Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 83. Право власності на землю територіальних общин
1. Земли, принадлежащие на праве собственности территориальным общинам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью.2. В коммунальной собственности находятся все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности.
3. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:
а) земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.)
б) земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта
в) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом
г) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
г) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
д) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
е) земельные участки, искусственно созданные в пределах прибрежной защитной полосы или полосы отвода, на землях лесохозяйственного назначения и природно-заповедного фонда, находящихся в прибрежной защитной полосе водных объектов, или на земельных участках дна водных объектов.
4. Территориальные громады приобретают землю в коммунальную собственность в случае:
а) передачи им земель государственной собственности
б) принудительного отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
в) принятие наследия
г) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениями
г) возникновения других оснований, предусмотренных законом
г 1 ) искусственного создания земельного участка на территории населенного пункта, в том числе с нарушением установленных правил.
5. Территориальные общины сел, поселков, городов могут объединять на договорных началах принадлежащие им земельные участки коммунальной собственности. Управление указанными земельными участками осуществляют районные или областные советы.
Комментарий
К ч . 1. В настоящее время норма комментируемой части, как и положение о коммунальной собственности на землю в. 142 Конституции Украины, остается декларацией. Сегодня в Украине земель коммунальной собственности практически не существует, поскольку не произошло размежевание земель государственной собственности на земли государственной и коммунальной собственности. Существенно, что разделение должно быть одноразовой процедурою249 в пределах отдельной административно-территориальной единицы (иначе "не будет" ряд норм земельного законодательства, а в отношениях между распорядителями государственной и коммунальной собственности не будет определенности). Среди специалистов землеустроителей и юристов зреет понимание того, что без внесения изменений в Закон Украины "О разграничении земель государственной и коммунальной собственности "сдвинуть с места процедуру разграничения земель неможливо250. Авторы убеждены, что решить проблему разграничения земель государственной и коммунальной собственности возможно, лишь изменив принципы розмежування251.
состоянию на 1 января 2010 года по всей Украина принято 2214 решений о разграничении земель на площадь 3520,2 тыс. гектаров. Заказано 422 проекта землеустройства по разграничению земель на площадь 1434,4 тыс. гектаров. Разработаны и утверждены 57 проектов землеустройства на площадь 173,1 тыс. гектарив252. Однако даже в случае утверждения проекта землеустройства по разграничению земель государственной и коммунальной собственности право коммунальной собственности на землю возникнуть не может из-за отсутствия формы государственных актов на право коммунальной собственности на землю - см.. ст. ст. 125, 126 ЗКУ, ст. 14 Закона Украины "О разграничении земель государственной и коммунальной собственности".
Вместе с тем, после изменений, внесенных Законом Украины от 05.03.2009 N 1066-VI, стало возможным приобретение права коммунальной собственности при приобретении земельных участков в коммунальную собственность по гражданско-правовым договорам (договорам), например, при выкупе земельных участков в собственность для общественных нужд (см. ст. 126 ЗК Украины).
До ч. 2. З урахуванням викладеного у коментарі до ч. 1 даної статті, положення коментованої частини можно понимать только так, что в коммунальную собственность должны быть переданы (а не "находятся") "все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности ". Относительно передачи земель в собственность см.. п.п. 10 - 12 разд. X "Переходные положения" ЗКУ и комментарий к п. п. 10, 11, 12.
К ч.3. В комментируемой части перечисляются определенные земли коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность.
Также ст. 28 Закона Украины "О погребении и похоронном деле" от 10.07.2003 несколько дублирует приведенную норму и предусматривает, что "земли, на которых расположены захоронения, являются объектами права коммунальной собственности и не подлежат приватизации ... ".
Учитывая, что соответствующие земли сейчас находятся в государственной собственности, возникает интересная ситуация: пока земли, которые нельзя передавать из коммунальной в частную собственность (например, общего пользования - п. "а" ч. 3 ст. 83 ЗКУ), можно передавать из государственной собственности в частную, что на практике иногда и случается.
Кроме того, положения комментируемой нормы могут быть легко" обойдены "путем предварительной изменения целевого назначения (режима) земельных участков, передавать которые в частную собственность запрещено.
Отметим неудачное, на наш взгляд, формулировка п. "д" комментируемой части, где речь идет о "искусственно созданные" земельные участки. В силу ряда обстоятельств можно утверждать, что инициаторы законопроекта, которым соответствующее положение было внесено в ЗКУ, под "искусственным созданием" подразумевали намыв и т.п. действия. Между тем, земельный участок как объект права создается не путем каких-то манипуляций с земной поверхностью, а путем совершения юридически значимых действий, которые никак на состояние земной поверхности не влияют - путем регистрации права на земельный участок при формировании или изменении целевого назначения (если участок с измененным целевым назначением рассматривать как новую). Поэтому намыв не создает земельного участка - она существует и в виде водопокритои участки дна водоема. Считаем, что с учетом наиболее вероятной цели закона, которым введено комментируемое положение, его следует понимать как такое, что запрещает ссылаться на незаконное изменение рельефа земельного участка как на основание изменения ее правового режима (выведение из категории земель водного фонда).
До ч. 4.
До пункту "а". Относительно правового регулирования передачи в коммунальную собственность земель государственной собственности см.. ст. 117 ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту" б ". О принудительном отчуждении земельных участков в собственность по мотивам общественной необходимости и для общественных потребностей см.. ст. ст. 146, 147 ЗКУ и комментарий к ст. ст. 146, 147.
К пункту "в". Относительно принятия земельных участков по наследству см.. ст. 131 ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту" г ". О приобретении земельных участков в собственность по гражданско-правовым соглашениям см.. главу 20 "Продажа земельных участков или прав на них на основании гражданско-правовых договоров" ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту "г". К "иным основаниям, предусмотренным законом", на наш взгляд, можно отнести признание земельных участков выморочным наследием. Согласно ч. 3 ст. 1277 ГКУ, "наследие, признанное судом выморочным, переходит в собственность территориальной общины по местом открытия наследства ". Практика признания наследства выморочным в Украине уже существует. В то же время проблемой является отсутствие формы государственного акта на право коммунальной собственности на землю. На наш взгляд, в описанном случае документом, удостоверяющим право коммунальной собственности, является непосредственно решение суда. Авторы исходят из того, что перечень документов, удостоверяющих права на земельные участки, предусмотренное в ст. 126 ЗКУ, не является исчерпывающим (см. комментарий к этой статье). Между тем, отметим, что данное мнение является дискуссионной.
К пункту "г 1". Земельный участок - это не вещь, которая "создается", как стол или даже здание путем каких-то манипуляций с веществом, материалами и т.п.. Земельный участок как объект права формируется путем юридического значимых "идеальных" действий, а именно - Путем регистрации прав на нее в государственном земельном кадастре (см. ст. Ст. 79, 125 ЗКУ и комментарий к ст. Ст. 79, 125). Поэтому ни намыв, ни застройка (что, очевидно, имели в виду авторы законопроекта, которым были внесены комментируемое пункт), строго говоря, не создают земельного участка. Если же толковать комментируемое норму согласно замыслу ее создателей (создание земельного участка рассматривать как определенное изменение рельефа существующего участка), толкование приведет к противоречию ст. 41 Конституции Украины, которая допускает конфискации (а именно это фактически предусматривает комментируемая норма) "исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом".
Сказанное позволяет сделать вывод: комментируемое пункт реализован быть не может за одного варианта толкования.
До ч. 5. Щодо суб'єктів, які розпоряджаються землями спільної власності територіальних громад, та порядку распоряжение см.. комментарий к п. "б" ст. 80 ЗКУ.
Следует иметь в виду, что при отсутствии в Украина земель коммунальной собственности пока не может существовать и земель общей собственности территориальных общин.
Следует помнить, что даже после формирования в Украине земель коммунальной собственности объединения таких земель в общую собственность зависеть исключительно от желания и волеизъявления соответствующих территориальных общин (органов местного самоуправления, их представляют).