Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 13. Зміст колективного договору
Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции.
В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:
зміни в організації виробництва і праці;
забезпечення продуктивной занятости
нормирования и оплаты труда, установления форм, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.).
установление гарантий, компенсаций, льгот
участия трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия, учреждения, организации (если это предусмотрено уставом)
режима работы, продолжительности рабочего времени и отдыха
умов і охорони праці;
забезпечення житлово-побутового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников;
гарантий деятельности профсоюзной или других представительных организаций трудящихся;
условий регулирования фондов оплаты труда и установления квалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда
обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин.
Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.
Комментарий
1. Комментируемая статья, предоставляет право сторонам коллективного договора включать в договор только такие условия, выполнение которых находится в их компетенции. Это банальное положение является очень актуальным для современной правовой и социально-экономической реальности. Неисключительную стало издание министерствами и ведомствами нормативных актов, выходящих за пределы их компетенции. Очевидно, законодатель побоялся распространение подобной практики и специально отметил, что стороны коллективного договора при его заключении не имеют права выходить за пределы своей компетенции.
2. Часть вторая ст. 13 КЗоТ повторяет положения ст. 10 КЗоТ, согласно которой коллективный договор регулирует производственные, трудовые и социально-экономические отношения. По сути, любые вопросы, связанные с трудом, производством, социальным положением работников и членов их семей, решаются в коллективном договоре.
Ст. 13 КЗоТ не содержит исчерпывающего перечня вопросов, которые должны регулироваться коллективными договорами. Однако перечисленные в этой статье положения должны вноситься в коллективный договор обязательно.
3. Часть третья ст. 13 КЗоТ дает право сторонам коллективного договора устанавливать в нем дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии и социально-бытовые льготы. Здесь не говорится о том, дополнительные гарантии могут устанавливаться только для работников. Следовательно, не исключается установление их и для владельца.
В отличие от ст. 91 КЗоТ часть третья статьи, комментируется, не указывает на пределы права сторон коллективного договора устанавливать в нем дополнительные гарантии, а также социально-бытовые льготы для работников. Ясно, однако, что они могут устанавливаться только в пределах полномочий предприятия и компетенции лиц, выступающих при заключении договора от имени владельца. Эти полномочия и компетенция ограничиваются законодательством и уставом предприятия (положением об другое юридическое лицо).
В практическом отношении важно еще одно отличие между частью третьей ст. 13 КЗоТ и ст. 91 КЗоТ. Если в. 91 допускает возможность установления дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот в тех правоотношениях, в которых работнику противостоит предприятие, то статья, коммент предоставляет право сторонам коллективного договора устанавливать дополнительные гарантии и льготы в правоотношениях, в которых работнику противостоит не только предприятие, но и владелец, то есть и в отношениях, преимущественное содержание которых носит организационный характер. Вследствие этого в коллективном договоре допустимо устанавливать дополнительную гарантию для работников в виде обязанности владельца не допускать изменений в организации производства и труда, влекущие увольнение работников по сокращению штатов, переход на неполное рабочее время. В трудовом договоре, кроме контракта, такая Гарантия не будет иметь правовых оснований, поскольку право владельца увольнять работников, вносить изменения в существенные условия труда следует из императивных норм трудового права. От этого права сам владелец не может отказаться.
Вместе с тем практически важно различать отказ собственника при заключении коллективного договора от реализации своего права внедрять или не вводить изменения в организации производства и труда, влекущие возникновение или прекращение соответствующих прав собственника в трудовых правоотношениях, от отказа собственника от прав, принадлежащих ему в трудовых правоотношениях. Первый вид отказа вполне допустимым, второй - нет (поскольку ограничивает трудовую правоспособность владельца). Владелец может взять на себя обязанность не совершать изменений в организации производства и труда, влекущие сокращение численности или штата работников, но не может отказаться от права увольнения работников по п. 1 ст. 40 КЗоТ. Владелец может взять на себя обязанность обеспечить проведение профилактических и лечебных мероприятий с целью спасения отдельных работников от алкоголизма, но не может отказаться от права увольнять с работы лиц, которые появляются на работе в нетрезвом состоянии.
4. Часть первая ст. 8 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" приписывает предусматривать в генеральном соглашении основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений, в частности, по вопросам:
1) гарантий труда и обеспечения продуктивной занятости
2) минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и доходов всех групп и слоев населения, которые обеспечивали бы достаточный уровень жизни
3) размера прожиточного минимума, минимальных нормативов
4) социального страхования
5) трудовых отношений, режима работы и отдыха
6) условий охраны труда и окружающей среды
7) удовлетворение духовных потребностей населения.
5. Предусматривается внесение в отраслевое соглашение условий по:
1) нормирование и оплаты труда, установления для предприятий отрасли (подотрасли) минимальных гарантий заработной платы в соответствии с квалификацией на основе тарифной сетки по минимальной границе и минимальных размеров доплат и надбавок с учетом специфики, условий труда отдельных профессиональных групп и категорий работников отрасли (подотрасли)
2) установление минимальных социальных гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости
3) трудовых отношений
4) жилищно-бытового, медицинского, культурного обслуживания, организации оздоровления и отдыха
5) условий увеличение фондов оплаты труда
6) установление квалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда.
6. Относительно региональных соглашений указывается на то, что они устанавливают нормы социальной защиты наемных работников, а также включают выше по сравнению с генеральным соглашением социальные гарантии, компенсации, льготы.
7. Соглашения распространяют свое действие на предприятия, входящие в сферу полномочий сторон, которые подписали. На предприятия, при подписании соглашений не были представлены со стороны владельца и стороны профсоюза (объединения профсоюзов, иного уполномоченного работающими органа), соглашения распространяться не могут. Они не могут распространяться и на те предприятия, которые при подписании соглашения были представлены только одной стороной. При этом Закон не запрещает той стороне коллективного договора, который подписала, исполнять обязанности, возлагаемые на нее соглашением.
Есть только одно исключение из правила о недопустимости распространения соглашений на предприятия, которые не были при подписании соглашения представлены обеими его сторонами. Для работников предприятий, производств, цехов, участков и других подразделений, которые выполняют работы, не относящиеся к основной деятельности отрасли (подотрасли), условия оплаты труда устанавливаются в коллективном договоре с соблюдением гарантий, определенных соглашениями тех отраслей (подотраслей), к которым такие подразделения относятся по характеру производства, а также в актах законодательства (ст. 17 Закона "Об оплате труда").
8. Законодавство, угоди і колективні договори перебувають в субординаційній залежності. Угоди і колективні договоры не должны противоречить законодательству. Из правила о запрете ухудшать соглашениями положение работников по сравнению с законодательством (ст. 5 Закона "О коллективных договорах и соглашениях ") практика сделала вывод о возможности улучшения положения работника по сравнению с законодательством.
Установленные законодательством и генеральным соглашением условия являются обязательными для сторон, которые подписывают отраслевые и региональные соглашения, если стороны последних были представлены при подписании генерального соглашения. При этом и условиями отраслевых и региональных соглашений положение работников может только улучшаться по сравнению с условиями, установленными законодательством и генеральным соглашением.
Условия отраслевой или регионального соглашения являются обязательными для сторон коллективного договора, которые были представлены при подписании указанных соглашений.
Условия коллективного договора могут улучшать положение работников по сравнению с законодательством, генеральным, отраслевым и региональным соглашениями, однако не могут его ухудшать. Если законодательно установленный уровень норм и гарантий в коллективном договоре снижаться не может ни при каких условиях, то условия оплаты труда в коллективном договоре могут быть установлены ниже норм, предусмотренных генеральным, отраслевым или региональным соглашением, на период преодоления финансовых трудностей предприятия, но не более чем на шесть месяцев (часть вторая ст. 14 Закона "Об оплате труда") в течение срока действия коллективного договора.