Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 161. Порядок здійснення громадського контролю за особами, умовно-достроково звільненими від відбування покарання

1. Громадський контроль за особами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также воспитательная работа с ними организуются наблюдательными комиссиями и осуществляются общественными организациями и трудовыми коллективами по месту работы или учебы и по месту жительства этих лиц.

2. Наблюдательные комиссии, службы по делам детей, центры социальных служб для молодежи, а также общественные организации и трудовые коллективы могут выделять своих представителей и поручать им по их согласия систематическое проведение воспитательной работы и осуществление контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.

3. Громадські вихователі неповнолітніх та інші особи, яким доручено проводити з умовно-достроково звільненими від відбування наказания воспитательную работу, контролируют их отношение к труду, обучению и поведение в быту, оказывают им необходимую помощь.

Комментарий :

Комментируемая статья предусматривает обязательное установление за лицами, досрочно-освобожденным от отбывания наказания, общественного контроля, осуществление которого призвано способствовать закреплению результатов исправления и ресоциализации.

Общественный контроль за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания в течение неотбытой его части - это деятельность граждан, объединились в общественные и другие некоммерческие организации, для осуществления контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.

Задачей общественного контроля за лицами, досрочно освобожденными от отбывания наказания, является обеспечение надлежащей реализации правоограничений, вытекающих из наличия судимости, закрепление результатов исправления и ресоциализации, соблюдение этими лицами установленного в обществе правопорядка, недопущения совершения ими повторных преступлений.

Встановлення громадського контролю (як і будь-якого контролю взагалі) неминуче зачіпає суб'єктивні права лиц, в отношении которых он устанавливается, и в определенном объеме ограничивает их личную свободу. Так, например, в необходимых случаях общественные организации или трудовые коллективы могут требовать от освобожденных отчета о поведении в быту и соблюдение трудовой дисциплины.

Ограничение личной свободы, равно как и применение мер государственного и общественного принуждения в случае ненадлежащего исполнения уволенным своих обязанностей, базируются на законе. Поэтому строгое соблюдение законности, охрана прав, свобод и законных интересов лица, находящегося в сфере данной формы контроля, со стороны уполномоченных на это общественных организаций имеет важное значение.

Закон предусматривает необходимость наличия следующих оснований для осуществления общественного контроля: а) факт осуждения лица к определенному срочного наказание в результате вступления приговора в законную силу б) факт условно-досрочного освобождение от отбывания наказания. Как известно, с момента вступления обвинительного приговора в законную силу лицо считается судимым до истечения установленного законом срока или вынесения судом постановления о ее снятии.

Считается, что общие основания для осуществления контроля за поведением освобожденного базируются на судимости. Однако, наличие судимости само по себе еще не создает оснований для ограничения субъективных прав лица, контроля за ней. Оно порождает обще правовые последствия для освобожденного от наказания лишь в том случае, когда это прямо указано в законе.

Непосредственные правовые основания общественного контроля за уволенным зависят от факта увольнения его досрочно от отбывания наказания. Инициатива в установлении общественного контроля может исходить как от органов местного самоуправления, наблюдательных комиссий, так и непосредственно от трудовых коллективов и общественных организаций.

Контрольные функции за лицами, освобожденными условно-досрочно от наказания, осуществляют также органы внутренних дел, в том числе профилактические службы, криминальная милиция по делам несовершеннолетних и участковые инспекторы милиции, а также другие службы, которые сталкиваются с данными лицами по роду своей деятельности. Согласно Заключительным положениям КВН Украины до 2009 года учет таких лиц и контроль за их поведением планируется возложить на уголовно-исполнительную инспекцию.

Отдельная роль в осуществлении общественного контроля отведена общественным воспитателям несовершеннолетних. Институт общественных воспитателей создан с целью повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних, совершивших преступления. Общественные воспитатели входят в состав служб по делам несовершеннолетних. Основная задача общественных воспитателей - предоставление помощи родителям или лицам, которые их заменяют, в исправлении и ресоциализации несовершеннолетних, освобожденных условно-досрочно.