Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 162. Заходи громадського впливу щодо осіб, умовно-достроково звільнених від відбування покарання

1. До умовно-достроково звільнених від відбування покарання осіб, які ухиляються від громадського контроля, собрание трудового коллектива или общественная организация могут применять меры воздействия в виде общественного предупреждения.

2. В случае систематического нарушения общественного порядка лицом, отбывала наказание в виде лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление была дважды осуждена к лишению свободы за умышленные преступления и условно-досрочно освобождено от отбывания наказания, трудовой коллектив или общественная организация могут ходатайствовать перед органом внутренних дел об установлении за ним административного надзора.

Комментарий :

Статья, Комментируемая определяет не только субъектов осуществления общественного контроля, но и устанавливает определенные формы и пределы его осуществления. Так, функция организации общественного контроля и воспитательной работы возлагается на наблюдательные комиссии. Предоставление этих полномочий именно наблюдательным комиссиям связано с необходимостью обеспечения единства в формах и методах контроля за условно-досрочно освобожденными как по месту работы, так и по месту проживания таких лиц, а также предупреждение их антиобщественной поведения. Руководящая роль наблюдательных комиссий способствует активизации работы общественных организаций и трудовых коллективов в осуществлении контроля за условно-досрочно освобожденными и их воспитанию.

Непосредственное осуществление общественного контроля возлагается на общественные организации, центры социальных служб для молодежи, службы по делам несовершеннолетних и трудовые коллективы. Такой контроль может осуществляться специально назначенными с их согласия представителями. Общественный контроль вышеуказанных органов и учреждений заключается в том, что их члены всесторонне содействие в трудовом и бытовом устройстве условно-досрочно освобожденных, предоставляя им работу на своем предприятии. Культурно-просветительские учреждения помогают организовать проведение культурно-массовой работы, а учебные заведения способствуют организации общеобразовательного и профессионально-технического обучение этих лиц.

Независимо от назначения представителя, непосредственно осуществляет общественный контроль, все члены трудового коллектива или общественной организации, взяли на себя функцию такого контроля, должны принимать активное участие в исправлении и ресоциализации осужденного, проводить с ним воспитательную работу. Данная деятельность осуществляется в тесном контакте с наблюдательными комиссиями, службами по делам несовершеннолетних и центрами социальных служб для молодежи.

Субъекты общественного контроля за поведением освобожденных наделены определенными полномочиями по применению к лицам мер общественного воздействия, предусмотренных ст. 162 УИК Украины. Так, к условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания лиц, уклоняющихся от общественного контроля, собрание трудового коллектива или общественная организация могут применять меры воздействия в виде общественного предупреждения.

Общественное предупреждение представляет собой меру воздействия, применяемая к условно-досрочно освобожденных за нарушение ими обязанностей, связанных с таким увольнением и судимостью, в частности, уклонением от общественного контроля. Общественное предупреждение является мерой ответственности, применяемой в целях воспитания таких лиц и поддержания дисциплины. Это обусловлено и тем обстоятельством, что лицо, уволилась досрочно, берет на себя определенные обязанности.

Общественное предупреждение может быть применено трудовым коллективом не только за уклонение от общественного контроля, но и за нарушение трудовой дисциплины. По Кодексу законов о труде Украины (ст. 152) собственник или уполномоченный им орган может вместо наложения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении работником трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа. Последний имеет право применить к нарушителю общественное предупреждение или другие общественные взыскания. Предусмотрены соответствующим уставом или положением (В частности, осуждение, замечание, выговор и т.д.). Общественное предупреждения (а также и другие меры общественного взыскания) учитывается при признании лица таким, систематически уклоняется от общественного контроля и нарушает трудовую дисциплину.

Законом не определяется, в форме применяется общественное предупреждение. Поэтому представляется, что оно может быть вынесено как в устной форме с указанием об этом в протоколе собрания членов общественной организации или трудового коллектива, так и в письменной форме путем составления соответствующего постановления и объявления ее подконтрольной лицу.

строгим мерой общественного воздействия на правонарушителя является внесение ходатайства в орган внутренних дел об установлении за ним административного надзора. Однако такие крайние меры воздействия могут быть применены только в отношении условно-досрочно освобожденного лица, отбывала наказание в виде лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление была дважды осуждена к лишению свободы за умышленные преступления, в случае систематического нарушения общественного порядке.

Систематическое нарушение общественного порядка имеет место в том случае, если лицо, относится к вышеуказанной категории, несмотря на предупреждение общественной организации, трудового коллектива или органа внутренних дел, продолжает нарушать общественный порядок и права других граждан, совершает другие правонарушения, за которые действующим законодательством установлена