Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 12. Полномочия сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений

К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов относится:

а) распоряжение землями территориальных общин

б) передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом;

в) предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом;

г) изъятие земельных участков из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом;

г) выкуп земельных участков для общественных нужд соответствующих территориальных общин сел, поселков, городов

д) организация землеустройства

е) координация деятельности местных органов земельных ресурсов

есть) осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства

ж) ограничение, временный запрет (остановка) использования земель гражданами и юридическими лицами в случае нарушения требований земельного законодательства

з) подготовка заключений об изъятии (выкупе) и предоставлении земельных участков в соответствии с настоящим Кодексом;

и) установление и изменение границ районов в городах с районным делением

и) информирование населения об изъятии (выкупе), предоставления земельных участков

й) внесение предложений в районный совет об установлении и изменении границ сел, поселков, городов

и) разрешение земельных споров;

к) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.

Комментарий

Общая характеристика. Сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления базового уровня. Их статус и полномочия которых определяются прежде Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине".

Согласно п. 34 ч. 1 ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", вопросы регулирования земельных отношений решаются сельскими, поселковыми и городскими советами исключительно на их пленарных заседаниях.

К пункту "а". Положение п. "а" комментируемой статьи предусматривают, что сельские, поселковые и городские советы уполномочены распоряжаться землями территориальной общины города. На сегодня это положение остается декларативным, поскольку при отсутствии разграничения земель государственной собственности (на земли государственной и коммунальной собственности) в Украине пока не существует земель территориальных общин как таковых (См. п. п. 10 - 12 разд. X "Переходные положения" ЗКУ и комментарий к п. п. 10, 11, 12 гл. X "Переходные положения ЗКУ).

До разграничения земель государственной и коммунальной собственности сельские, поселковые и городские советы распоряжаются некоторыми земельными участками, находящимися в государственной собственности и находятся в пределах населенных пунктов (п. 12 разд. X "Переходные положения" ЗКУ).

Отсутствие определенных границ определенной части населенных пунктов не позволяет реализовать комментируемое полномочия в пределах компетенции и без нарушений.

Розпорядження радами землями відповідних територіальних громад відбувається шляхом передачі земельних участков в собственность граждан и юридических лиц (п. "б" ст. 12 ЗКУ), предоставления земельных участков в пользование из (п. "в" ст. 12 ЗКУ), изъятия земельных участков коммунальной собственности по использованию (п. "г" ст. 12 ЗКУ), изменения целевого назначения земельных участков в случаях, не связанных с их изъятием и передачей в собственность или предоставлением в пользование (см. ст. 20 ЗКУ и комментарий к ней).

К пункту " бы ". Сельские, поселковые и городские советы уполномочены передавать земельные участки коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц. Как уже отмечалось, до разграничения земель государственной и коммунальной собственности это полномочия распространяется на определенные государственные земли в пределах населенных пунктов (п. 12 разд. X "Переходные положения" ЗКУ).

Порядок передачи земельных участков в собственность физических и юридических лиц определяется гл. 19 - 21 ЗКУ (см. также комментарий к статьям, включенных в названных глав).

К пункту "в". Сельские, поселковые и городские советы уполномочены предоставлять земельные участки коммунальной собственности в пользование. Как уже было сказано выше, до разграничения земель государственной и коммунальной собственности это полномочия распространяется на часть государственных земель в пределах городов (п. 12 разд. X "Переходные положения" ЗКУ).

Порядок предоставления земельных участков в пользование определяется ст. 123 ЗКУ (в случае неконкурентной предоставления) и гл. 21 ЗКУ (в случае определения будущего землепользователя на конкурентных началах).

К пункту" г ". Сельские, поселковые и городские советы уполномочены осуществлять "изъятие земельных участков из земель коммунальной собственности". Как уже было сказано выше, до разграничения земель государственной и коммунальной собственности это полномочия распространяется на некоторые государственные земли в пределах городов (п. 12 разд. X "Переходные положения" ЗКУ).

Порядок изъятия земельных участков из пользования определяется ст. ст. 150, 151 ЗКУ.

К пункту "г". Комментируемое пункт предоставляет сельским, поселковым и городским советам право выкупа земельных участков для общественных потребностей территориальных общин сел, поселков, городов. Об основаниях и порядке выкупа земельных участков для общественных нужд см.. комментарий к ст. 146 ЗКУ.

К пункту" д ". Комментируемое пункт относит к полномочиям сельских, поселковых и городских советов организации землеустройства. Данное положение носит декларативный характер и не подкрепляется конкретными предписаниями ни ЗКУ, ни специального Закона Украины "О землеустройстве", где в п. "а" ст. 19 механически дублируется. Из содержания норм действующего законодательства следует, что в области организации землеустройства сельские, поселковые, городские советы могут быть заказчиками проведения землеустроительных работ (ст. 26 Закона Украины "О землеустройстве"), утверждать соответствующие заказанные ими проекты (ст. 182 ЗКУ) и другие.

К пункту "е". Содержание полномочий по "координации деятельности местных органов земельных ресурсов", которые предусмотрены в комментируемом пункте, законом четко не определяется. Учитывая то, что между сельскими, поселковыми и городскими советами и местными органами земельных ресурсов отсутствуют отношения подчинения, считаем, что полномочия по "координации" не могут иметь обязывающего характера, и предусматривают только налаживание взаимодействия, информационного обмена, оказание методической помощи и т.д..

О создании отдельными городскими советами собственных органов земельных ресурсов (В составе их исполнительных органов) см.. комментарий к ст. 9 ЗКУ. Что же касается местных органов земельных ресурсов на уровне сел и поселков, их количество крайне незначительна. ПП. "Д" п. 4 разд. IX "Заключительные положения" ЗКУ КМ было дано поручение "решить вопрос в установленном порядке о введении должностей инженеров-землеустроителей в штаты сельских, поселковых советов и организации государственных отделов (управлений) земельных ресурсов в городских советах ". Состояние выполнения этого поручения до сих пор остается неудовлетворительным, прежде всего, в силу недостаточности материальных ресурсов.

Относительно системы и компетенции органов земельных ресурсов см.. ст. 15 ЗКУ и комментарий к ней.

К пункту" е ". Данным пунктом к полномочиям сельских, поселковых и городских советов отнесено осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства. Такая формулировка представляется не совсем удачным, поскольку "контроль за соблюдением экологического законодательства" охватывает "контроль за соблюдением земельного законодательства ", а" контроль за соблюдением земельного законодательства "охватывает" контроль за использованием и охраной земель коммунальной собственности ".

Детальніше щодо здійснення органами місцевого самоврядування контрольних повноважень див. ст. 189 ЗКУ и комментарий к ней.

К пункту "ж". ЗКУ не конкретизирует оснований и порядка применения сельскими, поселковыми и городскими советами "ограничения, временного запрета (остановки) использования земель гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований земельного законодательства ", предусмотренные комментируемым пунктом. На наш взгляд, по своей природе перечисленные санкции в случае их применения к субъектам хозяйствования являются хозяйственно-правовыми, предусмотренными ст. 246 ГКУ ("Ограничение и остановка деятельности субъекта хозяйствования"), поэтому к отношениям по применению санкций к субъектам должно применять соответствующие положения ГКУ (ст. ст. 238, 246, 249, 250).

Учитывая тот факт, что нарушения земельного законодательства, при котором может потребоваться "ограничении, временном запрете (остановке) использования земельного участка", практически всегда является нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, к отношениям по применению соответствующих санкций следует применять Постановление ВРУ "Об утверждении Порядка ограничения, временного запрета (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды "от 29.10.92, принятой во исполнение п." в "ст. 13 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды ". В Порядке, утв. названным постановлением, определены основания и порядок применения санкций, предусмотренных п. "ж" ст. 12 ЗКУ.

К пункту" с ". Комментируемым пунктом к полномочиям сельских, поселковых и городских советов отнесено "подготовка заключений об изъятии (Выкупе) и предоставлении земельных участков в соответствии с настоящим Кодексом ". Случаи и порядок реализации данного полномочия определены ст. ст. 123, 151 ЗКУ.

К пункту "и". Положение п. "и" ст. 12 ЗКУ относительно "установления и изменения границ районов в городах с районным делением" касается только городских советов и корреспондирует положениям ч. 3 ст. 174 ЗКУ (см. комментарий).

Хотя п. 29 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины к полномочиям ВРУ отнесено "установление и изменение границ районов и городов", в данном случае под термином городе "(см. Решение Конституционного Суда Украины от 13.07.2001 по делу N 1-39/2001), поэтому положение комментируемого пункта Конституции Украины не противоречат.

Согласно п. 41 ч. 1 ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", решения по вопросам административно-территориального устройства принимаются городскими советами исключительно на их пленарных заседаниях.

К пункту "и". Комментируемым пунктом предусмотрено информирование сельскими, поселковыми и городскими советами "населения об изъятии (выкупе), предоставлении земельных участков". Порядок и объема такого информирования ЗКУ и другие акты земельного законодательства Украины не определяют. Отношения по информированию населения о различных аспектах деятельности советов урегулированы актами экологического законодательства и законодательства о местном самоуправлении и т.п. (см. также комментарий к п. "и" ст. 9 ЗКУ).

К пункту" й ". Данным пунктом предусмотрено внесение местными советами "предложений в районный совет об установлении и изменении границ сел, поселков, городов "(см. также ч. 2 ст. 174 ЗКУ). Порядок реализации данного полномочия в настоящее время предусмотрен ст. ст. 173, 175 и 176 ЗКУ (см. также комментарий к ст. Ст. 173, 175 и 176 ЗКУ).

До пункту "й". Пунктом "й" даної статті до повноважень місцевих рад віднесено вирішення земельних спорів. Относительно содержания и порядка реализации данного полномочия см.. ст. ст. 158 - 161 ЗКУ и комментарий к статьям 158, 159, 160, 161 ЗКУ.

К пункту "к". Данный пункт указывает на наличие других полномочий сельских, поселковых и городских советов в области земельных отношений, не предусмотренных в комментируемой статье. В общем виде полномочия местных советов, в том числе в области земельных отношений, определенные ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине ". Это утверждении ставок земельного налога и арендной платы в городах, принятие решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, подлежащих особой охране и внесение предложений в соответствующие государственные органы об объявлении природных и других объектов, имеют экологическую, историческую, культурную или научную ценность, памятниками природы, истории или культуры, которые охраняются законом, дача согласия на размещение на территории города новых объектов, сфера экологического влияния деятельности которых согласно действующим нормативам включает соответствующую территорию, утверждение местных градостроительных программ, генеральных планов застройки соответствующих населенных пунктов, другой градостроительной документации, установление правил по вопросам благоустройства территории населенного пункта, обеспечения в нем чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдения тишины в общественных местах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и др.. Перечисленные полномочия осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных специальным законодательством. Например, дифференциация ставок земельного налога регламентируется п. 275.3 ст. 275 НКУ.

Также полномочия местных советов в области земельных отношений предусмотрены и другими актами законодательства. Так, п. "б" ст. 15 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды", абз. 2 ст. 20 Закона Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности ", абз. 2 ст. 8 Закона Украины "Об обращении с радиоактивными отходами" содержат положения о предоставлении местными советами согласия на размещение на соответствующей территории ядерно-и радиационно опасных объектов.