Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 184. Гарантії при прийнятті на роботу і заборона звільнення вагітних жінок і жінок, які мають дітей
Забороняється відмовляти жінкам у прийнятті на роботу і знижувати їм заробітну плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям - при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида.
При відмові у прийнятті на роботу зазначеним категоріям жінок власник або уповноважений ним орган зобов'язані сообщать им причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в судебном порядке.
Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет - часть шестая статьи 179), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора.
Комментарий
1. Комментируемая статья, устанавливает существенные льготы для женщин-матерей. Иногда они настолько затрагивают интересы собственников, последние вынуждены проводить определенные маневры с целью предотвращения принятия на работу женщин, имеющих такие льготы.
2. Запрещается отказывать в приеме на работу по мотивам, связанным с беременностью, наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям - при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида. Отметим, что последнее (при наличии ребенка-инвалида) касается также только одиноких матерей.
3. Поняття одинокої матері було визначено в постанові Пленуму Верховного Суду України "Про практику рассмотрения судами трудовых споров ". П. 9 этого постановления одинокая мать определена как женщина, которая не находится в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери. Кроме того, матерью по определению Пленума Верховного Суда Украины стоит признавать и вдову, другую женщину, которая воспитывает и содержит ребенка одна. Подчеркнем, что по этому определению для признания "другой женщины" одинокой матерью необходимы два признака: она де-факто и воспитывает ребенка одна, и одна ее удерживает.
Представляется, что определение одинокой матери, данное в постановлении Пленума Верховного Суда Украины, не должно применяться после вступления в силу Закона "Об отпусках". П. 5 части тринадцатой ст. 10 Закона "Об отпусках" определяет одинокую мать как воспитывающая ребенка без отца. Следовательно, участие отца или других лиц в содержании ребенка не лишает матери статуса одинокой. Периодические встречи отца с ребенком не дают основания для отрицания того факта, что женщина (мать этого ребенка) является одинокой матерью. Отец только тогда может быть признан таким, что принимает участие в воспитании ребенка, когда он или проживает совместно с ребенком, или другие доказательства повседневной участия отца в воспитании ребенка.
4. В дополнение к правилу части первой ст. 22 КЗоТ, запрещает необоснованный отказ в приеме на работу, часть вторая комментируемой статьи обязывает владельца сообщать женщинам, указанным в части первой ст. 184 КЗоТ, о причинах отказа в приеме на работу в письменной форме.
5. Указанные категории женщин имеют право обжаловать в суд необоснованный отказ в принятии на работу. Согласно п. 3 части второй ст. 232 КЗоТ право на обжалование в суде необоснованного отказа в приеме на работу предоставлено более широкому кругу женщин, чем это предусмотрено статьей, комментируется. Ст. 232 КЗоТ дает право на обжалование в суде необоснованного отказа в приеме на работу всем женщинам, имеющим ребенка-инвалида, а не только одиноким матерям, имеющим такого ребенка.
6. Ограничение увольнения, установленные частью третьей ст. 184 КЗоТ, также не распространяются на женщин, имеющих ребенка-инвалида, но не являются одинокими матерями. Однако круг женщин, которым льготы предоставляются на основании части третьей комментируемой статьи, расширяется по сравнению с кругом женщин, указанных в части первой той же статьи, за счет женщин, имеющих ребенка в возрасте до 6 лет, если ребенок согласно медицинскому заключению нуждается в домашнем уходе.
7. Названные категории женщин не могут быть уволены не только по основаниям, предусмотренным ст. 40 и 41 КЗоТ, но и по другим основаниям, которые квалифицируются как увольнение (расторжение трудового договора) по инициативе владельца. Однако по другим основаниям (не квалифицируются как расторжение трудового договора по инициативе собственника) прекращение трудового договора с этими категориями женщин возможно.
8. Увольнение по инициативе собственника женщин, указанных в части третьей ст. 184 КЗоТ, допускается только в случае полной ликвидации предприятия. Понятие полной ликвидации законодательство не определяет, однако с учетом практики, которая признает ликвидации юридического лица с прекращением всех прав и обязанностей юридического лица и ликвидации с правопреемством, полной ликвидацией следует признать только первый ее вид. Итак, ликвидация с правопреемством не дает владельцу права уволить работника по своей инициативе. Правда, с предприятий, ликвидируемых все равно работников (в том числе и женщин, принадлежащих к рассматриваемой категории) освобождать необходимо. Очевидно, в таком случае увольнение возможно согласно п. 5 ст. 36 КЗоТ в порядке перевода на предприятие, которое является правопреемником. Признание допустимым освобождение женщин, указанных в части третьей ст. 184 КЗоТ, лишь в случаях полной ликвидации предприятия дает основания для вывода о том, что при ликвидации с правопреемством принятия на работу на предприятие-правопреемник является для владельца обязательным. И правопреемник несет обязанность принять женщину на работу. Соответствующее требование может быть предъявлено к нему не только при увольнении с ликвидированного предприятия со ссылкой на п. 5 ст. 36 КЗоТ, но и при любом другом формулировке увольнения. Поэтому в случае ликвидации предприятия с правопреемством этот долг не может считаться выполненным, если владелец предложил женщине, на которую распространяется действие части третьей ст. 184 КЗоТ, трудоустроиться в соответствии со специальностью на другом предприятии. Трудоустройство на другом предприятии возможно, если при ликвидации с правопреемством у правопреемника не хватает вакансий для трудоустройства лиц, по которых существует запрет на увольнение в случае ликвидации, не может быть признана полной. Обратим внимание на то обстоятельство, что в отношении к другим категориям работников (которых не указан в части третьей ст. 184 КЗоТ) Пленум Верховного Суда разъясняет следующее: при ликвидации предприятия правила п. 1 ст. 40 КЗоТ могут применяться и в тех случаях, когда после прекращения его деятельности одновременно создается новое предприятие. В этих случаях работник не вправе требовать восстановления его на работе на вновь предприятии, если он не был переведен туда в установленном порядке (абзац третий п. 19 постановления justify"> При полной ликвидации допускается увольнение женщин, указанных в части третьей ст. 184 КЗоТ, однако с обязательным трудоустройством. Формулировка "освобождения ... трудоустройством ", на наш взгляд, означает, что перерыв во времени между увольнением и трудоустройством не допускается. И если сегодня женщина освобождена, то завтра она уже должна иметь возможность работать на другом предприятии. Если же женщина такой возможности нет, то увольнение следует квалифицировать как такое, осуществленное без законных оснований.
Вместе с тем нельзя игнорировать и то обстоятельство, что выполнение полностью ликвидированным предприятием обязанности трудоустройства женщин, указанных в части третьей ст. 184 КЗоТ, не имеет необходимого механизма обеспечения. Обязанность трудоустройства этой категории работников при полной ликвидации предприятия, учреждения, организации лежит на этих последних. Попытки перевести эти обязанности на учредителя предприятия или, как часто выражаются, на его владельца были бы необоснованными: закон не дает для этого оснований. Невыполнение этой обязанности предприятием влечет следующие последствия: 1) если на момент вынесения судом решения процесс ликвидации предприятия не завершен, женщина восстанавливается на работе, а предприятие обязано выплатить работнице среднюю заработную плату за время вынужденного прогула (с учетом полученной женщиной выходного пособия) 2) если на день вынесения судом решение по трудовому спору по этому поводу предприятие уже ликвидировано, женщина на работе не возобновляется, однако в пользу взимается средняя заработная плата за время вынужденного прогула в соответствии с правилами ст. 2401 КЗоТ 3) взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в соответствии со ст. 2401 КЗоТ возможно из органа, уполномоченного управлять имуществом ликвидированного предприятия или собственника (гражданско-правового) 4) возложить обязанность выплаты среднего заработка на ликвидационную комиссию невозможно, однако ее председатель (а при наличии соответствующих условий - и члены) может быть привлечен к административной (ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях) или уголовной (Ст. 172 Уголовного кодекса) ответственности.
9. Освобождение женщин, указанных в части третий в. 184 КЗоТ, в связи с истечением срока трудового договора имеет особенности. Такое увольнение возможно, однако собственник обязан при этом трудоустроить женщину на этом же или другом предприятии в соответствии с ее специальности. Разрыв во времени между увольнением и трудоустройством в данном случае также не допускается. Однако отношения между собственником (предприятием) и работницей со дня истечения срока трудового договора имеют существенную специфику. Предусмотрено сохранение за женщиной на период трудоустройства средней заработной платы, однако не более чем на три месяца "со дня окончания срочного трудового договора" (а не со дня увольнения). Взятая в кавычки фраза дает основания для вывода о том, что окончание срока трудового договора не дает владельцу права уволить женщину. Он должен только предупредить женщину, что после окончания срочного трудового договора она к работе допущена не будет, что она не период поиска подходящей работы может находиться дома, что она должна будет появиться на предприятие, когда будет найдена возможность ее трудоустройства для продолжения работы (при трудоустройстве на этом предприятии) или для получения трудовой книги и расчета по заработной плате (при трудоустройстве на другом предприятии). При наличии указанного предупреждения возможен и другой вариант: продолжение женщиной той же (или, с его согласия, - другой) работы на этом же предприятии до решения вопроса о ее трудоустройстве. Если женщина откажется от трудоустройства по специальности без уважительных оснований, она может быть уволена с работы на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ, хотя бы по истечении срока трудового договора прошло два или три месяца. Считать при этом трудовой договор продленным на неопределенный срок, что исключало бы применение п. 2 ст. 36 КЗоТ, невозможно, так как по истечении срока имела место требование собственника о прекращении трудового договора (ст. 391 КЗоТ).
Сохранение среднего заработка за период трудоустройства, превышающий три месяца, законодательством не предусмотрено. Оно может устанавливаться только соглашениями, коллективным или трудовым договором. Задержка выполнения владельцем решения суда, которым на владельца возложена обязанность трудоустроить женщину на протяжении определенного времени, также признается основанием для взыскания средней заработной платы за время задержки исполнения решения суда в соответствии со ст. 236 КЗоТ. Верховный Суд считает, что за время задержки собственником выполнения решение суда о трудоустройстве средняя заработная плата в пользу женщины (которая относится к категории женщин, предусмотренных частью третьей ст. 184 КЗоТ), освобожденной на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ, может быть взыскана в соответствии с правилами ст. 236 КЗоТ.