Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 75. Функции морского порта по обеспечению безопасности мореплаванияДля забезпечення безпеки мореплавства на морські порти покладається осуществления следующих функций: 1) обеспечение безопасного движения в портовых водах, безопасной стоянки и обработки судов 2) содержание в исправном состоянии гидротехнических сооружений, средств связи ' связи и электрорадионавигации, находящихся во владении порта 3) содержание в исправном состоянии средств навигационного оборудования на подходных каналах и акватории порта 4) контроль и поддержание объявленных глубин 5) определение районов обязанности ' обязательного использования буксиров 6) обеспечение выполнения требований действующего законодательства Украины по охране окружающей природной среды 7) оказание помощи пострадавшим 8) принятие эффективных мер для принятия с судов загрязненных и сточных вод (для нафтоперевантажувальних портов - также вод, содержащих нефть), мусора и других веществ, вредных для окружающей среды и здоровья ' я человека, а также уменьшение объемов образования и для обезвреживания, переработки, безопасного складирования или захоронения производственных, бытовых и других отходов. Комментарий В комментируемой статье говорится о специальной компетенции морских портов - то есть компетенцию, эт ' связанную с мерами безопасности мореплавания. Следовательно, функции морского порта по обеспечению безопасности мореплавания - это функции морского порта, эт ' связанные с выполнением обязанности ' связей и принятием различного рода мероприятий, направленных на соблюдение законодательства о безопасности мореплавания. Согласно Положения о системе управления безопасностью судоходства на морском и речном транспорте, утвержденного приказом Минтранса Украины 20.11.2003 г. N 904, безопасность судоходства - это состояние сохранения (защищенности) человеческого здоровья ' я и жизнь, окружающей среды и имущества на море и на внутренних водных путях, отсутствие недопустимого риска, эт ' связанного с гибелью или травмированием людей, причинением вреда окружающей среде или материального ущерба. Требования безопасности судоходства - это требования, установленные действующим законодательством Украины (включая ее международные договоры), выполнение которых на морском и речном транспорте позволяет ему функционировать без чрезмерного риска для жизни и здоровья ' я людей, окружающей среды и сохранности имущества. Все перечисленные в комментируемой статье функции стремятся общей цели и в зависимости от об ' объекта направления могут быть распределены по группам. Общей целью функций является обеспечение требований действующего законодательства Украины по безопасности судоходства. Обратим внимание на группы функций: 1) технически технологические функции - это функции, эт ' связанные с соблюдением законодательства по технико-технологических процессов при организации и осуществления портовой деятельности: А) обеспечение безопасного движения в портовых водах Б) обеспечение безопасной стоянки и обработки судов В) содержание в исправном состоянии гидротехнических сооружений, средств связи ' связи и электрорадионавигации, находящихся во владении порта Г) содержание в исправном состоянии средств навигационного оборудования на подходных каналах и акватории порта Д) контроль и поддержание объявленных глубин Е) определение районов обязанности ' обязательного использования буксиров 2) функции по защите человеческой жизни и здоровья ' я - Это функции, направленные на предотвращение риска жизни и здоровья ' я людей: А) оказание помощи пострадавшим Б) принятие эффективных мер для принятия с судов загрязненных и сточных вод (для нафтоперевантажувальних портов также вод, содержащих нефть), мусора и других веществ, вредных для окружающей среды и здоровье ' я человека, а также уменьшение объемов образования и для обезвреживания, переработки, безопасного складирования или захоронения производственных, бытовых и других отходов 3 ) функции по защите окружающей среды - функции направлены на обеспечение выполнения требований действующего законодательства Украины по охране окружающей природной среды. |
1. Письменные доказательства представляют собой документы и иные материалы, в том числе полученные посредством электронной связи, например по электронной почте. Письменные доказательства не следует путать с вещественными (например, контрафактные произведения являются вещественными доказательствами даже в том случае, если они представлены в письменной форме).
Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Использование электронной цифровой подписи на электронных документах регулируется Федеральным законом 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". В соответствии со ст. 4 этого Закона электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
2. В некоторых случаях законом прямо установлена обязанность истца представить письменные документы для подтверждения тех требований, на которые он ссылается. Согласно п. 3 ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. Таким образом, для подтверждения факта совершения сделки необходимо представить текст договора, совершенного в письменной форме и подписанного обеими сторонами.
3. Письменные доказательства могут быть классифицированы по содержанию (распорядительные и осведомительные), по форме (простая письменная форма, нотариальная форма, письменные документы, зарегистрированные в установленном законом порядке), по источнику (публичные - от государственных органов России и ее субъектов, а также органов местного самоуправления, частные - от граждан и юридических лиц), по характеру источника (подлинные и копии). Подлинные документы могут не прилагаться к делу, но при этом в протоколе судебного заседания должны быть отражены обстоятельства исследования подлинника. К делу могут быть приложены копии документов.
Классификация доказательств имеет большое практическое значение, поскольку от этого зависит характер исследования доказательств.
4. Иностранные документы в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи требуют легализации. Легализация - это формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и - в надлежащем случае - подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Легализация документов не требуется в отношениях между странами - участницами Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. <1> (Россия - участница данной Конвенции). В качестве официальных документов рассматриваются:
--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 1993. N 6.
- документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
- административные документы;
- нотариальные акты;
- официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
Конвенция не распространяется на:
а) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;
б) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.
Вместо легализации страны - участницы Конвенции для подтверждения подлинности документа используют проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
5. Перевод документов с иностранных языков удостоверяется нотариусом либо переводчиком, подпись которого удостоверяется нотариусом.
Согласно ст. 81 Основ законодательства о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
6. Части 8, 9 комментируемой статьи предусматривают особенности представления в суд копий документов. Кроме того, нормы об оценке доказательств, подтверждаемые копиями документов, содержатся в ч. 6 ст. 71 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств (см. комментарий к ст. 71).
7. Подлинные документы, представленные в суд в качестве доказательств, должны быть возвращены лицу, представившему их, по письменному заявлению после вступления в силу судебного акта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 11 комментируемой статьи. В случае обжалования судебного акта в апелляционном, кассационном порядках документ может не возвращаться до вынесения вышестоящим судом соответствующего судебного акта. Как правило, письменные доказательства возвращаются.
Суд не должен требовать от лиц, участвующих в деле, представления копий письменных документов, удостоверенных нотариусом, для приобщения к материалам дела. Суд может сам засвидетельствовать верность копий.
8. Суд возвращает документы на основании заявления представившего их лица. В деле остается копия документа с отметкой о том, что подлинник выдан заявителю с его распиской в получении подлинника.