З А К О Н У К Р А И Н Ы
О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 35, ст.290) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 208-IV ( 208 -15 ) от 24.10.2002, ВВР, 2002, N 50, ст.367 N 1045-IV ( 1045 - 15 ) от 09.07.2003, ВВР, 2004, N 5, ст. 25 - вступает в силу с 01.01.2004 N 1410-IV ( 1410-15 ) от 03.02.2004, ВВР, 2004, N 19, ст.251 N 1743-IV ( 1743-15 ) от 03.06.2004, ВВР , 2004, N 33-34, ст. 407 N 3365-IV ( 3365-15 ) от 18.01.2006, ВВР, 2006, N 19-20, ст .165 N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, ВВР, 2007, N 7-8, ст.66 N 1000-V ( 1000-16 ) от 03.05.2007, ВВР, 2007, N 33, ст .441 N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст.78 - изменения действуют по 31 декабря 2008 года} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 796-VI ( 796 -17 ) от 24.12.2008, ВВР, 2009, N 16, ст.222 N 2809-VI ( 2809 - 17 ) от 21.12.2010, ВВР, 2011, N 25, ст.189 N 3133-VI ( 3133-17 ) от 15.03.2011, ВВР, 2011, N 39, ст.389 N 3526-VI ( 3526-17 ) от 16.06.2011, ВВР, 2012, N 4, ст.21 N 3597-VI ( 3597-17 ) от 06.07.2011, ВВР, 2012, N 5, ст.44 N 5462-VI ( 5462-17 a >) от 16.10.2012}
{Установить на 2002 год уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи соответствии с настоящим Законом в сумме 80 гривен в расчета на одного человека согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001, ВВР, 2002, N 12-13, ст.92} {Установить на 2003 год уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи соответствии с настоящим Законом в сумме 80 гривен в расчета на одного человека согласно закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002, ВВР, 2003, N 10-11, ст.86} {Установить на 2004 год уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи соответствии с настоящим Законом для трудоспособных лиц в сумме 80 гривен, нетрудоспособных лиц - 110 гривен, инвалидов - 115 гривен Законом N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11. 2003, ВВР, 2004, N 17-18, ст.250} {Установить на 2005 год уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи соответствии с настоящим Законом для трудоспособных лиц в сумме 80 гривен, нетрудоспособных лиц - 120 гривен, инвалидов - 130 гривен. Для матери (отца, усыновителя), содержащее ребенка и не находится в браке, при определении государственной социальной помощи малообеспеченным семьям уровень обеспечения прожиточного минимума повышается на 25 процентов согласно Закону N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004, ВВР, 2005, N 7-8, ст.162 } {Установить уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи в соответствии с настоящим Законом с 1 января 2005 года для трудоспособных лиц в сумме 80 гривен, нетрудоспособных лиц - 120 гривен, инвалидов - 130 гривен, с 1 апреля 2005 года для трудоспособных лиц в сумме 100 гривен, нетрудоспособных лиц - 140 гривен, инвалидов - 150 гривен согласно Законам N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004, N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267} i > {Установить в 2006 году уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи соответствии с настоящим Законом устанавливается для трудоспособных лиц в сумме 110 гривен, нетрудоспособных лиц - 155 гривен, инвалидов - 165 гривен по Законом N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, ВВР, 2006, N 9, N 10-11, ст.96} {Установить, что в 2007 году уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи соответствии с настоящим Законом устанавливается для трудоспособных лиц в сумме 121 гривня, нетрудоспособных лиц - 170,5 гривни, инвалидов - 181,5 гривни, размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не может быть больше 75 процентов от уровня обеспечения прожиточного минимума < br> для семьи согласно Закону N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006} {Установить, что в 2008 году уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи соответствии с настоящим Законом устанавливается для трудоспособных лиц в сумме 133 гривни, нетрудоспособных лиц - 187,5 гривен, инвалидов - 200 гривен. Для каждого ребенка в малообеспеченной многодетной семье, в которой воспитывается трое или более детей до 16 лет (до 18 лет, если ребенок учится), уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум ) составляет 50 процентов прожиточного минимума, установленного для ребенка соответствующего возраста; размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не может быть более 75 процентов от уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи согласно Закону N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007} {Установить, что в 2009 году уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения помощи соответствии с настоящим Законом устанавливается для трудоспособных лиц в сумме 133 гривни, нетрудоспособных лиц - 187,5 гривни, инвалидов - 200 гривен. Для каждого ребенка в малообеспеченной многодетной семье, в которой воспитывается трое или более детей до 16 лет (до 18 лет, если ребенок учится), уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум ) составляет для ребенка до 6 лет - 278,5 гривны, для ребенка в возрасте от 6 до 18 лет - 350,5 гривны, размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не может быть больше 75 процентов от уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи согласно Закону N 835-VI ( 835-17 ) от 26.12.2008, ВВР, 2009, N 20, N 21-22, ст.269) {В тексте Закона слова "орган социальной защиты населения" во всех падежах заменены словами "орган труда и социальной защиты населения" в соответствующих падежах согласно закону N 208-IV ( 208-15 ) от 24.10.2002} {В тексте Закона: слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере труда и социальной политики" во всех падежах заменены словами " центральный орган исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения "в соответствующем падеже слова "орган труда и социальной защиты населения" во всех падежах и числах заменено словами "местная государственная администрация" в соответствующем падеже и числе. по закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012 }
Этот Закон направлен на реализацию конституционных гарантий права граждан на социальную защиту - обеспечение уровня жизни не низкого прожиточного минимума путем предоставления денежной помощи наименее социально защищены семь 'ям. Статья 1. Определение терминов В этом Законе термины используются в следующем значении: государственная социальная помощь малообеспеченным семьям (далее - государственная социальная помощь) - ежемесячная помощь, предоставляемая малообеспеченным семьям в денежной форме в размере, который зависит от величины среднемесячного совокупного дохода семьи; семья - это лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности. Права члена семьи имеет одинокий человек; (Абзац третий статьи 1 в редакции Закона N 1410-IV ( 1410-15 ) от 03.02.2004) малообеспеченная семья - семья, которая по уважительным или независимым от нее причинам имеет среднемесячный совокупный доход ниже прожиточного минимума для семьи; прожиточный минимум для семьи - определенная для каждой семьи зависимости от ее состава сумма прожиточных минимумов, рассчитанных и утвержденных в соответствии с Законом Украины "О прожиточном < br> минимуме "( 966-14 ) для лиц, которые относятся к основным социальных и демографических групп населения; среднемесячный совокупный доход семьи - исчисленный в среднем за месяц доход всех членов семьи из всех источников поступлений в течение шести месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи. Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Закона Украины "О прожиточном минимуме", настоящего Закона, других нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи. Статья 3. Право на государственную социальную помощь Право на государственную социальную помощь имеют малообеспеченные семьи, которые постоянно проживают на территории Украины. Статья 4. Порядок предоставления государственной социальной помощи Заявление о предоставлении государственной социальной помощи подается уполномоченным представителем семьи в местную государственную администрации или в исполнительный комитет сельского, поселкового совета. Исполнительный комитет сельского, поселкового совета передает заявление о предоставлении государственной социальной помощи в местной государственной администрации. {Часть первая статьи 4 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} В заявлении дается согласие семьи на сбор информации о ней, о ее собственности, доходах и имуществе, которая необходима для целей настоящего Закона. К заявлению о предоставлении государственной социальной помощи прилагаются: документ, удостоверяющий личность; справка о составе семьи. В состав семьи включаются муж, жена, родные, усыновленные и подопечные дети этих лиц до восемнадцати лет, а также дети, которые учатся на дневной форме обучения в общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведениях I-IV уровней аккредитации до достижения двадцати трех лет и не имеют собственных семей; неженатые совершеннолетние дети, которые признаны инвалидами с детства I и II групп или инвалидами I группы и проживают вместе с родителями нетрудоспособные родители мужа и жены, которые проживают вместе с ними и находящихся на их иждивении в связи с отсутствием собственных доходов; лицо, проживающее вместе с одиноким инвалидом I группы и < br> осуществляет уход за ним; женщина и мужчина, которые проживают одной семьей, не состоят в браке, но имеют общих детей. При этом в состав семьи включаются независимо от места проживания (пребывания) или регистрации дети, которые учатся на дневной форме обучения в общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведениях I-IV уровней аккредитации до достижения двадцати трех лет и не имеют собственных семей. В состав семьи не включаются лица, находящиеся на полном государственном содержании {Абзац третий части третьей статьи 4 в редакции Закона N 208-IV ( 208-15 ) от 24.10.2002 с изменениями, внесенными согласно Закону N 796-VI ( 796-17 ) от 24.12.2008, в редакции Закона N 3133-VI ( 3133-17 ) от 15.03.2011 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3597-VI ( 3597-17 ) от 06.07.2011} декларация о доходах и имуществе лиц, входящих в состав семьи (в декларацию не включаются государственная социальная помощь, назначена в соответствии с настоящим Законом; начисленная субсидия за потребленные жилищно-коммунальные услуги; уплаченные членами семьи алименты); справка о наличии и размере земельной доли (пая). Формы заявления, справки о составе семьи, декларации о доходах и имущество устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения. Местные государственные администрации для целей настоящего Закона имеют право пользоваться всеми официальными источниками информации, в том числе и информацией органов государственной налоговой службы. {Часть пятая статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462 - 17 ) от 16.10.2012} Государственная социальная помощь назначается с месяца обращения, если в течение месяца поданы все необходимые документы. Решение о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее предоставлении принимается местной государственной администрацией течение десяти календарных дней и последующего после его принятия дня направляется уполномоченному представителю малообеспеченной семьи. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, организует работу по назначению и выплате государственной социальной помощи малообеспеченным семьям. {Статья 4 дополнена новой частью согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи должно быть мотивированным и содержать разъяснение порядка его обжалования. Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи ( 250-2003 - п ) устанавливается Кабинетом Министров Украины. (Статья 4 дополнена частью по закону N 208-IV ( 208-15 ) от 24.10.2002) Статья 5. Размер государственной социальной помощи Размер государственной социальной помощи определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом, который исчисляется по методике, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, но этот размер не может превышать 75 процентов прожиточного минимума для семьи. (Часть первая статьи 5 в редакции Закона N 208-IV ( 208-15 ) от 24.10.2002) До стабилизации экономического положения в Украине размер государственной социальной помощи определяется с учетом уровня обеспечения прожиточного минимума. Уровень обеспечения прожиточного минимума устанавливается исходя из реальных возможностей расходной части Государственного бюджета Украины и утверждается одновременно с принятием закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Для каждого ребенка (кроме ребенка-инвалида), которая входит в состав малообеспеченной семьи, уровень обеспечения прожиточного минимума увеличивается на 10 процентов, а для каждой < br> ребенка-инвалида, которая входит в состав малообеспеченной семьи, для каждого ребенка, который содержится матерью (отцом, усыновителем), не состоит в браке, и запись об отце (матери) этого ребенка в Книге регистрации рождений осуществляется в установленном порядке за указанию матери (отца), для каждого ребенка, у которого один или оба родителя являются инвалидами I или II группы, - на 20 процентов. {Статья 5 дополнена частью по закону N 208-IV ( 208 -15 ) от 24.10.2002 - приобретает силу с 01.01.2003 года; в редакции Закона N 1045-IV ( 1045 -15 ) от 09.07.2003, N 3133-VI ( 3133-17 ) от 15.03.2011 } Для граждан, которые получили статус лица, которое проживает и работает (учится) на территории населенного пункта, которому предоставлен статус горного, уровень обеспечения прожиточного минимума увеличивается на 20 процентов. {Статья 5 дополнена частью по закону N 208-IV ( 208 -15 ) от 24.10.2002 - приобретает силу с 01.01.2003 года}
{Часть шестая статьи 5 исключен на основании Закона N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционной согласно решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008}
Статья 6. Сроки назначения государственной социальной помощи Государственная социальная помощь назначается на шесть месяцев. Одиноким лицам, признанным по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособными, не имеющим других источников к существования, государственная социальная помощь может быть назначена на срок признания лица нетрудоспособным. Одиноким лицам, достигшим 65-летнего возраста и не имеют других источников к существованию, государственная социальная помощь может быть предназначена пожизненно. Указанные в частях второй и третьей настоящей статьи условия применяются при назначении государственной социальной помощи неработоспособном супругам при отсутствии лиц, обязанных их содержать в соответствии с закона. Статья 7. Условия, при которых государственная социальная помощь не назначается, уменьшается ее размер или прекращается выплата Государственная социальная помощь не назначается в случаях, когда: трудоспособные члены малообеспеченной семьи не работают, не служат, не учатся на дневной форме обучения в общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведениях I-IV уровней аккредитации в течение трех месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи (кроме лиц, которые в установленном порядке признаны безработными и по информации центров занятости не нарушают законодательство о занятости относительно содействия своему трудоустройству; лиц, которые ухаживают за детьми до достижения ими трехлетнего возраста или за детьми, которые нуждаются уходе на протяжении времени, определенного в медицинском заключении ВКК, но не более чем до достижения < br> ими шестилетнего возраста; лиц, которые ухаживают за инвалидами I группы или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, за инвалидами II группы вследствие психического расстройства, а также за лицами, достигшими 80-летнего возраста) {Абзац второй части первой статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3526-VI ( 3526-17 ) от 16.06.2011} выяснено, что малообеспеченная семья имеет дополнительные источники для существования, а также кто-нибудь из ее состава в течение 12 месяцев перед обращением за предоставлением государственной социальной помощи осуществил покупку или оплатил услуги на сумму, которая на время обращения превышает 10-кратную величину прожиточного минимума для семьи; в собственности или владении малообеспеченной семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 квадратный метр на одного члена семьи и дополнительно 10,5 квадратного метра на семью, или больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма); в собственности или владении малообеспеченной семьи (кроме семей, состоящих только из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являются инвалидами I и II группы, и семей, в которых есть дети-инвалиды) есть земельный участок площадью более 0,6 га, кроме случаев, когда такая земельный участок по независимым от семьи причинам не приносит доход. При наличии обстоятельств, предусмотренных в части первой настоящей статьи, государственная социальная помощь может быть назначена местной государственной администрацией на основании решений районных, районных в городах и Севастополе государственных администраций и исполнительных комитетов городских и районных в городах (в случае их создания) советов в случае, если: {Абзац первый части второй статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462 - VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} в составе семьи есть инвалид; в малообеспеченной многодетной семье воспитываются трое или более детей до 18 лет (если дети учатся на дневной форме обучения в общеобразовательных, а также профессионально-технических, высших учебных заведениях I-IV уровней аккредитации, но не дольше чем до достижения ими 23 лет); невозможность получения любых источников для существования связана с продолжительной болезнью одного и / или нескольких членов семьи. Решение о назначении государственной социальной помощи в таких случаях принимается на основании обследования материально-бытовых условий семьи, которая обратилась за назначением такой помощи. Назначенная государственная социальная помощь может быть уменьшена до 50 процентов ее размера в случае неиспользования семьей возможностей нахождения дополнительных источников для существования. Если семьей умышленно поданы недостоверные сведения или скрыты сведения, которые повлияли или могли повлиять на установление права на государственную социальную помощь и на определение ее размера , выплата назначенной государственной социальной помощи прекращается с месяца, в котором выявлено нарушение. На следующий срок государственная социальная помощь может быть назначена не ранее шести месяцев начиная с первого числа месяца выявления нарушения. {Статья 7 в редакции Закона N 208-IV ( 208-15 a >) от 24.10.2002; с изменениями, внесенными согласно Законам N 3365-IV ( 3365-15 ) от < br> 18.01.2006, N 1000-V ( 1000-16 ) от 03.05.2007, в редакции Закона N 796 -VI ( 796-17 ) от 24.12.2008} Статья 8. Перерасчет размера государственной социальной помощи Размер назначенной государственной социальной помощи пересчитывается по заявлению уполномоченного представителя семьи. В случае утверждения нового уровня обеспечения прожиточного минимума размер назначенной помощи пересчитывается без обращения уполномоченного представителя семьи. (Статья 8 в редакции Закона N 208-IV ( 208-15 a >) от 24.10.2002) Статья 9. Выплата государственной социальной помощи Государственная социальная помощь выплачивается раз в месяц по месту жительства уполномоченного представителя семьи государственными предприятиями связи или перечисляется на лицевой счет уполномоченного представителя семьи й в банковском учреждении. Не полученная своевременно по вине семьи государственная социальная помощь может быть получена в следующем месяце, но не позднее месяца после окончания срока, на который она предназначена. Задержка выплаты государственной социальной помощи по вине органа, что ее назначает или выплачивает, не допускается. При переезде семьи в другую местность выплата назначенной государственной социальной помощи по прежнему месту жительства прекращается. Статья 10. Порядок обжалования решения о предоставлении государственной социальной помощи Жалоба на решение местной государственной администрации о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее предоставлении может быть подана в вышестоящий орган исполнительной власти или в суд. Статья 11. Финансирование государственной социальной помощи Покрытие расходов на выплату государственной социальной помощи малообеспеченным семьям осуществляется за счет субвенций из государственного бюджета в местные бюджеты. (Часть первая статьи 11 в редакции Закона N 208-IV ( 208-15 ) от 24.10.2002 - приобретает силу с 01.01.2003 года) За счет местных бюджетов и специально созданных региональных фондов социальной помощи органы местного самоуправления могут проводить доплаты к установленным в соответствии этому Закону размеров государственной социальной помощи исходя из утвержденного регионального прожиточного минимума. Статья 12. Учет получателей государственной социальной помощи С целью ведения учета семей - получателей государственной социальной помощи, обеспечение контроля за правильностью и своевременностью ее предоставления, а также для организации нормативно-справочной информации для местных государственных администраций, которые назначают и осуществляют контроль за правильностью предоставления государственной социальной помощи, центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, создается единая учетно-информационная система. Единая учетно-информационная система получателей государственной социальной помощи формируется и используется с соблюдением требований Закона Украины "Об информации" ( 2657-12 ), других законов Украине. Статья 13. Контроль за правильностью предоставления государственной социальной помощи Контроль за правильностью предоставления государственной социальной помощи и использования средств Государственного бюджета Украины, по оказанию государственной социальной помощи, осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, непосредственно и через руководителя и уполномоченных им лиц центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. {Часть первая статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Часть вторая статьи 13 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства о государственной социальной помощи Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, несут ответственность согласно закону. Статья 15. Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 1-1. Размер государственной социальной помощи (в том числе и максимальный), определенный согласно статье 5 этого Закона, увеличивается на каждого ребенка в возрасте от 3 до 13 лет в 2011 году на 60 гривен, в 2012 году - на 120 гривен, в 2013 году - на 180 гривен, в 2014 году - на 250 гривен, а на каждого ребенка в возрасте от 13 до 18 лет увеличивается в 2011 году на 100 гривен, в 2012 году - на 230 гривен, в 2013 году - на 360 гривен, в 2014 году - на 500 гривен. {Статья 15 дополнена пунктом 1-1 согласно Закону N 2809-VI ( 2809-17 ) от 21.12.2010} 2. Кабинету Министров Украины в двухмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона: внести в Верховную Раду Украины предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену органами исполнительной власти принятых ими нормативно-правовых актов, не соответствующих настоящему Закона.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 1 июня 2000 N 1768-III
|
|