Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 1. Завдання Кодекса торгового мореплавания Украины

Кодекс торговельного мореплавства України регулює відносини, що виникають з торговельного мореплавания.

Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, эт ' связана с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, рыбных и других морских промыслов, разведки и добычи полезных ископаемых, выполнения буксирных, ледокольных и спасательных операций, прокладки кабеля, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей.

Определение срока " мореплавание " эт ' связывается, прежде всего, с его происхождением от двух слов " море " и " плавание ". Согласно этому, мореходство можно определить как деятельность, эт ' связанную с " плаванием в море ". Поскольку плавание в море осуществляют суда (отдельного вида - " морские "), то обычным является понимание их использования в связи ' связи.

Итак, мореплаванием принято называть деятельность, эт ' связанную с использованием судов в море.

На практике, кроме срока " мореплавание " применяются категории " судоходство ", " моревикористання " т.п.. Отождествление этих терминов хотя и допускается, однако, по своей сути они являются разными. Если говорить о " судоходство ", то оно не всегда может быть морским, например речным. А " моревикористання " эт ' связывается не только с использованием судов, но и с использованием ресурсов моря и т.д..

В н ' связи с тем, что мореплавание может осуществляться с разной целью и разными способами, актуальным считаем вопрос о системах, формы и виды мореплавания.

Организация мореплавания обусловлена судоходства - линейного и трампового.

трамповом (так называемым нерегулярным ) определяется судоходство в условиях, когда судно выполняет рейсы на переменных направлениях. При линейном (так называемом регулярном) судоходстве движение судов осуществляется между определенными портами по установленному расписанию или с определенной периодичностью рейсов. Для настоящего характерно трамповом система эксплуатации морского транспорта. Однако законодательством не исключается возможность использования морских судов по линейной системой судоходства.

О линейных судоходство отдельно говорится в Инструкции о порядке регистрации линий загранплавания, утвержденной приказом Министерства транспорта Украины N 276 от 31.05.2000 г.

судоходной линией является морское регулярное сообщение, которое выполняется по расписанию (или определенное количество судозаходов в порт за конкретное время) конкретными судами (или типу судов) по постоянному направлению (не менее чем между двумя обязанности ' Обязательными портами). Линейный рейс определяется как движение судна по направлению и расписанию судоходной линии от первого до последнего объявленных обязанности ' обязательным портов. Операторами линейных перевозок могут быть судовладелец, фрахтователь, агент зарубежной судоходной компании или агент заграничного фрахтователя судов для линейных перевозок.

Общими признаками линии загранплавания являются:

- установление обязанности ' обязательным и факультативных иностранных и украинских портов захода

- установление периодичности захода закрепленных судов в украинские порты

- закрепление для работы на линии типов судов

- регистрация линии Государственным департаментом морского и речного транспорта по представлению начальника морского порта.

При выполнении линейного рейса судно должно обязанность & # 39; обязательно заходить в один из обязанности ' обязательным или факультативным украинских и иностранных портов захода, указанные в расписании движения судна.

Регистрация линий заграничного плавания осуществляется Государственной администрацией морского и речного транспорта, в соответствии с Указом Президента Украины от 09.12.2010 г. N 1085/2010 " Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти " указанный орган государственной власти реорганизуется в Государственную службу морского и речного транспорта Украины (далее - Укрморречфлот). Регистрация линий может иметь место только при осуществлении судами не менее трех судозаходов в течение календарного года в украинском порту захода на судоходной линии, планируется к регистрации.

С целью контроля работы линии оператор линейных перевозок ежеквартально предоставляет в Укрморречфлота расписание движения судов на линии (периодичность захода в обязанности ' обязательным (факультативных) Украинская портов захода), согласованный с начальниками украинских портов захода судоходной линии. Оператор линейных перевозок в 15-го числа следующего месяца после окончания каждого полугодия отправляет Укрморречфлота информацию о выполнении графика захода судов в украинские порты мероприятия судоходной линии.

Мореходство может осуществляться с разной целью и иметь свою предметную признак.

Традиционно принято определять следующие виды мореплавания, как торговое, рыболовное и военное. В отличие от торгового мореплавания, о котором дальше будет идти речь, рыболовным является мореплавание, которое эт ' связано с использованием судов для рыбного или иного морского промысла. Военным является мореплавание, осуществляется, как правило для государственных потребностей и эт ' связано с несением военной службы. Применение КТМУ является однозначным по торговому и рыболовного мореплавания, однако относительно военного мореплавания существуют оговорки (см. комментарий к ст. 13).

В комментируемой статье дается определение торгового мореплавания, в соответствии с которым: (А) торговое мореплавание является разновидностью мореплавания, (б) существует неопределенность в отношении всех видов деятельности, которые относятся к торгового мореплавания, поскольку перечень, приведенный в ст. 1 является неисчерпаемой, (в) определены разные цели, для которых должно осуществляться торговое мореплавание - хозяйственные, научные, культурные.

Срок " торговое мореплавание " традиционно используется в законодательной практике, в частности, в проекте укдалення о торговом мореплавании 1909 г., КТМ СССР 1929 г., КТУ СССР 1968 За это время в значительной степени произошло распространение и детализация видов деятельности, относящихся к торгового мореплавания. И даже сегодня этот перечень позволяет относить к торгового мореплавания другие виды деятельности, кроме тех, кто уже определен в ст. 1 КТМУ.

С учитывая принятие в Украине Хозяйственного кодекса (далее - ХКУ), следует отметить, что в комментируемой статье говорится о видах хозяйственной деятельности, которых о ' объединяет одна сфера осуществления - торговое мореплавание. Торговое мореплавание соответствии со ст. ст. 258 - 261 ХКУ является отдельной сферой общественного производства, относится в отрасли сферы материального производства. Поэтому применение к таким видам деятельности срока " морехозяйственная деятельность ", усматривается вполне логичным. В зависимости от цели, способа организации и осуществления мореходство (морехозяйственная деятельность) может быть двух видов:

- коммерческое мореплавание (коммерческая морехозяйственная деятельность), осуществляется субъектами ' ведения хозяйства с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

- некоммерческое мореходство (некоммерческая морехозяйственная деятельность), осуществляется субъектами ' ведения хозяйства, направляется на достижение экономических и социальных результатов без цели получения прибыли. Некоммерческое торговое мореплавание согласно ст. 52 Хозяйственного кодекса Украины осуществляется субъектами ' объектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики, а также другими субъектами ' ведения хозяйства относительно видов деятельности, внедрение которых с целью получения прибыли запрещено законодательством Украины.

| Стаття 1 | Стаття 2>

Научно-практический комментарий:

1. В комментируемой статье закреплен один из основных принципов арбитражного судопроизводства. В статье реализуются положения ст. 118 Конституции РФ, в соответствии с которой правосудие осуществляется только судом. Принцип осуществления правосудия только судом в Российской Федерации был впервые закреплен в Конституции 1936 г. <1>. Другие органы, третейские суды могут разрешать споры, но не могут осуществлять правосудие, использовать арбитражно-процессуальную форму. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, пересматривать решения арбитражных судов. Присвоение властных полномочий арбитражного суда влечет применение мер уголовной ответственности в соответствии с уголовным законом. Посредством правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, юридическими лицами, гражданами. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения решений арбитражных судов, вступивших в законную силу.
--------------------------------
<1> Известия ЦИК СССР и ВЦИК СССР. 1936. N 283.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1> (далее - Закон о судебной системе), не допускается. Третейские суды не осуществляют правосудия. В международной практике под термином "арбитраж" понимаются третейские суды. Согласно ст. 2 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" арбитраж означает любой арбитраж (третейский суд) независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением, в частности Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Третейские суды (арбитражи) не входят в государственную судебную систему и не могут осуществлять правосудие, являющееся прерогативой государственных судов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Вместе с тем третейский суд (арбитраж) является органом, уполномоченным на разрешение спора, вытекающего из гражданских правоотношений, судебным органом, который, так же как и государственный суд, независим от исполнительной власти и разрешает дела в соответствии со специальной процедурой. Правовой статус третейских судов регулируется Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации".
2. Законодательством не определен термин "правосудие", о котором говорится в комментируемой статье. В научной литературе даются различные его определения. Так, под правосудием (англ. justice) понимается совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государств <1>.
--------------------------------
<1> См.: Юридическая энциклопедия / Изд. М.Ю. Тихомирова. М.: Юринформ-центр, 1997. С. 347.

О.Е. Кутафин определяет правосудие как особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов / Под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина (официальный текст на 1 августа 2003 г.); Предисл. Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., проф. В.Д. Зорькина // ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003.

Вопрос относительно особого характера осуществления правосудия арбитражными судами является спорным. Так, М.И. Клеандров считает, что арбитражные суды осуществляют специализированное экономическое правосудие <1>. По мнению М.С. Шакарян, арбитражный процесс входит в систему гражданского судопроизводства <2>. Д.А. Фурсов отмечает, что гражданскую процессуальную форму нельзя признать принципиально неприемлемой для деятельности арбитражных судов в связи с невозможностью ее адаптации к рассмотрению отдельных категорий споров <3>.
--------------------------------
<1> См.: Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2006.
<2> Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 9.
<3> Предмет, система и основные принципы арбитражного процессуального права (проблемы теории и практики). М., 1998. С. 20.

3. В соответствии со ст. 1 Закона о судебной системе судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.
4. Приоритет арбитражной процессуальной формы защиты права выражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит арбитражный суд, окончательное решение принимается судом; б) на арбитражный суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение его решения; в) решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с его компетенцией.
5. Арбитражные суды занимают важное место в судебной системе Российской Федерации, которая включает в себя федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов РФ. К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся:
конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Система арбитражных судов в Российской Федерации, согласно ст. 3 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", включает в себя:
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
арбитражные апелляционные суды;
арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд РФ:
1) рассматривает в первой инстанции:
дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;
2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;
обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.
В Российской Федерации в настоящее время действуют:
1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;
2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;
3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;
4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;
5) Федеральный арбитражный суд Московского округа;
6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;
7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;
8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа;
9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа;
10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Согласно ст. 26 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" федеральный арбитражный суд округа:
проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами;
пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты и т.д.
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.
В Российской Федерации действуют 20 арбитражных апелляционных судов.
Согласно ст. 33.3 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражный апелляционный суд:
1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты и т.д.
Арбитражный суд субъекта РФ в соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <1>:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты и т.д.
6. Комментируемая статья определяет:
1) нормативные правовые акты, на основании которых образованы арбитражные суды;
2) нормативные правовые акты, которые определяют компетенцию арбитражных судов;
3) нормативные правовые акты, которые определяют правила, на основании которых арбитражные суды осуществляют правосудие.
К нормативным правовым актам, на основании которых образованы арбитражные суды в Российской Федерации, относятся:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации";
Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Так, согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В комментируемой статье термин "федеральный конституционный закон" используется в единственном числе, однако необходимо иметь в виду, что вопросы образования арбитражных судов регулируются как Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", так и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Нормативные правовые акты, которые определяют компетенцию арбитражных судов, включают в себя Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также другие Федеральные законы, в частности Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" <1>, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2>, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" <3> и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316.
<2> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
<3> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.

Нормативные правовые акты, которые определяют правила, на основании которых арбитражные суды осуществляют правосудие, обозначаются термином "законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах". К ним наряду с Конституцией РФ, вышеназванными федеральными конституционными законами, АПК РФ относятся Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" и другие федеральные законы. Законы субъектов РФ и иные нормативные правовые акты не могут определять особенности осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
7. Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Под предпринимательской деятельностью согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Участниками экономических споров являются не только субъекты предпринимательской деятельности, но также иные лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, но прямо указанные в АПК РФ и других федеральных законах.
Понятие экономической деятельности не определено законодательством. В научной литературе и правоприменительной практике приводят разные трактовки понятия иной - не связанной с предпринимательской - экономической деятельности. Так, в Комментариях к АПК 2002 г. под редакцией Г.А. Жилина предлагается понимать деятельность тех же субъектов по осуществлению своих имущественных прав (без этого возникновение экономических отношений невозможно), а под иными экономическими спорами - споры, возникающие в сфере имущественных отношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя (а в случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами, - организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя), государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами, а также споры, возникающие в сфере предпринимательской деятельности или иных имущественных отношений <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Жилина. М.: ТК "Велби", 2004.

8. Арбитражные суды осуществляют гражданское и административное судопроизводство, предусмотренное ч. 2 ст. 118 Конституции РФ. Это дела искового производства, возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК РФ); дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ); дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение (ст. 31 АПК РФ); дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ); дела специальной подведомственности, если они не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства (ст. 33 АПК РФ). К делам специальной подведомственности относятся дела:
- о несостоятельности (банкротстве);
- по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
- по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
- о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
О подведомственности споров арбитражным судам см. комментарии к ст. 28 - 33 Кодекса.