Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 912. Договір чартеру (фрахтування)

1. По договору чартера (фрахтования) одна сторона (фрахтовщик) обязательства ' связывается предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости в одном или нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров, багажа, почты или с другой целью, если это не противоречит закону и иным нормативным правовым актам.

2. Порядок заключения договора чартера (фрахтования), а также форма этого договора устанавливаются транспортными кодексами (уставами).

Комментарий

1. В комментируемой статье договор чартера (фрахтования) определяется как договор по которому одна сторона (фрахтовщик) обязательства ' связывается предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров, багажа, почты или с другой целью, если это не противоречит закону и иным нормативным правовым актам. Есть договор чартера (фрахтования) заключается с целью предоставления услуг по перевозке грузов, пассажиров, багажа, почты, поэтому его законодатель относит к разновидностям договора перевозки. Однако, характерным признаком данного договора является наличие условия о предоставлении для перевозки всей или части вместимости транспортного средства. Если в чартере заранее оговаривают в каком именно автомобиле (части, помещении) будет расположен о ' объект перевозки, то при обычном перевозке данный вопрос решается перевозчиком самостоятельно. Практическое значение данной различия заключается, в частности, в том, что фрахтователь имеет право требовать от фрахтователя изъятия груза не принадлежит ему, поданного ему судна, части судна или судового помещения в порту отправления, а в случае предоставления всего судна - в любом порту пресечения (ст. 152 КТМ Украины).

2. Содержание ч. 2 ст. 912 ГК Украины имеет отсылочный характер, так как указывает на необходимость обращения с транспортными кодексами (уставами) для с ' выяснения порядка заключения и формы договора чартера (фрахтования).

Данный договор заключается на трех видах транспорта - морском, речном и воздушном. Так, чартерной воздушное перевозки может заключаться по перевозке пассажиров, багажа, груза и почты, морской рейсовый чартер по перевозке груза, а чартерной перевозке речным транспортом - пассажиров. Однако, сведения о правовой природе договора чартера (фрахтования) можно получить обратившись к положениям КТМ Украины и НК Украины. При этом НК Украины лишь ограничивается определением данного договора: по договору воздушной чартера одна сторона (фрахтовщик) обязательства ' связывается предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты или для других целей, если это не противоречит действующему законодательству Украины (ст. 61). Любые нормы о порядке заключения договора воздушной чартера и его содержание в НК Украины отсутствуют. На отличие от НК Украины, КТМ Украины содержит подробные правила, регулирующие порядок заключения чартера.

По юридическим признакам, договор чартера (фрахтования) всегда двусторонний, консенсуальный и возмездный. Он заключается в письменной форме путем составления единого документа, подписываемого фрахтователем и фрахтователем или их уполномоченными представителями.

Особенность договора чартера определяется сферой его применения. Чартер применяется при трамповому (нерегулярном) перевозке для оформления перевозки массовых грузов (нефти, угля, руды и др.), заполняют если не все судно, то большую его часть. В этой ' связи чартер в отличие от договора перевозки не является договором присоединения. Согласно фрахтователь имеет возможность повлиять на такие договорные условия, как место и срок предоставления судна для загрузки, маршрут его следования, размер фрахта и т.п. (ст. 136 КТМ Украины, 61 НК Украины).

Сторонами договора чартера (фрахтования) является фрахтователь и фрахтовщик. Фрахтователем является владелец транспортного судна (его владелец или лицо, которому транспортное средство принадлежит на другой правовой основе). Фрахтователем является юридическое лицо или физическое лицо, заинтересованное в перевозке больших партий грузов или группы пассажиров по маршруту, предусмотренным договором чартера (Фрахтования), что, как правило, не совпадает с установленным направлениям перевозки. При этом, фрахтователем может быть и отправитель или получатель груза.

Согласно ст. 136 КТМ Украины, рейсовый чартер должен содержать наименование сторон, судна и груза, порта отправления и назначения (или места направления судна). Кроме того, рейсовый чартер может содержать по согласию сторон и другие условия и оговорки.

Отличие рейсового чартера от коносамента заключается в следующем: а) договор рейсового чартера заключается с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных судовых помещений (трюмов), а договор коносамента без такого условия б) чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент - при небольших по объему перевозках в) договор чартера составляется отправителем и имеет значение накладной, не дает возможности распоряжаться грузом, а коносамент состоит перевозчиком на основании грузовых документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю, а также является строго формальным ценной бумагой, распоряжение которого означает передачу товара.

Кроме того, при чартерном перевозке может быть выписан и коносамент. В данном случае отношения между фрахтователем и фрахтователем определяются чартером а между перевозчиком (фрахтователем) и получателем - коносаментом, если в нем отсутствуют оговорки со ссылкой на чартер.

В этой ' связи с широким применением чартера в мировой практике торгового мореплавания для облегчения его заключения и согласования условий фрахтования судна (его части или отдельных помещений) разработаны проформы рейсовых чартеров. Такие проформы, как правило, имеют кодовое наименование, например, Совкол (договор фрахтования судов для перевозки угля), Совьетвуд (для перевозки леса) и т.д..

Наряду с договором чартера (фрахтования) законодательству и практике известны также: а) договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) (ст. 203 - 213 КТМ Украины) и б) договор лизинга судна (бербоут-чартер) (ст. 215 - 221 КТМ Украины). Однако данные договоры не является договором перевозки, а является разновидностью договора аренды транспортных средств (Ст. 798 ГК Украины).