Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 76. Господарська діяльність морського порта

Морський порт забезпечує:

1) навантаження, розвантаження та обслуговування суден у порядку черговості їх приходу в порт. 

Обслуговування лінійних судов осуществляется согласно объявленному расписанию линий.

Аварийные суда обслуживаются вне очереди. Аварийное состояние судна определяется капитаном порта

2) перегрузки грузов с других видов транспорта на судно и в обратном порядке, складские операции с грузами;

3) обслуживание пассажиров морского транспорта, перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты

4) вспомогательные операции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности порта

5) другие виды деятельности в соответствии со статусом порта.

Комментарий

В комментируемой статье говорится о видах работ и услуг морскими портами, и составляют их хозяйственную деятельность.

Хозяйственная деятельность морского порта - это деятельность морского порта как субъект ' ведения хозяйства, в сфере общественного производства, эт ' связана с выполнением работ и оказанием услуг стоимостного характера в сфере торгового мореплавания. Итак, морские порты осуществляют морепортову деятельность, которая является разновидностью хозяйственной деятельности.

Предмет морепортовои деятельности составляют следующие работы и услуги, предоставляемые морскими портами:

1) погрузки, разгрузки и обслуживания судов в порядке очередности их прихода в порт

2) перегрузки грузов с других видов транспорта на судно и в обратном порядке, складские операции с грузами

3) обслуживание пассажиров морского транспорта, перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты

4) вспомогательные операции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности порта

5) другие виды согласно статуса порта.

Согласно комментируемой статьи осуществления портами хозяйственной деятельности должно происходить при следующих условиях:

А) обслуживание линейных судов осуществляется согласно объявленному расписанию линий

Б) аварийные суда обслуживаются вне (аварийное состояние судна определяется капитаном порта).

Одним из основных видов работ и услуг является стивидорные работы и услуги (от англ. stevedore, испанском. estivador - укладывать груз). Стивидорные работы - это работы, эт ' связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, укладки грузов на судне. В зависимости от условий перевозки и фрахтования эти работы оплачиваются фрахтователем или судовладельцем, а в иностранных портах, как правило, - пароходством или судоходной компанией. Для выполнения стивидорных работ в порту могут привлекаться стивидорные компании - суб ' ведения хозяйства, специализирующиеся на выполнении стивидорных работ в портах. Стивидорные работы не включаются в себестоимость перевозок, поэтому оплачиваются дополнительно к тарифам на морские перевозки.

Стивидорные работы предусматривают выполнение следующих работ и услуг:

1) нагрузки груза

2) разгрузка груза

3) размещение и укладка груза транспортное средство

4) обеспечение сохранности и безопасности груза время перевозки

5) перевалка грузов с одного вида транспорта на другой

6) взвешивание груза

7) и другие.

Отметим, что традиционно под стивидорными работами понимают операции по погрузке в трюмы судна/разгрузки из трюмов судна, а также рациональное размещение груза и укладки груза с целью обеспечить их сохранность, безопасность и мореходность судна. В широком смысле - понятие " стивидорные работы " кроме грузовых работ на судне охватывает все другие операции с грузами на берегу, включая складские операции, погрузки/разгрузки железнодорожных контейнеров, сортировку груза и т.п.. Большинство портов выполняет весь комплекс стивидорных работ, однако возможна их специализация по выполнению стивидорных и терминальных операций, в связи ' связи к ним применяют термины - " Стивидор " и " терминальный оператор ". Такое распределение является наиболее характерным для контейнерных терминалов.

Основным документом, опосредует выполнения стивидорных работ является стивидорной контракт - это разновидность хозяйственного договора, предметом которого является выполнение стивидорных работ и стивидорных услуг. Существует немало типовых проформ таких контрактов. В стивидорных контракте определяются права и обязанности ' связки сторон по выполнению стивидорных работ, сроки выполнения таких работ, нормы погрузки/разгрузки, порядок оплаты. В таких контрактах также дополнительно закрепляются условия для оплаты простоя по вине перевозчика, оплата сверхурочных, работ в праздничные и выходные дни, правила обмера грузовых мест, размеры ставок в зависимости от размера транспортного средства, крановые расходы и т.п..

Распределение стивидорных расходов между участниками перевозки зависит от условий таких договоров и обычаев порта. Наиболее распространенными по отношению судовладельца в стивидорных операций являются следующие условия:

Free in - судно свободно от расходов по погрузке

Free out - судно свободно от расходов по выгрузке

Fio - судно является свободным от расходов по погрузке и разгрузке

Fiot, fios - судно свободно от расходов по погрузке, разгрузке и укладка в трюмах

Linerterms - расходы по грузовым операциям несет судно

Grossterms - расходы по грузовым операциям несет судно, однако определенные нормы грузовых работ.

В некоторых странах существуют отступления от общепринятых приведенных формулировок условий, поскольку обычаи и правила толкования условий договора перевозки не соответствуют условиям продажным контрактов и чартеров (см. комментарий к морским грузовых перевозок).

<Стаття 75 | Стаття 76 | Стаття 77>

Научно-практический комментарий:

1. Вещественные доказательства представляют собой любые материальные объекты, которые по своему внешнему виду, форме, материальным признакам, свойствам, качествам, месту нахождения могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Например, важное значение вещественные доказательства имеют по делам о защите прав потребителей, о защите прав авторов и иных правообладателей, нарушенных выпуском контрафактной продукции, и др.
2. В отличие от письменных документов вещественное доказательство своим внешним видом подтверждает или опровергает доказываемые обстоятельства. В письменном документе доказываемые обстоятельства подтверждаются или опровергаются посредством той информации, которая закреплена в письменном документе.
3. Вещественное доказательство может быть объектом экспертизы. При этом оно представляется в суд наряду с заключением эксперта, а при отсутствии такой необходимости - исключено судом из числа доказательств.