З А К О Н У К Р А И Н Ы
{Часть первая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12.2004, N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} 2. Не подлежат государственной регистрации объекты, являющиеся современными копиями существующих памятников или сооружениями (произведениями), созданными по старинным проектам или научными реконструкциями, в том числе массовые тиражируемые копии. Статья 14. Занесение объекта культурного наследия в Реестр и внесение в него 1. Сохранение объекта культурного наследия в Реестр и внесения в него (извлечение из Реестра, изменение категории памятника) производится в соответствии с категорией памятника: а) памятника национального значения - постановлением Кабинета Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере охраны культурного наследия в течение одного года со дня получения представления; {Пункт "а" части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2947-VI ( 2947-17 ) от 13.01.2011, N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} б) памятники местного значения - решению центрального органа исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере охраны культурного наследия по представлению соответствующих органов охраны культурного наследия или по представлению Украинского общества охраны памятников истории и культуры, других общественных организаций, к уставным задачам которых относятся вопросы охраны культурного наследия, в течение одного месяца со дня получения представления. {Пункт "б" части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} 2. Объект культурного наследия до решения вопроса о его регистрации как памятники вносится в Перечень объектов культурного наследия и приобретает правового статуса только обнаруженного объекта культурного наследия, о чем соответствующий орган охраны культурного наследия в письменной форме уведомляет собственника этого объекта или уполномоченный им орган (лицо). Перечни объектов культурного наследия утверждаются решениями соответствующих органов охраны культурного наследия. Порядок учета объектов культурного наследия определяет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны культурного наследия. {Абзац третий части второй статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законами N 2947-VI ( 2947-17 ) от 13.01.2011, N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} {Часть вторая статьи 14 в редакции Закона N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} 3. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия выдает владельцу памятника или уполномоченному им органу свидетельство о регистрации объекта культурного наследия как памятника. {Часть третья статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} 4. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия предоставляет органу исполнительной власти Автономной Республики Крым, органам охраны культурного наследия областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, соответствующим исполнительным органам сельского, поселкового, городского совета выписки из Реестра по памятников, расположенных на их территориях. {Часть четвертая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} {Статья 14 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245 - 15 ) от 16.12.2004} Статья 15. Изъятие памятника из Реестра Изъятие памятника из Реестра осуществляется лишь в случаях: если памятник разрушен; если памятник археологии, не выявленный в наземных объемных формах, исследован на всей площади и по всей глубине культурного слоя и при этом не обнаружены объекты культурного наследия, подлежат консервации или музеефикации на месте и дальнейшему использованию; если памятник потеряла предмет охраны. (Статья 15 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245-15 a >) от 16.12.2004) Статья 16. Информирование об объектах культурного наследия, занесены в Реестр 1. Информирование об объектах культурного наследия, занесенных в Реестра, осуществляется путем: публикации Реестра и внесенных в него изменений; установление охранных досок, охранных знаков, других информационных надписей, меток на памятниках или в пределах их территорий независимо от форм собственности. 2. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия обеспечивает публикацию Реестра и внесенных в него изменений в специализированном периодическом издании. {Часть вторая статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Р а з д е л IV ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПАМЯТНИКИ Статья 17. Субъекты права собственности на памятники Памятник, кроме памятника археологии, может находиться в государственной, коммунальной или частной собственности. Субъекты права собственности на памятник определяются по закону. Все памятники археологии, в том числе находящиеся под водой, включая связанные с ними движимые предметы, является государственной собственностью. Такие подвижные предметы подлежат отнесению к государственной части Музейного фонда Украины, учета и сохранению в порядке, определенном законодательством. Право собственности на клад, который является памятником, определяется в порядке, установленном Гражданским кодексом Украины ( 435-15 ). {Статья 17 дополнена частью по закону N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007} В документе, удостоверяющем право собственности на памятник, обязательно указываются категория памятника, дата и номер решения о его государственной регистрации. Земли, на которых расположены памятники археологии, находятся в государственной собственности или изымаются (выкупаются) в государственную собственность в установленном законом порядке, за исключением земельных участков, на которых располагаются памятники археологии - поля давних сражений. (Статья 17 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245-15 a >) от 16.12.2004) Статья 18. Осуществление права собственности на объекты культурного наследия, являющихся памятниками 1. Объекты культурного наследия, являющихся памятниками (за исключением памятников, отчуждение или передача которых ограничивается законодательными актами Украины) могут быть отчуждены, а также переданы владельцем или уполномоченным им органом во владение , пользования или управление другому юридическому или физическому лицу при наличии согласования соответствующего органа охраны культурного наследия. {Абзац первый части первой статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12.2004}
{Абзац второй части первой статьи 18 исключен на основании Закона N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010}
Памятка может быть приватизирован лишь при условии заключения будущим собственником с соответствующим органом охраны культурного наследия предварительного договора о заключении в будущем охранного договора на памятник " палатку (ее часть) с изложением его существенных условий, в том числе относительно целевого использования памятника, работ, которые будущий собственник обязуется провести на памятнике с целью удержания ее в надлежащем состоянии . {Часть первая статьи 18 дополнен абзацем согласно закону N 574-VI ( 574-17 ) от 23.09. 2008} Перечень памятников, не подлежащих приватизации, утверждается Верховной Радой Украины. Памятник национального значения, находящегося в государственной или коммунальной собственности и требует специального режима охраны, может предоставляться в пользование по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия. {Абзац пятый части первой статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} 2. Лицу, которое приобрело право владения, пользования или управления памятником, за исключением нанимателя государственной или коммунальной квартиры (дома), запрещается передавать эту памятник во владение, пользование или управление другому лицу без < br> согласования соответствующего органа охраны культурного наследия. {Часть вторая статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} Статья 19. Денежная оценка памятника Каждый памятник имеет имущественную ценность, которая исчисляется в денежной единице Украины. Достопримечательности подлежат денежной оценке по нормативами и методиками, которые утверждаются Кабинетом Министров Украине. Статья 20. Право преимущественной покупки памятников 1. В случае продажи памятника (кроме памятника, которая не подлежит приватизации) собственник или уполномоченный им орган обязан в письменной форме уведомить об этом соответствующий орган охраны культурного наследия с указанием цены и других условий продажи. (Часть первая статьи 20 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12.2004) 2. Центральные органы исполнительной власти, обеспечивающих формирования и реализуют государственную политику в сфере охраны культурного наследия имеет право приоритетной покупки памятника национального значения. Орган исполнительной власти Автономной Республики Крым, органы охраны культурного наследия областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций и соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета имеют право приоритетного приобретения памятника местного значение. В случае отказа от осуществления этого права или неосуществления его в течение месяца со дня получения уведомления собственник или уполномоченный им орган имеет право на продажу памятника. {Абзац первый части второй статьи 20 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12. 2004; с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Право преимущественной покупки памятника не применяется, когда покупателем достопримечательности, находящейся в частной собственности, дети, жена и родители или, при их отсутствии , братья и сестры, а также дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери, и племянники и племянницы продавца. Статья 21. Принудительное отчуждение или выкуп памятников 1. Если в результате действий или бездействия собственника памятника ему угрожает повреждение или уничтожение, соответствующий орган охраны культурного наследия делает собственнику памятника соответствующее предупреждение. {Часть первая статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} 2. Если собственник памятника не примет меры по его сохранению, частности в связи с невозможностью создания необходимых для этого условий, суд по иску соответствующего органа охраны культурного наследия может принять решение о его выкупе. {Часть вторая статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} 3. В случае неотложной необходимости обеспечения условий для сохранности памятника иск о его выкупе может быть предъявлен без предупреждение. 4. Выкуплена памятник переходит в собственность государства. Выкупная цена памятника определяется по соглашению сторон, а в случае спора - судом. {Статья 21 в редакции Закона N 997-V ( 997-16 a >) от 27.04.2007} Р а з д е л V ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ Статья 22. Запрещение сноса, изменения, замены памятников и порядок их перемещения (перенесения) Памятники, их части, связанное с ними движимое и недвижимое имущество запрещается сносить, изменять, заменять, перемещать (переносить) на другие места. Перемещение (перенесение) памятника на другое место допускается как исключение в случаях, когда невозможно сохранить памятник на месте, при условии проведения комплекса научных исследований по изучение и фиксации памятника (обмеры, фотофиксация и т.п.). Финансирование всех мероприятий по изучению, фиксации, перемещения (перенесение) памятников, подлежащих перемещению (перенесению) соответствии с настоящим Законом, осуществляется за счет средств < br> заказчика работ, вызвавших необходимость перемещения (перенесение) памятников. Если перемещение (перенесение) памятников является необходимым вследствие действия непреодолимой силы, изучение и фиксация достопримечательности осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украине. (Статья 22 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245-15 a >) от 16.12.2004) Статья 23. Охранные договоры Все владельцы памятников, только выявленных объектов культурного наследия или их частей или уполномоченные ими органы (лица) независимо от форм собственности на эти объекты обязаны заключить с соответствующим органом охраны культурного наследия охранный договор. {Часть первая статьи 23 в редакции Закона N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} При передаче памятника, только выявленного объекта культурного наследства или ее (его) части во владение, пользование или управление другому лицу существенным условием договора о такой передачу является обеспечение лицом, которому передается памятник, только обнаружен объект культурного наследия или ее (его) часть, сохранение памятники, только выявленного объекта культурного наследия или ее (его) части в соответствии с требованиями настоящего Закона и условий охранного договора, заключенного собственником или уполномоченным им органом (лицом) с соответствующим органом охраны культурного наследия. {Статья 23 дополнена новой частью согласно Закону N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} Порядок заключения охранных договоров ( 1768-2001-п ) и их типовые формы утверждаются Кабинетом Министров Украины. Отсутствие охранного договора не освобождает лицо от обязанностей, вытекающих из настоящего Закона. Статья 24. Содержание и использование памятников 1. Собственник или уполномоченный им орган, пользователь обязаны содержать памятник в надлежащем состоянии, своевременно производить ремонт, защищать от повреждения, разрушения или уничтожения в соответствии с настоящим Законом и охранного договора. 2. Использование памятника должно осуществляться в соответствии с режимов использования, установленными органами охраны культурного наследия, способом, который требует наименьших изменений и дополнений достопримечательности и обеспечивает сохранение его материальной аутентичности, пространственной композиции , а также элементов оборудования, устройства, украшения и тому подобное. Режимы использования памятников устанавливает: центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия в отношении памятников национального значения {Абзац третий части второй статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} орган исполнительной власти Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации по памятников местного значения. {Абзац четвертый части второй статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12.2004, N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} 3. Запрещается изменять назначение памятника, его частей и элементов, делать надписи, метки на нем, на его территории и в его охранной зоне без разрешения соответствующего органа охраны культурного наследия. (Часть третья статьи 24 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12.2004) 4. В случае возникновения угрозы для сохранности памятника его собственник или уполномоченный им орган, лицо, которое приобрело право владения, пользования или управления, обязаны немедленно уведомить об этом орган охраны культурного наследия областных, < br> Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций и орган местного самоуправления, на территории которого расположен памятник. 5. Размещение рекламы на памятниках национального значения, в пределах зон охраны этих памятников, исторических ареалов населенных мест разрешается по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия. {Абзац первый части пятой статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Размещение рекламы на памятниках местного значения, в пределах зон охраны этих памятников разрешается по согласованию с органом исполнительной власти Автономной Республики Крым, областным, Киевской < br> и Севастопольской городскими государственными администрациями. {Абзац второй части пятой статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} {Часть пятая статьи 24 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245 - 15 ) от 16.12.2004} Статья 25. Предоставление объектов культурного наследия, являющихся памятниками, в пользование юридическим и физическим лицам 1. Предоставление объектов культурного наследия, являющихся памятниками, в пользование юридическим и физическим лицам с научной, культурно-образовательной, туристической и других целей осуществляется с соблюдением установленных настоящим Законом требований. {Часть первая статьи 25 с изменениями, внесенными Законом N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} 2. Юридические и физические лица, в пользовании которых находятся памятники, отвечают за их сохранность и обязаны соблюдать требования органов охраны культурного наследия. 3. Юридические и физические лица обязаны обеспечить сохранность памятников на землях, которыми они пользуются, и заключать с органами охраны культурного наследия охранные договоры. Статья 26. Консервация, реставрация, реабилитация, музеефикация, ремонт и приспособление памятников 1. Консервация, реставрация, реабилитация, музеефикация, ремонт, приспособление памятников национального значения осуществляются только при наличии письменного разрешения центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия на основании согласованной с ним научно-проектной документации. {Абзац первый части первой статьи 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10 .2012} Консервация, реставрация, реабилитация, музеефикация, ремонт, приспособление памятников местного значения осуществляются при наличии письменного разрешения органа исполнительной власти Автономной Республики Крым, областных , Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в соответствии с их компетенцией, на основании согласованной с ними научно-проектной документации. {Абзац второй части первой статьи 26 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Разработке проектов консервации, реставрации, реабилитации, музеефикации, ремонту, приспособлению памятников предшествует проведение необходимых научно-исследовательских работ, в том числе археологических и геологических. {Статья 23 дополнена абзацем третьим согласно Законом N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} В составе организационно-функциональной структуры предприятия - исполнителя работ по консервации, реставрации, реабилитации, музеефикации, ремонту, приспособлению памятников должны предусматриваться подразделения и / или специалисты, которые обеспечивают выполнение соответствующих производственно-технических, производственных функций. {Статья 23 дополнена абзацем согласно Закону N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010 } Главный архитектор проекта, руководители и исполнители работ должны иметь образовательные и образовательно-квалификационные уровни для проведение соответствующих работ. {Статья 23 дополнена абзацем пятым согласно Закону N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010}
{Часть вторая статьи 26 исключен на основании Закона N 1759-VI ( 1759-17 ) от 15.12.2009}
3. Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся согласно с реставрационными нормами и правилами, согласованным центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере охраны культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия лишь в случаях, не противоречат интересам сохранения этого объекта. {Часть третья статьи 26 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} (Статья 26 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245 - 15 ) от 16.12.2004) Статья 27. Обеспечение мероприятий по охране памятников 1. В случае, когда памятнику угрожает опасность повреждения, разрушения или уничтожения, собственник или уполномоченный им орган, лицо, которое приобрело право владения, пользования или управления, обязаны привести этот памятник в надлежащее состояние (изменить вид или способ ее использования, провести работы по ее консервации, реставрации, реабилитации, музеефикации, ремонту и приспособления). 2. Если собственник или уполномоченный им орган, лицо, приобрело право владения, пользования или управления, самостоятельно не осуществляют мер, предусмотренных в части первой настоящей статьи, то соответствующий орган охраны культурного наследия может обязать их осуществить эти мероприятия, выдав соответствующее распоряжение. 3. В случае, если владелец или уполномоченный им орган, лицо, которое приобрело право владения, пользования или управления, не в состоянии выполнить распоряжение органа охраны культурного наследия по охраны памятника, орган охраны культурного наследия может принять необходимые меры самостоятельно (полностью или частично), профинансировав их за счет специальных средств на финансирование охраны культурного наследия. Статья 28. Требования органов противопожарной, санитарной, экологической охраны и других заинтересованных органов Требования органов противопожарной, санитарной, экологической охраны и других заинтересованных органов по условиям содержания и использования памятников не могут приводить к изменениям памятников и не должны < br> ухудшать их эстетическую, историческую, научную или художественную ценность. Статья 29. Обязанности физических и юридических лиц, деятельность которых может негативно отразиться на состоянии памятников На физическое или юридическое лицо, деятельность которого негативно сказывается на состоянии памятника (создает угрозу уничтожения, разрушения, повреждения, искажения достопримечательности), возлагается < br> обязанность принять меры, согласованных с соответствующим органом охраны культурного наследия, для предотвращения такой угрозы и поддержания памятника в надлежащем состоянии за собственные средства. Статья 30. Запрет деятельности, создающей угрозу памятникам Органы охраны культурного наследия обязаны запретить любую деятельность юридических или физических лиц, что создает угрозу памятнику или нарушающей законодательство, государственные стандарты, нормы и правила в сфере охраны культурного наследия. Предписания органов охраны культурного наследия являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами. Органы местного самоуправления, на территории которых не создан органов охраны культурного наследия, обязаны запретить любую деятельность юридических или физических лиц, создает угрозу памятнику, немедленно уведомив об этом соответствующий орган охраны культурного наследия местного органа исполнительной власти. Органы местного самоуправления обязаны сообщать соответствующие органы охраны культурного наследия о бездеятельности собственника или уполномоченного им органа, лица, которое приобрело право владения, пользования или управления, что создает угрозу достопримечательности. Р а з д е л VI защиты традиционного характера среды И ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 31. Охраняемые археологические территории 1. Топографически определенные территории или водные объекты, в которых находятся объекты культурного наследия или возможно их наличие, по представлению соответствующего органа охраны культурного наследия могут объявляться решением центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере охраны культурного наследия охраняемыми археологическими территориями на ограниченный или неограниченный срок в порядке, определенном Кабинетом Министров Украине. {Абзац первый части первой статьи 31 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12.2004; с изменениями, внесенными Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Правовой режим охраняемой археологической территории определяется центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере охраны культурного наследия. {Абзац второй части первой статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} 2. (Абзац первый части второй статьи 31 исключен на основании Закона N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12.2004) Информация, касающаяся объектов культурного наследия таких территорий или водных объектов, может быть признана центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере < br> охраны культурного наследия конфиденциальной. Лица, имеющие доступ к такой информации в связи с исполнением ими служебных обязанностей, обязаны сохранять ее конфиденциальность. {Абзац второй части второй статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Статья 32. Зоны охраны памятников, исторических ареалов населенных мест 1. С целью защиты традиционного характера среды отдельных памятников, их комплексов (ансамблей), историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий вокруг них должны устанавливаться зоны охраны памятников: охранные зоны, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого ландшафта, зоны охраны археологического культурного слоя. {Абзац первый части первой статьи 32 в редакции Закона N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} < br> Границы и режимы использования зон охраны памятников определяются соответствующей научно-проектной документацией и утверждаются соответствующим органом охраны культурного наследия. Порядок определения и утверждения границ и режимов использования зон охраны памятников и внесения в них устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны культурного наследия. {Абзац третий части первой статьи 32 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} (Часть первая статьи 32 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12.2004) 2. С целью защиты традиционного характера среды населенных мест они заносятся в Список исторических населенных мест Украины. Список исторических населенных мест Украины по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия утверждается Кабинетом Министров Украины. Границы и режимы использования исторических ареалов населенных мест, ограничение хозяйственной деятельности на территориях исторических ареалов населенных мест определяются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, соответствующей научно -проектной документацией, которая утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере охраны культурного наследия или уполномоченными им органами охраны культурного наследия. {Абзац третий части второй статьи 32 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от < br> 16.10.2012} 3. На охраняемых археологических территориях, в пределах зон охраны памятников, исторических ареалов населенных мест, занесенных в Список исторических населенных мест Украины, запрещается градостроительные, архитектурные или ландшафтные преобразования, строительные, мелиоративные, пути, земляные работы без разрешения соответствующего органа охраны культурного наследия. (Часть третья статьи 32 редакции Закона N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12.2004) Статья 33. Историко-культурные заповедники и историко-культурные заповедные территории 1. Комплекс (ансамбль) памятников со всей совокупностью компонентов составляет культурную, историческую и научную ценность, пространственно, планировочно и функционально выделен в структуре населенного пункта или локализованный за его пределами, может быть объявлен историко-культурным заповедником государственного или местного значения. Историко-культурным заповедником государственного значения объявляется комплекс (ансамбль) памятников, имеет особую культурную, историческую и научную ценность, оказал значительное влияние на развитие культуры, архитектуры, градостроительства, непосредственно связан с выдающимися историческими событиями. Историко-культурным заповедником местного значения объявляется комплекс (ансамбль) памятников, отражающий характерные особенности истории, культуры, архитектуры или градостроительства отдельного региона или населенного пункта. 2. Историко-культурной заповедной территории объявляется исторически сложившаяся территория, в пределах которой сохранилась значительная количество объектов культурного наследия. Объявление территории историко-культурной заповедной территории осуществляется без изъятия памятников, их комплексов (ансамблей), земельных участков, расположенных в пределах такой территории, у их владельцев или пользователей. 3. Зависимости от доминирующего вида объектов культурного наследия историко-культурные заповедники или историко-культурные заповедные территории могут быть историко-архитектурными, архитектурно-историческими, историко-мемориальными, историко-археологическими, историко -этнографическими. 4. В рамках историко-культурного заповедника и историко-культурной заповедной территории запрещается деятельность, негативно влияет или может негативно повлиять на состояние сохранению объектов культурного наследия, режим их охраны и использования. Градостроительные, архитектурные и ландшафтные преобразования, строительные, мелиоративные, дорожные, земляные работы, проведения массовых и зрелищных мероприятий осуществляются: в пределах историко-культурного заповедника - по согласованию с органом, к сфере управления которого принадлежит историко-культурный заповедник; в пределах историко-культурной заповедной территории - за согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия, на основании выводу органа, обеспечивающего соблюдение режима историко-культурной заповедной территории. {Абзац четвертый части четвертой статьи 33 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012}
5. Положение об историко-культурный заповедник утверждается органом, к сфере управления которого он отнесен при принятии решения об объявлении комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником. Положение об историко-культурной заповедной территории утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия. 6. Границы зоны охраны, объемы и сроки проведения работ по консервации, реставрации, реабилитации, музеефикации, ремонту и приспособление объектов культурного наследия, благоустройства историко-культурного заповедника и благоустройство историко-культурного заповедной территории, а также мероприятия по охране и использования объектов культурного наследия, сохранения и воспроизведения традиционного характера среды определяются соответственно в плане организации территории историко-культурного заповедника или плане организации историко-культурного заповедного территории - научно-проектной документации, разрабатываемой соответствии с законом в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия. План организации территории историко-культурного заповедника утверждается органом, к сфере управления которого он отнесен при принятии решения об объявлении комплекса (ансамбля) памятников историко -культурным заповедником. План организации историко-культурной заповедной территории утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия. {Статья 33 в редакции Закона N 2245-IV ( 2245-15 a >) от 16.12.2004, N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} Статья 33-1. Порядок объявления комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником или территории историко-культурной заповедной < br> территорией 1. Подготовку и подачу ходатайства об объявлении комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником или территории историко-культурной заповедной территории могут осуществлять физические и / или юридические лица. В ходатайстве с учетом культурной, исторической и научной ценности комплекса (ансамбля) памятников или отдельной территории обосновывается необходимость их объявления в соответствии историко-культурным заповедником или историко-культурной заповедной территорией. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие обоснование необходимости объявления комплекса (ансамбля) памятников или территории в соответствии историко-культурным заповедником или историко-культурной заповедной территории. 2. Ходатайство об объявлении комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником или территории историко-культурной заповедной территорией предоставляется органу исполнительной власти Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям или соответствующему исполнительному органу сельского, поселкового, городского совета по местонахождению соответствующих комплекса (ансамбля) памятников или территории. Ходатайство рассматривается в месячный срок со дня его получения. {Абзац первый части второй статьи 33-1 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} По результатам рассмотрения ходатайства орган исполнительной власти Автономной Республики Крым, областная, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации или соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета дает заключение о целесообразности объявления комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником или территории историко-культурной заповедной территории вместе с необходимыми документами соответствующему органу, определенном частью третьей настоящей статьи. {Абзац второй части второй статьи 33-1 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Перечень документов, необходимых для принятия решения о объявления комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником или территории историко-культурной заповедной территории (< a"/laws/show/727-2011-% D0% BF" target = _blank> 727-2011-п ), определяет Кабинет Министров Украины. 3. Решение об объявлении комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником государственного значения или территории историко-культурной заповедной территорией принимает Кабинет Министров Украины. Решение об объявлении комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником местного значения принимает соответственно Верховная Рада Автономной Республики Крым, областная, Киевская и Севастопольская городские советы. {Закон дополнен статьей 33-1 согласно Закону N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} Статья 33-2. Особенности управления и функционирования историко-культурных заповедников 1. С целью обеспечения соблюдения режима историко-культурного заповедника, определенного положением о него, орган, к сфере управления которого принадлежит заповедник, образует администрацию историко-культурного заповедника. Администрация историко-культурного заповедника осуществляет культурно-образовательную, научно-исследовательскую деятельность в сфере охраны культурного наследия и музейному делу, а также туристическую деятельность. 2. Задачи, направления деятельности администрации историко-культурного заповедника, порядок управления историко-культурным заповедником определяются положением о ней, утверждаемым органом, к сфере управления которого относится историко-культурный заповедник. Типовое положение об администрации историко-культурного заповедника утверждает Кабинет Министров Украины. 3. Администрация историко-культурного заповедника соответствии закону: 1) проводит работу по выявлению, фиксации, классификации, составления учетной документации на объекты культурного наследия, готовит документацию для их государственной регистрации; 2) информирует соответствующий орган охраны культурного наследия о повреждения, разрушения, угрозе или возможной угрозе повреждения, разрушения объектов историко-культурного заповедника; 3) осуществляет научно-методическое руководство проведением работ по исследования, консервации, реабилитации, реставрации, ремонта, приспособления и музеефикации памятников и других работ на территории < br> историко-культурного заповедника и в зонах его охраны; 4) дает заключения соответствующему органу охраны культурного наследия о возможности размещения рекламы на территории историко-культурного заповедника и в зонах его охраны; 5) принимает меры для предотвращения и пресечения нарушения требований законодательства об охране культурного наследия, а также для устранения негативных последствий и возмещение вреда, причиненного такими нарушениями ; 6) осуществляет другие мероприятия по охране и сохранению объектов историко-культурного заповедника. В целях обеспечения соблюдения режима историко-культурного заповедника его администрация в соответствии с законом может обеспечивать охрану объектов и территории заповедника. 4. Согласно задач и направлений деятельности администрация историко-культурного заповедника может предоставлять платные услуги, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины. 5. Имущество историко-культурного заповедника, находящегося в государственной или коммунальной собственности, передается его администрации на праве оперативного управления и не подлежит отчуждению. 6. Земельные участки в пределах историко-культурного заповедника предоставляются его администрации в пользование в соответствии с законом. 7. Историко-культурный заповедник может иметь собственную символику. {Закон дополнен статьей 33-2 согласно Закону N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09. 2010} Статья 33-3. Особенности управления и функционирования историко-культурных заповедных территорий 1. Обеспечение соблюдения режима историко-культурного заповедной территории с расположенными на ней объектами культурного наследия, определенного в положении о ней, осуществляется решению Кабинета Министров Украины органом охраны культурного наследия по местонахождению такого территории или администрацией историко-культурной заповедной территории или администрацией историко-культурного заповедника, с которым связана эта территория. 2. В случае принятия Кабинетом Министров Украины решения о обеспечение соблюдения режима историко-культурной заповедной территории ее администрацией такая администрация создается Кабинетом Министров Украины. 3. С целью обеспечения соблюдения режима историко-культурного заповедной территории его администрация выполняет функции, предусмотренные частью третьей статьи 33-2 настоящего Закона. 4. Задачи и направления деятельности администрации историко-культурной заповедной территории определяются в положении о ней, утверждаемым Кабинетом Министров Украины. {Закон дополнен статьей 33-3 согласно Закону N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} Статья 34. Статус территорий, связанных с охраной культурного наследия Земли, на которых расположены памятники, историко-культурные заповедники, историко-культурные заповедные территории, охраняемые археологические территории, относятся к землям историко-культурного назначения, включаются в государственных земельных кадастров, планов землепользования, проектов землеустройства, другой проектно-планировочной и градостроительной документации. {Часть первая статьи 34 с изменениями, внесенными Законом N 2245-IV ( 2245-15 ) от 16.12.2004, в редакции Закона N 2518-VI ( 2518-17 ) от 09.09.2010} Установление зон охраны памятников и утверждения границ исторических ареалов населенных мест не может быть основанием для принудительного изъятия из владения (пользования) земельных участков в юридических и физических лиц на условиях землевладельцами и землепользователями правил использования земель историко-культурного назначения. Статья 35. Разрешения на проведение археологических разведок, раскопок, других земляных работ 1. Проведение археологических разведок, раскопок, других земляных работ на территории памятника, охраняемой археологической территории, в зонах охраны, в исторических ареалах населенных мест, а также исследования остатков жизнедеятельности человека, содержащихся под земной поверхностью, под водой, осуществляются по разрешению центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия, выдается исполнителю работ - физическому лицу, и при условии регистрации этого разрешения в соответствующем органе охраны культурного наследия. {Абзац первый части первой статьи 35 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Разрешения на проведение археологических разведок, раскопок предоставляются при условии соблюдения исполнителем работ требований охраны культурного наследия и наличия у него необходимого квалификационного документа, выданного квалификационной советом. Порядок предоставления разрешений устанавливается Кабинетом Министров Украине. Квалификационные документы выдаются квалификационной советом - коллегиальным, независимым органом, ответственным за профессиональный исполнителя работ. Порядок формирования и деятельности квалификационной совета утверждается Кабинетом Министров Украины. В состав квалификационного совета входят соответствующие специалисты научных учреждений, высших учебных заведений, общественных организаций. Разрешения на проведение земляных (подводных) работ на территории мест боевых действий, мест гибели боевых кораблей, морских и речных судов, мест захоронений умерших и умерших (погибших) военнослужащих (в том числе иностранцев), погибших в войнах, вследствие депортации и политических репрессий на территории Украины, предоставляются согласно программам, согласованным с соответствующим органом охраны культурного наследия. 2. Исполнитель археологических разведок, раскопок обязан: обеспечить сохранность выявленных во время исследований объектов культурного наследия; своевременно сдать отчет об исследовании органам, выдавшим разрешение и квалификационный документ; передать все найденные во время исследований движимые предметы, связанные с недвижимыми объектами культурного наследия (антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и другие объекты, имеющие культурную ценность), на постоянное хранение определенной в разрешении учреждению для занесения в государственной части Музейного фонда Украины; передать полевую документацию и отчет о проведенных работах в архивного подразделения государственного научного учреждения в порядке, определенном законодательством; обеспечить надлежащую консервацию объектов культурного наследия, имеющие культурную ценность, благоустройство территории после завершения работ. {Абзац шестой части второй статьи 35 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2518-VI ( 2518-17 ) от < br> 09.09.2010} 3. Соответствующий орган охраны культурного наследия может назначать своих уполномоченных представителей для осуществления надзора за проведением археологических раскопок. Исполнитель археологических раскопок обязан содействовать представителям органов охраны культурного наследия в осуществлении надзора за проведением раскопок.
|