Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 4. Застосування общих основ законодательства УкраиныДо цивільних, адміністративних, господарських та інших правовідносин, що виникають із торговельного мореплавства и не урегулированы настоящим Кодексом, соответственно применяются правила гражданского, административного, хозяйственного и другого законодательства Украины. Комментарий В сфере торгового мореплавания возникают и функционируют различные отношения, эт ' связанные с осуществлением хозяйственной деятельности. частности, государство осуществляет функции управления морским транспортом. С этой целью действуют соответствующие органы государственной власти: общее руководство осуществляет Министерство инфраструктуры Украина и подчиненная ему Государственная служба морского и речного транспорта, в разработке и реализации государственных программ развития отрасли принимают участие другие органы государственной власти. Итак, в сфере торгового мореплавания состоят управленческие отношения между этими органами и субъектами ' ведения хозяйства. Одним из ключевых в сфере торгового мореплавания на сегодня является вопрос о кадровом обеспечении. Здесь можно определить основные направления регулирования: применение наемного труда и соответствие национальной образовательной деятельности по подготовке специалистов для этой отрасли международным стандартам подготовки и дипломирования. Вопрос об урегулировании трудовых отношений хотя и нашло выражение в отдельных статьях КТМУ (минимальный состав экипажа, репатриация членов экипажа и т.д.), однако в целом регулируется трудовым правом (Например, вопросы оплаты труда, отдыха, гарантий и компенсаций и т.д.). В этой ' связи с осуществлением торгового мореплавания возникают вопросы об отводе земли и водного пространства, соответствие ее требованиям безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и окружающей среды. Отношения, возникающие из этому поводу, регулируются Природоресурсное отраслями права (земельным, экологическим, водным и т.д.). Сб ' ведения хозяйства, которые осуществляют торговое мореплавание, являются участниками финансовых (например, по уплате налогов, использование прибыли) и гражданских (например, для удовлетворения потребностей граждан в морских пассажирских перевозках) отношений. Итак, все приведенные группы отношений, относятся к различным отраслям права, поэтому о о ' объединение их в специальную категорию правоотношений является дискуссионным. Однако, не исключается возможность по указанных отношений использовать термин " морехозяйственного отношения " именно для определения критерия общности этих отношений, то есть сферы возникновения торгового мореплавания. К тому же речь идет о " хозяйственные отношения, возникающие из торгового мореплавания ", как об этом сказано в п. 3 ст. 4 ХКУ, потому что они возникают в связи ' связи с осуществлением и/или организацией хозяйственной деятельности в сфере торгового мореплавания, регулируются ГК Украины, КТМУ и другими нормативно-правовыми актами законодательства. Поэтому, согласно комментируемой статье, хозяйственных правоотношений, возникающих из торгового мореплавания и не урегулированы КТМУ, применяются правила законодательства Украины. Аналогично решается и вопрос о гражданских, административных и иных правоотношений, возникающих в сфере торгового мореплавания и не урегулированы КТМУ, - к таким применяются правила гражданского, административного и и другого законодательства Украины. Правоотношения, возникающие в сфере торгового мореплавания (морехозяйственного правоотношения) - это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности в сфере торгового мореплавания. морехозяйственного правоотношения могут носить характер: а) отношений по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности в сфере торгового мореплавания (например, в связи ' связи с осуществлением морских перевозок, фрахтования) б) отношений по организации осуществления хозяйственной деятельности в сфере торгового мореплавания (например, лицензирование, государственная регистрация судов, планирования перевозок и т.д.). По предметному признаку следует различать правоотношения, возникающие: - в связи ' связи с осуществлением морских перевозок (грузов, пассажиров, багажа и почты) - в связи ' связи с использованием морских судов для рыбных и других морских промыслов - в связи ' связи с использованием морских судов для разведки и добычи полезных ископаемых - в связи ' связи с использованием морских судов для выполнения ледокольных и спасательных операций - в связи ' связи с использованием морских судов для несения специальной государственной службы - и другие. На сайте также ищут: Стаття 134. Доказательство существования и содержание договора морской перевозки груза Стаття 313. Поняття ядерної шкоди Стаття 255. Пріоритет поліса перед генеральним полисом Стаття 252. Збереження сили договору в разі виключення можливості настання страхового випадку Стаття 251. Перевищення страховой суммы над страховой стоимостью |
1. В качестве заинтересованных лиц, которые могут обратиться в арбитражный суд, выступают лица, права и законные интересы которых нарушены. Иногда законодательство прямо определяет круг лиц, которые могут обратиться в суд. Например, согласно ст. 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
При обращении в суд лицо должно представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены.
2. Возможность лиц, права и законные интересы которых не нарушены, обратиться в суд предусмотрена в ч. 2 комментируемой статьи. Эти лица выступают от своего имени, но в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, в том числе публичных образований. В их число входит прокурор, который может обращаться в суд в защиту интересов публичных образований, а также с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (см. комментарий к ст. 52). Кроме того, в соответствии со ст. 53 АПК 2002 г. в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд. К таким органам относятся, например, федеральные антимонопольные органы, органы федерального государственного экологического контроля, федеральные органы исполнительной власти по рынку ценных бумаг и др. (см. комментарий к ст. 53).
Указанные лица обладают процессуальной заинтересованностью в защите прав и законных интересов других лиц. Они выступают в процессе от своего имени, а не как представители, обладают теми же правами и несут те же обязанности, что и лица, защищающие свои права и законные интересы.
В соответствии с принципом диспозитивности суд сам, по своей инициативе, не может возбудить гражданское дело.
Основанием для возбуждения гражданского дела является соответствующий документ лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. К таким документам относятся:
- исковое заявление;
- заявления, которые подаются по делам особого производства, по делам, возникающим из публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве); при возбуждении производства о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам;
- жалобы при обращении в суд апелляционной, кассационной инстанций;
- представление, которое подается прокурором при обжаловании судебных актов в порядке надзора.
3. Отказ от права на обращение в суд недействителен в какой бы то ни было форме. Если стороны договора указали в нем, что отказываются от этого права, то такое условие будет ничтожным.
В случае если нормативным правовым актом предусмотрена невозможность обращения в суд лица, чьи права нарушены, такая норма является недействительной. Например, в законе установлено, что акт какого-либо административного органа является окончательным и обжалованию не подлежит. Данное положение не порождает правовых последствий. Решение любого административного органа может быть обжаловано в суд в соответствии со ст. 11 ГК РФ.
4. Досудебный порядок обращения в суд предусмотрен федеральным законом или договором. Так, досудебный порядок закреплен законодательством в следующих случаях:
согласно п. 4 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услуг связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию;
согласно ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или в арбитражный суд;
согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок;
согласно п. 1 ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
согласно ст. 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации <1> до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.
согласно ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации <1> до предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.
согласно ст. 124 Воздушного кодекса Российской Федерации <1> до предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
согласно ст. 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации <1> до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
согласно ч. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Несоблюдение досудебного порядка влечет оставление искового заявления без движения (ст. 128 АПК РФ), а если заявление принято, то оставление иска без рассмотрения в соответствии с п. 2 ст. 148 АПК 2002 г.
5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услуг связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.
6. Право на обращение в третейский суд закреплено не только в комментируемой статье, но и в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах), в соответствии с которой в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Третейский суд - это постоянно действующий суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.
7. Третейские суды рассматривают споры, вытекающие из гражданских правоотношений, и не рассматривают споры в сфере административных отношений. Основанием для рассмотрения дела третейским судом является соглашение сторон, составленное в письменной форме. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.
Дело может быть передано на рассмотрение третейского суда на любой стадии процесса до принятия арбитражным судом акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (решения, определения). Фактически до удаления судьи в совещательную комнату стороны могут заключить соглашение о передаче дела в третейский суд. В том случае, если сторонами заключено соглашение о передаче спора на рассмотрение и разрешение третейского суда, но дело в третейском суде не возбуждено, это не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии с п. 1 ст. 148 АПК 2002 г. Заявление может быть оставлено без рассмотрения при условии, что заключено вышеназванное соглашение и любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражный суд первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено (п. 5 ст. 148 АПК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 148 АПК 2002 г. заявление может быть оставлено без рассмотрения, если стороны заключили соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда во время судебного разбирательства до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если любая из сторон заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, когда арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.
8. Положение ч. 1 комментируемой статьи было предметом обращения в Конституционный Суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2007 г. N 377-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Алтухова Александра Павловича, Алтуховой Галины Федоровны и других на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 4, статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзацем шестым пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). По мнению заявителей, положения ч. 1 ст. 4 в совокупности со ст. 42 АПК РФ ограничивают свободу договора сторон третейского соглашения, их автономию воли и право выбора по своему усмотрению эффективных средств правовой защиты и тем самым нарушают их права, гарантированные ст. 17 (ч. 3), 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 45 (ч. 2) и 46 (ч. 1) Конституции РФ.
Как отметил Конституционный Суд РФ, ч. 1 ст. 4 АПК РФ предоставляет право заинтересованным лицам обращаться за защитой в арбитражный суд, а нормы его ст. 42 предусматривают защиту в арбитражном процессе прав лиц, не участвовавших в судебном разбирательстве, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял решение. Следовательно, данные нормы не могут рассматриваться как нарушающие право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, в том числе участников судопроизводства, не согласных со вступлением в процесс иных лиц, поскольку этим они не лишаются возможности отстаивать свои права и законные интересы в судебной процедуре. Соответственно реализация права заинтересованными лицами на судебную защиту не может расцениваться как нарушающая такое же конституционное право других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).