З А К О Н У К Р А И Н Ы
О Счетной палате (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1996, N 43, ст.212) {Вводится в действие Постановлением ВР N 316/96-ВР от 11.07.96, ВВР, 1996, N 43, ст.213} {С изменениями, внесенными согласно Постановлению ВР N 18/98-ВР от 14.01.98, ВВР, 1998, N 24, ст.136} {Текст Закона опубликован в Ведомостях Верховной Рады 1998, N 24, ст.137 соответствии с Постановлением ВР N 18/98-ВР от 14.01.98, ВВР, 1998, N 24, ст.136} i > {Закон с редакционными уточнениями, внесенными в связи с принятием Конституционным Судом Украины Решения от 23.12.97 N 7-зп ( v007p710-97 ), действовать с 23.12.97 согласно Постановлению ВР N 18/98-ВР от 14.01.98, ВВР, 1998, N 24, ст.136 - потеряло силу Решение Конституционного Суда N 15-рп/2000 ( v015p710-00 ) от 14.12.2000} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3205-IV ( 3205 -15 ) от 15.12.2005, ВВР, 2006, N 14, ст.118 N 107-VI ( 107 - 17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст.78 - изменения действуют по 31 декабря 2008 года} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2289-VI ( 2289 -17 ) от 01.06.2010, ВВР, 2010, N 33, ст.471 N 4652-VI ( 4652 - 17 ) от 13.04.2012 N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} < br> Этот Закон согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) определяет правовые основы деятельности Счетной палаты, ее статус, функции, полномочия и порядок их осуществления. Глава а I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Статус Счетной палаты Счетная палата является постоянно действующим органом контроля, образуется Верховной Радой Украины, подчинен и подотчетен ей. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства. Счетная палата является юридическим лицом, имеет свою печать с своим наименованием и изображением Государственного Герба Украины. Местонахождением Счетной палаты является город Киев. Статья 2. Задачи Счетной палаты Задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходной части Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению; осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов; контроль за финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды; контроль за соблюдением законности при предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины; контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках; (Абзац седьмой статьи 2 утратил силу на основании Решения Конституционного Суда N 7-зп ( v007p710-97 ) от 23.12.97) анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений об их устранении, а также о совершенствовании бюджетного процесса в целом; регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее комитетов о ходе исполнения Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления других контрольных функций ; выполнения других задач, предусмотренных для Счетной палаты действующим законодательством Украины. Статья 3. Принципы осуществления контроля Счетная палата осуществляет контроль на основе законности, плановости, объективности, независимости и гласности. Статья 4. Сфера действия Закона Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в связи с контрольными функциями Счетной палаты. Статья 5. Законодательство о Счетной палате Правовая основа организации и деятельности Счетной палаты определяется Конституцией Украины, настоящим Законом, другими актами законодательства Украины, которые не противоречат нормам этого Закона. Глава а II ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ Счетной палаты Статья 6. Функции Счетной палаты Счетная палата в соответствии с задачами, предусмотренными статьей 2 настоящего Закона: 1) осуществляет контроль за исполнением законов Украины и принятых Верховной Радой Украины постановлений, исполнением Государственного бюджета Украины, финансированием общегосударственных программ в части, касающейся использования средств Государственного бюджета Украины; 2) осуществляет по поручению Верховной Рады Украины контроль за выполнением Государственного бюджета Украины за поквартальным распределением доходов и расходов в соответствии с показателями этого бюджета, в том числе расходов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга Украины, расходованием средств целевых фондов; 3) проверяет по поручению комитетов Верховной Рады Украины использования по назначению органами исполнительной власти средств общегосударственных целевых фондов и средств внебюджетных фондов и подает по результатам проверки Верховной Раде Украины заключения о возможностей сокращения расходов по каждому фонду отдельно и целесообразности направления полученных средств на финансирование других расходов Государственного бюджета Украины; 4) контролирует эффективность управления средствами Государственного бюджета Украины центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, законность и своевременность движения средств Государственного бюджета Украине, в том числе средств общегосударственных целевых фондов в Национальном банке Украины, уполномоченных банках и кредитных учреждениях Украины; {Пункт 4 статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 5) дает консультации органам и должностным лицам, избираются, утверждаются или назначаются Верховной Радой Украине, по вопросам расходования средств Государственного бюджета Украины. В ходе проведения проверок и анализа состояния экономики разрабатывает мероприятия по изысканию возможностей и новых источников привлечения дополнительных поступлений в Государственный бюджет Украины и вносит соответствующие предложения центральному органу исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной финансовой политики; {Пункт 5 статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 6) осуществляет по поручению Верховной Рады Украины, комитетов Верховной Рады Украины контрольные функции по финансированию общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально- культурного развития, охраны окружающей среды и других программ, которые утверждаются Верховной Радой Украины; 7) контролирует инвестиционную деятельность органов исполнительной власти, проверяет законность и эффективность использования финансовых ресурсов, выделяемых из Государственного бюджета Украины на выполнение общегосударственных программ; < br> 8) проводит предварительный анализ до рассмотрения на заседаниях комитетов и Верховной Рады Украины отчетов Антимонопольного комитета Украины об осуществлении им государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также отчетов Фонда государственного имущества Украины и должностных лиц, которые избираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой Украины, по эффективного управления имуществом, являющимся основным национальным богатством, собственностью украинского народа; 9) осуществляет контроль за выполнением решений Верховной Рады Украины о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, за кассовым исполнением Государственного бюджета Украины Национальным банком Украины и уполномоченными банками; 10) проверяет по поручению Верховной Рады Украины в соответствии со своим статусом смету расходов, связанных с деятельностью Верховной Рады Украины и ее аппарата, вспомогательных органов и служб < br> Президента Украины и аппарата Кабинета Министров Украины, а также расходование средств государственными учреждениями и организациями, действующими за границей и финансируются за счет Государственного бюджета Украины; 11) готовит и дает заключения и ответы на обращения органов исполнительной власти, органов прокуратуры и суда по вопросам, относящимся к его ведению; 12) осуществляет связи с контрольными органами иностранных государств и соответствующими международными организациями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве; 13) осуществляет контроль в сфере государственных закупок. {Статья 6 дополнена пунктом 13 согласно Закону N 3205-IV ( 3205-15 ) от 15.12.2005 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2289-VI ( 2289-17 ) от 01.06.2010} Статья 7. Полномочия Счетной палаты Счетная палата имеет следующие полномочия: 1) осуществлять экспертно-аналитические, информационные и другие виды деятельности, обеспечивающие контроль за использованием средств общегосударственных целевых фондов, средств внебюджетных фондов, целевым использованием финансово-кредитных и валютных ресурсов время реализации общегосударственных программ; 2) проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонде государственного имущества Украины, других подотчетных Верховной Раде Украины органах, а также на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности в пределах, определенных статьей 16 настоящего Закона; 3) проверять в органах и на объектах, указанных в пункте 2 настоящей статьи, денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы расходов и иную документацию о финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществлять проверку кассовых операций с наличными и ценными бумагами, материальных ценностей, их учета, хранения и расходования; 4) получать от руководителей учреждений и организаций, проверяются всю необходимую документацию и другую информацию о финансово-хозяйственной деятельности; 5) получать от Национального банка Украины, уполномоченных банков и других кредитных учреждений необходимые сведения об осуществляемых ими операциях и состоянии счетов учреждений и организаций, проверяемых , от других предприятий и организаций - справки, копии документов по операциям и счетам этих предприятий и организаций; 6) организовывать и проводить оперативный контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины за отчетный период; 7) проводить комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям Государственного бюджета Украины, в том числе бюджетов общегосударственных целевых фондов; 8) проводить экспертизу проектов Государственного бюджета Украины, а также проектов законов и других нормативных актов, международных договоров Украины, общегосударственных программ и других документов, что касающихся вопросов государственного бюджета и финансов Украины; 9) осуществлять анализ и исследование нарушений и отклонений бюджетного процесса, подготовку и внесение в Верховную Раду Украины предложений по их устранению, а также усовершенствование бюджетного законодательства в целом; 10) готовить и представлять заключения в Верховную Раду Украины и ее комитеты об исполнении Государственного бюджета Украины, в том числе доходов и расходов общегосударственных целевых фондов, финансирование общегосударственных программ за отчетный год; 11) направлять материалы проверок, ревизий и обследований Кабинета Министров Украины, соответствующим центральным органам исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонда государственного имущества Украины, предприятиям , учреждениям и организациям для рассмотрения и принятия необходимых мер; 12) возбуждать перед Верховной Радой Украины, Президентом Украине, а также органами исполнительной власти ходатайство о привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований действующего законодательства Украины, вследствие чего причинен материальный ущерб государству; 13) привлекать к проведению проверок, ревизий и обследований на договорных началах квалифицированных специалистов и специалистов-экспертов из других учреждений и организаций, а также работников других государственных контрольных, налоговых и правоохранительных органов с оплатой их труда в необходимых случаях по счет собственных средств; 14) в случае выявления во время проверок, ревизий и обследований фактов присвоения денег и материальных ценностей, иных злоупотреблений передавать материалы проверок, ревизий и обследований в правоохранительные органы с информированием об этом Верховной Рады Украины. Глава а III Состав и структура Счетной палаты Статья 8. Состав Счетной палаты В состав Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты и члены Счетной палаты: Первый заместитель и заместитель Председателя, главные контролеры и Секретарь Счетной палаты. Для осуществления своей деятельности Счетная палата аппарат. Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах бюджетных средств, предусмотренных на ее содержание. Статья 9. Руководящие органы и должностные лица Счетной палаты Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, принятия коллегиальных решений и подготовки заключений по материалам проверок, ревизий, обследований и экспертиз, а также подготовки отчетов и информационных сообщений создается Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, Первый заместитель и заместитель Председателя, а также главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты, Секретарь Счетной палаты . Статья 10. Председатель Счетной палаты, Первый заместитель и заместитель Председателя, главные контролеры и Секретарь Счетной палаты Председатель Счетной палаты назначается на должность Верховной Радой Украины по представлению Председателя Верховной Рады Украины сроком на 7 лет с правом назначения на второй срок. Назначение Председателя Счетной палаты проводится тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Кандидат на должность Председателя Счетной палаты считается назначенным, если по результатам тайного голосования он получил большинство голосов от конституционного состава Верховной Рады Украины. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Украины, который имеет высшее экономическое или юридическое образование, опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, права, а также подтвердил свои профессиональные знания при обсуждении его кандидатуры по специальной процедурой, установленной соответствующим комитетом Верховной Рады Украине согласно действующему законодательству Украины. Глава Счетной палаты: осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты; представляет Верховной Раде Украины отчеты о работе Счетной палаты; представляет Счетную палату в Верховной Раде Украины и органах исполнительной власти и за рубежом. В своей деятельности Председатель Счетной палаты руководствуется Конституцией Украины, настоящим Законом, другими законодательными актами Украины и в пределах своей компетенции самостоятельно решает все вопрос, повязкам связанные с осуществлением контроля, проведением проверок, ревизий и обследований, назначением должностных лиц аппарата Счетной палаты, обеспечивает комплектование штата Счетной палаты компетентными специалистами соответствующего профиля. соответствии с возложенными на него обязанностями Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, имеет право участвовать в заседаниях Верховной Рады Украины, ее комитетов и временных специальных и других комиссий при рассмотрении вопросов , что касающихся деятельности Счетной палаты. Председатель Счетной палаты не может быть народным депутатом Украине, членом Правительства Украины, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу по совместительству (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой во внерабочее время). Первый заместитель и заместитель Председателя, главные контролеры и Секретарь Счетной палаты назначаются на должность Верховной Радой Украины по представлению Председателя Счетной палаты путем тайного голосования по списку сроком на 7 лет в порядке, установленном для назначения Председателя Счетной палаты. На указанные должности назначаются граждане Украины, которые имеют высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, права. Первый заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, в случае отсутствия Председателя Счетной палаты выполняет его функции, за поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в Верховной Раде Украины, ее комитетах, в центральных органах исполнительной власти и за рубежом. Заместитель Председателя Счетной палаты, главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты исполняют должностные обязанности в соответствии с утвержденным Коллегией Счетной палаты направления деятельности департаментов и Регламентом Счетной палаты. Секретарь Счетной палаты исполняет должностные обязанности соответствии с Регламентом Счетной палаты, обеспечивает функционирование аппарата Счетной палаты, координирует его деятельность с аппаратом других контрольных органов, созданных согласно с действующим законодательством Украины. Первый заместитель и заместитель Председателя Счетной палаты, главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты и Секретарь Счетной палаты не могут быть народными депутатами Украина, членами Правительства Украины , заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу по совместительству (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой во внерабочее время). Статья 11. Главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты Главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты являются должностными лицами, осуществляющими руководство определенными направлениями деятельности Счетной палаты в соответствии с определенными статьей 6 настоящего Закона функциями Счетной палаты . Конкретные направления деятельности департаментов Счетной палаты устанавливаются Коллегией Счетной палаты. Главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты в пределах своей компетенции, определенной Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности по закрепленным за департаментами направлениям и несут полную ответственность за результаты своей работы. Главные контролеры - руководители департаментов могут быть досрочно освобождены от должности, кроме отставки или увольнения по собственному желанию, в случае неудовлетворительного исполнения своих должностных обязанностей , нарушения законодательства или злоупотребления своим служебным положением по представлению Коллегии Счетной палаты, если такое решение принято большинством голосов от конституционного состава Верховной Рады Украины. Главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях комитетов Верховной Рады Украины, коллегий центральных органов исполнительной власти и других государственных органов, а также органов местного самоуправления. Главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты не могут заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу по совместительству (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой в внерабочее время). Статья 12. Секретарь Счетной палаты, аппарат Счетной палаты Организационную, информационно-справочную и другую работу по обслуживанию Счетной палаты осуществляет аппарат Счетной палаты под руководством Секретаря Счетной палаты. Должностные лица, работающие в аппарате Счетной палаты, непосредственно занимаются контрольной деятельностью в пределах компетенции Счетной палаты. Должностные лица аппарата Счетной палаты при исполнении служебных обязанностей имеют право: 1) знакомиться со всей документацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объекта, в отношении которого осуществляется проверка, ревизия или обследование; 2) требовать и получать от руководителей объектов, на которых проводится контроль, необходимые справки, информации, статистические данные, бухгалтерско-финансовые отчеты, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением проверок и ревизий; 3) беспрепятственно входить в помещения государственных органов, предприятий, организаций, архивов, хранилищ, производственных и вспомогательных помещений банков, финансово-кредитных учреждений и других объектов , если иное не предусмотрено законами Украины; 4) опечатывать кассовые и служебные помещения, хранилища и архивы. Статья 13. Обязательность выполнения требований должностных лиц аппарата Счетной палаты Требования руководителей Счетной палаты и должностных лиц ее аппарата, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, является обязательными для всех государственных органов, предприятий , учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения. Руководители и другие должностные лица проверяемых объектов, обязаны создавать нормальные условия для работы должностных лиц Счетной палаты, проводящих проверку или ревизию, < br> обеспечивать их техническое обслуживание и выполнение требований по предоставления необходимой документации. Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства о государственную и иную тайну Должностные лица аппарата Счетной палаты и лица, привлекаются ею к работе в процессе осуществления своих функций и полномочий, за нарушение законодательства о государственной и иной тайну , разглашение государственной и иной тайны, охраняется законом, а также за недостоверность результатов проведенных ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или обнародуются, несут ответственность согласно законодательством Украины. Глава а IV ПОРЯДОК деятельности Счетной палаты Статья 15. Планирование работы Счетной палаты Контроль за выполнением Государственного бюджета Украины, в том числе бюджетов общегосударственных целевых фондов, осуществлением финансирование общегосударственных программ, сохранением и использованием имущества, являющегося объект объектами права государственной собственности, организуется и проводится Счетной палатой на основе годовых и текущих планов, которые формируются с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты и конкретных поручений Верховной Рады Украины, ее комитетов. В план работы Счетной палаты обязательно включается выполнение обращений не менее одной трети конституционного состава Верховной Рады Украины, представленных в порядке, установленном Регламентом Верховной Рады Украины ( 129а/94-ВР , 129б/94-ВР ). При формировании планов работы Счетной палаты учитывается обязательное рассмотрение обращений и предложений Президента Украины, Кабинета Министров Украины. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся по решениям Коллегии Счетной палаты на основании постановлений или протокольных поручений Верховной Рады Украины, обращений комитетов Верховной Рады Украины и запросов народных депутатов Украины , по которым Верховная Рада принимает решение. Статья 16. Сфера применения полномочий Счетной палаты Полномочия Счетной палаты, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, распространяются на Верховную Раду Украины, органы исполнительной власти, в том числе их аппараты, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины и другие государственные органы и учреждения, созданные согласно законодательству Украине. Счетная палата имеет право контролировать также местные государственные администрации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, банки, кредитные учреждения, хозяйственные общества, страховые компании, другие финансовые учреждения и их союзы, ассоциации и другие объединения независимо от форм собственности, объединения граждан, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие общественные организации в части их деятельности , касающейся использования средств Государственного бюджета Украине. Статья 17. Регламент Счетной палаты Внутренние вопросы организации и деятельности Счетной палаты, ее аппарата, порядок делопроизводства, требования к работникам аппарата Счетной палаты и правила внутреннего трудового распорядка, другие вопросы организации работы аппарата Счетной палаты определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым Председателем Счетной палаты. Статья 18. Обеспечение Счетной палаты информационными материалами На запросы Счетной палаты в процессе осуществления ею своих функций все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять информацию, касающуюся объектов контроля и необходимой для осуществления проверки, ревизии и обследования. По требованию Счетной палаты Национальный банк Украины, уполномоченные банки и кредитные учреждения, финансовые организации обязаны предоставлять должностным лицам Счетной палаты необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов, что проверяются. Предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемыми объектами. Должностные лица органов и предприятий, проверяемых в случае отказа или уклонения от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также за предоставление недостоверной информации подлежат привлечению к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Украине. Статья 19. Обязательность соблюдения профессиональной тайны Материалы, предоставляемые для анализа, проверки или ревизии органами исполнительной власти, Национальным банком Украины или другим банковским учреждением, предприятиями, учреждениями и организациями, а также сведения и документы о финансовом, имущественном, налоговом положении юридических и физических лиц, поступающих в Счетную палату, составляют профессиональную тайну и могут быть использованы только для осуществления контроля. Разглашение каких-либо сведений, материалов, документов устными или печатными средствами массовой информации, в первую очередь отношении должностных лиц, которые ими пользовались или которым они были известны, преследуется законом. Статья 20. Профессиональная тайна Под профессиональной тайной согласно настоящему Закону подразумевается состояние сохранности материалов, документов, иных сведений, которыми пользуются должностные лица Счетной палаты и лица, привлекаются к осуществления функций Счетной палаты при проведения проверок, ревизий, обследований, и о которых запрещается разглашать в любой форме до момента принятия решения Счетной палаты. Статья 21. Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными контрольными органами Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины, а также государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции, обязаны способствовать деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проверок и ревизий ними проведено. {Часть первая статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Счетная палата в пределах своей компетенции может привлекать к участия в осуществлении контрольно-ревизионной деятельности государственных контрольные органы и их представителей, а также право на договорной основе привлекать к ревизиям и проверкам негосударственные аудиторские службы и отдельных высококвалифицированных специалистов. Статья 22. Проведение контроля за исполнением Государственного бюджета Украины Счетная палата в ходе исполнения Государственного бюджета Украины контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований, в том числе средств общегосударственных целевых фондов и расходов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга Украины, по сравнению с утвержденными показателями Государственного бюджета Украины, обнаруживает отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата по установленным формам ежеквартально представляет Верховной Раде Украины оперативный отчет о ходе выполнения Государственного бюджета Украины, в котором приводятся фактические сведения о формировании доходов и произведенных расходы по сравнению с показателями, утвержденными Законом о Государственном бюджете Украины текущего года, и показателями за соответствующий период или квартал предыдущего года. С целью обеспечения своевременного поступления и обработки информации, необходимой для составления отчета о выполнении Государственного бюджета Украины, Счетной палатой по согласованию с Кабинетом Министров Украины вводится обязательное "Обязательная финансовая отчетность всех центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций перед Счетной палатой. Решение о конкретных сроках выполнения и формах указанной отчетности принимается Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Счетной палаты. Анализ оперативной информации, полученной в порядке контроля, проводится Счетной палатой, и обобщенные сведения представляются Верховной Раде Украины, ее комитетам и Кабинету Министров Украине. Статья 23. Проведение контроля за финансированием общегосударственных программ Счетная палата проверяет финансирование утвержденных Верховной Радой Украины общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды и рассматривает материалы по этих вопросов на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Счетная палата по поручению Верховной Рады Украины может давать заключения и проводить экспертизу проектов законодательных актов по вопросам управления и распоряжения объектами права государственной собственности, если они с этой целью предварительно были направлены в Счетную палату субъектами права законодательной инициативы. (Часть третья статьи 23 утратила силу на основании Решение Конституционного Суда N 7-зп ( v007p710-97 ) от 23.12.97) В случае выявления нарушений или невыполнении установленных законодательством Украины требований по сохранности, использования объектов государственного имущества либо несвоевременной уплате в Государственный бюджет Украины средств, полученных от распоряжения и управления имуществом, являющихся объектами права государственной собственности, Счетная палата имеет право ставить перед соответствующими государственными органами вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, предусмотренной действующим законодательством Украины, и информировать об этом Верховную Раду Украине. Статья 24. Контроль за использованием кредитных ресурсов Счетная палата контролирует законность договоров, рациональное и эффективное использование кредитов и займов, получаемых Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций. Счетная палата проверяет эффективность размещения централизованных валютных и финансово-кредитных ресурсов, предоставляемых на возвратной основе, анализирует предоставление государственных кредитов, а также выделенных на безвозмездной основе средств иностранным государствам и международным организациям с обязательным информированием Верховной Рады Украины о результатах проверки. Статья 25. Осуществление контроля за деятельностью учреждений банковской системы Счетная палата проверяет деятельность Национального банка Украины и его учреждений, уполномоченных банков и кредитных учреждений в части обслуживания ими Государственного бюджета Украины. По результатам проверок деятельности учреждений банковской системы, в первую очередь Национального банка Украины, Счетная палата представляет заключения и предложения по его отчетам о обеспечение стабильности денежной единицы в Верховную Раду Украине, а также о деятельности Национального банка Украины по обслуживанию государственного долга Украины. Счетная палата ежегодно осуществляет проверку сметы расходов Национального банка Украины и представляет соответствующую информацию в Верховной Рады Украины. Статья 26. Проверки и ревизии Счетная палата осуществляет проверки и ревизии в соответствии с функций, определенных статьей 6 настоящего Закона. Сроки, объемы и средства их проведения устанавливаются Счетной палатой. В ходе проверок и ревизий на основе документального подтверждения их результатов, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и достаточность взаимных расчетов проверяемого объекта и Государственного бюджета Украине . Если проверка или ревизия относится к компетенции как Счетной палаты, так и другого государственного контрольного органа, она должна проводиться ими совместно. По итогам проведенных проверок и ревизий составляются отчеты, за достоверность которых соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность. О результатах проведенных проверок и ревизий Счетная палата информирует Верховную Раду Украины, доводит до сведения руководителей соответствующих центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций. О выявленных фактах нарушения закона, а также причинение государству ущерба Счетная палата информирует Верховную Раду Украины, а в случае выявления нарушений закона, влекущих административную или уголовную ответственность, по решению Коллегии Счетной палаты передает соответствующие материалы в правоохранительных органов. Должностным лицам Счетной палаты запрещается вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также обнародовать свои выводы до завершения проверок или ревизий и оформления их результатов актом, который утверждается Коллегией Счетной палаты. Сведения, предоставляемые должностным лицам Счетной палаты в ходе проверок и ревизий, не могут быть использованы в других целях или в противном случае, чем это предусмотрено настоящим Законом. Статья 27. Экспертиза и заключения Счетной палаты Счетная палата, осуществляя свою деятельность, обязана по поручению Верховной Рады Украины проводить экспертизу и давать выводы относительно: проекта Государственного бюджета Украины, обоснованности его доходной и расходной частей относительно объемов государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита Государственного бюджета Украины, утвержденных законом Украины; < br> отдельных направлений бюджетно-финансовой, денежно-кредитной политики, а также отдельным вопросам бюджетного процесса по прямым поручениям Верховной Рады Украины; проектов законодательных и других нормативных актов по вопросам бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем в случае, если они направлены Верховной Радой Украины на экспертизу в установленном порядке и должны быть внесены на ее рассмотрение; проектам общегосударственных целевых программ, финансируемых из бюджетов или на которые предусмотрено дополнительное финансирование из Государственного бюджета Украины; проектам программ Кабинета Министров Украины, на финансирование которых используются средства Государственного бюджета Украины; проектов международных договоров Украины, касающиеся расходов из Государственного бюджета Украины. По всем другим вопросам, отнесенным к функциям Счетной палаты, определенным статьями 2 и 6 настоящего Закона, Счетная палата дает заключения или письменные ответы по решению Коллегии Счетной палаты о принятии к исполнению запроса и подготовке заключения на основании: поручений комитетов Верховной Рады Украины, оформленных надлежащим образом; обращений Президента Украины; депутатских запросов и обращений народных депутатов Украины; запросов Кабинета Министров Украины, запросов центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной финансовой политики. {Абзац пятый части второй статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} В случае невозможности выполнения поручений, обращений и запросов Председатель Счетной палаты возвращает их с обоснованным письменным ответом, в котором со ссылкой на действующее законодательство Украины указывается причина невыполнение поручения, обращения и запроса. Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, которые принимаются Верховной Радой Украины и органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Статья 28. Заседания Коллегии Счетной палаты Коллегия Счетной палаты рассматривает на своих заседаниях вопросы планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, подготовки отчетов и информационных сообщений, направляемых в Верховную Раду Украины и ее комитетов, а также материалы проверок, ревизий и обследований, требующих принятия коллегиального решения. На заседаниях Коллегии Счетной палаты может быть рассмотрен любой вопрос, в соответствии со статьями 2 и 6 настоящего Закона отнесен к функций Счетной палаты. Заседания Коллегии Счетной палаты проводятся согласно Регламенту Счетной палаты при наличии не менее двух третей состава ее членов. Решения Коллегии принимаются в форме постановлений и заключений большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании, и подписываются Председателем и Секретарем Счетной палаты. В случае несогласия с решением Коллегии Счетной палаты член Коллегии, присутствующий на ее заседании, может информировать об этом Верховную Раду Украины или ее комитеты в письменной форме с обоснованием собственной позиции. Статья 29. Постановления и заключения Коллегии Счетной палаты Счетная палата по результатам проведенных контрольных мероприятий направляет органам исполнительной власти, руководителям предприятий, учреждений и организаций, банков и кредитных учреждений, которые проверялись, постановления и выводы, утвержденные Коллегией Счетной палаты, для соответствующего реагирования и принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещения убытков, причиненных государству, восстановлению правового режима общегосударственной собственности и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Украины, бесхозяйственности и расточительстве. Постановления и заключения Коллегии Счетной палаты должны быть рассмотрены в установленный ею срок, но не позднее чем в течение 15 календарных дней со дня их получения. О мерах реагирования на полученные постановления и заключения Коллегии Счетной палаты она уведомляется незамедлительно. В необходимых случаях Счетная палата может давать консультации и разъяснения по вопросам применения норм действующего законодательства Украины относительно объектов, на которых проводился контроль. В случае выявления в ходе проверок и ревизий присвоения денежных или материальных ресурсов, а также выявления фактов коррупции и иных злоупотреблений Счетная палата обязана незамедлительно за решению ее Коллегии передать материалы проверок или ревизий правоохранительных органов и уведомить об этом Верховную Раду Украины. Статья 30. Обобщения и предложения Счетной палаты Счетная палата систематически анализирует итоги плановых и текущих контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств Государственного бюджета Украины, хранения и использования имущества, являющегося объектами права государственной собственности, предоставления валютных и кредитно-финансовых ресурсов по их целевому назначению. В ходе анализа и обобщения информации, получаемой Счетная палата при осуществлении проверок, ревизий и обследований, она разрабатывает и представляет Верховной Раде Украины предложения о совершенствование законодательных актов, регулирующих бюджетные, финансово-кредитные, гражданско-правовые и иные отношения. (Статья 31 утратила силу на основании Решения Конституционного Суда N 7-зп ( v007p710-97 ) от 23.12.97) Глава а V КОНТРОЛЬ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ за деятельностью Счетной палаты Статья 32. Взаимоотношения Верховной Рады Украины по Счетной палатой Верховная Рада Украины направляет деятельность Счетной палаты на основе подотчетности и подконтрольности Счетной палаты, ее Коллегии и должностных лиц по соблюдению ими законности при осуществлении полномочий, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, и задач, поставленных перед Счетной палатой согласно действующему законодательством Украины. Статья 33. Анализ результатов контрольных мероприятий и выполнения поручений Верховной Рады Украины Верховная Рада Украины периодически, но не менее двух раз в год, поручает соответствующему Комитету Верховной Рады Украины осуществлять анализ результатов проведенных контрольных мероприятий и выполнения поручений , которые были даны в течение года Счетной палате, заслушивает при необходимости информацию о проведенной работе, проверки, ревизии и обследования, проводимых ею проверках, и дает оценку состояния ее контрольной деятельности в определенных настоящим Законом сферах. Статья 34. Заслушивание докладов и информаций (сообщений) Счетной палаты на заседаниях комитетов Верховной Рады Украины Комитеты Верховной Рады Украины по согласию Верховной Рады Украины заслушивают доклады, информации (сообщения) Счетной палаты по итогам проведенных проверок, ревизий и обследований в соответствии со сроками , необходимых для выполнения этих поручений и согласованных с соответствующими комитетами. На основании докладов и информаций (сообщений) Счетной палаты комитеты Верховной Рады Украины могут разрабатывать предложения по совершенствованию действующего законодательства Украины, развития бюджетной и финансово-кредитной системы Украины, а также готовить заключения по конкретным вопросам, касающимся выявленных отклонений и нарушений в определенных настоящим Законом сферах, подаются на рассмотрение Верховной Рады Украины. Статья 35. Ежегодный отчет Счетной палаты Верховной Раде Украины Счетная палата ежегодно не позднее 1 декабря представляет Верховной Раде Украины общий письменный отчет о результатах выполнения поручений Верховной Рады Украины, проведенных проверок, ревизий и обследований, а также о расходах на эту деятельность. Отчет Счетной палаты, утвержденный Верховной Радой Украины, публикуется в изданиях Верховной Рады Украины. Глава а VI ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ деятельности Счетной палаты Статья 36. Независимость и законность деятельности Счетной палаты Счетная палата свою деятельность осуществляет как независимый орган контроля Верховной Рады Украины и руководствуется Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) и законами Украины, выполняя свои функции и полномочия согласно статусу, определенному настоящим Законом. Статья 37. Гарантии правового статуса должностных лиц Счетной палаты {Положение части первой статьи 37 утратило силу как такое, которое является неконституционным, на основании Решения Конституционного Суда Решение Конституционного Суда N 7-зп ( v007p710-97 ) от 23.12.97} Председатель Счетной палаты, Первый заместитель и заместитель Председателя, главные контролеры и Секретарь Счетной палаты не могут быть задержаны, привлечены к уголовной ответственности без согласия Верховной Рады Украина. Сообщение о подозрении в совершении уголовного правонарушения Председателю Счетной палаты, Первому заместителю и заместителю Председателя, главным контролерам, Секретарю Счетной палаты может быть осуществлено только Генеральным прокурором Украина. {Часть вторая статьи 37 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} По любое воздействие на должностных лиц Счетной палаты, а также лиц, выполняющих ее поручения, с целью помешать выполнению ими служебных обязанностей или добиться принятия решение, противоречащее действующему законодательству Украины, насильственные действия, оскорбление, а также распространение ложной информации о них виновные лица несут ответственность, установленную законодательством Украины. Председателю Счетной палаты, его Первому заместителю и заместителю, главным контролерам и Секретарю Счетной палаты гарантируется профессиональная независимость. Они могут быть досрочно освобождены от должности по представлению Председателя Верховной Рады Украины в случае: |