З А К О Н У К Р А И Н Ы
О системе гарантирования вкладов физических лиц
Статья 45. Объявления о ликвидации банка 1. Фонд не позднее рабочего дня, следующего за днем ??получения решения Национального банка Украины об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка, размещает информацию об этом на своей официальной странице в сети Интернет. 2. Фонд осуществляет опубликование сведений о ликвидации банка и назначении уполномоченного лица Фонда в газетах "Урядовый курьер" и "Голос Украины" не позднее чем через семь дней со дня принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. 3. Сведения о ликвидации банка и назначении уполномоченного лица Фонда должны содержать: 1) наименование и другие реквизиты ликвидируемого банка 2) дата и номер решения Национального банка Украины об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка 3) дату и номер решения исполнительной дирекции Фонда о назначении уполномоченного лица Фонда 4) фамилия, имя и отчество уполномоченного лица Фонда 5) информацию о месте и сроке приема требований кредиторов. 4. Уполномоченное лицо Фонда в семидневный срок с даты принятия Национальным банком Украины решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка размещает объявления, содержащая сведения о ликвидации банка в соответствии с частью третьей настоящей статьи, во всех помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание клиентов. P > 5. В течение 30 дней со дня опубликования сведений об отзыве банковской лицензии, ликвидации банка и назначении уполномоченного лица Фонда кредиторы имеют право заявить уполномоченному лицу Фонда о своих требованиях к банку. Требования физических лиц-вкладчиков в пределах гарантированной Фондом суммы возмещения по вкладам не заявляются. Статья 46. Последствия назначения уполномоченного лица Фонда 1. Уполномоченное лицо Фонда от имени Фонда выполняет функции по ликвидации банка в соответствии с настоящим Законом и приступает к исполнению своих обязанностей немедленно после принятия Фондом решения о назначении уполномоченного лица Фонда. 2. Со дня назначения уполномоченного лица Фонда 1) прекращаются все полномочия органов управления банка (общего собрания, наблюдательного совета и правления (совета директоров)) и органов контроля (ревизионной комиссии и внутреннего аудита). Если в ликвидируемого банка, осуществлялась временная администрация, со дня принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка временная администрация банка прекращается 2) банковская деятельность банка завершается окончанием технологического цикла конкретных операций в случае, если это будет способствовать сохранению или увеличению ликвидационной массы 3) срок исполнения всех денежных обязательств банка и обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) считается наступившим 4) прекращается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и применения других санкций по всем видам задолженности банка 5) сведения о финансовом положении банка перестают быть конфиденциальными или составлять банковскую тайну 6) заключение сделок, связанных с отчуждением имущества банка или передачей его имущества третьим лицам, допускается в порядке, предусмотренном статьей 51 настоящего Закона 7) теряют силу публичные обременения или ограничения на распоряжение (в том числе аресты) любым имуществом (средствами) банка. Наложение новых обременений или ограничений на имущество банка не допускается. 3. Требования по обязательствам банка, возникшие при проведении ликвидации, могут предъявляться только в пределах ликвидационной процедуры. 4. В течение трех дней со дня назначения уполномоченного лица Фонда руководители банка (или уполномоченное лицо, если в банке осуществлялась временная администрация) обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации банка, печатей и штампов, материальных и других ценностей банка уполномоченному лицу Фонда. В случае уклонения от исполнения указанных обязанностей виновные лица несут ответственность согласно закону. 5. Лицо, умышленно препятствующее доступу уполномоченного лица Фонда в банк, его помещений, средств связи, операционных систем, активов, книг, записей, документов, несет ответственность согласно законодательству Украины. Статья 47. Организация работы уполномоченного лица Фонда 1. Уполномоченное лицо Фонда определяется исполнительной дирекцией Фонда. К ней применяются правила и требования, определенные статьей 35 настоящего Закона. 2. Решение уполномоченного лица Фонда являются обязательными для выполнения работниками ликвидируемого банка. 3. Уполномоченное лицо Фонда 1) действует без доверенности от имени ликвидируемого банка, имеет право подписи любых договоров (сделок), других документов от имени банка 2) отчитывается по результатам своей работы перед исполнительной дирекцией Фонда. 4. Уполномоченное лицо Фонда имеет право привлекать к своей работе других специалистов, оплата труда которых осуществляется в соответствии с нормативно-правовых актов Фонда за счет ликвидируемого банка, в пределах сметы расходов, утвержденной исполнительной дирекцией Фонда. Статья 48. Полномочия уполномоченного лица Фонда 1. Уполномоченное лицо Фонда со дня своего назначения осуществляет следующие полномочия: 1) выполняет полномочия органов управления банка 2) принимает в свое ведение имущество (средства) банка, принимает меры по обеспечению его сохранности, формирует ликвидационную массу и выполняет функции по управлению и реализации имущества банка 3) составляет не позднее чем через три дня со дня своего назначения перечень вкладчиков, которые имеют право на возмещение средств по вкладам за счет средств Фонда 4) составляет реестр акцептованных требований кредиторов и осуществляет меры по удовлетворению требований кредиторов 5) в установленном законодательством порядке принимает меры к возвращению дебиторской задолженности банка, задолженности заемщиков перед банком и возвращения (истребовании) имущества банка, находящегося у третьих лиц 6) увольняет работников банка в соответствии с законодательством Украины о труде 7) заявляет отказ от исполнения договоров и в установленном законодательством порядке расторгает их 8) передает в установленном порядке на хранение документы банка, подлежащих обязательному хранению 9) выполняет полномочия, которые определены частью второй статьи 37 настоящего Закона 10) осуществляет отчуждение активов и обязательств банка в случае, если это было предусмотрено планом урегулирования, или в других случаях по решению исполнительной дирекции Фонда. 2. Уполномоченное лицо Фонда может осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и / или нормативно-правовыми актами Фонда, необходимые для завершения процедуры ликвидации банка. Статья 49. Мероприятия по подготовке удовлетворение требований кредиторов 1. Уполномоченное лицо Фонда прекращает прием требований кредиторов по истечении 30 дней со дня опубликования сведений в соответствии с части второй статьи 45 настоящего Закона. Любые требования, поступившие после истечения этого срока, считаются погашенными, за исключением требований вкладчиков в пределах гарантированной Фондом суммы возмещения по вкладам. 2. В течение 90 дней со дня опубликования сведений в соответствии с частью второй статьи 45 настоящего Закона уполномоченное лицо Фонда осуществляет следующие мероприятия: 1) определяет сумму задолженности каждому кредитору и относит требования к определенной очереди погашения 2) отклоняет требования в случае их подтверждения фактическими данными, содержащимися в распоряжении уполномоченного лица Фонда, и, в случае необходимости, заявляет в установленном законодательством порядке возражения по заявленным в банк требованиям кредиторов 3) составляет реестр акцептованных требований кредиторов в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами Фонда. 3. Реестр акцептованных требований кредиторов подлежит утверждению исполнительной дирекцией Фонда. 4. Любые споры относительно акцепта требований кредиторов подлежат разрешению в судебном порядке. Судебное производство по таким требованиям не приостанавливает течение ликвидационной процедуры. 5. Течение 20 дней со дня утверждения реестра акцептованных требований кредиторов уполномоченное лицо Фонда: 1) письменно извещает кредиторов о акцепта их требований 2) еженедельно публикует объявления о дне и месте, где можно ознакомиться с реестром акцептованных требований кредиторов, и о дате утверждения этого реестра исполнительной дирекцией Фонда. 6. Уполномоченное лицо Фонда не имеет права осуществлять удовлетворение требований кредиторов до утверждения реестра акцептованных требований кредиторов, за исключением погашения по согласованию с исполнительной дирекцией Фонда требований по сделкам, обеспечивающие проведение ликвидационной процедуры. 7. Уполномоченное лицо Фонда обязана в 60-дневный срок со дня его назначения отправить сообщение всем клиентам, которые пользуются услугами ответственного хранения, о необходимости изъять свои ценности течение одного месяца со дня уведомления. Материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении банка и не были изъяты владельцами в указанный в уведомлении срок, считаются фондами, которые не могут претендовать кредиторы банка. Такие ценности переходят в распоряжение Фонда для возвращения законным владельцам. 8. Требования, не включены в реестр акцептованных требований кредиторов, удовлетворению в ликвидационной процедуре не подлежат и считаются погашенными. Статья 50. Формирование конкурсной массы банка 1. Со дня своего назначения уполномоченное лицо Фонда приступает к инвентаризации и оценки имущества банка с целью формирования ликвидационной массы банка. 2. В ликвидационную массу банка включаются любое недвижимое и движимое имущество, средства, имущественные права и другие активы банка. В ликвидационную массу банка не включается имущество в случаях, прямо предусмотренных законом. 3. Имущество банка, включается в ликвидационную массу, подлежит оценке в порядке, установленном законодательством Украины. Для проведения оценки имущества уполномоченное лицо Фонда имеет право привлекать субъектов оценочной деятельности с оплатой их услуг за счет ликвидационной массы банка. 4. Инвентаризация имущества банка и формирования ликвидационной массы должны быть завершены в срок до шести месяцев со дня принятия решения о ликвидации банка и отзыва банковской лицензии. Результаты инвентаризации и формирования ликвидационной массы отражаются в акте, который подлежит утверждению исполнительной дирекцией Фонда. 5. Активы негосударственных пенсионных фондов, ипотечные активы, находящиеся в управлении банка или является обеспечением выполнения обязательств по сертификатам с фиксированной доходностью, эмитентом которых является банк, активы банка, включенные в состав ипотечного покрытия ипотечных облигаций, а также средства на счета фонда финансирования строительства или имущество фонда операций с недвижимостью, в том числе средства на его счету, находящихся в управлении банка, не включаются в ликвидационную массу банка. Распоряжение этими активами осуществляется в соответствии с законами Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" , " Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах ", "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью" и "Об ипотечных облигациях" . Статья 51. Реализация имущества ликвидируемого банка 1. Уполномоченное лицо Фонда не вправе отчуждать имущество банка до утверждения исполнительной дирекцией Фонда результатов инвентаризации имущества банка и формирования ликвидационной массы, кроме случаев предоставления исполнительной дирекцией Фонда разрешения на реализацию отдельного имущества с целью предотвращения убытков или рисков его потери. 2. С целью получения дохода уполномоченное лицо Фонда имеет право заключать договоры о передаче отдельного имущества банка в срочное платное пользование другим лицам в реализации этого имущества в установленном порядке. 3. После утверждения исполнительной дирекцией Фонда результатов инвентаризации имущества банка и формирования ликвидационной массы уполномоченное лицо Фонда начинает реализацию имущества банка в порядке, установленном настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Фонда, с целью получения максимальной выручки в кратчайший срок. Исполнительная дирекция Фонда по представлению уполномоченного лица Фонда утверждает способы, порядок, состав и условия отчуждения имущества банка, включенного в ликвидационную массу. 4. Порядок продажи имущества банка при проведении ликвидационной процедуры определяется и регламентируется нормативно-правовыми актами Фонда. Имущество банка может быть реализовано: 1) на открытых торгах (аукционе) 2) на закрытых торгах (в отношении имущества банка, ограниченного в обороте) 3) путем продажи среди заранее определенного круга лиц (в отношении имущества, на которое существует ограниченный спрос) 4) путем уступки права требования по кредитам другим финансовым учреждениям 5) путем реализации на организованных местах продажи (биржах, в торговых посредников и т.п.). В случае если реализовать имущество в способы, предусмотренные пунктами 1-5 настоящей части, не удалось, имущество банка может быть реализовано в любой другой способ на конкурсной основе. 5. Уполномоченное лицо Фонда обязано принимать меры в соответствии с законом для взыскания задолженности заемщиков и других лиц перед банком. Статья 52. Очередность и порядок удовлетворения требований к банку, оплата расходов и осуществление платежей 1. Средства, полученные в результате ликвидации и реализации имущества банка, направляются уполномоченным лицом Фонда на удовлетворение требований кредиторов в следующей очередности: 1) обязательства, возникшие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан 2) денежные требования по заработной плате, возникшие из обязательств банка перед работниками до принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка 3) требования Фонда, возникшие в случаях, определенных настоящим Законом, в том числе по возврату целевого займа банка, предоставленной в течение осуществления временной администрации с целью обеспечения выплат согласно пункта 1 части шестой статьи 36 настоящего Закона, и относительно покрытия расходов Фонда, предусмотренных в пункте 17 части пятой статьи 12 настоящего Закона {Пункт 3 части первой статьи 52 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411-VI от 02.10.2012 } 4) требования вкладчиков - физических лиц в части, превышающей сумму, выплаченную Фондом 5) требования Национального банка Украины, возникшие в результате снижения стоимости залога, предоставленного для обеспечения кредитов рефинансирования 6) требования физических лиц, платежи которых или платежи на имя которых заблокированы (кроме физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности) 7) иные требования, кроме требований по субординированному долгу 8) требования по субординированному долгу. 2. Оплата расходов, связанных с осуществлением ликвидации, осуществляется вне очереди в течение всей процедуры ликвидации банка в пределах сметы расходов, утвержденной Фондом. Эти расходы, в частности, относятся: 1) расходы на опубликование объявления о ликвидации банка, отзыв банковской лицензии, назначения уполномоченного лица Фонда и информации о реализации имущества банка 2) расходы, связанные с содержанием и сохранением активов банка 3) расходы на оценку и реализацию имущества банка 4) расходы на проведение аудита 5) расходы на оплату услуг лиц, привлеченных уполномоченным лицом Фонда для обеспечения осуществления возложенных на уполномоченное лицо Фонда функций 6) расходы на выплату выходного пособия уволенным работникам банка 7) расходы на охрану имущества и помещений банка. 3. Имущество банка, являющееся предметом залога, включается в состав ликвидационной массы, но используется исключительно для внеочередного удовлетворения требований залогодержателя. Залогодержатель имеет право по согласованию с уполномоченным лицом Фонда обратить взыскание на заложенное имущество в порядке, установленном действующим законодательством или договором залога, и получить удовлетворение своих требований за счет заложенного имущества. В случае если объем средств от реализации заложенного имущества недостаточно для удовлетворения требований залогодержателя, неудовлетворенные требования подлежат удовлетворению в порядке очередности, установленной настоящим Законом. 4. Требования каждой следующей очереди удовлетворяются по мере поступления средств от реализации имущества банка после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае если объем средств, полученных от реализации имущества, недостаточно для полного удовлетворения всех требований одной очереди, требования удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору одной очереди. В случае отказа кредитора от удовлетворения признанного в установленном порядке требования уполномоченное лицо Фонда не учитывает сумму денежных требований этого кредитора. 5. Фонд имеет право обратиться с требованием к владельцам существенного участия, контролеров и руководителей банка об удовлетворении за счет их имущества части требований кредиторов банка в случае, если действия или бездействие таких лиц привели к понесения банком убытков и / или ущерба интересам вкладчиков и других кредиторов банка . В случае получения Фондом отказа в удовлетворении таких требований или невыполнения требования в срок, установленный Фондом, Фонд имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании имущества из таких лиц для удовлетворения требований кредиторов. Требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества банка, считаются погашенными. 6. В случае если на дату окончания срока ликвидации остались нереализованными активы банка и немедленная продажа приведет к существенной потери их стоимости, уполномоченное лицо Фонда передает такие активы в управление определенной исполнительной дирекцией Фонда лицу, которое обязано принять меры к продолжению погашения задолженности кредиторов банка за счет полученных активов. 7. Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается Фонда. Статья 53. Завершение ликвидации 1. По результатам проведения ликвидации банка уполномоченное лицо Фонда составляет ликвидационный баланс и отчет, которые утверждаются исполнительной дирекцией Фонда. Отчет составляется в соответствии с нормативно-правовых актов Фонда и должен содержать, в частности, сведения о реализации имущества банка и удовлетворение требований кредиторов и / или исчерпания мероприятий, направленных на удовлетворение требований кредиторов. 2. Ликвидация банка считается завершенной, а банк - ликвидированным с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. 3. В день внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей полномочия уполномоченного лица Фонда прекращаются и Фонд направляет Национальному банку Украины отчет уполномоченного лица Фонда о завершении ликвидации банка. Статья 54. Обжалование решений 1. Принимаемые соответствии с настоящим Законом Национальным банком Украины, Фондом, работниками Фонда, выполняющих функции, предусмотренные настоящим Законом, в том числе в процессе осуществления временной администрации, ликвидации банка, выполнения плана урегулирования, могут быть обжалованы в суд. P > 2. Обжалование решений, определенных частью первой настоящей статьи, не приостанавливает исполнения обжалуемого решения или действия. Раздел IX КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА С НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ УКРАИНЫ Статья 55. Сотрудничество и координация деятельности между Фондом и Национальным банком Украины 1. Фонд и Национальный банк Украины сотрудничают с целью обеспечения стабильности банковской системы Украины и защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков. С этой целью Фонд и Национальный банк Украины заключают договор о сотрудничестве, который предусматривает принципы сотрудничества этих учреждений в процессе регулирования и надзора за деятельностью банков, применения к ним мер воздействия, инспекционных проверок банков, осуществление мероприятий по выводу неплатежеспособных банков с рынка. P > 2. Фонд и Национальный банк Украины своевременно сообщают друг другу о любых наблюдения и выводы относительно деятельности банков, которые являются необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей. 3. Фонд и Национальный банк Украины имеют право на получение информации по вопросам, относящимся к их компетенции. 4. Директор - распорядитель Фонда или лицо, его замещающее, может быть приглашен на заседание Правления Национального банка Украины, на котором обсуждаются вопросы осуществления надзора за деятельностью банков и / или применения к ним мер воздействия. Директор - распорядитель Фонда или лицо, его замещающее, обязательно приглашается на заседание Правления Национального банка Украины, на котором обсуждается вопрос об отнесении банка к категории неплатежеспособных. 5. Фонд и Национальный банк Украины с целью сотрудничества и координации своей деятельности проводят оперативные совещания не реже одного раза в квартал или чаще по требованию одного из руководителей этих органов. 6. Фонд и Национальный банк Украины имеют право ставить вопрос о необходимости внесения изменений в нормативно-правовых актов друг друга. Статья 56. Предоставление информации для Фонда 1. Фонд имеет право получать от Национального банка Украины и органов исполнительной власти информацию, необходимую для выполнения Фондом функций, предусмотренных настоящим Законом. 2. Национальный банк Украины на следующий день после принятия соответствующего решения или получения информации информирует Фонд о 1) предоставление или отзыва банковской лицензии 2) применение к банку мер воздействия 3) решение об отнесении банка к категории проблемных или неплатежеспособных 4) результаты инспекционной проверки проблемного банка 5) результаты выполнения проблемным банком мероприятий по финансовому оздоровлению. 3. Национальный банк Украины ежемесячно предоставляет Фонду информацию о деятельности и финансовом состоянии банков, предусмотренную договором о сотрудничестве. 4. Национальный банк Украины на запрос Фонда предоставляет информацию, в том числе полученную во время проведения банковского надзора, об операциях банка, состояние его ликвидности, платежеспособности, прибыльности, а также другую информацию, необходимую для выполнения Фондом функций, предусмотренных настоящим Законом. Статья 57. Предоставление информации для Национального банка Украины и других государственных органов 1. Фонд предоставляет Национальному банку Украины в трехдневный срок после принятия соответствующего решения информацию: 1) нарушение банком требований, установленных настоящим Законом, нормативно-правовыми актами Фонда и законодательством Украины 2) результаты проверки банка Фондом 3) введение временной администрации или ликвидации банка 4) утверждение плана урегулирования 5) выполнение плана урегулирования в целом и отдельных его этапов, включая создание переходного банка, продажа неплатежеспособного банка или переходного банка инвестору, передаче активов и обязательств неплатежеспособного банка принимающем банка 6) прекращение временной администрации банка и окончания ликвидации банка. 2. Фонд обязан своевременно предоставлять Национальному банку Украины любых обнаруженных Фондом сведения и информацию, подтверждающих нарушение банками требований законодательства Украины. 3. Фонд ежеквартально и по первому требованию Национального банка Украины предоставляет информацию о состоянии осуществления временной администрации или ликвидации банка. 4. Фонд предоставляет Национальному банку Украины информацию и другие документы в сроки и порядке, предусмотренные настоящим Законом. 5. Фонд предоставляет по запросу Государственной службы финансового мониторинга Украины дополнительную информацию, касающуюся финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга неплатежеспособного банка, в том числе в котором осуществляется процедура ликвидации. Статья 58. Бесспорное списание своевременно не уплаченных сумм сборов в Фонд 1. В случае неуплаты банком сумм сборов в Фонд в течение одного месяца со дня уплаты, установленного настоящим Законом, Фонд вправе обратиться в Национальный банк Украины с требованием относительно бесспорного списания сумм сборов в Фонд и начисленной пени с корреспондентского счета банка. 2. Национальный банк Украины в течение трех дней со дня поступления требования обязан выполнить требование Фонда путем списания средств со счета банка и зачисление их на счет Фонда и сообщить Фонд о выполнении или об отсутствии возможности выполнить его требования. 3. Исключительным основанием для невыполнения требования Фонда является недостаточность средств на корреспондентском счете банка. Раздел Х Заключительные и переходные положения 1. Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования, кроме пунктом 10 части первой статьи 12 и абзаца второго пункта 3 раздела Х "Заключительные и переходные положения" настоящего Закона, которые вступают в силу со дня, следующего за днем ??его опубликования. 2. Признать утратившим силу Закон Украины "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г ., № 5 ст. 30; 2007 г., № 2, ст. 15; 2010 г., № 2-3, ст. 11, № 37, ст. 496) со дня вступления в силу настоящего Закона. p > 3. Инициированная до вступления в силу этим Законом процедура ликвидации банка осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона. Решение административного совета Фонда об увеличении размера возмещения средств по вкладам, принятое в соответствии со статьей 3 Закона Украины "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц" , распространяется на банки, находящиеся в стадии ликвидации на день принятия такого решения. 4. Санационный банк, образованный до вступления в силу настоящего Закона, продолжает осуществлять свою деятельность в порядке, установленном нормативно-правовым актом Национального банка Украины, согласованным с Кабинетом Министров Украины и Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. 5. В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона Национальный банк Украины осуществляет оценку состояния банков, у которых была введена временная администрация до вступления в силу этим Законом. В случае принятия Национальным банком Украины по результатам такой оценки решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных в таком банке вводится временная администрация в соответствии с настоящим Законом. В случае принятия Национальным банком Украины по результатам такой оценки решения о надлежащем исполнении банком программы финансового оздоровления в нем продолжает осуществляться временная администрация в соответствии с требованиями законодательства, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона. 6. Действие настоящего Закона не распространяется на публичное акционерное общество "Государственный сберегательный банк Украины" (до принятия соответствующего закона об участии такого банка в Фонде). 7. Квалификационные требования к членам административного совета и исполнительной дирекции Фонда, определенные настоящим Законом, распространяются на лиц, которые назначаются на должности члена административного совета и исполнительной дирекции Фонда после вступления в силу этим Законом. Члены административного совета и исполнительной дирекции Фонда, назначенные на должности до вступления в силу настоящего Закона, продолжают осуществлять свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены. 8. Законодательные и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. 9. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины: 1) в Кодексе Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г., приложение к № 51, ст. 1122) а) статью 166 - 7 изложить в следующей редакции: " Статья 166 - 7 . Противодействие временной администрации или ликвидации банка Создание препятствий любым лицом для доступа уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц в банк при осуществлении временной администрации или ликвидации, к его активам, книгам, записям, документам, баз данных - влечет наложение штрафа от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан " б) дополнить статьями 166 - 19 и 234 - 4 следующего содержания: " Статья 166 - 19 . Нарушение законодательства в сфере гарантирования вкладов физических лиц Нарушение руководителем банка порядка составления или подачи сведений в Фонд гарантирования вкладов физических лиц - влечет наложение штрафа от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан. Невыполнение или несвоевременное выполнение руководителем банка законных решений Фонда гарантирования вкладов физических лиц - влекут наложение штрафа от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан. Невнесения или несвоевременное внесение банком сбора в Фонд гарантирования вкладов физических лиц - влекут наложение штрафа на руководителя банка в размере от четырехсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан " " Статья 234 - 4 . Фонд гарантирования вкладов физических лиц Фонд гарантирования вкладов физических лиц рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в сфере гарантирования вкладов физических лиц, нормативно-правовых актов Фонда гарантирования вкладов физических лиц (статья 166 - 19 ). От имени Фонда гарантирования вкладов физических лиц рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физических лиц и их заместители " в) пункт 1 части первой статьи 255 дополнить абзацем следующего содержания: "Работники Фонда гарантирования вкладов физических лиц (статья 166 - 19 )" 2) часть четвертую статьи 67 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., № 6, ст. 56) дополнить абзацем пятым следующего содержания: "Выполнение решений Фонда гарантирования вкладов физических лиц о назначении уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц и осуществления временной администрации или ликвидации банка, запрета проводить определенные действия уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц на осуществление временной администрации и / или ликвидации банка или Фонда гарантирования вкладов физических лиц при осуществлении временной администрации или ликвидации банка " 3) в статьи 342 Уголовного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 25, ст. 131) а) название дополнить словами "уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц" б) абзац первый части второй дополнить словами "или уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц" 4) часть шестую статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., № № 40-42 , ст. 492) изложить в следующей редакции: "6. Не допускается обеспечение иска путем приостановления временной администрации или ликвидации банка, запрета или установления обязанности совершать определенные действия Фонда гарантирования вкладов физических лиц при осуществлении временной администрации или ликвидации банка" 5) пункт 2 части пятой статьи 117 Кодекса административного судопроизводства Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005 г., № № 35-37, ст. 446) изложить в следующей редакции: "2) приостановления решений Фонда гарантирования вкладов физических лиц о назначении уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц и относительно осуществления временной администрации или ликвидации банка, запрета проводить определенные действия уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц или Фонда гарантирования вкладов физических лиц при осуществлении временной администрации или ликвидации банка " 6) статью 2 Закона Украины "Об обращениях граждан" (Ведомости Верховной Рады Украины , 1996 г., № 47, ст. 256) дополнить частью второй следующего содержания: "Обращение вкладчиков в Фонд гарантирования вкладов физических лиц по выплате Фондом возмещение в пределах гарантированной суммы рассматриваются в порядке, установленном законодательством о системе гарантирования вкладов физических лиц" 7) в Законе Украины "О Национальном банке Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., № 29, ст . 238 с последующими изменениями): а) пункт 11 статьи 7 исключить б) пункт 1 статьи 15 дополнить абзацами следующего содержания: "Об отнесении банка к категории проблемных или неплатежеспособных о финансовой состоятельности принимающего банка выполнить обязательства перед вкладчиками и другими кредиторами " в) часть первую статьи 42 дополнить пунктом 16 следующего содержания: "16) ведет счета Фонда гарантирования вкладов физических лиц" г) статью 73 дополнить частью третьей следующего содержания: "Национальный банк Украины также применяет право бесспорного списания средств с корреспондентского счета банка в пользу Фонда гарантирования вкладов физических лиц в случае обращения Фонда в порядке, установленном Законом Украины" О системе гарантирования вкладов физических лиц " 8) часть вторую статьи 5 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., № 42-43, ст. 378; 2002 г., № 17, ст. 117; 2011 г., № 43, ст. 448) изложить в следующей редакции: "2. Законодательство о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом при рассмотрении судом дела о признании эмитента ипотечных облигаций несостоятельным (банкротом) применяется в части, не противоречащей Закону Украины" Об ипотечных облигациях ". Действие настоящего Закона не распространяется на банки. Вопрос неплатежеспособности и / или ликвидации банков решаются в порядке, определенном законами Украины "О банках и банковской деятельности" и "О системе гарантирования вкладов физических лиц" 9) в Законе Украины "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 5 - 6, ст. 30 с последующими изменениями): а) в статье 2: определение терминов "ликвидатор", "ликвидационная масса", "мораторий", "неплатежеспособность банка", "временная администрация", "временный администратор" исключить; определение термина "ликвидация банка" дополнить словами "и Закона Украины" О системе гарантирования вкладов физических лиц " б) часть вторую статьи 6 дополнить словами "и Законом Украины" О системе гарантирования вкладов физических лиц " в) второе предложение части девятнадцатой статьи 7 изложить в следующей редакции: "Со дня назначения уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц полномочия наблюдательного совета государственного банка приостанавливаются" г) статью 20 исключить г) в части одиннадцатой статьи 24 слова "вводить временную администрацию и" исключить; д) часть первую статьи 26 изложить в следующей редакции: "Банк может быть реорганизован по решению владельцев банка" е) часть первую статьи 27 исключить е) в статье 44: часть первую заменить двумя частями следующего содержания: "Банк обязан с учетом специфики его работы создать адекватную систему управления рисками, которая должна обеспечивать на постоянной основе выявления, измерения, контроль и мониторинг всех видов рисков по всем направлениям деятельности банка на всех организационных уровнях и быть адекватной рискам, принимаемые банком. Банк обязан создать постоянно действующий подразделение по управлению рисками, в котором сосредоточены функции по управлению рисками и который отвечает за разработку, внедрение внутренних положений и процедур управления рисками, информирует руководство о рисках, приемлемость их уровня и предоставляет предложения о необходимости принятия руководством соответствующих решений ". В связи с этим части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой часть четвертую исключить ж) пункт 5 части первой статьи 46 изложить в следующей редакции: "5) наличие хотя бы одного из оснований для отнесения банка к категории проблемных или неплатежеспособных или для отзыва банковской лицензии и ликвидации банка" з) в части первой статьи 57 слова "и филиалов иностранных банков" исключить; а) в статье 58: в части второй слова "объявления моратория на удовлетворение требований кредиторов" исключить; в части четвертой слово "(банкротства)" исключить; часть пятую заменить двумя частями следующего содержания: "Владельцы существенного участия, руководители банка (кроме руководителей обособленных подразделений банка) за фиктивное банкротство, доведение до банкротства или сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности банка несут ответственность. На владельцев существенного участия и руководителей банка по решению суда может быть возложена ответственность по обязательствам банка в случае отнесения банка по их вине к категории неплатежеспособных " и) часть четвертую статьи 59 изложить в следующей редакции: "Взыскание средств с корреспондентских счетов банка осуществляется Национальным банком Украины по требованию Фонда гарантирования вкладов физических лиц исключительно в случаях, предусмотренных Законом Украины" О системе гарантирования вкладов физических лиц " и) в статье 62: в части шестой слова "(временный администратор)" исключить; после части седьмой дополнить тремя новыми частями следующего содержания: "Ограничение относительно получения информации, содержащей банковскую тайну, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на работников Фонда гарантирования вкладов физических лиц при осуществлении ими функций и полномочий, предусмотренных Законом Украины" О системе гарантирования вкладов физических лиц ". Национальный банк Украины имеет право предоставлять Фонду гарантирования вкладов физических лиц информацию о банках или клиентах банков, собирается во время проведения банковского надзора и составляет банковскую тайну, в случаях, предусмотренных Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц". При осуществлении временной администрации или ликвидации неплатежеспособного банка Фонд гарантирования вкладов физических лиц имеет право раскрывать информацию, содержащую банковскую тайну, принимающем банка, переходном банка, инвестору, который приобретает неплатежеспособен или переходный банк, другим лицам, которые задействованы в процессе осуществления временной администрации и ликвидации банка. Указанные лица обязаны обеспечить сохранность полученной информации, содержащей банковскую тайну ". В связи с этим части восьмую - десятую считать соответственно частями одиннадцатой - тринадцатой и) в статье 67: часть пятую дополнить предложением следующего содержания: "В случае если Национальный банк Украины при осуществлении банковского надзора пришел к выводу, что система управления рисками банка является неэффективной и / или неадекватной, банк обязан по требованию Национального банка Украины безотлагательно разработать и представить на согласование Национальному банку Украины соответствующий план мероприятий, направленных на устранение недостатков " в части шестой слова "процедуры временной администрации банка или" исключить; в части двенадцатой слова "за исключением случаев назначения временного администратора или отзыва у банка банковской лицензии и назначении ликвидатора" исключить; к) в статье 71: часть восьмую дополнить словами "кроме предоставления материалов проверки Фонда гарантирования вкладов физических лиц" дополнить частью десятой следующего содержания: "Национальный банк Украины имеет право привлекать работников Фонда гарантирования вкладов физических лиц к участию в инспекционных проверках проблемного банка" л) в статье 73: в части первой: абзац первый изложить в следующей редакции: "В случае нарушения банками или другими лицами, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины в соответствии с настоящим Законом, банковского законодательства, нормативно-правовых актов Национального банка Украины, его требований, установленных в соответствии со статьей 66 настоящего Закона, или осуществления рисковой деятельности , которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов банка, Национальный банк Украины адекватно совершенному нарушению или уровню такой угрозы вправе применить меры воздействия, к которым относятся " пункты 1, 2 и 3 изложить в следующей редакции: "1) письменное предостережение 2) созыв общего собрания участников, наблюдательного совета банка, правления (совета директоров) банка 3) заключение письменного соглашения с банком, по которому банк или определенное соглашением лицо обязуется принять меры для устранения нарушений, улучшения финансового состояния банка, повышение эффективности функционирования и / или адекватности системы управления рисками и т.д. " пункт 4 заменить пунктами 4-13 следующего содержания: "4) приостановления выплаты дивидендов или распределения капитала в любой другой форме 5) установление для банка повышенных экономических нормативов 6) повышение резервов на покрытие возможных убытков по кредитам и другим активам 7) ограничение, приостановление или прекращение осуществления отдельных видов осуществляемых банком операций 8) запрет предоставлять бланковые кредиты 9) наложение штрафов на: руководителя банка до ста необлагаемых минимумов доходов граждан банк в соответствии с положениями, утвержденными Правлением Национального банка Украины, но в размере не более 1 процента суммы зарегистрированного уставного капитала владельцев существенного участия в банке в случае нарушения ими требований статьи 34 настоящего Закона относительно порядка приобретения или увеличение существенного участия в банке в размере до 10 процентов приобретенной (увеличенной) доли 10) временный, до устранения нарушения, запрет использования владельцем существенного участия в банку права голоса приобретенных акций (паев) 11) временное, до устранения нарушения, отстранение должностного лица банка от должности 12) отнесения банка к категории проблемного или неплатежеспособного 13) отзыве банковской лицензии и ликвидация банка " части вторую и седьмую исключить в части третьей слова и цифру "в подпункте" е "пункта 4" заменить словами и цифрой "в пункте 10" м) в части второй статьи 74 слова "воздействия, предусмотренных настоящим Законом" заменить словами "воздействия (санкций), предусмотренных законом" н) разделы V и VI изложить в следующей редакции: "Раздел V ПРОБЛЕМНЫЙ И неплатежеспособных банков. ЛИКВИДАЦИЯ БАНКА Глава 15 КРИТЕРИИ отнесения банков к ПРОБЛЕМНЫХ и неплатежеспособных Статья 75. Отнесение банка к категории проблемных Национальный банк Украины обязан принять решение об отнесении банка к категории проблемных при условии его соответствия хотя бы одному из следующих критериев: 1) банк допустил уменьшения размера регулятивного капитала и / или нормативов капитала банка, установленного законом и / или нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, на 10 и более процентов в течение отчетного месяца 2) банк не выполнил требование вкладчика или иного кредитора, срок которого наступил пять и более рабочих дней назад 3) системное нарушение банком законодательства, регулирующего вопросы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма 4) банк нарушил требования законодательства относительно порядка представления и / или обнародования отчетности, в том числе подал Национальному банку Украины и / или обнародовал недостоверную отчетность, что привело к существенному искажению показателей финансового состояния банка 5) систематическое необеспечение эффективности функционирования и / или адекватности системы управления рисками, что создает угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка. Национальный банк Украины имеет право отнести банк к категории проблемных по другим основаниям, определенных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. Решение Национального банка Украины об отнесении банка к категории проблемного является банковской тайной. Национальный банк Украины имеет право запретить проблемном банке использовать для расчетов прямые корреспондентские счета и / или требовать от проблемного банка проведения расчетов исключительно через консолидированный корреспондентский счет. Проблемный банк в срок до 180 дней обязан привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка Украины. Проблемный банк обязан в срок до семи дней уведомить Национальный банк Украины о мерах, которые он принимает с целью приведения своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства, и по требованию Национального банка Украины сообщать ему о ходе выполнения этих мероприятий. Национальный банк Украины в течение 180 дней со дня отнесения банка к категории проблемных имеет право принять решение о признании деятельности банка соответствующей законодательству, или об отнесении банка к категории неплатежеспособных. Национальный банк Украины обязан не позднее чем через 180 дней со дня отнесения банка к категории проблемных принять решение о признании деятельности банка соответствующей законодательству, или об отнесении банка к категории неплатежеспособных. Статья 76. Отнесение банка к категории неплатежеспособных Национальный банк Украины обязан принять решение об отнесении банка к категории неплатежеспособных в случае: 1) неприведение банком своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка Украины, после отнесения его к категории проблемных, но не позднее чем через 180 дней со дня признания его проблемным 2) уменьшение размера регулятивного капитала или нормативов капитала банка до одной трети минимального уровня, установленного законом и / или нормативно-правовыми актами Национального банка Украины 3) невыполнение банком в течение 10 рабочих дней подряд 10 и более процентов своих обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами. Национальный банк Украины не позднее дня, следующего за днем ??принятия решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных, сообщает об этом решении Фонд гарантирования вкладов физических лиц для принятия им мер, предусмотренных Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц". Национальный банк Украины не осуществляет банковский надзор за банком, отнесенным к категории неплатежеспособных, и переходным банком, кроме получения отчетности в установленном Национальным банком Украины порядке. Национальный банк Украины возобновляет банковский надзор за банком в день получения решения Фонда гарантирования вкладов физических лиц о прекращении временной администрации в связи с осуществлением инвестором капитализации банка в объеме, обеспечивающем выполнение требований нормативно-правовых актов Национального банка Украины, в том числе по экономическим нормативов, и других средств для восстановления платежеспособности и стабильной деятельности банка. Глава 16 ЛИКВИДАЦИЯ БАНКА Статья 77. Отзыв банковской лицензии и ликвидация банка Банк может быть ликвидирован: 1) по решению владельцев банка 2) в случае отзыва Национальным банком Украины банковской лицензии по собственной инициативе или по предложению Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Национальный банк Украины имеет право отозвать банковскую лицензию по собственной инициативе в случае, если: 1) выявлено, что документы, представленные для получения банковской лицензии, содержат недостоверную информацию 2) банк не выполнил ни одной банковской операции в течение года со дня получения банковской лицензии. Национальный банк Украины принимает решение об отзыве у банка банковской лицензии и ликвидации банка по предложению Фонда гарантирования вкладов физических лиц в течение пяти дней со дня получения такого предложения Фонда. Порядок отзыва банковской лицензии у ликвидируемого банка по инициативе собственников, определяется нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. |