Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 76. Щорічні додаткові відпустки та їх продолжительность

Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются работникам:

1) по работу с вредными и тяжелыми условиями труда

2) по особый характер труда

3) в других случаях, предусмотренных законодательством.

Продолжительность ежегодных дополнительных отпусков, условия и порядок их предоставления устанавливаются нормативно-правовыми актами Украины.

Комментарий

1. Дополнительные отпуска, предусмотренны в. 76 КЗоТ, ст. 7 и 8 Закона "Об отпусках", называются ежегодными, как и основная.

НЕ вполне, однако ясно, в какой год идет речь, когда говорят - "ежегодная". Относительно основного отпуска слово "Ежегодный" означает, что отпуск предоставляется за рабочий год, исчисляемый со дня начала работы в истечение 365 (366) дней. При этом день окончания рабочего года в согласовании отодвигается на количество дней, Которые согласно с законодательством не включаются в стаж работы, дающий право на отпуск.

Правила исчисления стаж, дающий право на дополнительный отпуск, более строгими. Законом "Об отпусках" они сделаны еще жестче. Периоды, Которые включаются в стаж работы, дающий право на отпуск с вредными условиями труда, а не совпадают с периодами, зачисляемых в счет ежегодного основного отпуска. Поэтому рабочий ч, дающий право на дополнительный отпуск, далеко не всегда будет совпадать с рабочим годом, что дает право на основной отпуск.

2. Ст. 7 и 8 Закона "Об отпусках" предугадывают возможность предоставления работникам двух видов ежегодных дополнительных отпусков:

1) ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда

2) ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда. В этой категории дополнительных отпусков выделяется два подвида: а) дополнительный отпуск Отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных, географических и геологических условиях и условиях повышенно риска для здоровья б) дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем.

Кроме того, в ст. 4 Закона "Об отпусках" выделяются другие дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством.

3. По работу с вредными и тяжелыми условиями труда дополнительный отпуск продолжительностью до 35 календарных дней предоставляется работникам, занятым на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов, по Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на Ежегодный дополнительный отпуск. В пределах до 35 календарных дней конкретная продолжительность такого дополнительного отпуска должна устанавливаться коллективным или трудовым договором. Употребление в части второй ст. 7 Закона "Об отпусках" именно союза "или" означает, что коллективно-договорное и индивидуально-договорное регулирование продолжительности дополнительного отпуска, рассматривается в данном пункте комментария, должно осуществляться в согласовании с общим правилом ст. 5 Закона "О коллективных договорах и соглашениях", Которым запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по Сравнение с коллективным договорам.

Критериями, на основании которых должна определяться конкретная продолжительность дополнительного отпуска, предоставленно за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в коллективном или трудовом договоре, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и время занятости работника в таких условиях. В настоящее время действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденные постановлением Кабинет Министров Украины. Хотя этот акт утвержден в согласовании с Законом "О Пенсионного обеспечении" и он не был непосредственно ориентирован на определение продолжительности ежегодного дополнительного отпуска, все же его следует применять при отсутствии другого. Непосредственной основанием для определения продолжительности дополнительного отпуска по рассматриваемое основания, рассматривается, является Показатели и критерии условий труда, по Которым будут предоставляться Ежегодные дополнительные отпуска работникам, занятым на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов (Далее для краткости - Показатели и критерии). Этот нормативный акт определяет продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от вида вредных производственных факторов, класса, условий и характера труда. Продолжительность дополнительного отпуска по показателям и критериях определена на основе гигиенической классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 27 декабря 2001 г. N 528.

Содержание показателя и критериев свидетельствует в том, что они НЕ допускают учета других факторов при определении продолжительности дополнительного отпуска. Тем самым у них пока НЕ 7 Закона "Об отпусках", предписывающее при определении конкретной продолжительности ежегодного дополнительного отпуска учитывать Не только результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, но и время занятости работников в таких условиях. Исправить эту ситуацию на предприятии практически достаточно сложно, поскольку учет занятости работников в условиях, Которые дают основания для дополнительного отпуска, нарушил бы всю систему показателя и критериев. Только в отдельных случаях в связи с постоянной занятостью на работах с вредными и тяжелыми условиями труда можно было бы устанавливать несколько дополнительных дней отпуска с учетом времени занятости в таких условиях.

Указанные нормативные акты создают достаточную юридическую основу для проведения аттестации рабочих мест и определение на ее основе продолжительности дополнительного отпуска в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. И все же Кабинет министров при утверждению упомянуто Списка установил, как правило, максимальная продолжительность отпуска, а в отдельных случаях - минимальную и максимальную ее продолжительность. Поскольку это правило, не вполне соответствует закону, предприятия при условии соблюдение правил, регулирующих порядок проведения аттестации, определение продолжительности дополнительного отпуска и юридического закрепление этого в коллективном или трудовом договоре, могут, на наш взгляд, отойти от продолжительности дополнительного отпуска, установленного Кабинет Министров.

И все-таки Порядок применения Списков производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на Ежегодный дополнительный отпуск, приписывает: "В случаях, когда продолжительность дополнительного отпуска по результатам аттестации рабочих мест превышает максимальную продолжительность указанной в списке, отпуск может быть продлен на количество дней этой разницы за счет собственных средств предприятия ". Это положение, на наш взгляд, быть не должно применяться по двум причинам: 1) оно НЕ соответствует части второй ст. 7 Закона "Об отпусках", которая дает сторонам коллективного (трудового) договора Безусловное право определять продолжительность отпуска согласно результатам аттестации рабочих мест, 2) вопрос о источниках затрат предприятия-плательщика налога на прибыль на оплату дополнительного отпуска решается исключительно Законом "О налогообложении прибыли предприятий" (ч. 5.10 ст. 5). Данные отношения не могут регулироваться также нормами Кодекса законов о труде, не говорю уже о подзаконные акт, Который рассматривается. Поэтому определение в названных Порядка источников расходов на оплату дополнительного отпуска силы не имеет. Да и как положение методического характера оно НЕ опирающееся на закон.

4. При утверждения указанного Списка Кабинет министров в ряде случаев внес в него работы и должности с оговоркой "постоянно занятый", "постоянно работает ". С учетом этого Министерство труда и социальной политики при утверждение Порядка применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на Ежегодный дополнительный отпуск вынуждено было установить: "Если в списке указано" постоянно занят "или" постоянно работающий ", в счет времени, отработанного во вредных и тяжелых условиях труда, засчитываются только то дни, когда работник Фактически был занят в ЭТИХ условиях полный рабочий день, Установленный для работников ЭТИХ производств, цехов, профессий и должностей ". Это правило, как и указание в списке на постоянно занятых, тех, постоянно работают, а не соответствует, по нашему мнение, п. 1 части второй ст. 9 Закона "Об отпусках", согласно которому в стаж работы, дающий право на Ежегодные дополнительные отпуска, засчитывается время фактической работы с вредными, тяжелыми условиями труда, если работник занят в ЭТИХ условиях, Euro половины продолжительности рабочего дня, установленной для работников данного производства, цеха, профессии или должности. Естественно, применению подлежит закон, И не названы подзаконные акты.

5. П. 1 части первой ст. 8 Закона "Об отпусках" предусматривает предоставление ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда продолжительностью до 35 календарных дней Отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенно риска для здоровья. Список производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенно риска для здоровья, Который дает право на Ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, утвержденные постановлением Кабинет Министров Украины. В этом списки также в Некоторых случаев предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска по основанию, рассматривается тем, кто постоянно работает (занят), в то время как п. 1 части второй ст. 9 Закона "Об отпусках" устанавливает, что в стаж работы, дающий право на Ежегодные дополнительные отпуска, засчитывается время фактической работы в вредных и тяжелых условиях труда или с особым характером труда, если работник занят в ЭТИХ условиях, Euro половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников данного предприятия, цеха, профессии или должности. Такое же, как в названных Список правило повторяется в порядке применения Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенно риска для здоровья, Который дает право на Ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда. При наличии противоречий между законом и подзаконнымы актами должна применяться норма Закона "Об отпусках".

6. Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда (п. 1 ст. 8 Закона "Об отпусках") устанавливается коллективным или трудовым договорами в зависимости от времени занятости работника в таких условиях. Критерий дифференциации продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда законом установлен такой, что не позволяет достаточно обоснованно дифференцировать его продолжительность для отдельных категорий работников. Действительно, абсолютное большинство работников постоянно занята в условиях, дающих право на дополнительный отпуск по особый характер труда. Поскольку другие критерии для дифференциации отсутствуют, всем этим работникам, имеющим максимальный показатель по критерию дифференциации продолжительности дополнительного отпуска (Стопроцентная занятость в соответствующих условиях), пришлось бы устанавливать продолжительность дополнительного отпуска в 35 календарных дней.

При таких условиях Кабинет министров в указанных выше Списка установил конкретную продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда по соответствующей производств, работ, профессий и должностей. С точки зрения обычное логики Кабинет министров полностью прав. Однако, установил конкретную продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда по каждому производства, каждой работы, профессии, вида должностей, Кабинет министров все-таки по нашему мнение, несколько отступил от правила части второй ст. 8 Закона "Об отпусках", согласно которому конкретная продолжительность этого дополнительного отпуска устанавливается коллективным или трудовым договором.

Определять продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за особый характер работы в коллективных договорах все-таки совершенно необходимо. Продолжительность, установленную названным выше Списком, следует использовать как обязательную минимальную гарантию. Отступление при этом от продолжительности времени такого отпуска, указанного в списке, в сторону увеличения представляется вполне допустимым. При этом затраты работодателей на оплату времени отпусков большей продолжительности, чем установленная законодательством, относятся на валовые расходы плательщиков налога на прибыль.

7. Другой разновидностью ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда является отпуск, предоставляемый работникам с ненормированным рабочим днем.

В ненормированный рабочий день см.. п. 4 - 13 комментария к ст. 65 КЗоТ.

Списки должностей, работ и профессий, работа по Которым дает право на Ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, определяются соглашениями и коллективным договорам (п. 2 части первой ст. 8 Закона "Об отпусках"). При этом соотношение между сделками РАЗЛИчНЫХ уровней, между сделками и коллективным договорам определяется ст. 16 КЗоТ, ст. 5 и 8 Закона "О коллективных договорах и соглашениях ": списки, внесенные в коллективных договоров, могут дополнять списки, внесенные в отраслевых и региональных соглашений, однако не могут их сужать.

соглашениями быть не может определяться продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы работникам с ненормированным рабочим днем. Этот вопрос должен решаться коллективным или трудовыми договорами. В силу права сторон трудового договора определять в нем продолжительность отпуска по особый характер труда (ненормированный рабочий день) в трудовой договор можно включит условие в большей продолжительности дополнительного отпуска, чем это установлено коллективным договором, однако в меньшей - нельзя.

8. Ежегодный дополнительный отпуск может быть предоставлен работнику по одной из оснований по выбору работника. Однако Кабинет министров предоставлено право (часть первая ст. 10 Закона "Об отпусках") определение порядка предоставления ежегодных дополнительных отпусков по нескольким основаниям. Используя это право, Кабинет министров в Некоторых случаях по конкретным производств, цехов, работ, профессий и должностей в утвержденных им названных выше Списках предусмотрел право работников на получение ежегодного дополнительного отпуска по двум основаниям (за вредные и тяжелые условия и за особый характер труда).

Ограничение возможности предоставления работникам дополнительных отпусков по нескольким основаниям касается только отпусков, установленных ст. 7 и 8 Закона "Об отпусках". Это ограничение не распространяется на другие виды отпусков, предусмотренны абзацем пятым (последним) п. 1 части первой ст. 4 Закона "Об отпусках", п. 2 - 5 и частью второй ст. 4 Закона "Об отпусках", хотя бы они и назывались дополнительными.

9. П. 1 части первой ст. 4 Закона "Об отпусках" устанавливает возможность предоставления работникам других ежегодных дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством. Это означает, что с вступлением в силу Закона "Об отпусках" сохранившим силу правила, Которым установлены Ежегодные дополнительные отпуска, в частности, для таких категорий работников:

1) государственным служащим, имеющие стаж работы в государственных органах более 10 лет, предоставляется Ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Постановлением Кабинет министров Украины "О порядке и условиях предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков "предусмотрено, что государственным служащим, имеющие стаж гос службы не более 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней, а начиная с одиннадцати года этот отпуск увеличивается на 2 календарных дня за каждый последующий час работы на должностях державного служащего

2) судьям предоставляется Ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней. Такой отпуск предоставляется при наличии стажа работы более 10 лет (ч. 5 ст. 44 Закона "О статусе судей"). В указанный стаж засчитывается время работы на должности судьи, а также на должностях следователей, прокурорский работников. Кроме того, к этому стаж засчитывается время работы на должностях, где законом предусмотрены такие же льготы (ч. 6 ст. 44 Закона "О статусе судей"), то есть при определении наличия права на дополнительную отпуск учитывается стаж работы, в частности, на должностях государственных служащих

3) аттестованным работникам прокуратуры предоставляется Ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которого дифференцируется в зависимости от стажа работы в прокуратуре и составляет: а) при стаже более 10 лет - 5 календарных дней; б) при стаже более 15 лет - 10 календарных дней, в) при стаже более 20 лет - 15 календарных дней (ст. 49 Закона "О прокуратуре").

10. К числу других ежегодных дополнительных отпусков, которые могут устанавливаться законодательством соответствии абзаца пятого ст. 4 Закона "Об отпусках", следует отнести дополнительные отпуска, предусмотренны Законом "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы ".

Пункт 22 ст. 20 и ст. 21 Закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы "предугадывают предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 14 рабочих дней в год лицам, отнесенным к категории 1 и 2 пострадавших вследствие катастрофы. По заявлению работника, статус которого как потерпевшего соответствующей категории должным подтвержден, владелец обязан предоставить ему указанную дополнительный отпуск.

Один из родителей ребенка из числа указанных в ст. 27 Закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 14 рабочих дней ежегодно (ст. 30 названного Закона).

11. Членам добровольных пожарных дружин (команд) может предоставляться дополнительный отпуск с сохранение заработной платы до 10 рабочих дней (часть третья ст. 29 Закона "О пожарной безопасности "). Отмечается, что отпуск такой продолжительности предоставляется "в год".

12. В Некоторых случаях в согласовании с частью второй ст. 4 Закона "О отпуска" законодательством предусматривается предоставление других отпусков, Которые к категории ежегодных НЕ относятся, а потом Должны предоставляться по другой период или вообще независимо от периода.

пострадавшим, Которые стали инвалидами вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, если они использовал свой Ежегодный отпуск в получения путевки на санаторно-курортное лечение, предоставленной Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины или приобретенной потерпевшим на условиях, когда расходы на приобретение путевки в согласовании с законодательством компенсируются указанным Фондом владелец обязан предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск на период санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно.

13. По представлению руководящий органов общественных формирований по охране общественного порядка и гос границы предприятия, учреждения, организации Имеют право Предоставлять членам таких объединений дополнительный отпуск продолжительностью до пяти дней (часть первая ст. 18 Закона "Об участие граждан в охране общественного порядка и гос границы"). Обязанности Предоставлять такие отпуска работодатели не несут. Такие отпуска предоставляемых предприятиями "по счет собственных средств". Плательщики налога на прибыль не вправе относить такие расходы на валовые расходы, поскольку они не несут обязанности Предоставлять такие отпуска. А бюджетные учреждения вправе Предоставлять такие отпуска при наличии средств в пределах сметы.

14. Работники, избранные в состав профсоюзных органов предприятий, учреждений, организаций, Имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью до 6 календарных дней с сохранения заработной платы по счет работодателя на время профсоюзного обучения (часть седьмая ст. 41 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

15. О социальных отпусках см.. комментарий к ст. 179 КЗоТ.

16. Сохраняется ранее установленная продолжительность отпусков на весь период дальнейшей работы работника на том же предприятии, в учреждении, организации по этой же должности, если работник пользовался Отпуск большей общей продолжительности, чем это предусмотрено Законом "Об отпусках". Разумеется, эта льгота предоставляется работникам только в тех случаях, когда сохраняются условия, Которые предоставляли работнику ранее право на отпуска большей продолжительности.

Следует обратите внимание на то обстоятельство, что Постановлением верховной рады "О порядке введения в действие Закона" Об отпусках "(в редакции от 2 ноября 2000) предусмотрено сохранение права на большую продолжительность НЕ каждой из отпусков, на которые работник имеет право, а Лишь общей продолжительности ежегодных отпусков. Это означает, что с учетом установки Законом "Об отпусках" более длительного ежегодного основного отпуска продолжительность дополнительных отпусков в согласовании с новым законодательством может быть сокращен, если только при этом общая продолжительность ежегодных отпусков НЕ окажется меньше то общей продолжительности ежегодных основного и дополнительных отпусков, Которым раньше работник пользовался.