Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 17. Права платника податків

17.1. Платник податків має право:

17.1.1. безоплатно отримувати в органах государственной налоговой службы и в таможенных органах, в том числе и через Интернет, информацию о налогах и сборах и нормативно-правовые акты, которые регулируют, порядок учета и уплаты налогов и сборов, правах и обязанности ' связки налогоплательщиков, полномочия контролирующих органов и их должностных лиц по осуществлению налогового контроля

17.1.2. представлять свои интересы в контролирующих органах самостоятельно, через налогового агента или уполномоченного представителя

17.1.3. выбирать самостоятельно, если иное не установлено настоящим Кодексом, метод ведения учета доходов и расходов

17.1.4. пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований в порядке, установленном настоящим Кодексом

17.1.5. получать отсрочку, рассрочку уплаты налогов или налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

17.1.6. присутствовать при проведении проверок и предоставлять объяснения по вопросам, возникающим во время таких проверок, знакомиться и получать акты (справки) проверок, проведенных контролирующими органами, перед подписанием актов (справок) о проведении проверки, в случае наличия замечаний по содержанию (тексту) составленных актов (справок) подписывать их с оговоркой и подавать контролирующему органу письменные возражения в порядке, установленном настоящим Кодексом;

17.1.7. обжаловать в порядке, установленном настоящим Кодексом, решения, действия (бездействие) контролирующих органов (должностных лиц), предоставленные контролирующими органами раз ' объяснения

17.1.8. требовать от контролирующих органов проведения проверки сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в пользу налогоплательщика

17.1.9.на неразглашении контролирующим органом (должностными лицами) сведений о таком плательщике без его письменного согласия и сведений, составляющих конфиденциальную информацию, государственную, коммерческую или банковскую тайну и стали известны время выполнения должностными лицами служебных обязанностей ' связей, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законами

17.1.10. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней, штрафов в порядке, установленном настоящим Кодексом;

17.1.11. на полное возмещение убытков (вреда), причиненных незаконными действиями (бездействием) контролирующих органов (их должностных лиц), в установленном законом порядке

17.1.12. по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, вести учет временных и постоянных налоговых разниц, и использовать данные такого учета для составления декларации по налогу на прибыль.

17.2. Налогоплательщик имеет также другие права, предусмотренные законом.

Комментарий

В комментируемой статье содержится общий перечень основных прав налогоплательщиков. Этот перечень не следует рассматривать как исчерпывающий. В п. 17.2 ст. 17 законодатель подчеркивает, что налогоплательщик имеет и другие права, предусмотренные законом. То есть, если в других статьях НК будет указание на то или иное дополнительное право налогоплательщика, а это право не указано в ст. 17, то плательщик вправе воспользоваться таким дополнительным правом.

При применении данной статьи следует учесть, что она содержит общие формулировки прав плательщиков. Каждое из перечисленных в данной статье право детализировано в других разделах ПК.

1. Согласно статье 17 НК налогоплательщик имеет право бесплатно получать в органах государственной налоговой службы и в органах таможенной службы, в том числе и через Интернет, информацию о налогах и сборах и нормативно-правовые акты, которые регулируют, порядок учета и уплаты налогов и сборов, правах и обязанности ' связки налогоплательщиков, полномочия контролирующих органов и их должностных лиц по осуществлению налогового контроля. Данное право плательщика детализированы в главе 3 ПК, а именно в статьях 52 и 53, где урегулирован право плательщика на налоговую консультацию.

Плательщику целесообразно обращаться за консультацией в письменной форме, поскольку только письменный ответ плательщику признается как правовой акт индивидуального действия.

Новшеством ПК является признание индивидуального характера налоговой консультации. Есть консультация предоставлена службы (таможенными органами) имеет правовые последствия только для плательщика, обращался по данной консультацией. Любой другой суб ' объект, который имеет налоговые обязанности ' связки, используя такую представлять свои интересы в контролирующих органах самостоятельно, через налогового агента или уполномоченного представителя. Участие налогового агента (его правовой статус выписаны в ст. 18 НК) в тех или иных налоговых правоотношениях должна быть прямо предусмотрена в статьях ПК. Так, при взимании налога на доходы физических лиц права и обязанности ' связки налогового агента закреплено в ст. 168 ПК. Следует отметить, что налоговый агент - это весьма своеобразный вид представителя налогоплательщика. Во-первых, законодатель приравнивает налогового агента к налогоплательщику, а во-вторых, у налогоплательщика отсутствуют полномочия относительно свободного избрания себе налогового агента. Свободно выбрать по своему желанию налогоплательщик может только уполномоченный представитель. Какие налоговые обязанности ' связки будет выполнять уполномоченный представитель определяет налогоплательщик. Относительно налогового агента, то перечень налоговых обязанности ' связей, которые возлагаются на него, определяются исключительно нормами НК, а не налогоплательщиком. Общие требования по деятельности уполномоченного представителя налогоплательщика содержатся в ст. 19 ПК.

3. Плательщику предоставлено право, в случаях, предусмотренных нормами НК, самостоятельно выбирать метод ведения учета доходов и расходов. Например, согласно пп. 14.1.266 п. 14.1 ст. 14 НК как метод налогового учета с целью взимания НДС определяется " кассовый метод ".

4. Одним из прав, предоставленных налогоплательщику, есть право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований в порядке, установленном НК. Общие требования по применению налоговых льгот изложены в ст. 30 ПК. Однако каждый раздел НК, регулирующим взимание конкретного вида налога (сбора), содержит нормы относительно особенностей применения налоговых льгот в отношении данного налога (сбора).

Налоговая льгота - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, перед другими плательщиками и заключаются в полном или частичном освобождении их от налогообложения. Льготной может быть признана деятельность налогоплательщика или его принадлежность к определенной социальной группы, значение осуществляемых плательщиком расходов и т.д..

Налоговые льготы различают четырех видов: а) осуществление налогового вычета (скидки) уменьшает базу налогообложения к начислению налога и сбора (налоговая социальная льгота, которая предоставляется плательщикам налога на доходы физических лиц по ст. 169 НК) б) уменьшение налогового обязательства ' Обязательства после начисления налога и сбора (предоставление налоговой скидки по налогу на доходы физических лиц - ст. 166 НК) в) установление пониженной ставки налога и сбора (например, п. 167.4 ст. 167 предусматривает пониженную ставку по налогу на доходы физических лиц для шахтеров в размере 10 процентов) г) освобождение от уплаты налога и сбора (освобождение от налогообложения налогом на прибыль предусмотрено ст. 154 НК).

Надо учитывать, что применение налоговых льгот является именно правом налогоплательщика, а не его обязанность ' связью.

5. Налогоплательщик имеет право обратиться с заявлением в органы государственной налоговой службы о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты налогов в порядке и на условиях, определенных в ПК. Это право плательщика детализированы в ст. 100 ПК. Отсрочка (рассрочка) является переносом сроков уплаты налогоплательщиком его денежных обязательства ' язань по уплате налога (налогового долга) в более поздние сроки. Предоставляется на возмездной основе по решению органа государственной налоговой службы (оплата рассчитывается по правилам, определенным в п. 129.4 ст. 129 НК). Если налог общегосударственный решение принимается руководителем (его заместителем) органа государственной налоговой службы. Отсрочка (Рассрочки) местных налогов осуществляется по решению руководителя (его заместителя) органа государственной налоговой службы и утверждается финансовым органом местного органа исполнительной власти. На основании принятого решения между налогоплательщиком и органом государственной налоговой службы заключается договор об отсрочке (Рассрочки) денежных обязательства ' язань или налогового долга.

6. Плательщик имеет право присутствовать при проведении проверки контролирующими органами (исключением является проведение документальной невыездной проверки, где присутствие налогоплательщика не является обязательным ' Обязательным - п. 79.3 ст. 79 НК), знакомиться с актом проверки, подписывать его и предоставлять свои замечания к акту проверки. Все эти права раскрыто в главе 8, в частности в ст. 86 ПК, которой урегулирован порядок оформления результатов проверки, составление актов (справок) проверки.

7. Законодатель предоставляет плательщику право обжаловать решения, действия, бездействие контролирующих органов, их должностных лиц, а также раз ' объяснения, предоставлены плательщику контролирующим органом (органами государственной налоговой службы или таможенной службы).

Решение контролирующих органов могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. Процедура административного обжалования изложена в ст. 56 НК. Решение обжалуется в вышестоящий контролирующий орган в отношении органа, принявшего оспариваемое решение.

Обжалование решений налоговых органов в судебном порядке осуществляется с соблюдением требований статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины. В частности, в ч. 5 ст. 99 КАС Украины закреплено, что для обращения в административный суд относительно обжалования решения субъекта ' объекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, устанавливается месячный срок .

В суд налогоплательщик на основании п. 53.3 ст. 53 ПК также может обжаловать как правовой акт индивидуального действия предоставленную ему контролирующим органом налоговую консультацию, изложенную в письменной форме.

8. Плательщику предоставлено право требовать от контролирующих органов (органов государственной налоговой службы или таможенной службы) проведения проверки фактов и сведений, могут свидетельствовать в его пользу. Например, при подаче жалобы в налоговый орган на принятое по результатам проверки налоговое уведомление-решение, при подаче возражений к акту проверки, налогоплательщик ссылается на документы или обстоятельства, которые не были из ' выяснены во время проверки. В соответствии с подпунктом 78.1.5 пункта 78.1 статьи 78 и пункта 86.7 статьи 86 НК по указанным выше основаниям может быть проведена проверка для с ' выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проведения предыдущей проверки.

9. Если должностными лицам органов государственной налоговой службы или таможенной службы во время выполнения ими должностных обязанности ' связей были получены данные, которые составляют конфиденциальную информацию, государственную, коммерческую или банковскую тайну, то такая информация не подлежит разглашению (исключая случаев, прямо предусмотренных в законодательными актами). Конфиденциальной является информация , доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов ' объектов властных полномочий, и которая может распространяться в определенном ими порядке по их желанию в соответствии с определенными ими условий. Принадлежность информации к конфиденциальной оценивается в соответствии со ст. 21 Закона Украины " Об информации " и ст. 7 Закона Украины " О доступе к публичной информации ".

Данные, содержащих государственную тайну, определяются в соответствии с Законом Украины 21 января 1994 " О государственную тайну ".

Согласно части 1 статьи 36 Хозяйственного кодекса Украины: " сведения, эт ' связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельности субъектов ' ведения хозяйства, которые не являются государственной тайной, разглашение которых может нанести ущерб интересам субъектов ' ведения хозяйства, могут быть признаны его коммерческой тайной . Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, способ их защиты определяются суб ' ведения хозяйства согласно закону ".

Налогоплательщик имеет право отнести к коммерческой тайне любую информацию, за исключением сведений, перечень которых утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 9 августа 1993 г. N 611.

Данные, составляющие банковскую тайну определяются в соответствии со ст. 60 Закона Украины " О банках и банковской деятельность ".

10. Налогоплательщику предоставлено право на возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, пеней, штрафов. В соответствии с пп. 14.1.115 п. 14.1 ст. 14 ПК " излишне уплаченные денежные обязательства ' обязательства - это сумма средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательства ' язань, предельный срок уплаты которых наступил на такую плательщика на полное возмещение вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) контролирующих органов (их должностных лиц). В п. 21.3 ст. 21 ПК это право плательщика корреспондируется с обязательным ' связью должностных лиц контролирующих органов. Отмечается, что возмещение ущерба осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

12. Плательщикам предоставлено право при ведении учета налоговых разниц (временных и постоянных) использовать нормы Положения бухгалтерского учета " Налоговые разницы ", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 25 января 2011 N 27. Налоговой считается разница, возникающая между оценкой и критериями признания доходов, расходов, активов, обязательства ' язань согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета и доходами и расходами, определенными налоговым законодательством

Данные такого учета применяются налогоплательщиком при составлении декларации по налогу на прибыль.