Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 13. Повноваження Кабинета Министров Украины в области земельных отношений
К полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится:
а) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом;
б) реализация государственной политики в области использования и охраны земель
в) выкуп земельных участков для общественных нужд в порядке, определенном законом
г) координация проведения земельной реформы
г) разработка и обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель;
д) организация ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществление землеустройства;
е) установление порядка проведения мониторинга земель
е) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Коментар:
Общая характеристика. В соответствии со ст. 113 Конституции Украины, "Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти". Его статус и полномочия определяются прежде разделом VI Конституции Украины, а также Законом Украины "О Кабинете Министров Украины". Согласно ч. 2 ст. 41 Закона КМУ "осуществляет свои полномочия путем принятия решений на его заседаниях большинством голосов общего состава Кабинета Министров Украины ".
К пункту" а ". Положение п. "а" комментируемой статьи предусматривают, что КМУ уполномоченный распоряжаться землями государственной собственности. Стоит заметить, что положения п. "а" ст. 13 ЗКУ сами по себе не создают оснований для распоряжения землями государственной собственности, а несут лишь информационную нагрузку. КМ может распоряжаться государственными землями только в случаях и в порядке, прямо предусмотренных законом, а именно: (1) в случае изъятия и предоставления в собственность или пользование земельных участков государственной собственности в случаях, определенных ч. 7 ст. 122, ст. ст. 149, 150 ЗКУ, (2) в случае продажи земельных участков государственной собственности иностранным государствам и юридическим лицам (ст. 129 ЗКУ).
Следует также учитывать особенности определения компетенции по распоряжению определенными землями государственной собственности на период до разграничения земель государственной и коммунальной собственности (п. 12 разд. X "Переходные положения" ЗКУ).
К пункту "б". Положение п. "б", на наш взгляд, имеют декларативный характер. "Реализация государственной политики в области использования и охраны земель "является скорее задачей, а не полномочиями КМУ.
К пункту "В". Данным пунктом предусмотрено полномочия КМУ выкупать земельные участки для общественных нужд. На сегодня механизм реализации этого полномочия определяется Законом Украина "Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости ", ст. ст. 350, 351 ГКУ, которые должны применяться с учетом положений ст. 41 Конституции Украины (см. также ст. Ст. 146, 147 ЗКУ и комментарий к ст. ст. 146, 147 ЗКУ).
К пункту "г". Положения настоящего пункта по координации КМУ "проведения земельной реформы "имеют декларативный характер и не несут нормативной нагрузки. Кроме того, негативно следует оценить то, что в основной части ЗКУ закреплены положения о земельную реформу, которая должна быть временной мерой.
К пункту" г ". Комментируемым пунктом на КМУ возложена разработка и обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель. Данное положение воспроизводит по отношению к конкретному разновидности общегосударственных программ общие положения п. 4 ч. 1 ст. 116 Конституции Украины, которая возлагает разработку и осуществление таких программ на КМУ.
Относительно общегосударственных программ использования и охраны земель см.. ст. 177 ЗКУ и комментарий к ней. Поскольку программы использования и охраны земель является по своей природе экологическими программами, со разработки и выполнения таких программ регламентируются также ст. 6 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды".
Следует отметить, что КМУ фактически разрабатывает программ использования и охраны земель непосредственно, а лишь организует такую на 2005 - 2015 рр.83 подготовлено Госкомземом. Программа одобрена КМУ и представлена justify"> К пункту "д". На КМУ возложена организация ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществление землеустройства. Это полномочия осуществляется КМУ в двух формах: путем нормативно-правового регулирования соответствующих отношений и путем исполнительно-распорядительной деятельности в соответствующей сфере.
В настоящее время продолжает действовать постановление КМУ от 12.01.93 N 15 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" (хотя пп. "В" п. 4 разд. IX "Заключительные положения" ЗКУ предусматривает урегулирование соответствующих отношений законом). Действует целый ряд других постановлений правительства, регламентирующих различные аспекты ведения государственного земельного кадастра - в частности, "О Методике нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов "от 23.03.95 N 213," О Методике нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (Кроме земель населенных пунктов) "от 30.05.97 N 525," Об утверждении Порядка выполнения земельно-кадастровых работ и услуг на платной основе государственными органами земельных ресурсов "от 01.11.2000 N 1619," Об экспертной денежной оценке земельных участков "от 11.10.2002 N 1531," Об утверждении Порядка признания Государственным комитетом по земельным ресурсах статуса саморегулируемой организации оценщиков, проводящих экспертную денежную оценку земельных участков "от 05.10.2004 N 1303," Об утверждении Положения о наблюдательном совете по вопросам экспертной денежной оценки земельных участков "от 17.11.2004 N 1552 и т.д..
Регулируя со землеустройства, КМУ принял постановление от 11.04.2002 N 502 "Об утверждении Порядка изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц ", от 04.03.2004 N 266" Об утверждении Типового договора о разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка ", от 26.05.2004 N 677" Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков ", от 25.08.2004 N 1094" Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда, другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения ", от 17.11.2004 N 1553 "Об утверждении Положения о Государственном фонде документации по землеустройству", от 12.07.2006 N 974 "Об утверждении Порядка регистрации объектов государственной экспертизы землеустроительной документации и типовой формы вывода "и др..
Как высший орган в системе органов исполнительной власти (ст. 113 Конституции Украины), КМУ руководит текущей деятельностью государственных органов, на которые непосредственно возложено ведение государственного земельного кадастра, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, землеустройство (подробнее см. гл.. 31 "Землеустройство", 32 "Контроль за использованием и охраной земель", 34 "Государственный земельном кадастре "ЗКУ). Конечно, осуществлять эту функцию правительство могло бы и без специального указания в ЗКУ.
К пункту" е ". Полномочия по установлению порядка проведения мониторинга земель, предусмотренное п. "е" комментируемой статьи (а также ст. 13 Закона Украины "О охране земель "), КМУ реализовал путем принятия постановления от 20.08.93 N 661" Об утверждении Положения о мониторинге земель "(см. также главу 33" Мониторинг земель "ЗКУ и комментарий к ней). Мониторинг земель является составной частью системы мониторинга окружающей среды, порядок ведения которого определен также постановлением КМУ (от 30.03.98 N 391) на основании ч. 3 ст. 22 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды".
К пункту "е". Формулировка данного пункта указывает, что перечень полномочий КМУ в области земельных отношений, приведен в ст. 13 ЗКУ, не является исчерпывающим. Такие полномочия можно условно разделить на три группы: (1) полномочия по нормативно-правовому регулированию земельных отношений в случаях, определенных законом, (2) принятие определенных законом индивидуально-правовых актов в сфере земельных отношений, и (3) общая исполнительно-распорядительная деятельность КМУ в области земельных отношений как высшего органа в системе органов исполнительной власти.
Щодо нормативних актів КМУ, що видаються для регулювання земельних відносин, див. коментар до ст. 3 ЗКУ, где приведен перечень постановлений правительства, направленных на регулирование земельных отношений.
Закон может предусматривать, что определенные индивидуально-правовые акты в сфере земельных отношений должны приниматься именно КМУ. Так, в определенных случаях на правительство возложено принятие решений по согласованию материалов выбора места расположения земельных участков (ст. 151 и др.. ЗКУ) - см.., например, постановление КМУ "Об изъятии и предоставлении в аренду земельных участков для добычи полезных ископаемых с изменением их целевого назначения и согласования места расположения объекта "от 26.09.2007 N 1173.
Что же касается общей исполнительно-распорядительной деятельности, КМУ, согласно п. 9 ст. 116 Конституции Украины, направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти, в т.ч. в области использования и охраны земель (см. также ч. 1 ст. 21 Закона Украины "О Кабинете Министров Украины", раздел VII "Управление в области использования и охраны земель" ЗКУ и комментарий к нему). Соответствующим решением правительства предоставляется правовая форма распоряжений (см., например, распоряжение КМУ от 09.04.2008 N 613-р "Некоторые вопросы распоряжения земельными участками, которые высвобождаются в процессе реформирования Вооруженных Сил").