Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 2. Право на торговельне мореплавство

Деятельность, входящую в понятие " торговое мореплавание ", согласно статье 1 этого Кодекса могут осуществлять суб ' ведения хозяйства при наличии у них соответствующей лицензии, если ее получение предусмотрено законом.

Согласно комментируемой статье речь идет о отдельную категорию субъектов ' объектов - субъектов ' объектов морехозяйственной деятельности, для характеристики правового положения которых определяющими являются два признака: а) статусная, поскольку эти суб ' объекты должны иметь статус субъектов ' ведения хозяйства, б) предметная, согласно которой этих субъектов ' объектов об ' объединяет определенная сфера деятельности - торговое мореплавание.

Учитывая задачи и виды торгового мореплавания, можно определить две категории субъектов ' объектов морехозяйственной деятельности: (1) субъектов ' объекты, деятельность которых эт ' связана с использованием морских судов (перевозка, выполнение буксирных, ледокольных операций и т.д.), (2) суб ' объекты, деятельность которых эт ' связана с использованием ресурсов моря (морские промыслы, добыча полезных ископаемых и т.д.) (3) субъектов ' объекты, осуществляющие обслуживающую деятельность в сфере торгового мореплавания (морские порты, агенты и т.д.).

соответствии со статьями 5 и 22 Закона Украины " Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности ", постановления Кабинета Министров Украины от 3 июня 2009 г. N 548 " Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в области морского и речного транспорта и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) ", определяются критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в области морского и речного транспорта:

(а) наличие угрозы возникновения аварийных событий, эт ' связанных с судами в местах хранения, перевалки и на маршрутах перевозки опасных грузов

(б) количество несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций на судах и предприятиях морского и речного транспорта

(в) возможность совершения неправомерных действий или бездействия персонала судов или предприятий морского и речного транспорта

(г) уровень сложности работ по ликвидации последствий аварийного происшествия на судах и предприятиях морского и речного транспорта и чрезвычайных ситуаций, эт ' связанных с аварийными событиями на судах, в морских и речных портах и события для людей и окружающей среды, эт ' связанные с судоходством

(е) наличие нарушений законодательства по безопасности судоходства, если они создают угрозу жизни или здоровью ' й людей, окружающей среде.

По приведенным критериям субъектов ' объекты морехозяйственной деятельности независимо от формы собственности делятся по высокой, средней и незначительной степенью риска:

1) К суб ' объектов морехозяйственной деятельности с высокой степенью риска относятся:

морские и речные порты, терминалы

судоходные компании;

суб ' ведения хозяйства, которые осуществляют перевозку опасных грузов морскими и речными судами

другие суб ' ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность, эт ' связанную с обеспечением безопасности судоходства в территориальном море, на внутренних водных путях и украинских морских судах.

2) К суб ' объектов морехозяйственной деятельности со средней степенью риска относятся:

судостроительные и судоремонтные предприятия

суб ' ведения хозяйства, которые осуществляют подготовку плавсостава морских и речных судов, подготовку специалистов предприятий, участвующих в обеспечении безопасности судоходства на морском и речном транспорте

базы стоянки маломерных (малых) и речных судов

другие суб ' ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность, эт ' связанную с обеспечением безопасности судоходства на судоходных речных путях и украинских речных судах.

3 ) К суб ' объектов хозяйствования с незначительной степенью риска относятся другие суб ' объекты морехозяйственной деятельности, не относящихся к субъектам ' объектов с высоким и средним степенью риска.

Согласно п. 25 ч. 3 ст. 9 Закона Украины " О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности " обязанности ' обязательным является получение лицензии суб ' объектов, осуществляющих предоставление следующих услуг речным и морским транспортом: (а) перевозки пассажиров, (б) перевозки опасных грузов, (в) перевозки багажа (далее - лицензионные виды морехозяйственной деятельности). Органом лицензирования согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 г. N 1698 " Об утверждении перечня органов лицензирования " является Укрморречфлот.

Приказом Госкомпредпринимательства и Минтранса N 11/50 от 30.01.2002 г. утверждены Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов речным, морским транспортом. Лицензионные условия является обязательным ' Обязательными для выполнения всеми субъектами ' объектами хозяйствования независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, которые осуществляют лицензионные виды морехозяйственной деятельности.

Сб ' ведения хозяйства, осуществляющих лицензионные виды морехозяйственной деятельности должны в своей деятельности руководствоваться действующим законодательством Украины и международными нормативно-правовыми документами, а также соблюдать организационных, квалификационных, технологических требований:

1. Организационные требования:

(а) Суда должны быть зарегистрированы соответствии с требованиями законодательства.

(б) Организация работы лицензиата по обеспечению безопасности судоходства должна соответствовать требованиям действующего законодательства Украина, включая ее международные обязательства ' Обязательства.

(в) Сб ' ведения хозяйства должны иметь документы, подтверждающие наличие таких видов обязанности ' обязательного страхования:

- ответственности морского перевозчика по возмещению убытков, причиненных пассажирам, багажу, почте, грузу, другим пользователям морского транспорта и третьим лицам

- средств водного транспорта

- ответственности субъектов & # 39; объектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий при перевозке опасных грузов

- ответственности морского судовладельца.

(г) Лицензиат обязательства ' связан уведомлять орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии.

2. Квалификационные требования:

(а) Управление судами и судовыми экипажами должна осуществлять специально назначенное лицо, ответственное за безопасность судоходства и предотвращения загрязнения с судов. Квалификация такого специалиста должен соответствовать требованиям действующего законодательства Украины, включая ее международные обязательства ' Обязательства.

(б) К работе на судах допускаются капитаны и другие члены экипажа, имеющие в соответствии с действующим законодательством соответствующий возраст, квалификацию и состояние здоровья ' я.

3. Технологические требования:

(а) Суда, эксплуатируемых должны соответствовать требованиям безопасности судоходства согласно действующему законодательству Украины, включая ее международные обязательства ' Обязательства.

(б) Суда, эксплуатируемые , должны иметь судовые документы в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины.

(в) Лицензиат должен обеспечить на судах, эксплуатируемых оборудование, помещения и условия проживания экипажа согласно Кодексу торгового мореплавания и международных договоров Украины.

Контроль за соблюдением Лицензионных условий Укрморречфлот согласно приказу Госкомпредпринимательства и Минтранса от 15.12.2003 г. N 131/975 " Об утверждении Порядка контроля за соблюдением Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов речным, морским транспортом ". Осуществляет Укрморречфлот путем проведения проверок:

(а) Плановые проверки соблюдения Лицензионных условий проводятся не чаще одного раза в год в соответствии с годовым планом проверок, который утверждается приказом органа контроля. Годовые планы проверок Укрморречфлота соглашаются с Госкомпредпринимательства Украины.

(б) Внеплановые проверки осуществляются органами контроля на основании поступления к ним в письменной форме заявления (сообщения) о нарушении лицензиатами Лицензионных условий или с целью проверки выполнения распоряжений об устранении нарушений Лицензионных условий.

В указанном приказе определяются порядок проведения проверок, оформления результатов проведенных проверок, а также меры ответственности к субъектам ' объектов морехозяйственной деятельности.

<Стаття 1 | Стаття 2 | Стаття 3>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья определяет задачи и цели судопроизводства в арбитражных судах, которые во многом повторяют задачи гражданского судопроизводства, перечисленные в ст. 2 ГПК РФ.
Кроме того, задачи отдельных стадий судопроизводства в арбитражных судах раскрываются в специальных нормах, например ст. 133 АПК 2002 г. определяет задачи подготовки дела к судебному разбирательству.
Реализация задач осуществляется через специальные нормы.
Так, задача справедливого публичного судебного разбирательства в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом должна реализовываться на всех стадиях судопроизводства в арбитражных судах. В противном случае арбитражные суды могут осуществлять задачу защиты прав и законных интересов бесконечно, не опасаясь привлечения к ответственности за волокиту и затягивание дела. Например, подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев (ст. 134 АПК РФ). Согласно ст. 152 АПК 2002 г. дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству.