Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 134. Доказательство существования и содержание договора морской перевозки груза

Договір морського перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.

Документами, подтверждающих наличие и содержание договора морской перевозки груза, являются:

1) рейсовый чартер - если договор предусматривает условие предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных судовых помещений

2) коносамент - если договор не предусматривает условия, указанной в пункте 1 настоящей статьи

3) другие письменные доказательства.

Комментарий

Согласно статье 134 КТМУ договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Одним из документов, подтверждающий наличие и содержание договора морской перевозки груза, является коносамент.

Коносамент является древним документом, который применялся еще в XVI веке в Италии. Сначала морские перевозки осуществлялись на незначительное расстояние и по изученным морским путям. Как правило, вместе с грузом, на том же судне ходил в рейс и владелец груза - купец, чтобы продать или обменять свой товар в чужих портах. При таких условиях практиковалась выдача расписок о принятии товара на борт судна, поскольку владелец груза сам сопровождал его в пути следования. С момента отделения морской перевозки от торговли, что привело к необходимости принимать на борт грузы, принадлежащие разным лицам и должны следовать в разные порты, возникла также необходимость детального перечисления в особом документе погруженных на судно грузов. В связи с этим было начато вести на судне специально уполномоченным на то лицом - писарем книгу описания всех грузов, принятых на борт с указанием вида груза, его количества, веса, товарного знака, а также размера провозной платы за перевозку. В эту книгу и сведений, которые она содержала, при наличии споров обращались как к авторитетным доказательств. Они также способствовали работе таможенного и административного контроля портовых властей, которые изучали эти книги по прибытии или отправлении судна из порта. По требованию грузоотправителя ему выдавалась за подписью писаря выписка из этой книги, которая выполняла функцию доказательства принятия груза на судно, а также была основанием для расчетов купца с перевозчиком. Такие выписки из книг и является прообразом современного коносамента.

Сегодня коносамент является универсальным транспортным документом, применяется на всех видах морских перевозок: линейных, трамповых, чартерных и определяется как одностороннее заявление перевозчика о согласии на морское перевозки груза, имеет выражение в письменной объявлении отправителя и является доказательством наличия договора морской перевозки груза, распиской о принятии груза к перевозки и товарораспорядительным документом.

В практике торгового мореплавания применяются различные виды коносаментов. По нашему мнению, их классификация может быть произведена по следующим критериям:

1) в зависимости от основания осуществления перевозки:

а) чартерные - коносаменты, которые выдаются на основании чартера

б) линейные - коносаменты , выдаваемых на основании договора морской перевозки груза

2) в зависимости от условий приема груза к перевозке:

а) бортовые коносаменты - Коносаменты на груз, нагруженные на судно

б) небортови коносаменты - коносаменты на груз, принят к перевозке, но не погружен на борт судна

3) в зависимости от условий передачи:

а) именные коносаменты - коносаменты, которые передаются по именным передаточными надписями или в другой форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования

б) ордерные коносаменты - коносаменты, которые передаются по именным или бланковым передаточными надписями

в) коносаменты на предъявителя - коносаменты, передаваемых путем простого вручения

4) в зависимости от условий нагрузки:

а) коносаменты с оговорками в отношении количества, качества, степени, состояния груза

б)" чистые "коносаменты - Коносаменты без указанных выше оговорок

5) сквозные (прямые) коносаменты.

Одной из актуальных проблем остается вопрос определения наряду с коносаментом документа, подтверждающего наличие и содержание договора морской перевозки груза, рейсового чартера, если договор предусматривает условие предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных судовых помещений. Это объясняется тем, что некоторые ученые рассматривают коносамент и рейсовый чартер как формы договора морской перевозки груза. Однако авторами не учитывается то, что при заключении чартера, перевозки затем оформляется выдачей коносамента, поэтому он не может считаться второй формой договора морской перевозки груза.

Коносамент и чартер на имеющих ничего общего, для того, чтобы быть формами одного договора. Во-первых, чартер является двусторонним документом, оформляет договорные отношения по фрахтованию морского судна, а коносамент - односторонним документом. Во-вторых, чартер заключается с участием и подписью фрахтователя и фрахтовщика, тогда как коносамент - с участием отправителя, перевозчика и получателя, но за подписью перевозчика. В-третьих, чартер заключается перед погрузкой груза, а коносамент оформляется после нагрузки.

Чартер следует рассматривать как собранное понятие, которое охватывает понятие рейсовый чартер, тайм-чартер, бербоут-чартер и т.д.. Все эти понятия объединяет характерная черта - они содержат элементы найма судна. Поэтому в юридической литературе термин "Чартер" используется как синоним термина "договор фрахтования", согласно рейсовый чартер, тайм-чартер и бербоут-чартер рассматриваются как виды договора фрахтования морского судна.

Кроме коносамента и чартера, в сфере торгового мореплавания используются для перевозок грузов морские накладные. Морская накладная выполняет две функции: (а) является доказательством наличия договора перевозки груза, (б) является документом (распиской), подтверждающий получение перевозчиком груза для перевозки. Порядок оформления и обращения морских накладных урегулирован Унифицированными правилами для морских накладных, которые были разработаны Международным морским комитетом. Эти правила применяются к таким договорам перевозки, согласно которых выдан коносамент или аналогичный документ. Отметим также, что оформление отношений морской накладной делает невозможным применение Гаагско-висбийських правил.

<Стаття 133 | Стаття 134 | Стаття 135>

Научно-практический комментарий:

1. В силу ч. 1 ст. 127 АПК РФ вопрос о принятии искового заявления к производству должен быть решен в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. В этот срок не засчитываются нерабочие дни (ч. 2 ст. 113 АПК РФ). В случае оставления заявления без движения если обстоятельства, препятствовавшие принятию заявления, будут устранены в срок, определенный судом, то заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд (ч. 3 ст. 128 АПК РФ). Вместе с тем в соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "время, в течение которого заявление или жалоба оставались без движения, не учитывается при определении срока совершения судом процессуальных действий, связанных с рассмотрением заявления, в том числе срока на совершение действий по подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 135 Кодекса)... Течение такого срока начинается со дня вынесения определения о принятии заявления или жалобы к производству арбитражного суда" <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

2. АПК 2002 г. избрал два разных подхода к определению сроков, отводимых на подготовку дела: а) по делам искового производства законодатель разделил и установил самостоятельно сроки для подготовки дела и сроки на рассмотрение дела; б) по делам, возникающим из административных правоотношений, - общий срок и на подготовку дела, и на его рассмотрение. Кроме того, установлены общие и специальные сроки.