З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года
ликвидация последствий экологического вреда, причиненного военной деятельностью, в частности компенсация ущерба государству, причиненного временной дислокации на территории Украины иностранных войск; в области туризма и рекреации: внедрение к 2015 году систем экологического управления и усиление государственного экологического контроля за объектами туристического, рекреационного назначения и гостинично-ресторанного бизнеса, развитие экологического туризма и экологически ориентированной рекреации; разработки на первом этапе экономических рычагов содействия развития экологического и зеленого туризма. Цель 5. Прекращение потерь биологического и ландшафтного разнообразия и формирования экологической сети Задачами в этой сфере являются: создание к 2015 году системы мер по видов-вселенцев и обеспечения контроля за внесением видов до экосистем, в том числе морской; совершенствование до 2015 года нормативно-правовой базы системы осуществления контроля за торговлей видами дикой флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения; проведение до 2015 года информационно-просветительской кампании о ценности экосистемных услуг на примере экосистем Украины, формирования до 2015 года и дальнейшее применение стоимостной оценки экосистемных услуг; доведения к 2015 году площади национальной экосети до уровня (41 процент территории страны), необходимого для обеспечения экологической безопасности страны, введения системы природоохранных мерам сохранения био - и ландшафтного разнообразия и расширения площади природно-заповедного фонда до 10 процентов в 2015 году и до 15 процентов общей территории страны в 2020 году; внедрение к 2020 году экосистемного подхода в управленческую деятельность и адаптация законодательства Украины в сфере сохранения окружающей природной среды в соответствии с требованиями директив Европейского Союза; создание до 2020 года сети центров искусственного разведения и реакклиматизации редких видов растений и животных и таких, что находящихся под угрозой исчезновения; создание к 2020 году системы экономических рычагов содействия сохранению био-и ландшафтного разнообразия и формированию экосети на землях всех форм собственности; принятие к 2015 году административные меры по прекращению катастрофического уменьшения запасов водных живых ресурсов вследствие их чрезмерной эксплуатации и ухудшения состояния окружающей среды. Цель 6. Обеспечения экологически сбалансированного природопользования Задачами в этой сфере являются: подготовка и одобрение в 2012 году проекта Концепции 10-летних рамок политики устойчивого потребления и производства (ССВ) согласно йоханнесбургской планом действий, разработка и реализация стратегии и национального плана действий до 2015 года; дальнейшее развитие национальной системы кадастров природных ресурсов, государственной статистической отчетности по использованию природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды; техническое переоснащение производства на основе внедрения инновационных проектов, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов до 2020 года; внедрение до 2015 года системы экономических и административных мер для стимулирования производителя к устойчивого и возобновляемого природопользования и охраны окружающей среды, широкого внедрения новейших более чистых технологий, инноваций в сфере природопользования; повышение энергоэффективности производства на 25 процентов к 2015 года и до 50 процентов к 2020 году по сравнению с базовым годом путем внедрения ресурсосбережения в энергетике и отраслях, потребляют энергию и энергоносители увеличение объема использования возобновляемых и альтернативных источников энергии на 25 процентов к 2015 году и на 55 процентов к 2020 года от базового уровня; увеличение к 2020 году доли земель, используемых в органическом сельском хозяйстве, до 7 процентов; создание к 2015 году экологически и экономически обоснованной системы платежей за специальное использование природных ресурсов и сбора за загрязнение окружающей природной среды для стимулирования субъектов хозяйствования к рационального природопользования; реформирования до 2015 года действующей системы фондов охраны окружающей природной среды с целью усиления централизации средств на уровне областей, Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя. Цель 7. Совершенствование региональной экологической политики Задачами в этой сфере являются: разработку и выполнение среднесрочных региональных планов действий по охране окружающей среды как основного инструмента реализации национальной экологической политики на региональном уровне; разработка к 2015 году методологии и подготовка местных планов действий по охране окружающей среды; внедрение экологической составляющей в стратегические документы развития городов и регионов, учета требований Ольборзькои хартии под проведении оценки региональных программ социального и экономического развития, просмотр до 2020 года генеральных планов развития крупных городов с целью имплементации положений указанных международных документов; законодательное обеспечение к 2015 году перехода от социально-экономического планирования в эколого-социально-экономического планирования развития регионов и городов; разработки до 2020 года нормативно-правовой базы эколого-экономических макрорегионов; проведение до 2020 года классификации регионов по уровням техногенно-экологических рисков, создание соответствующих банков геоинформационных данных и карт; реализация к 2015 году пилотного проекта по сочетанию системы территориального планирования с процедурами долгосрочного прогнозирования, эколого-социально-экономического планирования и проведения стратегической экологической оценки на примере Карпатского макрорегиона; развитие партнерства "общественность - власть - бизнес" на региональном уровне с целью обеспечения к 2020 году социальных и экологических стандартов безопасного проживания населения; уменьшение негативного влияния процессов урбанизации на окружающую среду, прекращения разрушения окружающей природной среды в пределах городов, повышение показателям озеленения и территорий зеленых насаждений общего пользования, снижение к 2020 году уровня загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, шумового и электромагнитного загрязнения. Глава 4. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Основными инструментами реализации национальной экологической политики являются: межсекторальное партнерство и привлечение заинтересованных сторон; оценка влияния стратегий, программ, планов на состояние окружающей среды; усовершенствованию разрешительной системы в сфере охраны окружающей среды; экологическая экспертиза и оценка воздействия объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды; экологический аудит, системы экологического управления, экологическую маркировку; экологическое страхование; техническом регулировании, стандартизация и учет в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности законодательство в сфере охраны окружающей природной среды; образование и научное обеспечение формирования и реализации национальной экологической политики; экономические и финансовые механизмы; мониторинг состояния окружающей среды и контроль в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности. 4.1. Межсекторальное партнерство и привлечение заинтересованных сторон Важным инструментом реализации национальной экологической политики является развитие партнерства между секторами и привлечения к планирования и реализации политики всех заинтересованных сторон (органы исполнительной власти, частный сектор, производители, ученые, общественные организации, органы местного самоуправления). Создание межведомственной комиссии "Окружающая среда для Украины" за аналогии с процессом ЕЭК ООН "Окружающая среда для Европы" и поддержка ее деятельности является механизмом обеспечения такого партнерства. Задачами указанной межведомственной комиссии является ежегодная подготовка и проведения национальных конференций "Окружающая среда для Украины" за участием общественности, ученых, а также партнеров - представителей международных организаций и программ, экологически дружественного бизнеса. 4.2. Оценка влияния стратегий, программ, планов на состояние окружающей среды Совершенствование экологического законодательства в части применения стратегической экологической оценки (СЭО) как обязательного инструмента стратегического планирования развития социально-экономической политики на национальном, региональном и местном уровнях. Усиление социально-экономического развития Центрально и Восточно регионов делает СЕО важным инструментом оценки воздействия на окружающую среду, в частности в трансграничном контексте. 4.3. Усовершенствованию разрешительной системы в сфере охраны окружающей среды Совершенствование разрешительной системы в сфере охраны окружающей среды направлено на регулирование природопользования путем установления научно обоснованных ограничений на использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Развитие данного вида деятельности связан с внедрением интегрированного разрешения относительно регулирования загрязнения окружающей среды соответствии с Директивой ЕС о предупреждении и контроль загрязнения ("IPPC" 96/61/EC Directive) ( 994_497 ), упрощение процедуры выдачи разрешения и обеспечения прозрачности. Важным аспектом является совершенствование научного обеспечения установления лимитов на использование природных ресурсов и установления предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды. 4.4. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на состояние окружающей среды Экологическая экспертиза и оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую природную среду и установления соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности. Обеспечение эффективного проведения государственной и общественной экологической экспертизы является важным приоритетом в природоохранной деятельности и требует улучшения финансовой поддержки. 4.5. Экологический аудит и системы экологического управления Экологический аудит и системы экологического управления направленные на повышение экологической обоснованности и эффективности деятельности субъектов хозяйствования, установление соответствия объектов экологического аудита требованиям природоохранного законодательства и совершенствования управления субъектами хозяйствования, осуществляющих экологически опасную деятельности или отдельными природными комплексами. 4.6. Экологическое страхование Экологическое страхование является одним из видов страхования гражданской ответственности владельцев или пользователей объектов повышенной опасности в связи с вероятным аварийным загрязнением ними окружающей среды и причинением вреда жизненно важным интересам третьих лиц, которое предусматривает частичную компенсацию ущерба, причиненного потерпевшим. Необходимо разработать и внедрить методику проведения оценки рисков и угроз, обусловленных эксплуатацией экологически опасных объектов, исчисления страховых тарифов в соответствии с определенного уровня риска. Чрезвычайно важным является создание рынка услуг экологического страхования основания страховых компаний, способных обеспечить надежный механизм страхования. 4.7. Техническое регулирование и стандартизация в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Техническое регулирование в сфере охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности направлены на внедрение научно обоснованных и безопасных для окружающей природной среды и здоровья населения требований к процессам, товаров и услуг. Стратегические задачи развития системы технического регулирования требуют интеграции экологических норм, требований и правил согласно законодательной базы Европейского Союза. Внедрение международных стандартов в сфере ресурсосбережения, охраны окружающей среды, недропользования, систем экологического управления и экологических критериев к товарам и услугам позволит отечественному товаропроизводителю улучшить экологические аспекты производства и продукции и уровень конкурентоспособности на международных рынках. Необходимо разработать подсистему стандартизации и сертификации в сфере экологической безопасности, утвердить экологические требования к продукции, а также гармонизировать национальные стандарты к стандартам и нормам ЕС и международных стандартов серий ISO 14000, ISO 19000 с усилением контроля со стороны государства за использованием экологических маркировок, в частности по содержанию генетически модифицированных организмов. Приоритетом развития этого инструмента является разработка и внедрение системы государственной поддержки отечественного товаропроизводителя продукции с улучшенными экологическими характеристиками в соответствии с законодательно установленными требованиями, а также совершенствование методов и систем государственного учета и статистической отчетности в сфере охраны окружающей природной среды. 4.8. Законодательство в сфере охраны окружающей среды Реализация экологической политики требует эффективного функционирования системы законодательства в области охраны окружающей среды, направленного на достижение национальных приоритетов. Основными требованиями к такого законодательства является его соответствии Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), приближение к соответствующих директив ЕС, обеспечение внедрения многосторонних экологических соглашений (конвенций, протоколов и др.), стороной которых является Украина, социальная приемлемость, реалистичность, экономическая эффективность. Законодательство должно способствовать гибкой применению соответствующих экономических инструментов для стимулирования внедрения инновационных экологических технологий, решению экологических проблем на местном уровне. Приведение в соответствие экологического законодательства Украины положениям источников acquis communautaire в первую очередь необходимо осуществить по следующим направлениям: обеспечение наскризности экологической политики, ее интеграции к политике государственного, отраслевого (секторального), регионального и местного развития; мониторинг и оценка качества атмосферного воздуха, в частности относительно общераспространенных загрязняющих веществ, зонирование территории Украине, планов улучшения качества атмосферного воздуха в зонах и агломерациях; регулирования уменьшения содержания серы в топливе; пересмотр нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах при производстве определенных категорий транспортных средств в Украине; пересмотр нормативов качества поверхностных вод, используются для нужд централизованного водоснабжения и для культурно-бытового назначения, очистки коммунальных стоков, предотвращения загрязнения вследствие смыва нитратов с сельскохозяйственных земель; осуществление контроля за обращением с такими видами отходов, как использованы химические источники тока, ртутные, в том числе компактные, отработанные масла, электронное оборудование, не пригодны к использованию транспортные средства; внедрение комплексной / интегрированной разрешительной системы для стационарных источников выбросов (в первую очередь энергогенерирующих) лицензирование производства, применения, импорта и экспорта опасных химических веществ, контроль за их содержанием в продукции и безопасное удаление. Учитывая потребности урегулирования вопросов, вызывающих резонанс в обществе, необходимо: обеспечить соблюдение законодательства Украины, что гарантирует права граждан на доступ и пользование землями водного фонда и землями рекреационного, оздоровительного, природоохранного и историко-культурного назначения; завершить формирование национальной законодательной базы по вопросам биобезопасности и обеспечить ее дальнейшее совершенствование с учетом соответствующих положений законодательства ЕС. Рассмотреть целесообразность разработки подзаконных актов относительно участия общественности в принятии решений или ратификации Алматинской поправки к Орхусской конвенции ( 995_i72 ) . Разработать процедуру и методы предотвращения неконтролируемого высвобождения генетически модифицированных организмов, в частности относительно усовершенствования процедуры разрешительной системы, системы принятия решений, порядка маркировки, стандартизации, государственной регистрации генетически модифицированных организмов, продукции, полученной с их использованием, и установления ограничения по их применению, системы упаковки, хранения, транспортировки и маркировки продукции, поступающей в обращение, использование генетически модифицированных организмов в замкнутых системах, обращения с отходами генетически модифицированных организмов и тарой; разработать комплексные региональные и местные программы, направлены на решение таких актуальных экологических проблем: оптимизация планирования застройки и развития зеленых зон; повышение качества атмосферного воздуха и снижения уровня шума путем оптимизации транспортных потоков и минимизации выбросов из стационарных источников; минимизация образования, сортировка, переработка и безопасная утилизация или захоронение отходов; повышение качества и обеспечение доступа к качественной питьевой воды. С целью усовершенствования природоохранной деятельности предприятий необходимо: способствовать решению с субъектами хозяйствования вопросов выполнения программ сбора и утилизации продукции после завершения срока ее использования, обеспечение информирования населения о влияние производственной деятельности на состояние окружающей среды, организации широких общественных обсуждений относительно планов строительства; проводить сбалансированную политику, направленную на повышение требований и ответственности субъектов хозяйствования за загрязнение окружающей среды и на стимулирование внедрения природоохранных мероприятий. С этой целью необходимо предусмотреть повышенную ответственность за загрязнение окружающей природной среды и компенсации нанесенного ущерба, включая полную стоимость рекультивации / санации загрязненных почв / подземных вод. Этому также будет способствовать адаптация существующих методик проведения расчета ущерба за загрязнение окружающей природной среды к лучшей мировой практики, в частности относительно загрязнения почв и подземных вод. Необходимо законодательно определить принципы льготного стимулирования деятельности, предусматривающий добровольное обязательство по очистке загрязненных земель, в частности в ходе их приватизации и внедрение новейших экологически чистых технологий. 4.9. Образовательное и научное обеспечение формирования и реализации национальной экологической политики Разработка методологических основ и внедрение непрерывного экологического образования способствовать успешной реализации национальной экологической политики. Такие ее составляющие, как экологическая образование для устойчивого развития, программа экологического образования в рамках государственных образовательных программ для дошкольных учебных заведений, для общеобразовательных учебных заведений и высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации, программы последипломного образования курсовой переподготовки специалистов, является критерием успешности реализации Стратегии. Опережающими темпами должна развиваться всеобъемлющая экологическое просвещение и воспитание подрастающего поколения путем поддержки деятельности внешкольных учреждений образования, эколого-натуралистических центров и естественных секций центров детей и юношества. Необходимо наладить производство воспитательных и социальных природоохранных программ на телевидении, обеспечить подготовку публикаций, издание специальных информационных выпусков, буклетов, бюллетеней. Дальнейшее развитие и поддержка неправительственных организаций способствовать активизации экологического движения в Украине, распространению международных связей для совместного решения экологических проблем, обмена информацией, знаниями и опытом, а следовательно, формированию сознательного гражданского общества на принципах устойчивого развития. При разработке программ научного и инновационного развития необходимо учитывать потребность в рационализации и оптимизации природопользования, в частности технологического переоснащение производства путем: энергосбережения, развития возобновляемых и альтернативных источников энергии, а также увеличение объема использования источников энергии с низким уровнем выбросов двуокиси углерода; ресурсосбережения, снижения удельного потребления земельных ресурсов, воды, древесины, минеральных и органических веществ природного происхождения на единицу произведенной продукции, обеспечения более качественного и комплексного их переработки, а также использование отходов как сырья, их более полной переработки для производства продукции и товаров широкого потребления; совершенствование технологий очистки атмосферного воздуха, водных объектов, минимизации образования отходов; разработка новых нормативов качества окружающей природной среды, нормативов безопасности использования природных ресурсов, предельных нормативов воздействия на окружающую среду, стандартов экологической безопасности и т.д.; развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, исключающих или уменьшающих объем использования экологически опасных химических веществ и их соединений; выполнение региональных программ социально-экономического развития и схем территориального и местного планирования с соблюдением принципов устойчивого развития и развития экосети; воспроизводство редких биологических видов, а также тех, что находящихся под угрозой исчезновения, разработка схем их адаптации к современным условиям жизни. 4.10. Экономические и финансовые механизмы Обеспечение стабильного финансирования природоохранной деятельности, совершенствования экономических инструментов являются основными предпосылками реализации экологической политики в Украине. Разработаны и внедрены в начале 90-х годов XX века экономические инструменты и механизмы финансирования природоохранной деятельности требуют дальнейшего развития в условиях глобализации. Вследствие ограниченности бюджетных средств важным является поиск новых источников финансирования природоохранных мероприятий, направленных на ликвидацию загрязнения, обеспечения экологической безопасности, мероприятий, связанных с воспроизводством и поддержанием природных ресурсов надлежащем состоянии. В связи с этим необходимо обеспечить к 2020 года благоприятный налоговый, кредитный и инвестиционный климат для привлечения средств международных доноров и частного капитала в природоохранную деятельность, создание субъектами хозяйствования систем экологического управления , внедрение более чистого производства, технологий ресурсо-и энергосбережения. С целью развития экономического механизма природопользования и природоохранной деятельности необходимо: усовершенствовать нормативно-правовую базу по вопросам налогообложения загрязнения окружающей среды, в частности производства, хранения, транспортировки и потребления экологически опасной продукции, которая негативно влияет на окружающую природную среду и здоровье населения; повысить сбор за загрязнение окружающей природной среды, увеличив плату за сброс единицы массы загрязняющего вещества до европейского уровня, с учетом токсичности; реформировать систему фондов охраны окружающей природной среды для мобилизации финансовых ресурсов на национальном уровне и на уровне Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя; < br> усовершенствовать нормативно-правовую базу по вопросам природопользования на платной основе; усовершенствовать методику определения ущерба, причиненного в результате нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды и ухудшение качества природных ресурсов пересмотреть льготы относительно специального использования природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды с целью их минимизации; увеличить налоговую нагрузку на те виды деятельности и формы потребления, что является экологически вредными для общества, прежде всего на вредную для здоровья людей продукцию, ресурсные и экологические платежи; стимулировать развитие экологического предпринимательства, в частности производство продукции, выполнение работ и оказание услуг природоохранного назначения. 4.11. Мониторинг состояния окружающей среды и контроль в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Для обеспечения развития государственной системы мониторинга окружающей среды, направленного на оказание органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и населению своевременной, достоверной информации о его состоянии , и с целью повышения эффективности осуществления государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства необходимо проанализировать информационные потребности системы государственного управления, создать единую сеть наблюдений, осуществить оптимизацию, модернизацию и техническое обеспечение системы мониторинга окружающей среды, усовершенствовать метрологическое обеспечения проведения наблюдений, интегрировать информационные ресурсы субъектов системы мониторинга и обеспечить функционирование единой автоматизированной подсистемы сбора, обработки, проведения анализа и сохранения экологических данных. Задачей государственного контроля в сфере охраны окружающей среды является обеспечение выполнения требований законодательства в указанной сфере. Укрепление институциональной способности системы государственного экологического контроля за соблюдением природоохранного законодательства предусматривает: совершенствование нормативно-правовой базы по осуществлению государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности; пересмотр существующей организационной структуры и распределения полномочий территориальных органов Государственной экологической инспекции Украины; осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня ответственности субъектов хозяйствования за выполнением требований природоохранного законодательства; урегулирования отношений в сфере осуществления общественного контроля за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. 4.12. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Для осуществления на должном уровне международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности необходимо: безусловное выполнение международных обязательств по многосторонних и двусторонних международных договоров Украины; последовательное учета рекомендаций всемирных саммитов ООН по устойчивого развития в городах Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге; расширение сотрудничества по вопросам предотвращения трансграничном загрязнения окружающей среды; предотвращения глобальному изменению климата; обеспечение активного участия украинских представителей в работе международных организаций природоохранного направления. Глава 5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Достижение целей Стратегии будет осуществляться в два этапа: до 2015 года предполагается обеспечить стабилизацию экологической ситуации, замедление темпов роста антропогенного нагрузки на окружающую среду, создание условий для повышение уровня экологической безопасности населения, учреждения перехода к природоохранным стандартам Европейского Союза, разработки соответствующих нормативно-правовых актов, повышение общественной активности в сфере охраны окружающей среды; в течение одов предполагается осуществить постепенное разграничение функций по охране окружающей природной среды и хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, имплементацию европейских экологических норм и стандартов , экосистемных планирование, внедрение преимущественно экономических механизмов стимулирования экологически ориентированных структурных преобразований, достижения сбалансированности между социально-экономическими потребностями и задачами в сфере сохранения окружающей среды, обеспечить развитие экологически эффективного < br> партнерства между государством, субъектами хозяйствования и общественностью, широкое распространение экологических знаний. Глава 6. МОНИТОРИНГ ВЫПОЛНЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ Проведение мониторинга реализации Стратегии организуется с целью получения достоверной информации об эффективности выполнения планов, проектов и программ по охране окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Основой мониторинга является система целевых показателей (приведены в приложении к Стратегии), ориентированных на индикаторы устойчивого развития и задачи сбалансированной экологической политики. Результаты мониторинга освещаются в Национальном докладе о реализации национальной экологической политики Украины, представляется Кабинетом Министров Украины Верховной Раде Украины каждые пять лет, в региональных и отраслевых экологических отчетах, которые ежегодно подаются < br> к уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды осуществляет мониторинг реализации Стратегии и по результатам мониторинга, а также на основе региональных и отраслевых экологических отчетов ежегодно готовит и выдает отчет о реализации Национальной экологической политики Украине. Глава 7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ Выполнение Стратегии позволит: создать эффективную систему информирования населения по вопросам охраны окружающей среды и повысить уровень экологического сознания граждан Украины; улучшить состояние окружающей природной среды до уровня, безопасного для жизнедеятельности населения, с учетом европейских стандартов качества окружающей среды; постоянно уменьшать и постепенно ликвидировать зависимость между экономическим ростом и ухудшением состояния окружающей среды; прекратить потери био-и ландшафтного разнообразия и сформировать целостную и репрезентативную экосети; создать систему экологически сбалансированного использования природных ресурсов минимизировать загрязнение почв опасными пестицидами, агрохимикатами, тяжелыми металлами и отходами обеспечить переход к системе интегрированного экологического управления в сфере охраны окружающей среды и развитие природоохранной составляющей в отраслях экономики; осуществить реформирование налоговой системы с целью усиления значимости экологического налогообложения как стимулятора уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, разработка действенного экономического механизма природопользования; усовершенствовать государственную систему мониторинга окружающей среды и систему информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений. Приложение Стратегии Показатели эффективности Стратегии
-------------------------------------- ---------------------------- | Цель, сфера регулирования | Единица измерения | | ------------------------------------- --------------------------- | | Цель 1. Повышение уровня общественного экологического сознания | | ------------------------------------- --------------------------- | | Ежегодный отчет о реализации | факт издания | | национальной экологической | | политики | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Национальный доклад | факт издания каждые пять лет | | о реализации | | национальной экологической политики | | Украина | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Наличие утвержденного | факт утверждения | | перечня видов | | экологической информации | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Подготовка и издание | факт издания | | ежегодного доклада | | общественных экологических | | организаций по общественной | | оценки экологической политики | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля экологической информации в | процентов | | средствах массовой информации | | базового уровня | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество информационных центров | штук | | территориальных органов Минприроды | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля рекламы | процентов эфирного времени | | природоохранного содержания на | | национальных теле-и | | радиостанциях | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество | лиц | | пользователей | | национальной информационной | | системы охраны окружающей | | среды | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Природоохранный раздел в | факт разработки и утверждения | | образовательных государственных программ по | | мерами для устойчивого | | развития и экологического образования | | ------------------------------------- --------------------------- | | Цель 2. Улучшение экологической ситуации и повышение уровня | | экологической безопасности | | ------------------------------------- --------------------------- | | Соотношение между | коэффициент | | уровнями фактического | | загрязнения | | окружающей | | среды или | | истощения природных ресурсов и | | предельно | | загрязнение или | | истощение, которое | | базируется на научно | | обоснованных оценках | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Обзор состояния адаптации | факт издания | | законодательства Украины к | | законодательства ЕС | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Базовый план адаптации | факт утверждения | | законодательства Украины к | | законодательства ЕС в сфере охраны | | окружающей | | среды | | ------------------------------------- --------------------------- | | Атмосферный воздух | | ------------------------------------- --------------------------- | | Количественные параметры содержания | миллиграммов на кубический метр | | в атмосферном воздухе | | определенных химических и органических | | ингредиентов | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Объем выбросов | тонн | | загрязняющих веществ | | стационарными источниками | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Объем выбросов | тонн | | загрязняющих веществ | | передвижными источниками | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество проектов совместного | штук | | внедрения | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество проектов | штук | | целевых экологических | | (зеленых) инвестиций | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Объем инвестиций, | тысяч гривен | | обусловлен продажей | | (передачей) единиц | | (частей) установленного | | количества выбросов парниковых | | газов | | ------------------------------------- --------------------------- | | Охрана водных ресурсов | | ------------------------------------- --------------------------- | | Содержание загрязняющих веществ в | миллиграммов на кубический | | водных объектах | дециметр | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Использование воды | метров кубических в сутки | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Объем сброса загрязняющих | тонн | | веществ в водные объекты | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Объем сброса сточных вод | метров кубических | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Общая длина вынесенных | километров | | в натуре прибрежных защитных | | полос водных объектов | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Содержание загрязняющих веществ | миллиграммов на килограмм | | в донных отложениях и | | гидробионтах | | ------------------------------------- --------------------------- | | Охрана земель и почв | | ------------------------------------- --------------------------- | | Содержание загрязняющих веществ | миллиграммов на килограмм | | в почве | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Площадь земель | гектаров | | сельскохозяйственного | | назначения | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Соотношение площадей природных и | процентов | | антропогенно измененных ландшафтов | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Площадь (доля) эродированных земель | гектаров (процентов) | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Площадь рекультивированных и | гектаров | | восстановленных земель, подвергшихся | | техногенного загрязнения | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Соотношение пашни, | процентов | | многолетних насаждений, | | сенокосов, | | пастбищ и залежей | | ------------------------------------- --------------------------- | | Охрана лесов | | ------------------------------------- --------------------------- | | Лесистость территории | процентов | | ------------------------------------- --------------------------- | | Геологическая среда и недра | | ------------------------------------- --------------------------- | | Площадь рекультивации земель, | гектаров | | нарушенных горнодобывающими | | работами | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество месторождений и количество | штук | | видов полезных ископаемых | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество внедренных экологически | штук | | безопасных технологий выполнения | | горных работ | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Комплексность переработки полезных | процентов | | ископаемых | | ------------------------------------- --------------------------- | | Защита от чрезвычайных ситуаций | | ------------------------------------- --------------------------- | | Количество техногенных катастроф | штук | | или чрезвычайных ситуаций с | | негативными экологическими и | | экономическими последствиями | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Создание базы данных Государственного | количество объектов | | реестра потенциально опасных | | объектов | | ------------------------------------- --------------------------- | | Отходы и опасные химические вещества | | ------------------------------------- --------------------------- | | Объем средств, выделяемых на | млн гривен | | развитие сферы обращения с | | бытовыми отходами | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Охват населения услугами | процентов | | по сбору твердых бытовых | | отходов | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Объем заготовки и | тонн | | использование отходов как | | вторичного сырья | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Объем безопасного | тонн | | удаление отходов | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество построенных полигонов | штук | | для захоронения твердых | | бытовых отходов | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Объем обезвреживания накопленных | тонн | | за предыдущие годы непригодных | | пестицидов | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Объем образования медицинских отходов | тонн | | ------------------------------------- --------------------------- | | Биобезопасность | | ------------------------------------- --------------------------- | | Содержание генетически модифицированных | миллиграммов на килограмм | | организмов в продуктах | | питания | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество лабораторий, | штук | | аккредитованных для тестирования и | | оценки продукции на содержание | | генетически | | модифицированных организмов | | ------------------------------------- --------------------------- | | Цель 3. Достижения безопасного для здоровья человека состояния окружающей среды | | ------------------------------------- --------------------------- | | Улучшение состояния здоровья | процентов | | населения за счет уменьшения | | влияния негативных экологических | | факторов (динамика уровня | | заболеваемости) | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Содержание загрязняющих веществ в | миллиграммов на кубический метр | | атмосферном воздухе | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Содержание загрязняющих веществ в | мг на | | источниках питьевого водоснабжения | 1 кубический | | дециметр | | ------------------------------------- --------------------------- | | Цель 4. Интеграция экологической политики и совершенствования системы | | интегрированного экологического управления | | ------------------------------------- --------------------------- | | Разработка и | факт утверждения | | утверждении нормативно-| | | правовых документов по | | целью обеспечения обязательности | | интеграции экологической политики | | к другим политик | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля государственных, отраслевых, | процентов | | региональных и | | местных программ развития, которые | | прошли стратегической экологической | | оценку | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Создание нормативно-правовых и | факты | | организационных основ | утверждения | | функционирования процесса "Окружающая среда | соответствующих | | для Европы "| решений | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество отраслей национальной | штук | | экономики, которые подготовили, | | утвердили и внедрили государственные | | целевые программы по охране | | окружающей | | среды | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля предприятий и субъектов | процентов | | хозяйствования, которые внедряют | | системы экологического | | управления по ISO 14000 | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество экологических предприятий | единиц | | малого бизнеса | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля рыночной доли продукции, | процентов | | соответствующей установленным | | экологическим критериям и | | лицензирована на право использования | | знака экологической маркировки | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля автотранспортных средств, | процентов | | соответствующие европейским | | стандартам Евро-4 и Евро-5 | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Общая длина противошумных | километров | | сооружений / экранов | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля экологически чистых видов | процентов | | транспорта | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля сельскохозяйственных | процентов | | земель, на которых используются | | экологически ориентированные | | и органические технологии ведения | | сельского хозяйства | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество военных объектов, | единиц | | внедряющих систему | | экологического управления, | | количество проведенных экологических | | экспертиз таких объектов | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля объектов экологического | процентов | | туризма в общем количестве | | объектов туристического бизнеса | | ------------------------------------- --------------------------- | | Цель 5. Прекращение потерь биологического и ландшафтного | | многообразие и формирования экологической сети | | ------------------------------------- --------------------------- | | Общая численность видов флоры | штук | | и фауны | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество генетических банков и | штук | | центров искусственного разведения и | | реакклиматизации редких видов | | растений и животных и таких, что | | находятся под угрозой | | исчезновение | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля территорий природно-| процентов | | заповедного фонда | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Количество и площадь акваторий | штук, квадратных километров | | морских вод, включенных в | | территорий и объектов | | природно-заповедного фонда | | ------------------------------------- --------------------------- | | Цель 6. Обеспечения сбалансированного природопользования | | ------------------------------------- --------------------------- | | Сокращение затрат природных | процентов | | ресурсов | | и энергии на единицу продукции | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля источников энергии с более | процентов | | низким уровнем выбросов двуокиси | | углерода | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Доля использования | процентов | | возобновляемых и | | нетрадиционных источников энергии | | в общем производстве энергии | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Ежегодный отчет из обращения средств | факт издания | | Государственного фонда охраны | | окружающей | | среды | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Объем безвозвратного | кубических метров | | водных ресурсов | | для целей | | сельскохозяйственной деятельности | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Разработка и принятие | количество планов | | планов управления речными | | бассейнами, в которых | | включено природоохранные мероприятия | | ------------------------------------- --------------------------- | | Цель 7. Совершенствование региональной экологической политики | | ------------------------------------- --------------------------- | | Разработка и выполнение | количество | | среднесрочных региональных | принятых | | планов действий по охране | региональных | | окружающей | планов действий по | | природной среды | охраны | | окружающей | | природного | | среды | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Обязательное включение | количество | | природоохранных мероприятий до | принятых | | генеральных планов развития | генеральных | | крупных городов и их соответствие | планов | | требованиям Ольборзькои хартии | | --------------------------------- + --- --------------------------- | | Подготовка местных планов действий | количество | | по охране окружающей | принятых | | среды | местных планов | | действий по охране | | окружающей | | природного | | среды | -------------------------------------- ----------------------------
|