З А К О Н У К Р А И Н Ы
О социальной работе с семьями, детьми и молодежью (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2001, N 42, ст.213) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2353-IV ( 2353 -15 ) от 18.01.2005, ВВР, 2005, N 10, ст.191 N 3167-IV ( 3167 - 15 ) от 01.12.2005, ВВР, 2006, N 12, ст.104} {В редакции Закона N 878-VI ( 878-17 ) от 15.01.2009, ВВР, 2009, N 23, ст.284} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3739-VI ( 3739 -17 ) от 20.09.2011, ВВР, 2012, N 19-20, ст.173 N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012 N 5477-VI ( 5477-17 ) от 06.11.2012 }
{В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти по делам семей, детей и молодежи", "центральный орган исполнительной власти по делам семьи , детей и молодежи ", " центральный орган исполнительной власти по вопросам семьи, детей и молодежи "во всех падежах заменены словами" центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей "в соответствующем падеже согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10. 2012}
Этот Закон определяет организационные и правовые основы социальной работы с семьями, детьми и молодежью. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении: менеджмент в социальной работе с семьями, детьми и молодежью - управления системой социальной работы с семьями, детьми и молодежью, направлено на реализацию ее задач и поиск оптимальных путей их решения; оценка потребностей - процесс сбора, обобщения и анализа социальными работниками информации о состоянии и жизненных обстоятельств объекта социальных услуг с целью определения видов и объемов услуг , их влияния на процесс преодоления сложных жизненных обстоятельств; социальная работа с семьями, детьми и молодежью - деятельность уполномоченных органов, предприятий, организаций и учреждений, осуществляют социальную работу с семьями, детьми и молодежью, а также специалистов по социальной работе и волонтеров, которая направлена ??на социальную поддержку семей, детей и молодежи, обеспечения их прав и свобод, улучшения качества жизнедеятельности, удовлетворения интересов и потребностей; < br> социальное инспектирование - система мероприятий, направленных на выявления, проведения анализа, надзора за условиями жизнедеятельности семей, детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах , моральным, физическим и психическим состоянием детей и молодежи, оценку их потребностей, контроль за соблюдением государственных стандартов и нормативов в сфере социальной работы; социальное обслуживание семей, детей и молодежи - система социальных мероприятий, направленных на содействие, поддержку и предоставление услуг семьям, детям и молодежи с целью преодоления или пом "якшення жизненных трудностей, поддержку социального статуса и полноценной жизнедеятельности; социальная профилактика - вид социальной работы, направленной на предотвращение сложным жизненным обстоятельствам семей, детей и молодежи, аморальной, противоправной поведении в семьях, среди детей и молодежи, выявление любого негативного влияния на жизнь и здоровья детей и молодежи и предотвращения такого воздействия и распространению социально опасных болезней среди детей и молодежи; социальная реабилитация - вид социальной работы, направленной на восстановление основных социальных функций, психологического, физического, нравственного здоровья, социального статуса семей, детей и молодежи; социальное сопровождение - вид социальной работы, направленной на осуществления социальных опеки, помощи и патронажа социально незащищенных категорий детей и молодежи с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения , повышение их социального статуса; супервизия - вид деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, направлен на обеспечение надлежащей качества социальной работы, профессиональных рисков путем обучения социальных работников, наставничества и профессиональной поддержки на рабочем месте; специалист по социальной работе с семьями, детьми и молодежью - лицо, имеющее специальное образование в соответствии с требованиями центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной < br> политики по вопросам семьи и детей, и осуществляет социальную работу с семьями, детьми и молодежью. Статья 2. Законодательство Украины о социальной работе с семьями, детьми и молодежью Законодательство Украины о социальной работе с семьями, детьми и молодежью основывается на Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и состоит из настоящего Закона, Закона Украины" О социальных услугах " ( 966-15 ) и других нормативно-правовых актов. Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международных < br> договоров. Статья 3. Субъекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью Субъектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются: уполномоченные органы, осуществляющие социальную работу с семьями, детьми и молодежью; специалисты по социальной работе с семьями, детьми и молодежью; объединения граждан, благотворительные, религиозные организации; юридические и физические лица, которые предоставляют социальные услуги семьям, детям и молодежи; волонтеры в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью. В уполномоченных органов относятся: органы исполнительной власти; органы местного самоуправления; центры социальных служб для семьи, детей и молодежи и их специализированные формирования; службы по делам детей. Статья 4. Объекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью Объектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются: семьи, дети, молодежь; профессиональные и другие коллективы; социальные группы, в отношении которых осуществляется социальная работа. Статья 5. Основные принципы осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью Социальная работа с семьями, детьми и молодежью основывается на общепризнанных гуманистических, демократических и правовых принципах. Основными принципами осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются: соблюдение и защиту прав человека; адресность и индивидуальный подход; доступность и открытость; добровольность выбора в получении или отказе от получения социальных услуг; гуманность; комплексность; максимальная эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств субъектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью; законность; социальная справедливость; обеспечение конфиденциальности субъектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью, соблюдения ими стандартов качества, ответственности за соблюдение этических и правовых норм. Статья 6. Сферы и уровни осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью Сферами осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются: общественная; экономическая; образовательная; воспитательная; культурная; оздоровительная. Социальная работа с семьями, детьми и молодежью, государственное управление и контроль в этой сфере осуществляются на местном, региональном, государственном уровнях. Раздел II ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ социальной работы с семьями, ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ Статья 7. Основные направления государственной политики в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью Основными направлениями государственной политики в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются: определение правовых основ социальной работы с семьями, детьми и молодежью; разработка и реализация общегосударственных, региональных программ социальной поддержки семей, детей и молодежи, социальной становления молодежи и других программ по семей, детей и молодежи; < br> организация и осуществление социальной работы с семьями, детьми и молодежью, предоставление им социальных услуг; осуществление менеджмента в социальной работе с семьями, детьми и молодежью; обеспечение соблюдения минимальных социальных стандартов осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью; создание благоприятных условий для функционирования и укрепления семьи; содействие ответственному отношению родителей к созданию условий, необходимых для всестороннего развития и воспитания детей; развитие различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы; утверждение здорового образа жизни в семейном, детском и молодежной среде; осуществление социально-профилактической работы, реабилитационных мероприятий по восстановлению социальных функций, психологического и физического состояния детей и молодежи, подвергшихся жестокости и насилия, пострадавших от торговли людьми, привлекались к наихудших форм детского труда, социальная поддержка ВИЧ-инфицированных детей, молодежи и членов их семей {Абзац одиннадцатый статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3739-VI (< a"/laws/show/3739-17" target = _blank> 3739-17 ) от 20.09.2011} интеграция в общество детей и молодежи с функциональными ограничениями; содействие общественным организациям, другим объединениям граждан, физическим лицам в реализации ими собственных социально значимых инициатив и проектов в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью в порядке, определенном законодательством; развитие и поддержка волонтерского движения в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью; осуществление кадрового, научно-методического, финансового, материально-технического, информационного обеспечения социальной работы с семьями, детьми и молодежью; установление и укрепление связей с социальными службами по рубежом, интеграция в международную систему социальной работы. Статья 8. Социальное обслуживание семей, детей и молодежи Социальное обслуживание семей, детей и молодежи осуществляется в порядке, определенном законодательством, путем предоставления комплекса социальных услуг семьям, детям и молодежи, что предусматривает: предоставление психологических услуг по проведению психодиагностики, психологической коррекции, психологической реабилитации, предоставление методических советов; формирование здорового образа жизни, сохранения здоровья семей, детей и молодежи; информирование по вопросам трудоустройства и содействие в этом; социальную адаптацию, социальное сопровождение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы; удовлетворения материальных потребностей семей, детей и молодежи, находятся в сложных жизненных обстоятельствах, согласно законодательством; защита прав и интересов лиц, посредничество в представительстве интересов семей, детей и молодежи; выявление, поддержка талантливых детей и молодежи; распространение просветительских и культурно-образовательных знаний, объективной информации о видах социальных услуг, формирование ответственного отношения общества к социальным проблемам. Статья 9. Социальная профилактика среди семей, детей и молодежи Социальная профилактика в семейной, детской и молодежной среде предусматривает осуществление: комплексных мер, направленных на предотвращение семейном неблагополучию, социальному сиротству, насилия в семье и жестокого обращения с детьми, торговли людьми, наихудшим формам детской труда {Абзац второй статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3739-VI ( 3739-17 ) от 20.09 .2011} системного учета и ухода за детьми и молодежью, которые проявили склонность к асоциальному поведению; информационно-просветительской, пропагандистской работы в семьях, среди детей и молодежи по месту жительства, учебы или работы, направленной на формирование у личности стандартов позитивного поведения, здорового образа жизни. Статья 10. Социальная реабилитация семей, детей и молодежи Социальная реабилитация детей и молодежи предусматривает осуществление: воспитательной реабилитации в общеобразовательных школах-интернатах для детей и молодежи, нуждающихся в социальной помощи; в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) для детей и молодежи, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития; в общеобразовательных санаторных школах (школах-интернатах) для детей, нуждающихся в длительном лечения; социально-лечебной и психологической реабилитации в соответствующих заведениях охраны здоровья детей и молодежи, подвергшихся жестокости, насилия и пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; физической реабилитации детей и молодежи с физическими, умственными недостатками в специализированных физкультурно-оздоровительных учреждениях (клубах, центрах и т.п.); медико-социальной реабилитации детей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и которые по состоянию здоровья не могут быть направлены в школы социальной реабилитации и профессиональных училищ социальной реабилитации; социально-образовательной реабилитации в школах социальной реабилитации и профессиональных училищах социальной реабилитации детей, совершивших правонарушения. Социальная реабилитация предусматривает также трудоустройство, предоставления социально-медицинских, психолого-педагогических, юридических, информационных и других видов социальных услуг детям, отбывали наказание в виде лишения свободы на определенный срок, и молодежи, отбывала наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок. Социальная реабилитация направлена ??на оптимизацию и корректировки отношение детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, в семьи и общества, воспитания в них навыками самообслуживания и самостоятельного проживания. Статья 11. Социальное инспектирования в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью Социальное инспектирование проводится с целью выявления, учета, осуществления анализа и оценки потребностей семей, детей и молодежи, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи, контроля за условиями жизнедеятельности, моральным, психическим и физическим состоянием детей и молодежи, обеспечением защиты их прав, свобод и законных интересов, соблюдением государственных стандартов и нормативов в сфере социальной работы. Социальное инспектирование осуществляется центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи. Порядок и условия осуществления социального инспектирования определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей. По результатам социального инспектирования центры социальных служб для семьи, детей и молодежи: при необходимости обращаются в органы исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности; поднимают перед соответствующими органами ходатайство о применение предусмотренных законодательством санкций к предприятиям, учреждений и организаций всех форм собственности, граждан, наложение дисциплинарных и административных взысканий на должностных лиц в случае нарушения ими законодательства относительно семей, детей и молодежи; сообщают о случаях совершения насилия в семье или угрозе его совершения службу по делам детей, органы опеки и попечительства, уполномоченные подразделения органов внутренних дел. {Абзац четвертый части третьей статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 12. Задача субъектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью Задачами субъектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью являются: участие в выполнении общегосударственных, региональных и других программ социальной поддержки семей, детей и молодежи; предоставление различных социальных услуг, социально-медицинской, психолого-педагогической, правовой, информационной, материальной и других видов социальной помощи, консультирование детей и молодежи; осуществление социально-профилактической работы среди детей и молодежи, реализация системы мер по предотвращению негативных явлениям и их преодоления; разработка и осуществление реабилитационных мероприятий по восстановление социальных функций, морального, психического и физического состояния детей и молодежи, приспособления их к безопасным социальных и других условий жизнедеятельности , а также оказания помощи семьям, детям и молодежи, попавших в сложные жизненные обстоятельства; внедрение государственных социальных стандартов и нормативов, новых форм, методов проведения социальной работы с семьями, детьми и молодежью; осуществление международного сотрудничества, изучение и распространение передового международного опыта по вопросам социальной работы с семьями, детьми и молодежью; осуществление иных полномочий в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью в соответствии с законодательством. Статья 13. Права и обязанности субъектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью Субъекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью имеют право: вносить в органы исполнительной власти и органов местного самоуправления предложения по совершенствованию социальной работы с семьями, детьми и молодежью, участвовать в их реализации; заключать в установленном порядке договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, о выполнения ими работ, направленных на выполнение задач, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, и способствуют повышению эффективности социальной работы с семьями, детьми и молодежью; создавать специализированные формирования, заниматься благотворительностью в порядке, определенном законодательством; получать от предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности информацию по вопросам социальной работы с семьями, детьми и молодежью; проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях социологические исследования по проблемам семей, детей и молодежи; представлять интересы семей, детей и молодежи в их отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями, а также принимать исчерпывающие меры по обеспечению доступа к бесплатной правовой помощи на основаниях и в порядке, установленных законом, регулирующего предоставление бесплатной правовой помощи. {Абзац седьмой части первой статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 5477-VI ( 5477-17 ) от 06.11.2012 - изменение вступает в силу поэтапно после начала деятельности центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи - см.. раздел II Закона N 5477-VI ( 5477-17 ) от 06.11.2012} Субъекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью обязаны: добросовестно осуществлять социальную работу с семьями, находятся в сложных жизненных ситуациях, детьми и молодежью; руководствоваться в своей деятельности основными принципами осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью; уважать достоинство граждан; не допускать негуманных и дискриминационных действий в отношении объектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью; хранить в тайне информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей. Статья 14. Права и обязанности специалиста по социальной работе с семьями, детьми и молодежью Права и обязанности специалиста по социальной работе с семьями, детьми и молодежью определяются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики по вопросам семьи й и детей. Статья 15. Основания для изменения или прекращения предоставления социальных услуг семьям, детям и молодежи Основаниями для изменения или прекращения предоставления социальных услуг семьям, детям и молодежи признаются: достижения детьми 18 лет и молодыми гражданами 35 лет; добровольный отказ от получения соответствующего вида социальных услуг, если этот отказ или ее последствия не нарушают прав и свобод других лиц и не представляют угрозы жизни лица, отказывается от получения соответствующего вида социальных услуг; прекращения наличии оснований для предоставления социальных услуг; другие обстоятельства, установленные законом. Статья 16. Управление в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью Управление в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью осуществляют центральный орган исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам семьи и детей. {Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 17. Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи Осуществление социальной работы с семьями, детьми и молодежью возлагается на: республиканский (Автономной Республики Крым), областные, Киевский и Севастопольский городские, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские центры социальных служб для семьи , детей и молодежи {Абзац второй части первой статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI ( 5462 - 17 ) от 16.10.2012} специализированные формирования, создаваемые районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи. Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи образуются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, относящихся к сфере их управления и подчиняются соответствующим органом исполнительной власти или исполнительному органу городского, поселкового, сельского совета. Штатная численность работников республиканского (Автономной Республики Крым), областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских центров социальных служб для семьи, детей и молодежи устанавливается согласно государственным социальным стандартам и нормативам. Общее положение о центре социальных служб для семьи, детей и молодежи утверждает Кабинет Министров Украины. Деятельность центров социальных служб для семьи, детей и молодежи финансируется за счет средств, предусмотренных в местных бюджетах по соответствующему коду программной классификации расходов и других источников, не запрещенных законодательством. Услуги, предоставляемые центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи, являются государственными услугами и осуществляются на безвозмездной основе. Статья 18. Кадровое обеспечение социальной работы с семьями, детьми и молодежью, подготовка специалистов по социальной работы с семьями , детьми и молодежью и повышения их квалификации Социальная работа с семьями, детьми и молодежью, предоставление социальных услуг семьям, детям и молодежи осуществляются на профессиональной основе, что предполагает соответствующий уровень профессиональной < br> компетентности. Специалист по социальной работе с семьями, детьми и молодежью соответствии с полномочиями, определенными центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей: осуществляет социальное инспектирование и оценку потребностей; планирует и определяет методы помощи; предоставляет социальные услуги; обеспечивает социальное сопровождение, способствует формированию знаний, умений, навыков; активизирует ресурсы общества; участвует в супервизии; проводит мониторинг и оценку качества социальных услуг. Социальную работу с семьями, детьми и молодежью осуществляют штатные работники соответствующих заведений, учреждений, предприятий, служб, привлечены специалисты и волонтеры соответствии с заключенными соглашений. Подготовку специалистов по социальной работе с семьями, детьми и молодежью разных образовательно-квалификационных уровней осуществляют учебные заведения, которые имеют соответствующую лицензию, выданную центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования и науки. {Часть четвертая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Повышение квалификации специалистов по социальной работе с семьями, детьми и молодежью осуществляют учебные заведения последипломного образования, которые имеют соответствующую лицензию, выданную центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования и науки. {Часть пятая статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Специалисты по социальной работе с семьями, детьми и молодежью проходят повышение квалификации в соответствии с требованиями законодательства, но не реже одного раза в три года. Аттестация специалистов по социальной работе с семьями, детьми и молодежью проводится согласно законодательству, но не реже одного раза в три года. Статья 19. Источники и порядок финансирования субъектов социальной работы с семьями, детьми и молодежью Субъекты социальной работы с семьями, детьми и молодежью содержатся за счет средств, предусмотренных в государственном и местных бюджетах, средств благотворительной помощи (пожертвований) и других источников в порядке, установленном законодательством. Раздел III ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ социальной работы с семьями, ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью Лица, виновные в нарушении принципов осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью; невыполнении специалистами по социальной работе с семьями, детьми и молодежью своих обязанностей; нарушении порядка осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью; несоблюдении минимальных социальных стандартов и нормативов осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью; нарушении субъектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью других требований законодательства в сфере социальной работы, - несут ответственность согласно закону. Статья 21. Порядок рассмотрения споров, возникающих в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью Споры, возникающие в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью, рассматриваются в соответствии с законами Украины. Раздел IV МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ социальной работы с семьями, детьми и молодежью Статья 22. Международное сотрудничество в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью Украина принимает участие в международном сотрудничестве в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью на государственном, региональном и местном уровнях. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, местные государственные администрации, сельские, поселковые, городские советы имеют право заключать договоры о сотрудничестве, устанавливать прямые связи с социальными службами, научными и образовательными учреждениями иностранных государств, международными организациями, фондами и т.п. соответствии с законодательством Украины. {Часть вторая статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Государство поддерживает и стимулирует сотрудничество, которое способствует развитию социальной работы с семьями, детьми и молодежью. Раздел V Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок: подать в Верховную Раду Украины предложения о приведении законодательных актов Украины в соответствие с этим Законом; разработать и утвердить минимальные стандарты осуществления социальной работы с детьми и молодежью; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 21 июня 2001 N 2558-III
|
|