Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 81. Право власності на землю громадян
1. Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:
а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности
в) приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование;
г) принятия наследства;
г) выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).
2. Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены ' объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.
3. Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки в соответствии с частью второй настоящей статьи в случае:
а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
б) выкупа земельных участков, на которых расположены ' объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности
в) принятия наследства.
4. Земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство иностранцами, а также лицами без гражданства, в течение года подлежат отчуждению.
Комментарий
Общая характеристика. В комментируемой статье определены виды земель, которые могут находиться в собственности физических лиц, и основания, на которых такие земли могут приобретаться. Относительно граждан Украины ограничения по об ' объектно состав земель не установлены. В противоположность этом, о ' объектно состав земель, которые могут принадлежать иностранным гражданам и лицам без гражданства, данной статьей ограничен.
На наш взгляд, при определении статуса физических лиц в отношениях собственности на землю следует руководствоваться общими положениями гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности физических лиц (гл. 4 ГКУ), поскольку в земельном законодательстве специальные нормы отсутствуют.
К ч.1.
К пункту " а ". О приобретении земельных участков гражданами по гражданско-правовым соглашениям, см.. главу 20 " Продажа земельных участков или прав на них на основании гражданско-правовых договоров " ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту " бы ". О безвозмездной передаче гражданам земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности см.. ч. ч. 6 - 11 вв. 118, ст. 121 ЗКУ и комментарий к ч. ч. 6 - 11 вв. 118, ст. 121.
К пункту " в ". Относительно приватизации земельных участков, ранее предоставленных в пользование граждан, см.. ч. ч. 1 и 2 ст. 118 ЗКУ и комментарий к ч. ч. 1 и 2 ст. 118.
К пункту " г ". Относительно принятия земельных участков по наследству см.. ст. 131 ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту " г ". Относительно выделения в натуре земельных участков собственникам земельных долей (паев) см.. п. 16 разд. X " Переходные положения " ЗКУ и комментарий к нему.
В результате перераспределения земель в процессе земельной реформы в частную собственность граждан передано 50,7% земель Украини243.
В ч. 2. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 26 Конституции Украины, " иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности ' связки, как и граждане Украины, - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины ". Аналогичное правило установлено и ст. 2 Закона Украины " О правовом статусе иностранцев ". Комментируемая норма раз и предусматривает исключение, когда иностранцы и лица без гражданства имеют меньший объем прав, чем граждане Украины.
По содержанию комментируемой нормы, упомянутые в ней перечень земельных участков, которые могут приобретать эти суб ' объекты (" земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены ' объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности ") является исчерпывающим, за одним исключением.
С ч. 4 ст. 81, ст. 145 ЗКУ следует, что земельные участки сельскохозяйственного назначения эти лица также имеют право приобретать, но только по наследству, и в течение года обязательства ' связаны ее отчуждение. В случае невыполнения этого требования наступают предусмотренные п. " д " ст. 143 ЗКУ последствия, а именно, право собственности на земельный участок может быть принудительно прекращено (по проблемам в реализации данной нормы см.. комментарий к ст. 145 ЗКУ).
На отличие от приведенного выше практически общепринятого толкования ч. 4 ст. 81 ЗКУ, по мнению А. В. Елисеевой, положения ст. 145 и п. " е " ст. 140 ЗКУ не устанавливают исключения из общей и безусловного запрета иностранцам приобретать в собственность земли сельскохозяйственного призначення244. Считаем ее мнение ошибочным: убеждены, что нормы названных статей являются специальными относительно общего положения ст. 81, а потому имеют преимущество.
К ч.3.
К пункту " а ". О приобретении земельных участков иностранцами и лицами без гражданства по гражданско-правовым соглашениями, см.. главу 20 " Продажа земельных участков или прав на них на основании гражданско-правовых договоров " ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту " бы & ; quot;. Относительно выкупа иностранцами и лицами без гражданства " земельных участков, на которых расположены ' объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности " см.. ст. 128 ЗКУ и комментарий к ней.
К пункта " в ". Относительно принятия земельных участков по наследству см.. ст. 131 ЗКУ и комментарий к ней, а также ч. 4 данной статьи и комментарий к ней.
К ч.4. С комментируемой нормы следует, что иностранцы и лица без гражданства могут приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения и вправе распоряжаться ими (это является исключением из общего запрета иностранцам и лицам без гражданства иметь такие участки на праве собственности - см.. ч. 1 данной статьи, а также ч. 5 ст. 22 ЗКУ). В то же время в течение года такие участки должны быть отчуждены, а в случае невыполнения этого требования наступают последствия, предусмотренные п. " д " ст. 143 ЗКУ, а именно, право собственности на земельный участок может быть принудительно прекращено (относительно порядка отчуждения и проблем в реализации данной нормы см.. Ст. 145 ЗКУ и комментарий к ней).
Некоторые органы земельных ресурсов, руководствуясь ч. 2 ст. 81 ЗКУ, отказывают в оформлении государственных актов о праве собственности на земельные участки, приобретаемые иностранцами в порядке наследования. Такая практика прямо противоречит комментируемой норме.
Отчуждение некоторых разновидностей земельных участков сельскохозяйственного назначения наталкивается на т. н. мораторий на отчуждение земель (п. 15 разд. X " Переходные положения " ЗКУ). На наш взгляд, мораторий не распространяется на случаи продажи земельных участков согласно с комментируемым нормой, на что указывает целевое толкование комментируемой нормы в совокупности с п. 15 разд. X " Переходные положения " ЗКУ.