Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 84. Право власності на землю держави
1. В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.2. Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, государственных органов приватизации в соответствии с законом.
3. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, относятся:
а) земли атомной энергетики и космической системы;
б) земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения
в) земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, имеющими национальное и общегосударственное значение
г) земли под водными объектами общегосударственного значение
г) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
д) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы
е) земельные участки, закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями
есть) земельные участки, закрепленные за высшими учебными заведениями государственной формы собственности
ж) земельные участки, на которых расположены государственные, в том числе казенные предприятия, хозяйственные общества, в уставных капиталах которых государству принадлежат доли (акции, паи), объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты.
4. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:
а) земли атомной энергетики и космической системы;
б) земли под государственными железными дорогами, объектами государственной собственности воздушного и трубопроводного транспорта
в) земли обороны
г) землі під об'єктами природно-заповідного фонду, історико-культурного та оздоровчого призначення, що мають особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом
г) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
д) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
е) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
есть) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы
же) земельные участки, закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями;
с) земельные участки, закрепленные за высшими учебными заведениями государственной и коммунальной форм собственности
ы) земельные участки, искусственно созданные в пределах прибрежной защитной полосы или полосы отвода, на землях лесохозяйственного назначения и природно-заповедного фонда, находящихся в прибрежной защитной полосе водных объектов, или на земельных участках дна водных объектов.
5. Государство приобретает право собственности на землю в случае:
а) отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
б) приобретения по договорам купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениями
в) принятия наследства;
г) передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными общинами
г) конфискации земельного участка
д) искусственного создания земельного участка за пределами населенных пунктов, в том числе с нарушением установленных правил.
Комментарий
До ч. 1. У сучасних умовах положення ч. 1 ст. 84 ЗКУ розумітися буквально не може. Не всі землі, які не мають в данный момент частного или коммунального владельца, должны считаться государственной собственностью.
Во-первых, следует помнить, что в Украине продолжают существовать на земле коллективной собственности (см. комментарий к ч. 3 ст. 78 ЗКУ), могут существовать также земли других государств (ст. 85 ЗКУ).
Крім того, в Україні можуть існувати землі, власник яких не визначений.
Яркий пример - наследование земельных участков. Наследники даже теоретически могут оформить свое право собственности на земельный участок (см. ст. 125 ЗКУ и комментарий к ней) только по истечении шести месяцев после момента открытия наследства (то есть только по истечении срока на принятие наследства - Ст. 1270 ГКУ). Фактически же время с момента смерти наследодателя до момента оформления права наследником может составлять несколько лет. В описанной ситуации отсутствуют какие-либо сомнения относительно того, что в период между смертью наследника и оформлением права земельный участок не находится в государственной собственности. Участок не имеет определенного владельца, она может быть оформлена как в собственность наследника, так и (теоретически) обращена в собственность территориальной общины как выморочное наследство с соблюдением установленной законом процедуры (ст. 1277 ГКУ).
К ч.2. В соответствии со ст. 80 ЗКУ, субъектом права собственности на землю государственной собственности является государство, "реализующее это право через соответствующие органы государственной власти". "Соответствующими органами государственной власти" ЗКУ в ст. ст. 13, 16, 17, 171 и ч. 2 ст. 84 определяет (1) КМУ, (2) Совет Министров АРК, местные государственные администрации - (3) районные и (4) областные, городов Киева и Севастополя, и (5) государственные органы приватизации (по продаже земельных участков под объектами, которые приватизируются).
Полномочия органов исполнительной власти по распоряжению землями, находящимися в государственной собственности, определены ст. ст. 122, 149, 150 ЗКУ (предусматривают общие правила распоряжения путем предоставления в собственность или пользование). Специальные правила предусмотрены ст. 118 ЗКУ о случаях безвозмездной передачи (приватизации) земельных участков гражданам (ст. 118 ЗКУ), их продажи иностранным государствам и иностранным юридическим лицам (ст. 129 ЗКУ). Относительно проблем, созданных включением в систему органов, распоряжающихся государственными землями, государственных органов приватизации, см.. ст. 171 ЗКУ и комментарий к ней.
Период до разграничения земель государственной и коммунальной собственности. На период до разграничения земель государственной и коммунальной собственности действующее законодательство устанавливает специальные правила по распоряжению землями государственной собственности (см. п. 12 разд. X "Переходные положения" ЗКУ и комментарий к нему, п. 1 разд. VIII "Заключительные положения" Закона Украины "О аренде земли ").
Практика делегирования полномочий. В Украине существует практика делегирования местными советами их исполнительным органам или персонально городском (сельском) председателю полномочий по распоряжению земельными участками. Вместе с тем, п. 34 ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" предусматривает решение вопросов "регулирования земельных отношений" исключительно на пленарных заседаниях советов. По мнению В. Носика254, процитированное положение Закона касается только "определение правил и порядка распоряжения землями" и не запрещает делегировать полномочия по собственное распоряжение землями. С таким мнением согласиться не можем, несмотря на то, что на момент принятия Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" термин "регулирование земельных отношений "по советов определялся действующим тогда ЗКУ в ред. 1992 г. и охватывал вопросы распоряжения конкретными земельными участками (ст. ст. 9, 10). Сегодня для отступления от такого понимания оснований нет.
К ч. ч. 3 и 4. В течение длительного времени земля признавалась объектом исключительной собственности государства (народа). Зато в. 13 Конституции Украины провозглашает землю объектом права собственности украинского народа, не употребляя прилагательного "исключительной".
Новый ЗКУ отошел от жесткого закрепления определенных категорий земель в государственной собственности, предусмотрев лишь невозможность передачи определенных видов земель из государственной в другие формы собственности (к изменению целевого назначения). Так, ч. 3 ст. 84 ЗКУ определен перечень земель государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, а ч. 4 статьи - в частную собственность. Конечно, в государственной собственности могут находиться любые земли, а не только упомянутые в ч. ч. 3 и 4 ст. 84 ЗКУ.
Существование перечней, помещенных в ч. ч. 3 и 4 ст. 84 ЗКУ, не означает, что земли, упомянутые в этих перечнях, не могут находиться в коммунальной или частной собственности. Например, целевое назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в частной собственности, может быть изменено на целевое назначение назначения "без изменения формы собственности на землю, положениям ст. 84 ЗКУ не противоречит.
Кроме приведенного перечень земель, подлежащих оставлению в государственной собственности, помещены также в Законе Украины "О разграничении земель государственной и коммунальной собственности" (Ст. 6). Он в основном повторяет положения ч. 3 ст. 84 ЗКУ.
Кроме перечисленных в ч. 4 комментируемой статьи, нельзя передавать в частную собственность любые земельные участки под объектами недвижимости, не подлежащих приватизации, поскольку при такой передаче подниматься принцип целевого использования земель. Также п. 3 ст. 4 Закона Украины "О государственном материальном резерве" предусматривает, что земельные участки, на которых размещены объекты системы государственного резерва, "является государственной собственностью и не подлежат приватизации и другим видам отчуждения".
Отметим формулировка п." и "комментируемой части, где речь идет о" искусственно созданные "земельные участки. В силу ряда обстоятельств можно утверждать, что инициаторы законопроекта, которым соответствующее положение было внесено в ЗКУ, под "искусственным созданием" подразумевали намыв и т.п. действия. Между тем, земельный участок как объект права создается не путем каких-то манипуляций с земной поверхностью, а путем юридически значимых действий, которые никак на состояние рельефа не влияют и от его изменения не зависят - путем регистрации права на земельный участок при формировании или изменении целевого назначения (если участок с измененным целевым назначением рассматривать как новую). Поэтому намыв не создает земельного участка. Считаем, что с учетом наиболее вероятной цели закона, которым введено комментируемое положение, его следует понимать как запрещающий ссылаться на незаконное изменение рельефа земельного участка как на основание изменение ее правового режима (выведение из категории земель водного фонда).
К ч.5.
К пункту" а ". Относительно "отчуждение земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд "см.. ст. ст. 146, 147 ЗКУ и комментарий к ст. ст. 146, 147.
К пункту" б ". О приобретении земельных участков "по договорам купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям" см.. главу 20 "Продажа земельных участков или прав на них на основании гражданско-правовых договоров" ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту "в". Относительно приобретение земельных участков в порядке принятия наследства см.. ст. 131 ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту" г ". Относительно "передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными общинами" см.. ст. 117 ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту "г". Согласно ч. 6 ст. 41 Конституции Украины "конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом ". Законом, который предусматривает "случаи, объемы и порядок" конфискации имущества, является прежде всего Уголовный кодекс Украины (далее - УКУ). Общие положения о конфискации как уголовное наказание помещены ст. 59 УК. Она может быть применена "За тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления и может быть назначена только в случаях, специально предусмотренных в Особенной части настоящего Кодекса".
В частности, конфискация имущества предусмотрена за совершение умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 115 УК), торговлю людьми или другое незаконное соглашение с людьми при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 149 УК), кражу, совершенную в особо крупных размерах или организованной группой (ч. 5 ст. 185 УК) и др..
На наш взгляд, как конфискацию можно рассматривать также взыскании в доход государства полученной стороной (надлежащей стороне) земельного участка по хозяйственным обязательствам, "признано недействительным как совершенное с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества "по решению суда (ч. 1 ст. 208 ХКУ). В то же время возможность применения данной нормы ХКУ относительно соглашений об отчуждении земельных участков относится под сомнение положениями ч. 1 ст. 4 Кодекса, исключающих земельные отношения по предмету регулирования Кодекса.
Положение о конфискации содержатся и в других законодательных актах (например, Кодексе Украины об административных правонарушениях, далее - КУоАП), однако вероятность конфискации земельного участка как административного взыскания является мизерной.
К пункту "д". Земельный участок - это не вещь, которая "создается", как стол или даже здание путем каких-то манипуляций с веществом, материалами и т.п.. Земельный участок как объект права формируется путем юридического значимых "идеальных" действий, а именно - путем регистрации прав на нее в государственном земельном кадастре (см. ст. ст. 79, 125 ЗКУ и комментарий к ст. ст. 79, 125). Поэтому ни намыв, ни застройка (что, очевидно, имели в виду авторы законопроекта, которым были внесены комментируемое пункт), строго говоря, не создают земельного участка. Если же толковать комментируемое норму согласно замыслу ее создателей (создание земельного участка рассматривать как определенное изменение рельефа существующей участка), толкование приведет к противоречию ст. 41 Конституции Украины, которая допускает конфискацию (а именно это фактически предусматривает комментируемая норма) "исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом ".
Сказанное позволяет сделать вывод: комментируемое пункт реализован быть не может по любому варианту толкования.