Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 5. Застосування права в связи с причинением судном вреда

У разі заподіяння судном шкоди, що не передбачена статтями 296 і 314 цього Кодексу, відшкодування завданих убытков регулируется законодательством государства, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, а если вред причинен в открытом море, - законодательством государства, под флагом которого плавает судно.

Комментарий

Причинение судном вреда может иметь место в в различных случаях, в том числе:

(а) в случае столкновения судов (ст. ст. 296 - 297 КТМУ)

(б) в случае причинения ядерного ущерба судном, оборудованным ядерной установкой (ст. ст. 313 - 325 КТМУ).

Правила возмещения вреда, соответственно, приведены: (а) о случаях столкновения судов - в ст. 296 КТМУ, (б) о причинении ядерного ущерба - ст. 314 КТМУ. Необходимость отдельного урегулирования этих вопросов объясняется требованиями соответствующих международных правовых актов, а именно: Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Международной конвенции для об ' объединение некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г., Конвенции ООН о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г., Международной конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 и других.

Относительно других возможных случаев следует применять правило комментируемой статьи, согласно которой: возмещение нанесенных убытков регулируется законодательством государства, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, а если вред причинен в открытом море, - законодательством государства, под флагом которого плавает судно. В этом случае некоторые ученые говорят о принципе ответственности за территорией причинение убытков.

<Стаття 4 | Стаття 5 | Стаття 6>

Научно-практический комментарий:

1. Необходимость обособления и независимого положения судебных учреждений всегда признавалась основным условием правильного отправления правосудия. "Идея независимости судей от власти красною нитью проходит через всю историю культуры, начиная от той клятвы, которую давали судьи в Древнем Египте, - не повиноваться незаконным приказам царя - до известного ответа французских судей королю: "Государь, суд постановляет приговоры, но не оказывает услуг" <1>.
--------------------------------
<1> Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. М., 1913. Т. 1 // СПС "КонсультантПлюс".

Принцип независимости судей предусмотрен ст. 120 Конституции РФ, в соответствии с которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
2. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрен принцип процессуального подчинения судей закону. При осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами. Разрешая споры, суды применяют в качестве материальных норм положения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, подзаконных актов, международных договоров РФ, а в необходимых случаях - также зарубежное законодательство, обычаи делового оборота, что предусмотрено ст. 13 АПК 2002 г.
3. Поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ арбитражное процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, то при совершении процессуальных действий суды должны руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами. Законодательство субъектов РФ и акты муниципальных образований, регулирующие процессуальные отношения, применению не подлежат. Законодательство субъектов РФ и акты муниципальных образований, регулирующие материальные отношения, применяются арбитражными судами при решении тех вопросов, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, например административные, налоговые и другие споры.
4. Принцип независимости судей конкретизируется в ч. 2 комментируемой статьи. Независимость судей заключается в недопустимости какого-либо воздействия на них. За нарушение данного принципа предусмотрена уголовная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 УК РФ угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
5. Принцип независимости судей также определяется нормами Конституции РФ, АПК 2002 г., Закона о статусе судей. Так, АПК 2002 г. предусматривает следующие нормы, закрепляющие процессуальные гарантии:
а) об отводе судей (ст. 21, 22);
б) о тайне совещательной комнаты (ст. 167 и др.).
Закон о статусе судей предусматривает целый комплекс гарантий независимости судей.
Согласно п. 2 ст. 3 данного Закона судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
В соответствии со ст. 9 того же Закона независимость судьи обеспечивается:
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
- запретом, под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Личность судьи неприкосновенна. Принцип неприкосновенности распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности, а также к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 16 Закона о статусе судей).
6. Гарантии независимости судей предусмотрены в Законе об арбитражных судах, а именно: особый порядок назначения судей арбитражных судов (ст. 8); правила об организационном обеспечении деятельности арбитражных судов (ст. 44); выделение расходов на содержание арбитражных судов отдельной строкой в федеральном бюджете (ст. 46).