З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об обращениях граждан (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1996, N 47, ст.256) {Вводится в действие Постановлением ВР N 394/96-ВР от 02.10.96, ВВР, 1996, N 47, ст.257} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 653-XIV ( 653 -14 ) от 13.05.99, ВВР, 1999, N 26, ст.219 N 1294-IV ( 1294 - 15 ) от 20.11.2003, ВВР, 2004, N 13, ст.181 N 2384-IV ( 2384-15 ) от 20.01.2005, ВВР, 2005, N 11, ст.200 N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009, ВВР, 2009, N 36-37, ст.511 N 4054-VI ( 4054-17 ) от 17.11.2011, ВВР, 2012, N 27, ст.276 N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012, ВВР, 2012, N 50, ст.564 N 5477-VI ( 5477-17 ) от 06.11.2012} Этот Закон регулирует вопросы практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии их уставу предложения об улучшении их деятельности, вскрывать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Закон обеспечивает гражданам Украины возможности для участия в управлении государственными и общественными делами, для влияния на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, для отстаивания своих прав и законных интересов и восстановления их в случае нарушения. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Обращения граждан Граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушение. Военнослужащие, работники органов внутренних дел и государственной безопасности, а также лица рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины имеют право подавать обращения, не касаются их служебной деятельности. {Часть вторая статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009} Лица, не являющиеся гражданами Украины и законно находящиеся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращения, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными договорами. Статья 2. Законодательство об обращении граждан Законодательство Украины об обращении граждан включает этот Закон и иные акты законодательства, которые выдаются соответственно Конституции Украины и этого Закона. Обращение вкладчиков в Фонд гарантирования вкладов физических лиц по выплате Фондом возмещение в пределах гарантированной суммы рассматриваются в порядке, установленном законодательством о системе гарантирования вкладов физических лиц. {Статья 2 дополнена частью второй согласно Закону N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} Статья 3. Основные термины, используемые в настоящем Законе Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы. Предложение (замечание) - обращение граждан, где высказываются советы, рекомендации относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения об урегулировании общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества. Заявление (ходатайство) - обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывание мнения относительно улучшения их деятельности. Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п.. Жалоба - обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий , учреждений, организаций, объединений граждан, должностных человек. Статья 4. Решения, действия (бездействие), которые могут быть обжалованы К решениям, действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы, принадлежат такие в сфере управленческой деятельности, вследствие которых: нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан); созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод; незаконно возложены на гражданина какие-либо обязанности или он незаконно привлечен к ответственности. Статья 5. Требования к обращению Обращения адресуются органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности, объединениям граждан или должностным лицам, в полномочий которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, посланным по почте или переданным гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены в соответствии с действующим законодательством. Обращение может быть подано как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное). Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления, кроме случаев, предусмотренных частью первой статьи 7 настоящего Закона. Обращение о предоставлении бесплатной правовой помощи рассматриваются в порядке, установленном законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи. {Статья 5 дополнена частью седьмой по закону N 5477-VI ( 5477-17 ) от 06.11.2012} Статья 6. Язык обращений и решений и ответов на них Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, должностных лиц украинском или другом языке, приемлемом для сторон. Решение относительно обращений граждан и ответы на них оформляются в соответствии с требованиями законодательства о языках. Такие решения и ответы могут быть изложены в переводе на язык общения заявителя. Статья 7. Запрет отказа в принятии и рассмотрении обращения Обращения, оформленные надлежащим образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения с ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения. Если вопросы, затронутые в полученном органом государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, объединениями граждан или должностными лицами обращении, не входят в их полномочия, оно в срок не более пяти дней пересылается ими по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, подавшему обращение. В случае если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями. Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются. Статья 8. Обращения, не подлежащие рассмотрению и решению Письменное обращение без указания местожительства, не подписанное автором (авторами), а также такое, из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, а также те обращения , сроки рассмотрения которых предусмотрено статьей 17 настоящего Закона, и обращения лиц, признанных судом недееспособными. Решение о прекращении рассмотрения такого обращения принимает руководитель органа, о чем сообщается лицу, подавшему обращения. Статья 9. Запрет преследования граждан за представление обращения и недопустимость принуждения их к его представления Запрещается преследование граждан и членов их семей за представление обращения к органам государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, "объединений граждан, должностных лиц за критику в обращении их деятельности и решений. Никто не может быть принужден к подаче собственного или подписание коллективного обращения или участию в акциях в поддержку обращений других лиц или организаций. Статья 10. Запрет разглашения сведений, содержащихся в обращениях Не допускается разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, составляющих государственную или иную тайну, охраняемую законом, и другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Не допускается выяснение данных о личности гражданина, которые не касаются обращения. По просьбе гражданина, высказанное в устной форме или указанное в тексте обращения, не подлежит разглашению его фамилия, место жительства и работы. Этот запрет не распространяется на случаи сообщения информации, содержащейся в обращении, лицам, которые имеют отношение к решению дела. Статья 11. Обращение к объединениям граждан Полученные объединениями граждан обращения с замечаниями и предложениями относительно их деятельности рассматриваются этими объединениями и их органами в соответствии с уставами объединений, а заявления и жалобы на ущемления или нарушения ими прав граждан - согласно этому Закону. Статья 12. Сфера применения настоящего Закона Действие настоящего Закона не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым законодательством, законодательством о защите экономической конкуренции, законами Украины "О судоустройстве и статусе судей" ( 2453-17 ) и "О доступе к судебным решений "( 3262-15 ), Кодексом административного судопроизводства Украина" ( 2747-15 ). {Статья 12 с изменениями, внесенными согласно Законам N 653-XIV ( 653-14 ) от 13.05.99, N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003, N 4054-VI ( 4054-17 ) от 17.11.2011} Статья 13. Делопроизводство по обращениям граждан Делопроизводство по обращениям граждан ведется в порядке, устанавливается Кабинетом Министров Украины ( 348-97-п ). Р а з д е л II ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН Статья 14. Рассмотрение предложений (замечаний) граждан Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица обязаны рассмотреть предложения (замечания) и сообщить гражданину о результатах рассмотрения. Предложения (замечания) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично. Статья 15. Рассмотрение заявлений (ходатайств) Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица, руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, в < br> полномочиям которых относится рассмотрение заявлений (ходатайств), обязаны объективно и своевременно рассматривать их, проверять изложенные в них факты, принимать решения в соответствии с действующим законодательством и обеспечивать их выполнение, сообщать гражданам о последствиях рассмотрения заявлений (ходатайств). Заявления (ходатайства) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений , организаций лично. Ответ по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств) в обязательном порядке дается тем органом, который получил эти заявления и в компетенцию которого входит решение поставленных в заявлениях (ходатайствах) вопросов, за подписью руководителя или лица, исполняющего его обязанности. Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве), доводится до сведения гражданина в письменной форме с ссылкой на Закон и изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения. Статья 16. Рассмотрение жалоб граждан Жалоба на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обратиться в суд соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд. Жалобы Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично . Жалобы на решения общего собрания членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц, созданных на основе коллективной собственности, а также на решения высших государственных органов решаются в судебном порядке. Гражданин может подать жалобу лично или через уполномоченное на это другое лицо. Жалоба в интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подается их законными представителями. Жалоба в интересах гражданина по его поручению, оформленным в установленном законом порядке, может быть подана другим лицом, трудовым коллективом или организацией, осуществляющей правозащитную деятельность . К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или копии решений, которые принимались по его обращению ранее, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются гражданину. Статья 17. Срок подачи жалобы Жалоба на решение, оспаривалось, может быть подана в органу или должностному лицу высшего уровня на протяжении одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца с момента ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу. Решение высшего государственного органа, который рассматривал жалобу, в случае несогласия с ним гражданина может быть обжаловано в суд в срок, предусмотренный законодательством Украины. Статья 18. Права гражданина при рассмотрении заявления или жалобы Гражданин, который обратился с заявлением или жалобой в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, < br> СМИ, должностных лиц, имеет право: лично изложить аргументы лицу, которое проверяло заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления; знакомиться с материалами проверки; подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу; присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы; пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке; получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы; высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения заявления или жалобы; требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений. Статья 19. Обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, ' объединений граждан, средств массовой информации, их руководителей и других должностных лиц по рассмотрению заявлений или жалоб Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, средства массовой информации, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны: объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы; в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления или жалобы составить об этом мотивированное постановление; (Часть первая статьи 19 дополнена абзацем Законом N 2384-IV ( 2384-15 ) от 20.01.2005) по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает его заявление или жалобу; отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или иным нормативным актам, безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий , выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям; обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений; письменно сообщать гражданину о результатах проверки заявления или жалобы и суть принятого решения; принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, по вине которых было допущено нарушения, а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок довести принятое решение до сведения органа местного самоуправления, трудового коллектива или объединения граждан по месту жительства гражданина; в случае признания заявления или жалобы необоснованной разъяснить порядок обжалования принятого по ним решения; не допускать безосновательной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам; лично организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, принимать меры к устранению причин, которые порождают, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы. В случае необходимости и при наличии возможностей рассмотрение обращений граждан возлагается на должностное лицо или подразделение служебного аппарата, специально уполномоченные осуществлять эту работу, в пределах бюджетных ассигнований . Это положение не отменяет требования абзаца девятого части первой настоящей статьи. Статья 20. Срок рассмотрения обращений граждан Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее п ' пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение . При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней. На обоснованное письменное требование гражданина срок рассмотрения может быть сокращен от установленного этой статьей срока. Обращения граждан, которые имеют установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке. Статья 21. Бесплатность рассмотрения обращения Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица рассматривают обращение граждан, не взимая платы. Статья 22. Личный прием граждан Руководители и другие должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан обязаны проводить личный прием граждан. Прием проводится регулярно в установленные дни и часы, в удобное для граждан время, по месту их работы и жительства. Графики приема доводятся до сведения граждан. Порядок приема граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, объединениях граждан определяется их руководителями. Все обращения граждан на личном приеме регистрируются. Если решить затронутые в устном обращении вопросы непосредственно на личном приеме невозможно, оно рассматривается в том же порядке, что и письменное обращение. О результатах рассмотрения гражданину сообщается письменно или устно, по желанию гражданина. Статья 23. Организация приема граждан высшими должностными лицами Высшие должностные лица государства - Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Премьер-министр Украины - осуществляют прием в установленном ими порядке. Р а з д е л III ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИИ ГРАЖДАН Статья 24. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об обращениях граждан Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Украины. Статья 25. Возмещение убытков гражданину в связи с нарушением требований настоящего Закона при рассмотрении его жалобы В случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, приняли неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему причиненный материальный ущерб, связанный с представлением и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и утраченный за это время заработок. Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке. Гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, может быть возмещен моральный ущерб, нанесенный неправомерными действиями или решениями органа или должностного лица при рассмотрении жалобы. Размер возмещения морального (неимущественного) ущерба в денежном выражении определяется судом. Статья 26. Ответственность граждан за представление обращений противоправного характера Представление гражданином обращения, содержащего клевету и оскорбления, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и других действий, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Статья 27. Возмещение расходов по проверке обращений, содержащих заведомо ложные сведения Расходы, сделанные органом государственной власти, местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности, объединений граждан, средствами массовой информации в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда. Статья 28. Контроль за соблюдением законодательства о обращения граждан Контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан соответствии со своими полномочиями осуществляют Верховная Рада Украины, народные депутаты Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные комитеты, депутаты местных советов, а также министерства, другие центральные органы исполнительной власти по подчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Статья 29. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан Надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами. Согласно предоставленным им действующим законодательством полномочий они принимают меры к восстановлению нарушенных прав, защиты законных интересов граждан, привлечению нарушителей к ответственности.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 2 октября 1996 N 393/96-ВР
|
|