Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 82. Право власності на землю юридичних осіб

1. Юридические лица (учрежденные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:

а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениями

б) внесения земельных участков его учредителями в уставный капитал

в) принятия наследства;

г) возникновения других оснований, предусмотренных законом.

2. Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначение:

а) в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине

б) за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества.

3. Совместные предприятия, основанные с участием иностранных юридических и физических лиц, могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в случаях, определенных частями первой и второй настоящей статьи, и в порядке, установленном настоящим Кодексом для иностранных юридических лиц.

4. Земли сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению в течение одного года.

Комментарий :

В ч. 1. В комментируемой части применено определение "национальности" юридического лица по кругу ее основателей. Следует иметь в виду, что определение национальности юридического лица в ЗКУ является "автономным", т.е. отличается от подходов, используемых в гражданском и хозяйственном законодательстве (см., например, ст. 117 ХКУ).

Формулировка комментируемой статьи, по которым определяющим является круг лиц, "основали" юридическое лицо, порождает вопрос, повлияет на "национальность" юридического лица, что основатели уступят свою долю в уставном капитале предприятия новым участникам - иностранцам, лицам без гражданства или иностранным юридическим лицам? Буквальное понимание нормы побуждает дать отрицательный ответ на поставленный вопрос, однако назначение нормы (не допустить контроля над землями сельскохозяйственного назначения со стороны иностранцев) заставляет толковать ее расширительно, понимая под "учредителями" также и "участников" юридических лиц.

Положение ч. 1 ст. 82 ЗКУ в части указания на "осуществление предпринимательской деятельности" в практической деятельности часто рассматривается как такое, что запрещает приобретать земельные участки юридическим лицам для других целей. По таким толкованием, лишаются возможности иметь земельные участки на праве собственности, например, религиозные организации. Именно так толковал положения Госкомзем (письмо от 29.04.2003 N 14-11-11/2704245). Считаем такое толкование ошибочным. Трудно найти любые мотивы, которые оправдали постановки отечественных религиозных организаций в менее выгодное положение, чем, скажем, предприятия торговли или иностранное юридическое лицо (которые могут приобретать земельные участки в собственность не только для ведения предпринимательской деятельности - см.. ниже). На статус религиозных организаций в данном случае не влияет наличие п. "в" ч. 2 ст. 92 о праве пользоваться земельными участками и на праве постоянного пользования.

Принцип равенства всех субъектов права собственности, закрепленный в ст. 13 Конституции Украины, ст. 5 ЗКУ, предусматривает, в частности, то, что закон не может содержать необоснованных исключений и ограничений. Исходя из этого, а также учитывая, что ч. 1 ст. 82 ЗКУ все-таки не содержит прямого ограничения на приобретение юридическими лицами земельных участков не для ведения предпринимательской деятельности, считаем, что юридические лица Украины могут приобретать в собственность земельные участки не только для ведения предпринимательской деятельности, но и для других потребностей.

Не находит единообразного решения в правовой доктрине и правоприменительной практике вопрос о том, может ли юридическое лицо приобрести в собственность земельный участок для ведения ОСГ, ведь, согласно ст. 1 Закона Украины "О личное крестьянское хозяйство "ОСГ - это" хозяйственная деятельность, которая проводится без создания юридического лица физическим лицом индивидуально или лицами, находящимися в семейных или родственных отношениях и совместно проживают ... ". Позиция авторов по поводу данной проблемы приведена в комментарии к ч. 2 ст. 33 ЗКУ.

В практической деятельности возникает проблемный вопрос: ли государственное (или коммунальное) предприятие иметь земельные участки на праве собственности? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Позиция авторов сегодня заключается в том, что, хотя ЗКУ (см. ст. 81 и др..) И не предусматривает возможности государственных (Коммунальных) предприятий владеть земельными участками на праве собственности, отсутствует и соответствующий запрет, следовательно, приобретение земельных участков в собственность в соответствии закону (например, гражданского законодательства о сделках) возможно. Что же касается положений законодательства относительно того, что имущество государственного (коммунального) предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, их применение к отношениям собственности на землю исключается в силу положений ч. 1 ст. 4 ХКУ, которая устанавливает, что Кодекс не регулирует земельные отношения). Таким образом, государственные (коммунальные) предприятия могут приобретать земельные участки в собственность.

Зауважимо, що в результаті перерозподілу земель в процесі земельної реформи у приватну власність граждан передано 50,7% земель Украини246, 0,2% земель - в собственность юридических осиб247.

К пункту "А". О приобретении земельных участков юридическими лицами по гражданско-правовым соглашениям, см.. главу 20 "Продажа земельных участков или прав на них на основании гражданско-правовых договоров "ЗКУ и комментарий к ней.

К пункту" б ". Внесение земельных участков учредителями юридического лица в его уставный капитал регламентируется гражданским и хозяйственным законодательством, учредительными документами соответствующего юридического лица (см., в частности, ч. 2 ст. 120, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 142, ст. 144, ч. 2 ст. 164, ч. 2 ст. 165 ГКУ, ч. ч. 4 - 5 ст. 82, ст. ст. 86, 87 ХКУ, Закон Украины "О хозяйственных обществах", Закон Украины "Об акционерных обществах"). Внесение земельных участков в уставный капитал является разновидностью гражданско-правовой сделки (п. "а" комментируемой нормы) и означает переход права на эти участки в юридической лица.

К пункту "в". Относительно принятия земельных участков по наследству см.. ст. 131 ЗКУ и комментарий к ней, а также ч. 4 данной статьи и комментарий к ней.

К пункту " г ". В настоящее время закон не предусматривает "возникновения других оснований" приобретения права собственности на земельные участки юридическими лицами.

В ч. 2. Под иностранными юридическими лицами традиционно понимаются юридические лица, основанные согласно законодательству иностранных государств. Также, на наш взгляд, учитывая другой критерий определения национальности юридического лица по нормам ЗКУ и то, что проведенной в ст. 82 ЗКУ классификацию юридических лиц следует рассматривать как исчерпывающий, к иностранным юридических лиц в понимании ЗКУ следует отнести юридических лиц, учрежденных в Украине на основе исключительно собственности иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических человек. Вместе с тем, данный вопрос в доктрине является дискуссионным, в специальной литературе высказываются и иные взгляды на толкования положений ст. 82 ЗКУ248.

По общему правилу иностранные юридические лица в Украине имеют такой же статус, как и юридические лица Украины, если законодательством или международными договорами Украины не предусмотрено исключений из этого правила. Такой вывод прямо следует из ч. 1 ст. 26 Конституции Украины. Соответствующее правило закреплено в ч. 2 ст. 129 ХКУ. Однако о праве собственности на землю законодательство раз и предполагает исключение, по которому иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на землю только в случаях, предусмотренных законом (ч. 3 ст. 374 ГКУ).

Таким законом является ЗКУ, который в комментируемой норме предусматривает два случая, в которых иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на землю: (1) "в пределах населенных пунктов в случае приобретение объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине ", и (2)" за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества ".

О порядке приобретения земельных участков иностранными юридическими лицами см.. главу 20 "Продажа земельных участков или прав на них на основании гражданско-правовых договоров" ЗКУ, а также ст. 129 ЗКУ (по приобретению земель государственной и коммунальной собственности) и комментарий к гл. 20, ст. 129.

К ч.3. Следует отметить недостаточно удачная формулировка комментируемой части. Не совсем понятно, что имеется в виду под "случаями" приобретения права собственности на землю, по которым ч. 3 ст. 82 ЗКУ отсылает ч. ч. 1 и 2 этой же статьи. Скорее всего, речь идет о круге участков несельскохозяйственного назначения, которые могут быть приобретены (см. ч. 2), и способы приобретения земельных участков (см. ч. 1), причем при приобретении земельных участков государственной или коммунальной собственности следует руководствоваться ст. 129 ЗКУ (см. комментарий).

В ч. 4. Правила относительно последствий вступления земельных участков сельскохозяйственного назначения в наследство, предусмотренные ч. 4 ст. 82 ЗКУ, идентичны тем, которые установлены для иностранных граждан и лиц без гражданства ч. 4 ст. 81 ЗКУ (см. комментарий).
<Стаття 81 | Стаття 82 | Статья 83 >