З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об энергосбережении
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1994, N 30, ст.283) {Вводится в действие Постановлением ВР N 75 / 94-ВР от 01.07.94, ВВР, 1994, N 30, ст.284} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 783-XIV ( 783 -14 ) от 30.06.99, ВВР, 1999, N 34, ст.274 N 2509-IV ( 2509 - 15 ) от 05.04.2005, ВВР, 2005, N 20, ст.278 N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005, ВВР, 2006, N 15, ст.126 N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.199 N 760-V ( 760-16 ) от 16.03.2007, ВВР, 2007, N 23, ст.301 N 1026-V ( 1026-16 a >) от 16.05.2007, ВВР, 2007, N 34, ст.444 N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, ВВР, 2011, N 34, ст.343 N 4318-VI ( 4318-17 ) от 12.01.2012, ВВР, 2012, N 39, ст.464 N 4845-VI ( 4845-17 ) от 24.05.2012 N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые, экономические, социальные и экологические основы энергосбережения для всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории Украины, а также для граждан. В этом Законе используются следующие понятия: "энергосбережение" - деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии и природных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве и которая реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов; "энергосберегающая политика" - административно-правовое и финансово-экономическое регулирование процессов добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, распределения и использования топливно- энергетических ресурсов с целью их рационального использования и экономного расходования; "топливно-энергетические ресурсы" - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в национальном хозяйстве; "рациональное использование топливно-энергетических ресурсов" - достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и одновременном снижении техногенного воздействия на окружающую среду; "экономия топливно-энергетических ресурсов" - относительное сокращение расходов топливно-энергетических ресурсов, что проявляется в снижении их удельных затрат на производство продукции, выполнение работ и предоставление услуг установленного качества; энергоэффективные продукция, технология, оборудование - продукция или метод, средство ее производства, обеспечивающих рациональное использования топливно-энергетических ресурсов по сравнению с другими вариантами использования или производства продукции одинакового потребительского уровня или с аналогичными технико-экономическими показателям; (Абзац восьмой преамбулы в редакции Закона N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) энергосберегающие (энергоэффективные) меры - меры, направлены на внедрение и производство энергоэффективных продукции, технологий и оборудования; (Абзац девятый преамбулы в редакции Закона N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) энергоэффективный проект - проект, направленный на сокращение энергопотребления, а именно: реконструкция сетей и систем снабжения, регулирования и учет потребления воды, газа, тепловой и электрической энергии, модернизация ограждающих конструкций и технологий производственных процессов (Преамбула дополнена абзацем согласно Законом N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) энергетический аудит (энергетическое обследование) - определение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и разработка рекомендаций по ее улучшению; (Преамбула дополнена абзацем согласно Закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) менеджмент по энергосбережению - система управления, направлена ??на обеспечение рационального использования потребителями топливно-энергетических ресурсов; (Преамбула дополнена абзацем согласно Закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) нормы удельных расходов топлива и энергии - регламентированная величина удельных расходов топливно-энергетических ресурсов для данного производства, процесса, данной продукции, работы, услуги; ( Преамбула дополнена абзацем согласно Закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) прямые потери топливно-энергетических ресурсов - потеря топливно-энергетических ресурсов за технологическими процессами (вид нерационального использования топливно-энергетических ресурсов); (Преамбула дополнена абзацем Законом N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005)
{Абзац пятнадцатый преамбулы исключен на основании Закона N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
{Абзац шестнадцатый преамбулы исключен на основании Закона N 5463-VI ( 5463 -17 ) от 16.10.2012}
"вторичные энергетические ресурсы" - энергетический потенциал продукции, отходов, побочных и промежуточных продуктов, образуется в технологических агрегатах (установках, процессах) и не используется в самом агрегате, но может быть частично или полностью использован для энергоснабжения других агрегатов (процессов) "нетрадиционные и возобновляемые источники энергии" - источники, постоянно существуют или периодически появляются в окружающей среде в виде потоков энергии Солнца, ветра, тепла Земли, энергии морей, океанов, рек, биомассы. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи законодательства об энергосбережении Целью законодательства об энергосбережении является регулирование отношений между хозяйственными субъектами, а также между государством и юридическими и физическими лицами в сфере энергосбережения, связанной с добычей, переработкой, транспортировкой, хранением, выработкой и использованием топливно-энергетических ресурсов, обеспечения заинтересованности предприятий, организаций и граждан в энергосбережении, внедрении энергосберегающих технологий, разработке и производстве менее энергоемких машин и технологического оборудования, закрепления ответственности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения. Статья 2. Законодательство Украины об энергосбережении Отношения в сфере энергосбережения на территории Украины регулируются настоящим Законом, другими актами законодательства Украины. Статья 3. Основные принципы государственной политики энергосбережения Основными принципами государственной политики в сфере энергосбережения являются: а) создание государством экономических и правовых условий заинтересованности в энергосбережении юридических и физических лиц; б) осуществление государственного регулирования деятельности в сфере энергосбережения на основе применения экономических, нормативно-технических мероприятий управления; в) приоритетность требований энергосбережения при осуществлении хозяйственной, управленческой или иной деятельности, связанной с добычей, переработкой, транспортировкой, хранением, выработкой и использованием топливно-энергетических ресурсов; г) научное обоснование стандартизации в сфере энергосбережения и нормирования использования топливно-энергетических ресурсов, необходимость соблюдения энергетических стандартов и нормативов при использовании топлива и энергии; < br> д) создание энергосберегающей структуры материального производства на основе комплексного решения вопросов экономии и энергосбережения с учетом экологических требований, широкого внедрения новейших энергосберегающих технологий; е) обязательность государственной экспертизы по энергосбережению; (Пункт "е" статьи 3 с изменениями, внесенными Законом N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) является) популяризация экономических, экологических и социальных преимуществ энергосбережения, повышения общественного образовательного уровня в этой сфере;
{Пункт "ж" статьи 3 исключен на основании Закона N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
{Пункт "з" статьи 3 исключен на основании Закона N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
и) решение проблем энергосбережения в сочетании с реализацией энергетической программы Украины, а также на основе широкого межгосударственного сотрудничества; и) стимулирование рационального использования топливно-энергетических ресурсов путем комбинированного производства электрической и тепловой энергии (когенерации) (Статья 3 дополнена пунктом "и" согласно Закону N 2509-IV ( 2509-15 ) от 05.04.2005) и) постепенный переход к массовому применению приборов учета и регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов; (Статья 3 дополнена пунктом "й" по закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) и) обязательность определения поставщиками и потребителями объема отпущенных топливно-энергетических ресурсов по показаниям приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов при их наличии; (Статья 3 дополнена пунктом "и" по закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) к) внедрение системы энергетической маркировки электрооборудования бытового назначения. (Статья 3 дополнена пунктом "к" согласно Закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12 .2005) Статья 4. Объекты правового регулирования отношений в сфере энергосбережения Объектами правового регулирования законодательства о энергосбережения являются отношения в сфере функционирования энергетического хозяйства Украины, проектирования, создания и внедрения научных и конструкторских разработок, повязкам связанных с повышением эффективности использования топлива и энергии, информационного обеспечения народного хозяйства и населения по проблемам энергосбережения, а также в сфере управления и контроля за использованием топливно-энергетических ресурсов. Статья 5. Субъекты правового регулирования отношений в сфере энергосбережения Субъектами правового регулирования отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица, в результате деятельности которых осуществляются: проведение энергосберегающей политики и мер по энергосбережения во всех отраслях экономики - промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве и т.д., а сфере и быту, а также в области межгосударственного и международного сотрудничества {Абзац второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463 - 17 ) от 16.10.2012} добыча, переработка, транспортировка, производство, хранения и использования всех видов топлива, тепловой и электрической энергии, других ресурсов природного или искусственного происхождения в части использования топливно-энергетических ресурсов; (Абзац третий статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) проведение энергетического аудита; (Статья 5 дополнена абзацем согласно Закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) производство и поставка энергетического и энергопотребляющего оборудования, машин, механизмов, конструкционных, строительных материалов и другой продукции, приборов учета, контроля и регулирования расходования энергоресурсов; научно-исследовательские, проектно-конструкторские, экспертные, специализированные, монтажные, наладочные, ремонтные и другие виды работ и услуг, связанных с повышением эффективности использования < br> и экономии топливно-энергетических ресурсов; работы, связанные с развитием и использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии, вторичных энергетических ресурсов, процессов замещения дефицитных видов топлива; определение приоритетных направлений экологически чистой энергетики и создания новых источников энергии и видов топлива; информационное обеспечение народного хозяйства и населения по проблемам энергосбережения и использования новых источников энергии и видов топлива; создание эффективных систем управления энергосбережением. {Абзац десятый статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Статья 6. Государственные целевые и другие программы энергосбережения {Название статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006} Для проведения эффективной целенаправленной деятельности государства по организации и координации действий в сфере энергосбережения разрабатываются и принимаются государственные целевые, региональные, местные и другие программы. {Часть первая статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 } Порядок и условия разработки государственных целевых программ энергосбережения определяются Кабинетом Министров Украины. {Часть вторая статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006} Статья 7. Образование и воспитание в сфере энергосбережения Воспитание бережного отношения к использованию топливно-энергетических ресурсов обеспечивается путем обучения и широкой популяризации и пропаганды экономических, экологических и социальных преимуществ энергосбережения. Знания в сферах энергосбережения и экологии являются обязательными для всех должностных лиц, деятельность которых связана с использованием топливно-энергетических ресурсов. Учебные заведения включают в учебные программы соответствующие курсы по вопросам энергосбережения. Статья 8. Научные исследования Государство обеспечивает условия для проведения систематических комплексных исследований в сфере энергосбережения для разработки научных основ создания новейших энергосберегающих процессов и технологий. Статья 9. Управление в сфере энергосбережения Управление в сфере энергосбережения направлено на обеспечения потребностей экономики и населения Украины в топливе, тепловой и электрической энергии на основе рационального использования энергоресурсов, сокращения всех видов потерь топливно-энергетических ресурсов, осуществления функций государственной экспертизы по энергосбережению, прогнозирования, информирования и другой исполнительно-распорядительной деятельности. {Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005, N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляет Кабинет Министров Украины и уполномоченный Президентом Украины центральный орган исполнительной власти. {Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Р а з д е л II ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Статья 10. Цель и задачи экономического механизма Целью внедрения экономического механизма энергосбережения в хозяйственную практику является интенсификация и расширение процессов энергосбережения в условиях становления и развития рыночных отношений в экономике. Задачей экономического механизма энергосбережения является стимулирования рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов, создание производства и широкого применения энергетически эффективных технологических процессов, оборудование и материалов. Статья 11. Экономические меры для обеспечения энергосбережения Экономические меры для обеспечения энергосбережения предусматривают: а) комплексное применение экономических рычагов и стимулов для ориентации управленческой, научно-технической и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций на рациональное использования и экономии топливно -энергетических ресурсов; б) определение источников и направлений финансирования энергосбережения; в) создание базы для реализации экономических мер управления энергосбережением в виде системы государственных стандартов, содержащих показатели удельных расходов топливно-энергетических ресурсов для основных энергоемких видов продукции и технологических процессов во всех отраслях народного хозяйства; г) использование системы государственных стандартов в сфере энергосбережения при определении размеров предоставления экономических льгот и применения экономических санкций; д) введение отчислений от стоимости фактически использованных предприятиями топливно-энергетических ресурсов;
{Пункт "е" статьи 11 исключен на основании Закона N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
{Пункт "е" статьи 11 исключен на основании Закона N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
ж) предоставление юридическим и физическим лицам субсидий, дотаций, налоговых, кредитных и иных льгот для стимулирования разработок, внедрения патентных изобретений и использование энергосберегающих технологий, оборудования и материалов; с) материальное стимулирование коллективов и отдельных работников за эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов, внедрения разработок, защищенных патентом. Статья 12. Финансирование мероприятий по экономии и рационального использования топливно-энергетических ресурсов Источниками финансирования мероприятий по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов является Государственный фонд энергосбережения, собственные и заемные средства предприятий, учреждений и организаций, Государственном бюджете Украины, местные бюджеты, а также другие источники. {Статья 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 760-V ( 760-16 ) от 16.03. 2007}
{Статья 13 утратила силу на основании Закона N 783-XIV ( 783 -14 ) от 30.06.99}
Статья 13. Государственный фонд энергосбережения Для обеспечения финансирования мероприятий по эффективному использования топливно-энергетических ресурсов образуется Государственный фонд энергосбережения. Источниками формирования Государственного фонда энергосбережения являются:
{Абзац второй части второй статьи 13 исключен на основании Закона N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} {Изменения с абзацем вторым части второй статьи 13 см.. в Законе N 4318-VI ( 4318-17 ) от 12.01.2012}
i > {Абзац третий части второй статьи 13 исключен на основании Закона N 4318-VI ( 4318-17 ) от 12.01.2012}
средства, полученные за выдачу центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, документов разрешительного характера {Абзац четвертый части второй статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012 } добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан. Порядок распределения средств, поступающих в Государственный фонд энергосбережения, устанавливается Кабинетом Министров Украины. {В Закон включена статья 13 согласно Закону N 760-V ( 760-16 ) от 16.03.2007} Статья 14. Направления использования фондов энергосбережения Средства фондов энергосбережения используются для финансирования мероприятий по рациональному использованию и экономии топливно-энергетических ресурсов, включая научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы в сфере энергосбережения , долевое участие в осуществлении программ структурной перестройки экономики, направленной на энергосбережение, разработку и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, предоставление кредитных льгот и субсидий для разработки и реализации энергосберегающих мероприятий и программ . Средства фондов энергосбережения используются также для развития нетрадиционной энергетики, производства альтернативных видов топлива, проведения государственной энергетической экспертизы, организации подготовки и переподготовки кадров, разработки энергетических стандартов, норм и нормативов, участия в оснащении предприятий средствами учета, контроля и управления энергоиспользованием. {Часть вторая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 760-V ( 760-16 ) от 16.03.2007 }
(Часть третья статьи 14 исключен на основании Закона N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005)
Статья 15. Взаимная экономическая ответственность поставщиков и потребителей топливно-энергетических ресурсов Экономические меры для обеспечения энергосбережения основываются на принципе взаимной экономической ответственности и предусматривают: а) компенсационные выплаты и возмещения убытков потребителям топливно-энергетических ресурсов в случае невыполнения договорных условий топливо-и энергоснабжающими организациями; б) возмещение убытков поставщикам топливно-энергетических ресурсов в случае невыполнения договорных условий потребителями; в) обязанность поставщика энергии относительно обязательного принятия заявок потребителя на присоединение нагрузки и увеличение энергопотребления с правом поставщика устанавливать договорные цены на присоединяемую мощность и используемую энергию, превышающие его производственные возможности; г) право потребителя энергии на получение компенсационных выплат от поставщика в случае принудительного ограничения фактически используемой потребителем мощности. Статья 16. Стимулирование энергосбережения Стимулирование энергосбережения осуществляется путем: а) предоставление налоговых льгот предприятиям - производителям энергосберегающего оборудования, техники и материалов, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, производителям оборудования для использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива {Пункт "а" части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Законом N 760-V ( 760-16 ) от 16.03.2007} б) предоставление налоговых льгот предприятиям, которые используют оборудования, работающего на нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии, альтернативных видах топлива {Пункт "б" части первой < br> статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 760-V ( 760-16 ) от 16.03.2007} в) приоритетного кредитования мероприятий по обеспечению рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов. приоритетного кредитования подлежат энергосберегающие мерах по рекомендациям центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, изготовления опытных образцов и экспериментальных установок, внедрение в производство высокоэффективных технологических процессов, оборудования и материалов. {Абзац второй пункта "в" части первой статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Приобретение по инициативе предприятий - потребителей топливно-энергетических ресурсов энергосберегающих технологий, оборудования, материалов, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, а также инвестиции в создание энергосберегающих технологий, производство энергосберегающего оборудования, материалов, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, в создание и внедрение технологий использования нетрадиционных источников энергии , производства альтернативных видов топлива, в строительство энергосберегающих объектов кредитуются на льготных условиях при наличии соответствующего экспертного заключения органов управления энергосбережением. Размер снижения процентной ставки зависит от энергетической эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий. Компенсация убытков кредитных учреждений от уменьшения ссудного процента проводится за счет средств фонда энергосбережения. {Абзац третий пункта "в" части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 760-V ( 760-16 ) от 16.03.2007} Порядок приоритетного кредитования мероприятий по обеспечению рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов, использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, производства альтернативных видов топлива устанавливается Кабинетом Министров Украины {Пункт "в" части первой статьи 16 дополнен абзацем в соответствии с Законом N 760-V ( 760-16 ) от 16.03.2007} г) установления повышенных норм амортизации энергосберегающих основных фондов. Перечень видов энергосберегающего оборудования, к которым применяются повышенные нормы амортизации, устанавливается Кабинетом Министров Украины {Абзац второй пункта "г" части первой статьи 16 в редакции Закона N 760-V ( 760-16 ) от 16.03.2007} д) целевых государственных и других субсидий и безвозвратного ассигнования на выполнение поисковых научно-исследовательских работ в сфере энергосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, производство и освоение новых видов энергосберегающей техники и технологии. Порядок предоставления государственных субсидий и осуществления безвозвратного ассигнования устанавливается Кабинетом Министров Украине. {Пункт "д" части первой статьи 16 дополнен абзацем вторым по закону N 760-V ( 760-16 ) от 16.03.2007} Размеры налоговых, кредитных и других льгот устанавливаются согласно законодательству Украины.
{Статью 17 исключено на основании Закона N 5463-VI ( 5463 - 17 ) от 16.10.2012}
Р а з д е л III СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ Статья 18. Задача стандартизации в сфере энергосбережения Стандартизация в сфере энергосбережения проводится для установления комплекса обязательных норм, правил, требований по рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов. Стандарты в сфере энергосбережения является основой для применения экономических санкций за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, производство энергетически неэффективного оборудования и материалов. Статья 19. Энергетические стандарты Государственные энергетические стандарты являются обязательными для выполнения. Они определяют основные термины и понятия, организационно-методические основы энергосбережения, рациональные удельные расходы топливно-энергетических ресурсов, методы определения потребностей в энергии, сертификации объектов в соответствии с требованиями энергосбережения , методы сбора и обработки информации о расхода топливно-энергетических ресурсов, требования к энергосберегающих технологий и энергосберегающего оборудования, требования к вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Статья 20. Нормы и нормативы расходов топливно-энергетических ресурсов Нормы и нормативы расходов топливно-энергетических ресурсов в обязательном порядке включаются в энергетические паспорта оборудования, режимные карты, технологические инструкции и инструкции по эксплуатации, а также в технические условия и паспорта на все виды машин и механизмов, потребляющих топливно-энергетические ресурсы. На период до введения в действие систем энергетических стандартов допускается применение прогрессивных норм и нормативов затрат топливно-энергетических ресурсов. Порядок установления норм удельных расходов топлива и энергии определяется Кабинетом Министров Украины. (Статья 20 дополнена частью по закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) Контроль за соблюдением нормативов расходов топливно-энергетических ресурсов осуществляется уполномоченным на то Президентом Украины органом. {Часть четвертая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
Р а з д е л IV государственной экспертизе по энергосбережению И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АУДИТ (Название раздела IV в редакции Закона N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) Статья 21. Обязательность государственной экспертизы по энергосбережению Государственная экспертиза по энергосбережению - система мероприятий по установления соответствия показателей объектов экспертизы, которые характеризуют использование топливно-энергетических ресурсов, требованиям нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов в сфере энергосбережения. {Статья 21 дополнена частью по закону N 3260-IV ( 3260 -15 ) от 22.12.2005} Проведение государственной экспертизы по энергосбережению является обязательным в процессе правотворческой, инвестиционной, управленческой и другой деятельности, связанной с добычей, переработкой, транспортировкой , хранением, производством и потреблением топливно-энергетических ресурсов а также для получения льгот, предусмотренных налоговым и / или таможенным законодательством; приоритетного кредитования мероприятий по обеспечению рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов; получения безвозвратного ассигнования, целевых государственных и других субсидий, субвенций, дотаций для осуществления мероприятий по обеспечению энергосбережения за счет бюджетных средств. {Часть вторая статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 4845-VI ( 4845-17 ) от 24.05.2012} Государственная экспертиза по энергосбережению проводится на платной основе. Размер платы за проведение государственной экспертизы энергосбережения устанавливается Кабинетом Министров Украины. {Статья 21 дополнена частью третьей согласно Закону N 4845-VI ( 4845-17 ) от 24.05.2012} Статья 22. Объекты государственной экспертизы по энергосбережению (Название статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) Государственной экспертизе по энергосбережению подлежат: (Абзац первый статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) а) проекты схем развития и размещения производительных сил, проекты развития отраслей народного хозяйства, территориальных схем энергообеспечения, другая предпланового и предпроектная документация; б) энерготехнологическая часть технико-экономических обоснований и проектов строительства новых и расширения (реконструкции, технического переоборудования, модернизации) действующих объектов и предприятий по годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в тысячу и более тонн в пересчете на условное топливо - по решению заказчика в случае предоставления преференций (субсидий, налоговых или финансово-кредитных льгот) за счет бюджетных средств {Пункт "б" статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} в) проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов, строительные нормы и правила, документация на создание и приобретение новой энергоемкой техники, технологии и материалов, другие < br> документы и материалы, регламентирующие все виды деятельности в сфере энергосбережения. Статья 23. Государственная экспертиза по энергосбережению Основными задачами государственной экспертизы по энергосбережению являются: а) определение соответствия управленческой, инвестиционной и другой деятельности целям энергосбережения; б) установление соответствия предпроектных, предплановых, проектных и других решений требованиям законодательства о энергосбережения, действующим энергетическим стандартам и нормам; в) подготовка экспертных заключений, связанных с программами и проектами в сфере энергопотребления и энергосбережения. К проведению государственной экспертизы по энергосбережению могут привлекаться соответствующие органы исполнительной власти, государственные научно-исследовательские, проектно-конструкторские, другие учреждения, организации и предприятия, представители общественности, эксперты международных организаций. {Часть вторая статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005} Государственная экспертиза по энергосбережению проводится органом исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сферах эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. Экспертиза проектов строительства проводится соответствии со статьей 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" ( 3038-17 ). {Часть третья статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, N 4845-VI ( 4845-17 ) от 24.05.2012}
Статья 24. Обязательность исполнения распоряжений и выводов государственной экспертизы по энергосбережению Заключения государственной экспертизы по энергосбережению должны учитывать нормативы отраслевых стандартов, приведенных в соответствие с требованиями закона и обязательны для выполнения. Отрицательное заключение государственной экспертизы по энергосбережению является основанием для переработки программ и проектов и устранения недостатков в зданиях, сооружениях или инженерных объектах согласно выводам экспертизы . Положительное заключение государственной экспертизы энергосбережения является основанием для удовлетворения представления потребителя энергоресурсов относительно получения субсидий, налоговых и финансово-кредитных льгот за счет средств фонда энергосбережения. {Часть вторая статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005, N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Спорные вопросы, вытекающие из выводов государственной экспертизы по энергосбережению, решаются в соответствии с действующим законодательства. Статья 24-1. Энергетический аудит Энергетический аудит проводится с целью: определение путей рационального использования топливно-энергетических ресурсов, избежания необоснованных расходов на проведение энергосберегающих мероприятий; осуществление энергосберегающих мероприятий и внедрение менеджмента по энергосбережению; установка обоснованных объемов потребления топливно-энергетических ресурсов; определение соответствия фактических удельных расходов топливно-энергетических ресурсов нормам удельных расходов, установленным в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины; предоставление выводов относительно эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в случае распространения на этих потребителей действия экономического механизма энергосбережения. Порядок проведения энергетического аудита устанавливается законом. {Закон дополнен статьей 24-1 согласно Закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005}
{Раздел V исключено на основании Закона N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
Р а з д е л VI МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ Статья 28. Участие Украины в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения Украина принимает участие в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения на государственном и общественном уровнях соответствии с законодательством Украины и международным правом. Если международными договором, заключенным Украиной, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины энергосбережения, то применяются правила международного договора. (Часть вторая статьи 28 с изменениями, внесенными Законом N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) Украина принимает меры к развитию и укреплению международного сотрудничества с другими государствами в сфере энергосбережения и в рамках деятельности ООН и организаций, входящих в ее систему, других правительственных и неправительственных международных организаций по развитию энергетики и энергосбережения. Статья 29. Обязанность иностранных юридических лиц, иностранцев и лиц без гражданства по соблюдению законодательства Украины об энергосбережении (Название статьи 29 с изменениями, внесенными Законом N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005) Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства обязаны соблюдать на территории Украины требований настоящего Закона, других законодательных актов, регулирующих отношения в сфере энергосбережения, и несут ответственность за их нарушение соответствии с законодательством Украины. (Статья 29 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3260-IV ( 3260-15 ) от 22.12.2005)
Президент Украины Л.КРАВЧУК г. Киев, 1 июля 1994 N 74/94-ВР
|
|