Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 11. Види органів і установ виконання наказаний
1. Органами виконання покарань є: центральний орган виконавчої влади з питань виконання наказаний, его территориальные органы управления, уголовно-исполнительная инспекция.
2. Учреждениями исполнения наказаний являются: арестные дома, уголовно-исполнительные учреждения, специальные воспитательные учреждения (далее - воспитательные колонии).
3. Уголовно-исполнительные учреждения делятся на уголовно-исполнительные учреждения открытого типа (далее - исправительные центры) и уголовно-исполнительные учреждения закрытого типа (далее - исправительные колонии).
4. Исправительные колонии делятся на колонии минимального, среднего и максимального уровня безопасности.
5. Исправительные колонии минимального уровня безопасности делятся на колонии минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания и колонии минимального уровня безопасности с общими условиями содержания.
6. В исправительных колониях среднего уровня безопасности могут создаваться сектора максимального уровня безопасности для отбывания наказания мужчинами, осужденными к пожизненному лишению свободы.
В исправительных колониях минимального уровня безопасности с общими условиями содержания могут создаваться сектора среднего уровня безопасности для отбывания наказания женщинами, осужденными к пожизненному лишению свободы.
7. В пределах, определенных этим Кодексом и законами Украины, исполнения уголовных наказаний также осуществляют Государственная исполнительная служба, военные части, гауптвахты и дисциплинарный батальон.
8. Территориальные органы управления, уголовно-исполнительная инспекция, арестные дома, исправительные центры, исправительные и воспитательные колонии организуются и ликвидируются центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, а военные части, гауптвахты и дисциплинарный батальон - Министерством обороны Украины.
Комментарий
Комментируемая статья, определяет виды органов и учреждений исполнения наказаний. Реализация государственного принуждения в его наиболее острой форме, какова уголовное наказание, требует постоянного контроля государства за выполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. С этой целью исполнения уголовных наказаний признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления которой создаются специализированные учреждения и органы.
На деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, определенным образом влияет специфика и характерные особенности исполнения (отбывания) того или иного вида уголовного наказания. Органы и учреждения исполнения наказаний образуют уголовно-исполнительную систему Украины, деятельность которой регламентируется КВН Украины, другими законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров и другими нормативно-правовыми документами.
Государственным органом, на который возлагается задача по осуществлению единой государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний, является Государственная уголовно-исполнительная служба Украины (далее - ДКВС), правовые основы деятельности которой, задачи и полномочия определяются Законом Украины "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины Июнь 2005
Персонал ДКВС Украины состоит из лиц рядового и начальствующего состава (Лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы), специалистов, не имеющих специальных званий, и других работников, работающих по трудовым договорам (работники уголовно-исполнительной службы).
При работе в ДКВС Украины политическая деятельность персонала ограничивается, поскольку лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы не могут быть членами политических партий. Персоналу ДКВС Украины согласно ст. ст. 22 23 Закона гарантируется правовая и социальная защита.
При осуществлении своей деятельности ДКВС Украины взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями. Для организации международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний ДКВС Украины взаимодействует с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями на основе международных договоров.
ДКВС Украины соответственно Закону осуществляет правоприменительные и правоохранительные функции и состоит из центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний со специальным статусом (Центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний), его территориальных органов управления, уголовно-исполнительной инспекции, учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, военизированных формирований, учебных заведений, учреждений здравоохранения, предприятий исполнения наказаний, других предприятий, учреждений и организаций, созданных для обеспечения выполнения задач ДКВС Украины.
Система органов и учреждений, непосредственно организуют и осуществляют исполнения наказаний в Украине, закрепленная в ст. 11 КВН Украины.
В органы исполнения наказаний относятся: центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, его территориальные органы управления (региональные управления и отделы), уголовно-исполнительная инспекция.
Учреждениями исполнения наказаний являются: арестные дома, уголовно-исполнительные учреждения, специальные воспитательные учреждения (воспитательные колонии). Уголовно-исполнительные учреждения в свою очередь подразделяются на: 1) уголовно-исполнительные учреждения открытого типа (исправительные центры) 2) уголовно-исполнительные учреждения закрытого типа (исправительные колонии).
Исправительные колонии делятся на колонии минимального, среднего и максимального уровня безопасности. Исправительные колонии минимального уровня безопасности подразделяются на колонии: 1) минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания, 2) минимального уровня безопасности с общими условиями содержания.
Уголовно-исполнительная инспекция - это орган, который в соответствии со статьей 13 Уголовно-исполнительного кодекса Украины и статьи 10 Закона Украины "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины" исполняющего наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ. Кроме того, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, а также освобожденных от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Непосредственный контроль за выполнением указанных уголовных наказаний и поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием (в течение испытательного срока), осуществляется местными подразделениями уголовно-исполнительной инспекции. В территориальных органах управления центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний создаются и функционируют отделы (секторы) уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющие контроль за организацией и состоянием работы подчиненных им местных подразделений уголовно-исполнительной инспекции и оказывают им практическую и методическую помощь.
Государственная исполнительная служба исполняющего наказание в виде штрафа и конфискации имущества в случаях и в порядке, предусмотренных КВН Украины и законами Украины "О государственной исполнительной службе", "Об исполнительном производстве".
воинские части гауптвахты исполняющих наказание в виде служебного ограничения для военнослужащих, осужденных за преступления небольшой тяжести, ареста с содержанием осужденных на гауптвахтах, а также осуществляют контроль за поведением осужденных военнослужащих, освобожденных от отбывания наказания с испытанием. При этом они руководствуются КВН Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также ведомственными нормативно-правовыми актами Министерства обороны Украины.
Дисциплинарный батальон исполняющего наказание в виде содержания в дисциплинарном батальоне осужденных военнослужащих срочной службы в порядке, предусмотренном КВН Украины, Положением о дисциплинарный батальон в Вооруженных Силах Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 5 апреля 1994, и ведомственными нормативно-правовыми актами Министерства обороны Украины.
Территориальные органы управления, уголовно-исполнительная инспекция, арестные дома, исправительные центры, исправительные и воспитательные колонии организуются и ликвидируются центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, а военные части, гауптвахты и дисциплинарный батальон - Министерством обороны Украины.
Кроме того, в подчинении центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний находятся следственные изоляторы для содержания лиц, к которым в ходе досудебного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Хотя следственные изоляторы не относятся к уголовно-исполнительных учреждений закрытого типа, они выполняют функции исправительных колоний минимального уровня безопасности с общими условиями содержания и исправительных колоний среднего уровня безопасности относительно осужденных, оставленных в них для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Территориальными органами управления Департамента в соответствии со ст. 9 Закона является управление (отделы) центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, создаваемые для обеспечения выполнения задач ДКВС Украины. Структура и штаты региональных управлений (отделов) утверждаются Департаментом. Типовая структура управления Департамента в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе разработана на основании структуры Департамента и утверждена приказом центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний N 173 от 08.09.2004. Этим же приказом Департамента утверждены штаты и штатные нормативы органов, учреждений и учебных заведений уголовно-исполнительной системы.
Территориальные органы управления осуществляют руководство оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных им органов и учреждений и выполняют функции, предусмотренные положениями о территориальных органах управления. Положение о территориальных органах управления утверждаются Департаментом.
Арестные дома согласно ст. 15 КВН Украины исполняющих наказание в виде ареста. В арестных домах держатся совершеннолетние лица, а также несовершеннолетние, которым на момент вынесения приговора исполнилось шестнадцать лет и осужденные за преступления небольшой тяжести. Временно, до создания арестных домов, лица, осужденные к аресту отбывают наказание в следственных изоляторах Департамента по месту осуждения. Осужденные к аресту отбывают весь срок наказания в одном следственном изоляторе в отдельных постах или секциях.
Исправительные центры являются уголовно-исполнительными учреждениями открытого типа, согласно ст. 16 КВН Украины предназначены для исполнения наказания в виде ограничения свободы в отношении лиц, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденных, которым данный вид наказания назначено в соответствии со статьями 82, 389 Уголовного кодекса Украины.
Исправительные колонии является уголовно-исполнительными учреждениями закрытого типа, которые создаются для исполнения наказания в виде лишение свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы. Согласно ч. 2 ст. 18 КВН Украины осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях:
- минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания - осужденные впервые к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, преступления небольшой и средней тяжести, а также лица, переведенные из колоний минимального уровня безопасности с общими условиями содержания и колоний среднего уровня безопасности в порядке, предусмотренном КВН Украины
- минимального уровня безопасности с общими условиями содержания - мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, женщины, осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. В исправительной колонии этого вида могут отбывать наказание также осужденные, переведенные из воспитательных колоний в порядке, установленном статьей 147 УИК Украины
- среднего уровня безопасности - женщины, осужденные к наказанию в виде пожизненного лишения свободы, женщины, которым наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы заменено лишением свободы на определенный срок в порядке помилования или амнистии; мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления; мужчины, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы; мужчины, осужденные за совершение умышленного преступления средней тяжести в период отбывания наказания в виде лишения свободы; осужденные, переведенные из колоний максимального уровня безопасности в порядке, предусмотренном КВН Украины
- максимального уровня безопасности - мужчины, осужденные к наказанию в виде пожизненного лишения свободы мужчины, которым наказание в виде смертной казни заменено пожизненным лишением свободы мужчины, которым наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы заменено лишением свободы на определенный срок в порядке помилования или амнистии; мужчины, осужденные за умышленные особо тяжкие преступления; мужчины, осужденные за совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы мужчины, переведенные из колоний среднего уровня безопасности в порядке, предусмотренном КВН Украины.
Воспитательные колонии (или специальные воспитательные учреждения) в соответствии со ст. 19 КВН Украины исполняющих наказание в виде лишения свободы на определенный срок по осужденных несовершеннолетних и на виды по уровням безопасности не делятся.
Следственные изоляторы выполняют функции исправительных колоний минимального уровня безопасности с общими условиями содержания и исправительных колоний среднего уровня безопасности в отношении осужденных, оставленных для работы по хозяйственному обслуживанию.
Деятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, тесно связана с работой органов, осуществляющих предварительное расследование (дознание, следствие), прокуратуры и суда. Это обуславливается тем, что деятельность всех перечисленных органов подчинена одной главной цели - обеспечению эффективной борьбы с преступностью. Несомненным является тот факт, что чем более успешной будет деятельность одного органа, тем более успешно будут выполнять возложенные на них задачи другие органы, осуществляющие борьбу с преступностью.
Органы и учреждения исполнения наказаний тесно взаимодействуют с органами дознания и досудебного следствия. Одной из форм их взаимодействия, которая направлена как во время отбывания наказания, так и после увольнения с уголовно-исполнительных учреждений и окончания срока наказания, не связанные с лишением свободы. Такая информация может быть использована администрациями уголовно-исполнительных учреждений и уголовно-исполнительными инспекциями для устранения существующих недостатков в их оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности. Кроме этого органы расследования предоставляют информацию, которая получена при расследовании уголовных дел и характеризует человека обвиняемого или осужденного. Такая информация успешно может быть использована администрацией уголовно-исполнительных учреждений для организации социально-психологической работы с осужденными, так как данные, содержащиеся в личных делах осужденных (арестованных), является явно недостаточными и ограничиваются только анкетными данными и некоторыми другими данными. Органы расследования могут предоставить информацию о прошлой преступной деятельности осужденного, сведения о выявленных в ходе расследования отдельные черты его характера, данные, характеризующие поведение осужденного до ареста в быту и на производстве, при проведении расследования и другие важные сведения.
В свою очередь, администрация уголовно-исполнительных учреждений в процессе осуществления социально-психологической работы с осужденными во время отбывания наказания глубоко изучает личность осужденного и вся полученная информация фиксируется в индивидуальных программах социально-психологической работы с осужденными, после освобождения осужденных из учреждений хранятся в их личных делах. Предоставление полученной информации о личности осужденного органам досудебного расследования в случае совершения им преступления, как во время отбывания наказания, так и после освобождения из учреждения, может значительно способствовать следователю в процессе расследования уголовного дела о таком преступлении.
Кроме этого, администрация уголовно-исполнительных учреждений содействие органам расследования в раскрытии ранее нераскрытых преступлений, которые были совершены лицами, отбывающими наказание. Эта работа осуществляется как путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, так и путем убеждения осужденных о целесообразности явки с повинной.
Деятельность органов и учреждений исполнения наказаний неразрывно связана с деятельностью судов. Уже во время судебного разбирательства уголовного дела суд осуществляет воспитательное воздействие на подсудимого, чем создает основу для успешной социально-психологической работы с осужденными во время отбывания наказания. Именно суд устанавливает вид и размер уголовного наказания осужденному, от справедливости и целесообразности которого зависит эффективность применения к осужденному основных средств исправления и ресоциализации. При рассмотрении дел о преступлениях, совершенных осужденными во время отбывания наказания, суд может выявить причины и условия, способствовавшие совершению осужденными новых преступлений, и вынести частное определение в адрес органов и учреждений исполнения наказаний для немедленного их устранения, будет способствовать повышению эффективности их работы.
На суд возлагается обязанность осуществления контроля за исполнением приговора. Согласно ч. 2 ст. 91 КВН Украины, администрация исправительной колонии в течение 3-х суток после прибытия осужденного в учреждение уведомляет суд, постановивший приговор, о приведении его к исполнению и о месте отбывания наказания осужденным.
Только суд на основании материалов, предоставленных администрациями учреждений и органами уголовно-исполнительной инспекции, решает вопрос о применении к осужденным амнистии, условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким, освобождение осужденных от дальнейшего отбывания по болезни, освобождения от дальнейшего отбывания наказания женщин, стали беременными или родили детей во время отбывания наказания.
В организации взаимодействия органов, ведущих борьбу с преступностью, важная роль принадлежит прокуратуре, которая координирует деятельность правоохранительных органов и осуществляет надзор за соблюдением законности органами и учреждения исполнения наказаний при исполнении приговоров судов по уголовным делам.
Органы и учреждения исполнения наказаний взаимодействуют также с органами внутренних дел по месту жительства осужденных, которые были освобождены из мест лишения свободы, особенно в случаях установления по отдельным их категориям административного надзора. Еще за 3 месяца до освобождения осужденного уголовно-исполнительной учреждения его администрацией направляется соответствующее уведомление в территориальный орган внутренних дел по избранному осужденным будущим местом проживания для предварительного решения вопросов его бытового и трудового устройства.
Органы внутренних дел предварительно изучают этот вопрос и направляют ответ администрации учреждений о возможности бытового и трудового устройства осужденного после его освобождения. Непосредственно за 20 дней до освобождения осужденного администрация учреждения информирует территориальные органы внутренних дел о том, что осужденный после освобождения прибудет в избранное им места жительства, - для постановки на учет и решения вопросов его бытового устройства. По прибытии осужденного к избранному месту жительства о его постановке на учет и результаты бытового устройства органы внутренних дел информируют администрацию учреждений.
Формы взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания не исчерпываются только приведенными выше. Направления и формы взаимодействия не является постоянными, они изменяются, совершенствуются под влиянием динамических изменений в социально-экономической, политической, духовной и других сферах жизни общества. Несомненно только то, что достижение цели уголовного наказания невозможно без тесного взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания с другими институтами государства и общества в целом.