Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 147. Стягнення за порушення трудової дисциплины

За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания:

1) выговор;

2) звільнення.

Законодавством, статутами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

Комментарий

1. Комментируемая статья, предусматривает применение к работникам за нарушение трудовой дисциплины таких взысканий как выговор и увольнение. Пленум Верховного Суда Украины признает дисциплинарным взысканием увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 ст. 40 и п. 1 ст. 41 КЗоТ (п. 22 постановления признаваться и увольнении на основании п. 11 ст. 41 КЗоТ. Вместе освобождение согласно п. 7 ст. 36, п. 2 и 3 ст. 41 КЗоТ дисциплинарным взысканием не признается в. П. 25 Типовых правил утратил силу в той части, в которой он устанавливает дисциплинарные взыскания, не предусмотренные ст. 147 КЗоТ.

2. Другие виды взысканий могут устанавливаться только законами. Это прямо вытекает из п. 22 части первой ст. 92 Конституции. Поэтому применение такого вида взыскания как замечание, ст. 2 раздела II Устава о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб было бы незаконным. Вместе с тем приведение законодательства в соответствие с Конституцией Украины требует определенного времени. Поэтому мы считаем, что часть вторая ст. 147 КЗоТ не потеряла полностью силу в связи с принятием Конституции Украины. Имеется в виду, что п. 22 ст. 92 Конституции не допускает определения другими нормативными актами, кроме законов, деяний, являющиеся дисциплинарными нарушениями, и ответственности за их совершение. Одновременно и процесс приведения законодательных актов в соответствие с Конституцией не может быть бесконечным. Поэтому следует ожидать внесения изменений в статьи, комментируется, и соответствующих подзаконных актов. Уже внесены изменения в Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, которыми исключены правила о возможности применения таких видов взыскания как перемещение на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев, перемещение на низшую должность на срок до шести месяцев, поскольку эти меры взыскания имели признаки принудительного труда, что противоречит ст. 43 Конституции Украины. Вместе лишения машинистов права управления локомотивами с предоставлением работы помощником машиниста, лишение свидетельства водителя моторно-рельсового транспорта несъемного типа, свидетельства помощника машиниста локомотива с предоставлением работы, не связанной с управлением локомотивом и моторно-рельсовым транспортом на срок до одного года, п. 12 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта не исключено.

При утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Кабинет Министров Украины пытался локализовать применения перечисленных мер взыскания. Хотя это Положение распространяется на всех работников отрасли (кроме указанных в п. 2 настоящего Положения), перечисленные взыскания могут применяться только по категории работников, перечень которых утверждается Министерством транспорта Украины по согласованию с профсоюзами (следует считать, что для работников, которые не вошли в упомянутый перечень, дисциплинарные взыскания применяются на основе и в соответствии с нормами Кодекса законов о труде). С целью локализации перечисленных мер взыскания в Положении (п. 13 и 15) подробно определяются основания применения таких мер взыскания в виде лишения права управления и увольнения.

Лишение права управления (лишения свидетельства) с предоставлением другой работы на срок до 1 года не следует считать связанным с применением принудительной труда. Предоставление другой работы в этом случае возможно только по просьбе работника и призвано смягчить остроту ситуации, связанной с дальнейшей невозможностью выполнения работником прежней работы. Если работник откажется от предоставленной ему работы, он подлежит освобождению от работы в соответствии с п. 2 ст. 40 КЗоТ.

3. Закон "О государственной службе" (ст. 14) устанавливает следующие меры дисциплинарного воздействия как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность. В названном Законе они названы именно мерами дисциплинарного воздействия, а не взыскание. В Положении о рангах государственных служащих (п. 4) задержка в присвоении очередного ранга также названа как мера дисциплинарного воздействия. Итак, предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка в присвоении очередного ранга в назначении на должность не является дисциплинарным взысканием.

Установка Законом "О государственной службе" ; дополнительные меры дисциплинарного воздействия, которые могут применяться в отношении государственных служащих, не исключает возможности применения к ним мер взыскания, предусмотренных ст. 147 КЗоТ.

Лишение премии или надбавок к заработной плате не может рассматриваться как мера дисциплинарного взыскания, даже если это прямо предусмотрено за несвоевременное выполнение заданий, ухудшение качества работы или нарушения трудовой дисциплины.

4. Закон "О статусе судей" предусматривает возможность применения в отношении судей судов Украины таких взысканий, как выговор, понижение квалификационного класса, увольнение с должности. Установка специальных правил о дисциплинарной ответственности судей дает основания для вывода, что нормы КЗоТ о дисциплинарной ответственности на судей не распространяются.

5. Дисциплинарный устав прокуратуры Украины устанавливает следующие меры взыскания:

1) выговор;

2) понижение в классном чине;

3) понижение в должности

4) лишение нагрудного знака" Почетный работник прокуратуры Украины "

5) освобождение

6) освобождение в лишением классного чина.

6. Горный закон Украины в ст. 51 предусматривает, что за нарушение горного законодательства работники горных предприятий несут дисциплинарную ответственность Положение о дисциплине работников горных предприятий. Настоящее Положение не устанавливает других видов взысканий, кроме предусмотренных ст. 147 КЗоТ. Но следует учитывать, что ссылка в ст. 51 Горного закона на упомянутое Положение не соответствует п. 22 части первой ст. 92 Конституции.

7. Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является нарушение трудовой дисциплины. Закон не требует, чтобы такое нарушение обязательно приводило к любым вредных последствий. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности достаточно, чтобы был зафиксирован сам факт нарушения. Вместе последствия нарушения учитываются при определении тяжести дисциплинарного проступка и выборе дисциплинарного взыскания. Если при выборе меры дисциплинарного взыскания учитываются последствия нарушения, собственник должен быть готовым к тому, чтобы доказать при рассмотрении трудового спора наличие вредных последствий и их причинная связь с допущенным работником нарушением.

8. Нарушение трудовой дисциплины определяется п. 24 Типовых правил как неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Это определение, данное в подзаконном акте Союза ССР, подлежит корректировке с учетом содержания части первой ст. 147 КЗоТ, в которой речь идет о нарушении именно трудовой дисциплины, а не только трудовых обязанностей. К категории трудовых обязанностей работника очень трудно (а скорее - невозможно) отнести соблюдение обязанностей не разглашать коммерческую тайну, не работать по совместительству. Но к категории трудовой дисциплины соблюдение этих обязанностей относятся, если только они внесены в местных правил внутреннего трудового распорядка, коллективного или трудового договора.

9. Вместе вина как один из признаков нарушения трудовой дисциплины вполне необходимой для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В законодательстве о труде не раскрывается содержание категории вины, не определяются ее виды. В соответствующих случаях орган, рассматривающий трудовой спор, может применять по аналогии нормы других отраслей российского права. Это касается и случаев, когда в действиях работника содержится признак крайней необходимости. Если работник не вышел на работу в связи с аварией системы центрального отопления в квартире, где он проживает, и необходимостью его личного участия в ликвидации последствий аварии, нарушения трудовых обязанностей имеет место, но вины (даже в форме небрежности) в действиях работника нет. НЕ будет вины в его действиях в случае необходимости экстренного обращения за медицинской помощью, хотя бы больничный работнику и не был издан.

С другой стороны, владелец, как правило, не несет обязанность доставлять работников на работу собственным транспортом. Проблема транспорта должна решаться работником, как правило, без помощи владельца. Поэтому ссылка работника на плохую работу транспорта, по общему правилу, не исключает вины работника, например, в опоздании на работу. Только прекращение работы транспорта из-за стихийного бедствия, аварии и другие чрезвычайные обстоятельства исключает вину работника в опоздании на работу. Критерием, по которому определяется наличие в действиях работника, является надлежащее забота работника о выполнении трудовых обязанностей.