З А К О Н У К Р А И Н Ы
О государственной службе (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2012, № 26, ст.273) {С изменениями, внесенными согласно Закону № 5483-VI от 20.11.2012 } Настоящий Закон определяет принципы, правовые и организационные основы государственной службы, условия и порядок реализации гражданами Украины права на государственную службу. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов 1. В этом Законе термины употребляются в таком значении: 1) государственная служба - профессиональная деятельность государственных служащих по подготовке предложений по формированию государственной политики, обеспечение реализации и предоставления административных услуг 2) государственный служащий - гражданин Украины, который занимает должность государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате, получает заработную плату за счет средств государственного бюджета, кроме случаев, определенных законом, и осуществляет установленные для этой должности полномочия, непосредственно связанные с реализацией задач и выполнением функций государственного органа или органа власти Автономной Республики Крым по подготовки предложений относительно формирования государственной политики в соответствующей сфере разработки, экспертизы и / или редактирование проектов нормативно-правовых актов предоставления административных услуг осуществления государственного надзора (контроля) управлению государственным имуществом или имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым, государственными корпоративными правами управления персоналом государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым или их аппарата реализации других полномочий соответствующего органа 3) поручение - форма реализации управленческих полномочий руководителем, предусматривающий постановку конкретной задачи, определение его предмета, цели, срока и ответственного за выполнение лица 4) руководитель государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате - должностное лицо, занимающее высокую должность государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате, в должностные обязанности которого принадлежат полномочия по государственной службы в этом органе или его аппарате 5) должность государственной службы - определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата с установленным в соответствии с законодательством должностными обязанностями в пределах полномочий, определенных пунктом 2 этой части 6) должностные обязанности - перечень функций и полномочий, закрепленных за должности государственной службы, обязан выполнять государственный служащий и установленные его должностной инструкцией 7) профиль профессиональной компетентности должности государственной службы - комплексная характеристика должности государственной службы, содержащий определение содержания выполняемой по должности работы и перечень специальных знаний, умений и навыков, необходимых государственному служащему для выполнения должностных обязанностей 8) уровень профессиональной компетентности лица - характеристика личности, определяемого ее образовательно-квалификационному уровню, опытом работы и уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками 9) рабочее время государственного служащего - время, в течение которого государственный служащий в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка должен выполнять свои должностные обязанности 10) служба персонала государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата - структурное подразделение или государственный служащий в этом органе или его аппарате, обеспечивает осуществление руководителем государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате своих полномочий, отвечает за документальное оформление поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения, подбор персонала, планирование и организацию мероприятий по вопросам повышения уровня профессиональной компетентности государственных служащих, а также выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами 11) служебная дисциплина государственного служащего - неуклонное соблюдение присяги государственного служащего, добросовестное выполнение им служебных обязанностей 12) служебные обязанности - совокупность обязанностей государственного служащего, определенных настоящим Законом, правилами внутреннего служебного распорядка соответствующего государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата, и его должностных обязанностей 13) субъект назначения - государственный орган или орган власти Автономной Республики Крым или должностное лицо, уполномоченные в соответствии с законодательством назначать на должности государственной службы и освобождать от этих должностей 14) функции по обслуживанию - деятельность работников государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым и их аппарата, которая не предусматривает осуществления полномочий, непосредственно связанных с реализацией задач и выполнением функций этих органов, определенных пунктом 2 этой части. 2. Термины "близкие лица", "конфликт интересов", "коррупционное правонарушение", "коррупция" в этом Законе употребляются в значениях, определенных Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" . Статья 2. Сфера действия Закона 1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи со вступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, определяет правовой статус государственного служащего. 2. Действие настоящего Закона не распространяется на: 1) Президента Украины, членов Кабинета Министров Украины, первых заместителей и заместителей министров 2) народных депутатов Украины 3) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека 4) депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, кроме избранных на должности в Верховной Раде Автономной Республики Крым, на которых они работают на постоянной основе 5) судей 6) работников прокуратуры, которым присваиваются классные чины 7) работников государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым и их аппарата, которые выполняют функции по обслуживанию 8) работников государственных предприятий, учреждений и организаций, а также других субъектов хозяйствования государственной формы собственности, работников предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности Автономной Республики Крым, кроме лиц, занимающих определенные законодательством должности государственной службы в центрах занятости Государственной службы занятости, Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, Национальном институте стратегических исследований и Институте законодательства Верховной Рады Украины 9) военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законом, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и других органов, которым присваиваются специальные звания, если иное не предусмотрено законом. 3. Перечень должностей работников государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым и их аппарата, которые выполняют функции по обслуживанию, определяется руководителем государственной службы этого органа или его аппарата по критериям , установленным специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной службы. Статья 3. Принципы государственной службы 1. Принципами государственной службы являются: 1) верховенство права 2) патриотизм и служение Украинскому народу 3) законность 4) равный доступ к государственной службе 5) профессионализм 6) добродетель 7) политическая беспристрастность 8) прозрачность деятельности 9) персональная ответственность государственного служащего. Статья 4. Правовое регулирование государственной службы 1. Правовое регулирование государственной службы осуществляется Конституцией Украины , этим и другими законами Украина, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам государственной службы, других центральных органов исполнительной власти, изданными в пределах их полномочий в случаях, определенных законом. 2. Отношения, возникающие в связи со вступлением, прохождением и прекращением государственной службы в государственных органах, органах власти Автономной Республики Крым, организация и деятельность которых определяется специальными законами, а также их аппарате, регулируются настоящим Законом, если иное не предусмотрено специальным законом. 3. Действие норм законодательства о труде распространяется на государственных служащих в части отношений, не урегулированных настоящим Законом. Статья 5. Финансирование государственной службы 1. Финансирование государственной службы осуществляется за счет средств государственного бюджета, кроме случаев, предусмотренных законом. 2. Финансирование государственной службы в органах власти Автономной Республики Крым и их аппарате осуществляется за счет средств бюджета Автономной Республики Крым. Статья 6. Классификация должностей государственной службы 1. Должности государственной службы в зависимости от характера и объема должностных обязанностей делятся на пять групп: группа I - должности руководителя, заместителей руководителя государственного органа, членов государственного коллегиального органа, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, и их аппарата, органа власти Автономной Республики Крым и его аппарата; председателя, заместителей председателя местной государственной администрации группа II - должности руководителей, заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений государственного органа, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, и его аппарата, органа власти Автономной Республики Крым и его аппарата, местной государственной администрации; руководителей, заместителей руководителей государственного органа, юрисдикция которого распространяется на территорию одного или нескольких административно-территориальных единиц, и его аппарата группа III - должности руководителей, заместителей руководителей структурных подразделений государственного органа, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, и его аппарата, органа власти Автономной Республики Крым и его аппарата, местной государственной администрации; руководителей, заместителей руководителей структурных подразделений государственного органа, юрисдикция которого распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц, и его аппарата группа IV - должности в государственном органе, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, органы власти Автономной Республики Крым и их аппарате, предусматривающих осуществление функций по подготовке предложений по формированию государственной политики, разработки, экспертизы и / или редактирование проектов нормативно-правовых актов и не предусматривают осуществления руководящих функций группа V - должности в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым и их аппарате, не предусматривают осуществления руководящих функций и функций по подготовке предложений по формированию государственной политики, разработки, экспертизы и / или редактирование проектов нормативно-правовых актов. 2. Группы должностей государственной службы подразделяются на подгруппы. В подгруппы I-1, II-1, III-1, IV-1, V-1 относятся должности государственной службы в Администрации Президента Украины, Совету национальной безопасности и обороны Украины, Аппарате Верховной Рады Украины, Секретариате Кабинета Министров Украины, Центральной избирательной комиссии , Счетной палате, Высшем совете юстиции, должности представителей Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, должности государственной службы в секретариате Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а также должности государственной службы в Национальном институте стратегических исследований и Государственном управлении делами, определенные законодательством. В подгруппы I-2, II-2, III-2, IV-2, V-2 относятся должности государственной службы в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, и их аппарате, консультативных, совещательных и других вспомогательных органах и службах , созданных Президентом Украины (кроме указанных в абзаце втором настоящей части), Национальному банку Украины, а также должности государственной службы в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и Институте законодательства Верховной Рады Украины, определенные законодательством. В подгруппы I-3, II-3, III-3, IV-3, V-3 относятся должности государственной службы в органе власти Автономной Республики Крым и его аппарате, государственном органе, юрисдикция которого распространяется на территорию одной или нескольких областей, городов Киева или Севастополя, и его аппарате. В подгруппы I-4, II-4, III-4, V-4 относятся должности государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, города республиканского в Автономной Республике Крым или областного значения , района в городе, города районного значения, и их аппарате. 3. Должности помощников, советников, уполномоченных, представителей Президента Украины, руководителей патронатных служб Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер -министров Украины относятся к подгруппы I-1 . Должности помощников и советников Председателя Верховной Рады Украины, советников Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины, помощников и советников Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров Украины относятся к < a class = rvts99 href="# n69"> подгруппы II-1 . Должности других работников патронатных служб Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров Украины относятся к подгруппы III-1 . Должности помощников-консультантов народных депутатов Украины относятся к подгрупп IV-1 и V-1 . Должности руководителей патронатных служб членов Кабинета Министров Украины (кроме Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров Украины) относятся к подгруппы I-2 . Должности работников патронатных служб членов Кабинета Министров Украины (кроме Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров Украины) относятся к подгруппы II-2 . Раздел II УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ Статья 7. Государственное управление в сфере государственной службы 1. Государственное регулирование и проведение государственной политики в сфере государственной службы осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной службы. 2. Контроль за соблюдением в государственном органе или органе власти Автономной Республики Крым настоящего Закона и иных актов законодательства о государственной службе осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной службы в пределах его полномочий. Статья 8. Руководитель государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате 1. Управление государственной службой в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате осуществляется соответственно руководителем государственной службы в этом органе или его аппарате. Руководителем государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или их аппарате есть руководитель аппарата, если иное не предусмотрено законом. Руководитель аппарата ответственен перед руководителем соответствующего государственного органа или органа власти Автономной Республики Крым за функционирование государственной службы в этом органе, если иное не предусмотрено законом. Типичный профиль профессиональной компетентности должности руководителя аппарата и минимальные требования к уровню профессиональной компетентности лиц, претендующих на занятие этой должности, определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной службы, если иное не предусмотрено законом. В случае если в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым отсутствует должность руководителя аппарата, руководителем государственной службы в таком органе является его руководитель. 2. Руководитель государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате, если иное не предусмотрено законом 1) утверждает профили профессиональной компетентности должностей государственной службы и требования к образовательно-квалификационного уровня, направления подготовки (специальности), опыта работы и другие требования к уровню профессиональной компетентности кандидатов на соответствующие должности 2) организует проведение конкурса на занятие вакантных должностей государственной службы и обеспечивает его прозрачность и объективность в соответствии с требованиями настоящего Закона 3) назначает лиц на должности государственной службы и освобождает их от должностей; 4) присваивает ранги государственным служащим, которые занимают должности государственной службы 5) выполняет функции работодателя для работников государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата, которые не являются государственными служащими 6) обеспечивает организацию повышения уровня профессиональной компетентности государственных служащих 7) обеспечивает эффективное функционирование системы оценки результатов служебной деятельности государственных служащих 8) обеспечивает соблюдение государственными служащими служебной дисциплины 9) принимает в пределах своих полномочий решения о поощрении государственных служащих и привлечения их к дисциплинарной ответственности 10) обеспечивает создание надлежащих условий и материально-технического обеспечения для исполнения государственными служащими своих служебных обязанностей 11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативно-правовых актов. Статья 9. Служба персонала государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата 1. В каждом государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате образуется служба персонала. Служба персонала государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата (далее - служба персонала) имеет право на обработку персональных данных физических лиц в соответствии с законодательством по вопросам защиты персональных данных для выполнения возложенных на эту службу полномочий. 2. Типовое положение о службе персонала утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной службы. Раздел III правовой статус государственных служащих Статья 10. Права государственного служащего 1. Государственный служащий имеет право на: 1) уважение к своей личности, достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, сотрудников и других лиц 2) четкое определение своих должностных обязанностей и материально-техническое обеспечение их выполнения 3) доступ к необходимой для выполнения должностных обязанностей информации 4) оплату труда в зависимости от занимаемой должности государственной службы, результатов служебной деятельности, стаж государственной службы и ранга государственного служащего 5) повышение уровня профессиональной компетентности за счет государственных средств 6) продвижение по службе 7) отпуск, социальное и пенсионное обеспечение согласно закону 8) безопасные условия труда 9) проведение служебного расследования по его требованию с целью снятия безосновательных, по его мнению, обвинений или подозрений 10) беспрепятственное ознакомление с документами о прохождении им государственной службы. Статья 11. Обязанности государственного служащего 1. Государственный служащий обязан: 1) действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины 2) придерживаться принципов государственной службы 3) с уважением относиться к государственным символам Украины 4) добросовестно выполнять свои должностные обязанности 5) выполнять в пределах должностных обязанностей решения государственных органов и / или органов власти Автономной Республики Крым, а также приказы, распоряжения и поручения руководителей, предоставленные в пределах их полномочий 6) соблюдать требования законодательства в сфере предотвращения и противодействия коррупции 7) соблюдать установленные законодательством правил профессиональной этики государственного служащего 8) предотвращать возникновение конфликта интересов при прохождении государственной службы 9) придерживаться правил внутреннего служебного распорядка соответствующего государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата 10) повышать уровень своей профессиональной компетентности. Статья 12. Исполнение государственным служащим поручений 1. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей действуют в пределах полномочий, определенных законодательством, и в соответствии с должностными инструкциями. 2. Поручению руководителей, предоставленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения подчиненными государственными служащими. 3. В случае возникновения сомнения относительно законности предоставленного руководителем поручения государственный служащий имеет право требовать письменного подтверждения этого поручения, после получения которого обязан его выполнить. В таком случае государственный служащий освобождается от ответственности, если поручение будет признано незаконным в установленном порядке, кроме случаев выполнения явно преступного приказа. Руководитель в случае получения требования государственного служащего о предоставлении письменного подтверждения поручения обязан письменно подтвердить или отменить соответствующее поручение. Статья 13. Требования к политической беспристрастности государственного служащего 1. Государственный служащий должен беспристрастно выполнять свои служебные обязанности независимо от партийной принадлежности и личных политических убеждений. 2. Государственный служащий не имеет права организовывать забастовки и принимать в них участие. 3. Государственный служащий при исполнении служебных обязанностей не имеет права совершать действия, демонстрирующие его политические взгляды или свидетельствуют об особом отношении к определенным политическим партиям. Статья 14. Защита права доступа к государственной службе и прав государственного служащего 1. В случае нарушения предоставленных этим Законом прав или возникновения препятствий в их реализации право подать руководителю государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате соответствующее жалобу (заявление) имеют: 1) лица, которые претендуют на занятие должностей государственной службы и желающие принять участие в конкурсе на занятие вакантных должностей государственной службы 2) кандидаты на должности государственной службы, которые приняли участие в конкурсе на занятие вакантных должностей государственной службы 3) государственные служащие 4) лица, уволенные с должностей государственной службы. 2. Обоснованный ответ руководителя государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или их аппарате по жалобе (заявлению) предоставляется заявителю в письменной форме в течение десяти календарных дней со дня регистрации жалобы (заявления). 3. Решение руководителя государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или их аппарате по жалобе (заявлению) лица, указанного в части первой настоящей статьи, может быть обжаловано в течение десяти календарных дней со дня получения ответа на такую ??жалобу (заявление) в специально уполномоченный центрального органа исполнительной власти по вопросам государственной службы. В случае такого обжалования специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам государственной службы проводит в установленном законодательством порядке служебное расследование с целью установления факта нарушения прав человека, предоставленных этим Законом, или отсутствия такого факта и принятия соответствующих мер в пределах полномочий. Раздел IV поступлении на государственную службу и прохождением государственной службы Глава 1. Общие условия поступления на государственную службу Статья 15. Право на государственную службу и ограничения поступления на государственную службу 1. Право на государственную службу с учетом требований к уровню профессиональной компетентности, направления подготовки (специальности) и ограничений, установленных настоящим Законом, имеют граждане Украины, которым исполнилось 18 лет, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, свободно владеющих государственным языком. 2. На государственную службу не может вступить лицо, которое: 1) по решению суда признано недееспособным или дееспособность которого ограничена 2) имеет судимость за совершение умышленного преступления, если такая судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке 3) согласно приговору суда лишено права заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций государства или занимать соответствующие должности 4) подвергалось административному взысканию за коррупционное правонарушение - в течение года со дня вступления соответствующего решения суда в законную силу 5) имеет гражданство другого государства. 3. Не допускается назначение лиц на должности государственной службы, на которых они будут непосредственно подчинены близким лицам. 4. Лицо, которое вступает на государственную службу, обязано до назначения на должность государственной службы выйти из состава исполнительного органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли (кроме случаев, когда лицо осуществляет функции по управлению акциями (долями, паями ), принадлежащих государству или территориальной общине, и представляет интересы государства или территориальной общины в совете общества (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственного общества), прекратить другую оплачиваемую или предпринимательскую деятельность, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики из спорта. На государственного служащего распространяются другие требования и ограничения, установленные Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" . Статья 16. Требования к уровню профессиональной компетентности лица, которое претендует на занятие должности государственной службы 1. Лицо, которое претендует на занятие должности государственной службы, если иное не предусмотрено законом, должна отвечать следующим минимальным общим требованиям к образовательно-квалификационного уровня и опыта работы: 1) для должностей подгруппы I-2 - высшее, стаж работы не менее семи лет, опыт работы на руководящих должностях или должностях государственной службы подгруппы I-3 или II-2 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее пяти лет 2) для должностей подгруппы I-3 - высшее образование, стаж работы не менее семи лет, опыт работы на руководящих должностях или должностях государственной службы подгруппы I-4 или II-3 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее пяти лет 3) для должностей подгруппы I-4 - высшее образование, стаж работы не менее семи лет, опыт работы на руководящих должностях или должностях государственной службы подгруппы II-4 или III-3 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее пяти лет 4) для должностей подгруппы II-1 - высшее образование, стаж работы не менее семи лет, опыт работы на руководящих должностях или должностях государственной службы подгруппы II-2 или III-1 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее пяти лет 5) для должностей подгруппы II-2 - высшее образование, стаж работы не менее семи лет, опыт работы на руководящих должностях или должностях государственной службы подгруппы II-3 или III-2 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее пяти лет 6) для должностей подгруппы II-3 - высшее образование, стаж работы не менее пяти лет, опыт работы на руководящих должностях или должностях государственной службы подгруппы II -4 или III-3 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее трех лет 7) для должностей подгруппы II-4 - высшее образование, стаж работы не менее пяти лет, опыт работы на руководящих должностях или должностях государственной службы подгруппы III -4, IV-2 или V-4 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее трех лет 8) для должностей подгруппы III-1 - высшее образование, стаж работы не менее пяти лет, опыт работы на руководящих должностях или должностях государственной службы подгруппы III -2, IV-1 или V-1 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее трех лет 9) для должностей подгруппы III-2 - высшее образование, стаж работы не менее пяти лет, опыт работы на руководящих должностях или должностях государственной службы подгруппы III -3, IV-2 или V-2 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее трех лет 10) для должностей подгруппы III-3 - высшее образование, стаж работы не менее пяти лет или опыт работы на должностях государственной службы подгруппы III-4, IV -2 или V-3 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее трех лет 11) для должностей подгруппы III-4 - высшее, стаж работы не менее трех лет или опыт работы на должностях государственной службы или должностях в органах местного самоуправления не менее одного года 12) для должностей подгруппы IV-1 - высшее, стаж работы не менее трех лет или опыт работы на должностях государственной службы или должностях в органах местного самоуправления не менее двух лет 13) для должностей подгрупп IV-2 , IV-3 , V-1 - высшее, стаж работы не менее двух лет или опыт работы на должностях государственной службы или должностях в органах местного самоуправления не менее одного года 14) для должностей подгруппы V-2 - высшее образование 15) для должностей подгрупп V-3 , V-4 - высшее образование. 2. Требования к уровню профессиональной компетентности лиц, претендующих на занятие должностей государственной службы группы I-1, а также специальные требования к опыту работы, требования к направлению подготовки (полученной лицом специальности) и другие требования к уровню профессиональной компетентности лиц, претендующих на занятие должностей государственной службы других подгрупп группы I , определяются субъектом назначения на эти должности в соответствии с утвержденными им профилей профессиональной компетентности должностей, если иное не предусмотрено законом. Специальные требования к опыту работы, требования к направлению подготовки (полученной лицом специальности) и другие требования к уровню профессиональной компетентности лиц, претендующих на занятие должностей государственной службы групп II , III , IV и V , определяются руководителем государственной службы в соответствующем государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или их аппарате в порядке , определенном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной службы. 3. Требования к уровню профессиональной компетентности лиц, претендующих на занятие должности государственного служащего, могут пересматриваться не чаще, чем один раз в год. Статья 17. Поступление на государственную службу 1. Введение лица на государственную службу осуществляется путем назначения: 1) на должность государственной службы группы I - в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, без обязательного проведения конкурса на занятие вакантных должностей государственной службы 2) на должность государственной службы групп II , III , IV и V - по результатам конкурса на занятие вакантных должностей государственной службы в порядке, определенном настоящим Законом, если иное не предусмотрено законом . 2. Назначение на должности государственной службы, указанные в части третьей статьи 6 настоящего Закона, осуществляются без обязательного проведения конкурса на занятие вакантных должностей государственной службы. Статья 18. Присяга государственного служащего 1. Лицо, назначенное на должность государственной службы впервые, должна принести присягу следующего содержания: "Осознавая свою высокую ответственность, торжественно присягаю, что буду верно служить украинскому народу, соблюдать Конституции и законов Украины, воплощать их в жизнь, уважать и охранять права, свободы и законные интересы человека и гражданина, честь государства, с достоинством нести высокое звание государственного служащего и добросовестно выполнять свои служебные обязанности ". 2. Лицо, назначенное на должность государственной службы впервые, произносит присягу в присутствии государственных служащих самостоятельного структурного подразделения, на должность в котором она назначена, представителей службы персонала соответствующего государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата и руководителя государственной службы в этом органе или аппарате или уполномоченного им лица, подписывает текст присяги и указывает дату ее составления. Подписанный текст присяги является составной личного дела государственного служащего. О принесении присяги делается запись в трудовой книжке государственного служащего. 3. В случае отказа лица от принесения присяги государственного служащего она считается отказавшейся от занятия должности государственной службы, а акт о ее назначении на должность государственной службы в связи с этим отменяется субъектом назначения. Статья 19. Начало служебных отношений 1. Служебные отношения лица, поступает на государственную службу впервые, начинаются со дня принятия присяги, а в случае последующего назначения на должность государственной службы - со дня такого назначения. Глава 2. Конкурс на занятие вакантных должностей государственной службы Статья 20. Конкурсная комиссия и порядок проведения конкурса на занятие вакантных должностей государственной службы 1. Конкурс на занятие вакантных должностей государственной службы групп II , III , IV и V (далее - конкурс) проводит образована руководителем государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или их аппарате конкурсная комиссия в составе не менее пяти человек. 2. В состав конкурсной комиссии могут включаться государственные служащие, в том числе из других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым или их аппарата, а также эксперты из числа специалистов в соответствующей сфере. 3. Заседание конкурсной комиссии является полномочным, если на нем присутствует большинство от ее состава. Решение конкурсной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от ее состава. 4. Конкурс предусматривает сдачи экзамена (тестирование) лицом, которое претендует на занятие должности государственной службы, и проведения собеседования с ним. Руководитель государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате утверждает программу экзамена (тесты) один раз в два года. 5. Типичный порядок проведения конкурса утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной службы. Статья 21. Обнародование информации о вакантных должностях государственной службы и объявления о проведении конкурса 1. Информация о вакантных должностях государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате обнародуется ими в соответствии с законом и Типового порядка проведения конкурса. 2. Объявление о проведении конкурса публикуется субъектом назначения в соответствии с законом и Типового порядка проведения конкурса. 3. В объявлении о проведении конкурса указываются: 1) наименование и местонахождение государственного органа или органа власти Автономной Республики Крым 2) название должности государственной службы и подгруппа, к которой она принадлежит 3) должностные обязанности 4) условия оплаты труда 5) требования к образовательно-квалификационного уровня, направления подготовки (специальности), опыта работы и другие требования к уровню профессиональной компетентности кандидата на должность государственной службы в соответствии с профилем профессиональной компетентности этой должности 6) информация о срочности или безстроковости назначения на должность государственной службы 7) перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, и срок их представления 8) дата и место проведения конкурса 9) фамилию, номер телефона и адрес электронной почты лица, предоставляет дополнительную информацию по вопросам проведения конкурса. 4. Срок подачи документов для участия в конкурсе не может составлять менее 20 и более 30 календарных дней со дня опубликования объявления о проведении конкурса. Статья 22. Документы для участия в конкурсе 1. Лицо, желающее принять участие в конкурсе, представляет в установленном порядке в конкурсную комиссию следующие документы: 1) заявление об участии в конкурсе с предоставлением согласия на проведение специальной проверки в соответствии с Закона Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" a > и на обработку персональных данных в соответствии с Закона Украины "О защите персональных данных" 2) копию документа о высшем образовании 3) личную карточку установленного образца и фотографии размером и в количестве, определенных Типичным порядком проведения конкурса 4) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера согласно Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" 5) копию трудовой книжки. Лицо, желающее принять участие в конкурсе, перед его проведением предъявляет паспорт гражданина Украины службе персонала соответствующего государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата. 2. Запрещается требовать от лица, которое претендует на занятие вакантной должности государственной службы, документы, не предусмотренные этой статьей. 3. Лицо, желающее принять участие в конкурсе, вправе приложить к заявлению об участии в конкурсе другие документы, кроме указанных в части первой настоящей статьи. 4. Государственный служащий, работающий в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате, в котором проводится конкурс на замещение вакантных должностей, и желает принять в нем участие, подает заявление об участии в конкурсе. В таком случае документы, указанные в части первой настоящей статьи, в конкурсную комиссию государственным служащим не подаются. 5. Документы победителя конкурса, указанные в части первой настоящей статьи, в случае назначения его на должность государственной службы становятся составляющей его личного дела. Статья 23. Результаты конкурса 1. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается присутствующими на ее заседании членами комиссии не позднее трех рабочих дней после его проведения и хранится в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате, в которых проводился конкурс, в течение пяти лет, а после истечении указанного срока передается на хранение в архив. 2. Информация о победителе конкурса обнародуется не позднее трех рабочих дней после подписания протокола заседания конкурсной комиссии в соответствии с Типовым порядка проведения конкурса. 3. Выписка из протокола заседания конкурсной комиссии является составной личного дела государственного служащего, назначенного на должность государственной службы по результатам соответствующего конкурса. Статья 24. Повторный конкурс на занятие вакантных должностей государственной службы 1. Повторный конкурс на занятие вакантных должностей государственной службы проводится в случае: 1) выявление нарушений в проведении конкурса 2) если ни один из участников конкурса не прошел конкурсный отбор 3) отсутствия заявлений об участии в конкурсе 4) подачи заявления об участии в конкурсе одним лицом 5) выявление по результатам специальной проверки ограничений относительно поступления на государственную службу победителя конкурса. 2. В случае, предусмотренном пунктом 1 части первой настоящей статьи, решение конкурсной комиссии отменяется субъектом назначения, а о проведении повторного конкурса объявляется не позднее десяти рабочих дней со дня отмены решение конкурсной комиссии. В случае, предусмотренном пунктом 4 части первой настоящей статьи, заявление об участии в повторном конкурсе снова подала одно лицо, субъект назначения принимает решение о целесообразности проведения конкурса. В случае принятия решения о нецелесообразности проведения конкурса лицо, подавшее заявление об участии в повторном конкурсе, сдает экзамен (тесты) и проходит собеседование, по результатам которых принимается решение о ее назначении или об отказе в назначении на должность государственной службы. Глава 3. Назначение на должность государственной службы Статья 25. Порядок назначения на должность государственной службы 1. Решение о назначении принимается: 1) на должность государственной службы группы I - субъектом назначения, определенным Конституцией и законами Украины в порядке, предусмотренном Конституцией Украины , этим и другими законами Украины 2) на должность государственной службы групп II , III , IV и V - руководителем государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или их аппарате по результатам конкурса не позднее 30 календарных дней после обнародования информации о его победителя на основании протокола заседания конкурсной комиссии, если иное не предусмотрено законом. 2. В случае проведения специальной проверки в соответствии с Закона Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" решение о назначении или об отказе в назначении на должность государственной службы принимается после проведения такой проверки в пределах срока, определенного в части первой этой статьи. 3. Служба персонала в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или их аппарате в день назначения лица на должность государственной службы обязано организовать принесения присяги государственным служащим, впервые поступает на государственную службу, ознакомить его под расписку с правилами внутреннего служебного распорядка и должностной инструкцией . Статья 26. Испытания при назначении на должность государственной службы 1. При назначении на должность государственной службы групп II , III , IV и V по предложению конкурсной комиссии, указанной в соответствующем протоколе ее заседания, субъектом назначения может быть установлено испытание с целью подтверждение соответствия уровня профессиональной компетентности государственного служащего требованиям профиля профессиональной компетентности соответствующей должности государственной службы. Срок испытания устанавливается от 60 до 120 календарных дней. В случае несогласия лица с решением об установлении испытания она считается отказавшейся от должности государственной службы. 2. Если государственный служащий в период испытания отсутствовал на работе в связи с временной нетрудоспособностью, пребыванием в дополнительном отпуске в связи с учебой или по другим уважительным причинам, срок испытания может быть продлен на соответствующее количество рабочих дней, в течение которых он фактически не выполнял должностных обязанностей. 3. Субъект назначения имеет право уволить государственного служащего с должности государственной службы до истечения срока испытания на основании пункта 4 части первой статьи 41 a > настоящего Закона. В таком случае субъект назначения предупреждает государственного служащего об увольнении в письменной форме не позднее чем за семь календарных дней с указанием оснований признания его не прошедший испытания. 4. В случае если срок испытания истек, а государственного служащего не ознакомлены с приказом о его увольнении с должности государственной службы, он считается прошедшим испытание. Глава 4. Прохождение государственной службы Статья 27. Ранги государственных служащих 1. Устанавливается девять рангов государственных служащих. Порядок присвоении рангов государственных служащих и соотношение между рангами государственных служащих и рангами должностных лиц местного самоуправления, воинскими званиями, дипломатическими рангами и другими специальными званиями определяются Кабинетом Министров Украины. 2. Присваиваются следующие ранги: государственным служащим, которые занимают должности государственной службы подгруппы I-1 - 1 ранг государственным служащим, которые занимают должности государственной службы подгрупп I-2 , II-1 , - 1, 2 ранг государственным служащим, которые занимают должности государственной службы подгруппы I-3 - 1, 2, 3 ранг государственным служащим, которые занимают должности государственной службы подгрупп I-4 , II-2 , < a class = rvts99 href="# n69"> III-1 - 2, 3, 4 ранг государственным служащим, которые занимают должности государственной службы подгрупп II-3 , III-2 , < a class = rvts99 href="# n69"> IV-1 - 3, 4, 5 ранг государственным служащим, которые занимают должности государственной службы подгрупп II-4 , III-3 , IV-2 , V-1 - 4, 5, 6 ранг государственным служащим, которые занимают должности государственной службы подгрупп III-4 , IV-3 , < a class = rvts99 href="# n70"> V-2 - 5, 6, 7 ранг государственным служащим, которые занимают должности государственной службы подгруппы V-3 - 6, 7, 8 ранг государственным служащим, которые занимают должности государственной службы подгруппы V-4 - 7, 8, 9 ранг. 3. Ранги государственным служащим присваивает субъект назначения, кроме случаев, предусмотренных законом. Президент Украины присваивает 1 ранг государственного служащего. 4. Ранги государственных служащих присваиваются одновременно с назначением на должность государственной службы, а в случае установления испытания - после окончания его срока. 5. В случае назначения на должность государственной службы подгруппы, которой соответствует низкий ранг, за государственным служащим сохраняется ранее присвоенный ему ранг. 6. Государственному служащему, впервые назначается на должность государственной службы, присваивается низкий ранг в пределах соответствующей подгруппы должностей государственной службы. 7. Очередной ранг в пределах соответствующей подгруппы должностей государственной службы присваивается государственному служащему через каждые два года с учетом оценки результатов его служебной деятельности. Течение срока применения дисциплинарного взыскания, а также в течение шести месяцев со дня получения государственным служащим негативной оценки результатов служебной деятельности очередной ранг государственному служащему не присваивается. Эти периоды не засчитываются в срок, указанного в абзаце первом этой части. 8. За особые достижения или за выполнение особо ответственных задач государственному служащему может досрочно присваиваться очередной ранг в пределах соответствующей подгруппы должностей. Досрочное присвоение очередного ранга может осуществляться не ранее чем через год после присвоения предыдущего ранга. 9. В личном деле и трудовой книжке государственного служащего делается запись о присвоении и изменении ранга государственного служащего. Статья 28. Правила внутреннего служебного распорядка 1. Правила внутреннего служебного распорядка в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате утверждаются руководителем государственной службы этого органа или его аппарата по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации в случае ее наличия. 2. Типовые правила внутреннего служебного распорядка утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной службы. |