3) специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности, 4) специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

2. Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2006 N 1640 " Об утверждении Положение о Государственном комитете по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора " (Официальный вестник Украины, 04.12.2006, N 47, ст. 3133, с. 62) установлено, что Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (Госгорпромнадзор) является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по промышленной безопасности, охраны труда, государственного горного надзора и государственного регулирования в сфере безопасного обращения с взрывными материалами промышленного назначения, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

3. Контрольные полномочия этого органа в сфере охраны труда определяются комментируемой статьей, Законом " Об охране труда " и Положением о нем. Согласно указанному Положению одной из основных задач Госгорпромнадзора признано организацию и осуществление государственного надзора за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда в части промышленной безопасности, безопасного ведения работ юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд.

Госгорпромнадзор, в частности, осуществляет государственный надзор, в том числе по вопросам: строительства, реконструкции и эксплуатации об ' объектов повышенной опасности, потенциально опасных ' объектов и производств, применение технологий, технологических процессов, машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств производства, а также обеспечение работников спецодеждой и другими средствами коллективной и индивидуальной защиты; изготовления, монтажа, ремонта, реконструкции, наладке и безопасной эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств производства.

Кроме этого, Госгорпромнадзор осуществляет государственный надзор за деятельностью Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины в части осуществления профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью ' й застрахованных лиц, вызванным условиями труда, финансирования и выполнения общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды.

4. На основании ст. 39 Закона Украины " Об охране труда " должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти за охраной труда имеют право, в частности: 1) беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (об ' объекты), производства физических лиц, использующих наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства об охране труда, 2) получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, заключения экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причины нарушений законодательства и принятых мерах по их устранению; 3) выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, использующих наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам исполнительной власти и местного самоуправления обязанности ' обязательные для исполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда, 3) запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих; 4) привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда; 5) направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения их к ответственности.

5. Госгорпромнадзор осуществляет свои полномочия непосредственно и через образованные в установленном порядке территориальные органы.

6. В комментируемой статье предусмотрено, что государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда должен осуществлять также Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности. Однако этот орган был ликвидирован Указом Президента " Об образовании Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины ", которое было создано, в том числе и на базе указанного Государственного комитета. В Положении об этом Министерство одним из основных задач Министерства было определено осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о ядерной и радиационной безопасности. При этом в Положении предусматривалось, что с целью организации и осуществления такого государственного контроля в Министерстве действует Главная государственная инспекция по надзору за ядерной безопасностью. В свою очередь, на базе Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины в соответствии с Указом Президента Украины " Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти " было образовано Министерство экологии и природных ресурсов Украины, которое стало его правопреемником. В настоящее время Министерство охраны окружающей среды Украины, действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 2 ноября 2006 г. N 1524 " Об утверждении Положение о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины ", осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением требований законодательства о радиационной безопасности.

Указом Президента " О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности " с целью усовершенствования государственного регулирования в этой сфере и в связи ' связи с принятием Украиной обязательства ' язань по выполнению требований Конвенции о ядерной безопасности и О ' объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами был создан Государственный комитет ядерного регулирования Украины как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом на базе Главной государственной инспекции по надзору за ядерной безопасностью и Департамента ядерного регулирования Министерства экологии и природных ресурсов.

Положение о Государственном комитете ядерного регулирования Украины утвержден соответствующим постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2006 N 1830 (Официальный вестник Украины, год 2006, 09.01.2007, N 52, ст. 3516, стр.. 281). Указанным Положением предусмотрено, в частности, что Комитет осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, требований ядерной и радиационной безопасности. Следует обратить внимание на то, что один из заместителей Председателя Комитета является по должности Главным государственным инспектором по ядерной и радиационной безопасности Украины.

7. В соответствии со ст. 25 Закона " Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности " государственные инспекторы, в частности, имеют право: 1) беспрепятственно в любое время посещать предприятия, учреждения и организации для проверки соблюдение законодательства об использовании ядерной энергии, получать от лицензиата или владельца необходимые объяснения, материалы и информацию по данным вопросам, 2) присылать лицензиатам, а также их должностным лицам, руководителям структурных подразделений центральных органов исполнительной власти, Правительства Автономной Республики Крым и местных советов обязанности ' обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в сфере безопасности использования ядерной энергии, 3) ограничивать, приостанавливать или останавливать эксплуатацию предприятий, учреждений, организаций и об ' объектов в случае нарушения требований по ядерной и радиационной безопасности, 4) привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательных и других нормативных актов по ядерной и радиационной безопасности.

8. Государственная пожарная охрана, действующая на основании ст. 16 Закона Украины " О пожарной безопасности " и Положение о Государственной пожарной охране, также полномочия надзора в сфере рассматривается.

9. Государственный пожарный надзор осуществляют Государственный департамент пожарной безопасности, который является правительственным органом государственного управления, который действует в составе Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы; территориальные органы госпожнадзора - управления (отделы) по вопросам надзорно-профилактической деятельности, подчиненные Государственному департаменту пожарной безопасности, на которые возложено осуществление госпожнадзора; местные органы госпожнадзора - отделения, отделы, управления и т.д. по вопросам надзорно-профилактической деятельности, подчиненные территориальным органам госпожнадзора, на которые возложено его осуществления, или Государственному департаменту пожарной безопасности.

10. Основными задачами государственного пожарного надзора является установление и контроль за обеспечением единства требований государственных стандартов, норм и правил в области пожарной безопасности, осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции, технического перевооружения и эксплуатации зданий, сооружений и других об ' объектов независимо от форм собственности и видов деятельности, разработка и изготовление пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, выявление и контроль за устранением причин и условий, способствующих возникновению и распространению пожара, созданию в случае пожара угрозы жизни и здоровья ' й человек уничтожения или повреждения имущества, а также препятствуют своевременной ликвидации пожаров и спасению людей; разработка мер профилактики пожаров.

Для выполнения этих задач государственные инспекторы по пожарному надзору пользуются " классическим " набором прав должностного лица контролирующего органа. Они могут, в частности: 1) проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-технические обследования и проверки подконтрольных ' объектов и получать необходимые объяснения, материалы и информацию; 2) давать (направлять) руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителям и другим должностным лицам предприятий, а также гражданам обязанности ' обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в работе, эт ' связанных с обеспечением пожарной безопасности и проведением мероприятий по предотвращению пожаров, осуществлять контроль за их выполнением; 3) привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению, а также невыполнении предписаний и постановлений должностных лиц органов госпожнадзора или создании препятствий в их деятельности, 4) в случае нарушения правил пожарной безопасности, что создает угрозу возникновения пожара или препятствует его тушению, эвакуации людей, а также в случаях выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов, технических условий или их отсутствия прекращать запрещать: работа предприятий и отдельных производств, эксплуатацию зданий, сооружений, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты; работу производственных участков и агрегатов, эксплуатацию отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети, проведение пожароопасных работ, действие выданных на право проведения таких работ разрешений.

Государственный пожарный надзор контролирует состояние пожарной безопасности на ' объектах государственной и коллективной собственности в полном объеме, а на о ' объектах частной собственности - лишь условия безопасности людей в случае возникновения пожара, а также вопросы пожарной безопасности в отношении прав и интересов других юридических лиц и граждан.

11. Последние из указанных в статье государственных органов, специализирующихся на контроле за отдельными аспектами соблюдения законодательства об охране труда, являются органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения ' я Украины. Правовой основой деятельности этой службы является Закон Украины " Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения " и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине. В соответствии со ст. 33 этого Закона одним из основных направлений деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы является осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется главными государственными санитарными врачами, их заместителями, другими должностными лицами, а также учреждениями и заведениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины составляют: центральный орган исполнительной власти в области здравоохранения ' я; учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы центрального органа в области здравоохранения ' я; соответствующие учреждения, организации, части и подразделения центральных органов исполнительной власти в области обороны, в области внутренних дел, по делам охраны государственной границы, по вопросам исполнения наказаний, Государственного лечебно-оздоровительного управления, Службы безопасности Украины, государственные научные учреждения санитарно-эпидемиологического профиля.

13. Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора является, в частности, надзор за организацией и проведением органами исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами санитарных и противоэпидемических мероприятий; надзор за реализацией государственной политики по вопросам профилактики заболеваний населения, участие в разработке и контроль за выполнением программ, которые касаются предотвращения вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье ' я населения; надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется выборочными проверками соблюдения санитарного законодательства по планам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также внепланово в зависимости от санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан.

14. При проведении государственного санитарно-эпидемиологического контроля должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы имеют право: 1) беспрепятственного входа на территорию и в помещения всех об ' объектов надзора по служебному удостоверению и вынесения обязанности ' обязательным для выполнения указаний об устранении нарушений санитарных норм, а также проведение необходимых лабораторных исследований, 2) бесплатного получения от юридических лиц и граждан материалов и информации, характеризующей санитарный и эпидемиологический состояние об ' объектов и здоровья ' я людей, 3) бесплатного отбора образцов сырья, продукции, материалов для государственной санитарно-гигиенической экспертизы, 4) расследование причин и условий возникновения профессиональных или групповых инфекционных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и предоставления материалов по этим вопросам компетентным органам для привлечения виновных к ответственности; 5) применение предусмотренных законодательством мер для прекращения нарушений санитарного законодательства и т.д..