Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 9 (1). Дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы
Предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Предприятие может материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-образовательных, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав.
Комментарий
1. Хотя прокомментированы выше статье КЗоТ и предусматривают регулирование настоящим Кодексом прежде трудовых отношений, труда, содержание этого законодательного акта свидетельствует о распространении его положений и на отношения, связанные с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников за счет средств предприятия, учреждения, организации (владельца). Отношения между собственником (уполномоченным им органом) и работником, связанные с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников, следует признать частью трудовых отношений. Поэтому в ст. 91 КЗоТ говорится об установлении дополнительных по сравнению с законодательством не только трудовых, но и социально-бытовых льгот. В Кодексе законов о труде отсутствует единство терминологии относительно отношений, связанных с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников. Так, ст. 200 КЗоТ устанавливает правило, что касается культурно-массовой и спортивной работы с молодыми работниками. В ст. 248 КЗоТ говорится о жилищно-бытовое обслуживание работников. В ст. 250 КЗоТ говорится о материальном обеспечении культурно-образовательной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Ст. 13 КЗоТ предусматривает включение в коллективные договоры условий о жилищно-бытовое, культурное, медицинское обслуживание работников, организации оздоровления и отдыха работников.
С учетом такого разнообразия терминологии, применяемой в Кодексе законов о труде, считаем допустимым понятие "социально-бытовые льготы" толковать достаточно широко, включая в него льготы бытового, жилищного, культурного, образовательного, медицинского, оздоровительного, спортивного, физкультурного и другого подобного характера.
2. Следует учитывать, что наряду с правом предприятий предоставлять работникам социальные льготы, которые формулируются как положения общего характера, обязывающие предприятие предоставлять социальные, социально-бытовые и социально-культурные льготы работникам или их отдельным категориям, в законодательстве стали появляться и такие нормы, содержащие формально определены правила о предоставлении социальных услуг работникам.
частности, п. 19 Типовой формы контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности, предусматривает предоставление руководителю материальной помощи на оздоровление в размере среднемесячного заработка. Ст. 13 Закона "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов" дает право журналистам на санаторно-курортное лечение за счет собственников (учредителей, соучредителей) средств массовой информации.
3. Право на предоставление работникам дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот имеют предприятия, учреждения и организации. Принадлежит подчеркнуть, что такое право имеют и учреждения, финансируемых из бюджета.
4. Следует обратить внимание, что ст. 91 Трудового кодекса дополнен Законом от 20 марта 1991, который термином "владелец" заменил в Кодексе законов о труде слова не только "администрация предприятия, учреждения, организации", но и "предприятие, учреждение, организация". И все-таки статьи 91 КЗоТ новая терминология не коснулась. Законодатель предпочел в данной статье использованию прежней терминологии. По нашему мнению, законодатель тем самым подчеркнул, что на стороне работодателя он различает двух субъектов - собственника предприятия, учреждения, организации и само предприятие, имеющее статус юридического лица в соответствии с гражданским законодательством.
5. В силу ст. 91 КЗоТ дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы работникам могут предоставляться именно предприятиями, учреждениями, организациями, а не их владельцами. При этом такие льготы не всегда могут носить исключительно материальный характер, однако материальный компонент в них должен быть всегда. Так, предоставление дополнительного отпуска на основании коллективного договора для работника дополнительной льготой организационного характера. Однако оно влечет и предоставление льготы материального характера (оплату времени дополнительного отпуска). Следовательно, предоставление дополнительного отпуска на основании коллективного договора соответствует ст. 91 КЗоТ.
Напротив, предоставление отпуска без сохранения заработной платы не влечет за собой никаких материальных льгот. Это - чисто организационная мера. Таким образом, она допускается только в случаях, предусмотренных ст. 25 26 Закона "Об отпусках". Предоставлять отпуска без сохранения заработной платы в случаях, не предусмотренных законами, ссылаясь на ст. 91 КЗоТ, было бы незаконным, так как контрагентом работника в отношениях, связанных с предоставлением работнику льгот организационного характера является собственник (администрация предприятия, учреждения, организации), а предоставление собственником работнику льгот, не имеющих материального содержания, ст. 91 КЗоТ не предусматривает.
Аналогічним чином не може бути виправдане посиланням на ст. 91 КЗпП надання працівникам пільг, пов'язаних с отказом собственника использовать права, установленные главой III Кодекса законов о труде. Установка для работников на основании ст. 91 КЗоТ льгот, связанных с материальной ответственностью работника, не соответствует содержанию этой статьи.
6. Предприятия, учреждения, организации имеют право предоставлять работникам льготы в пределах своих полномочий. Конечно, больше ограничены в этом учреждения, финансируемые из бюджетов. Однако и предприятия и организации, находящиеся на хозрасчете, должны иметь нормативно установлено полномочия предоставлять работникам дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социальные льготы. Было бы неправильным считать, что их право предоставлять льготы следует непосредственно ст. 91 КЗоТ. Наоборот, в этой статье прямо указывается на то, что льготы предоставляются в рамках определенных полномочий. Так, полномочия предприятий и организаций, на которые распространяется действие Хозяйственного кодекса Украины, - предоставлять льготы работникам определенные правила ст. 69, а также ст. 44 этого Кодекса, дающий право владельцу или предпринимателям свободно распоряжаться прибылью согласно устава предприятия и действующего законодательства.
В других случаях полномочия устанавливать дополнительные льготы для работников предусмотрено отдельными положениями Кодекса законов о труде, специальными законами и подзаконными актами. Во всех случаях, когда законодательством устанавливается только право (но не обязанность) устанавливать для работников льготы, они подпадают под ст. 91 КЗоТ, хотя бы в тексте нормативного акта и не содержалось прямого указания на то, что соответствующие льготы предоставляются за счет собственных средств предприятия, учреждения, организации.
7. Полномочия предприятия, учреждения, организации на предоставление работникам дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых льгот должны быть закреплены в уставе, принятом в соответствии с требованиями законодательства, и как правило, реализуются его руководителем. Однако уставами могут и ограничиваться полномочия руководителя о предоставлении льгот, с указанием другой порядок их предоставления (например, по решению собрания хозяйственного общества, по решению собственника имущества частного предприятия).
8. Дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы для работников в соответствии со ст. 91 КЗоТ могут устанавливаться за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций. Собственные средства предприятий, учреждений, организаций, находящихся на самофинансировании, в контексте комментируемой статьи, следует понимать не только как чистая прибыль, остающаяся после уплаты всех предусмотренных налогов и сборов (обязательных платежей) в распоряжении предприятия. У таких предприятий все средства - собственные, кроме средств так называемого бюджетного фонда (ч. 3 ст. 3 Закона "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами ").
Собственными средствами учреждений, финансируемых из бюджетов, есть такие средства, которые они могут направлять на предоставление льгот работникам. Это могут быть и средства, полученные за счет предоставления такими учреждениями платных услуг физическим и юридическим лицам, и бюджетные средства при наличии указанного полномочия, и другие внебюджетные средства. Порядок рассмотрения и утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений и организаций предусматривает постатейный распределение расходов, которые осуществляют учреждения и организации не только за счет бюджетных средств, но и за счет собственных поступлений. Тратить денежные средства на цели, не предусмотренные сметой, бюджетным учреждениям запрещено (Ст. 6 Указа Президента Украины "О мерах по обеспечению наполнения государственного бюджета и усилению финансово-бюджетной дисциплины").
9. Следует также учитывать, что более широкие возможности для улучшения положения работников по сравнению с законодательством и соглашениями дает часть третья ст. 7 Закона "О коллективных договорах и соглашениях", предусматривающий установление в коллективных договорах дополнительных не только социально-бытовых льгот, но и гарантий. Согласно этому правилу возможно предоставление работникам не только материальных льгот и гарантий, но и других гарантий. Например, возможно включение в коллективный договор условий об отказе собственника от права осуществлять реорганизацию или перепрофилирование предприятия, другие изменения в организации производства и труда, влекущие освобождение работников.
10. Право материального поощрения работников медицинских, детских, культурно-просветительных, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав, имеет только предприятиям. Это основывается на положении ст. 44 ГК, дает право предпринимателям, владельцу предприятия или уполномоченному им органу свободно распоряжаться прибылью предприятия.