Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 133. Платники податку
133.1. Платниками податку з числа резидентів є:
133.1.1. суб'єкти господарювання - юридичні лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами
133.1.2. управление железной дороги, которое получает прибыль от основной деятельности железнодорожного транспорта. Перечень работ и услуг, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта, определяется Кабинетом Министров Украины. Доходы железных дорог, полученные от основной деятельности железнодорожного транспорта, определяются в пределах поступлений дохода, перераспределенного между железными дорогами в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины
133.1.3. предприятия железнодорожного транспорта и их структурные подразделения, получающие прибыль от неосновной деятельности железнодорожного транспорта
133.1.4. неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности и/или доходов, подлежащих налогообложению в соответствии этому разделу
133.1.5. обособленные подразделения налогоплательщиков, указанных в подпункте 133.1.1 этого пункта, определенные согласно разделу I настоящего Кодекса, за исключением представительств.
Для целей этого раздела представительство налогоплательщика - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, и который осуществляет представительство и защиту интересов юридического лица, финансируется таким юридическим лицом и не получает других доходов, кроме пассивных доходов.
133.2. Плательщиками налога из числа нерезидентов являются:
133.2.1. юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме, и получают доходы с источником происхождения из Украины, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатические привилегии или иммунитет согласно международным договорам Украины
133.2.2. постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы с источником происхождения из Украины или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей.
133.3. Постоянное представительство до начала своей хозяйственной деятельности становится на учет в налоговом органе по своему местонахождению в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики. Постоянное представительство, начавшее свою хозяйственную деятельность до регистрации в налоговом органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а полученные им прибыли считаются скрытыми от налогообложения.
Нерезиденты, действующих в соответствии с положениями Рамочного соглашения между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития относительно деятельности Чернобыльского фонда " Укрытие " в Украине и Соглашения о гранте (Проект ядерной безопасности Чернобыльской АЭС) между Европейским банком реконструкции и развития как Распорядителем средств, предоставленных согласно Гранту со Счета ядерной безопасности, Правительством Украины и Чернобыльской атомной электростанцией, могут осуществлять свою хозяйственную деятельность без регистрации в налоговом органе.
133.4. Национальный банк Украины осуществляет расчеты с Государственным бюджетом Украины в соответствии с Законом Украины " О Национальном банке Украины ".
133.5. Учреждения уголовно-исполнительной системы и их предприятия, использующие труд спецконтингента, направляют доходы, полученные от деятельности, определенной центральным органом исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, на финансирование хозяйственной деятельности таких учреждений и предприятий, с включением сумм таких доходов в соответствующие сметы их финансирования, утвержденных указанным органом исполнительной власти.
133.6. Особенности взимания налога субъектами ' ведения хозяйства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются главой 1 раздела XIV настоящего Кодекса.
Комментарий
133.1. Согласно нормам ст. 15 НКУ налогоплательщиками признаются физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) о ' объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), является об ' объектом налогообложения согласно этому Кодексу или налоговым законам, и на которых возложена обязанность ' Связь по уплате налогов и сборов согласно этому Кодексу. Каждый из налогоплательщиков может быть налогоплательщиком по одному или нескольким налогам и сборам.
Ст. 7 НКУ содержит положения, при установлении налога обязанность ' обязательно определяются плательщики по этому налогу.
Сам по себе раздел НКУ носит название налога на прибыль предприятий, но срок предприятия следует толковать несколько расширен - суб ' объектами налогообложения являются как предприятия, так и вообще все юридические лица (например, Национальный банк и другие банковские учреждения не являются предприятиями) и их структурные обособленные подразделения. НКУ выделяет среди налогоплательщиков резидентов и нерезидентов, прибыльные и неприбыльные предприятия, а также определяет порядок уплаты налога для структурных подразделений.
133.1.1. Понятие " суб ' ведения хозяйства ". Поскольку понятие " суб ' ведения хозяйства " не определяется Налоговым кодексом Украины, то для его толкования следует обратиться в Хозяйственный кодекс Украины. Раздел II ХКУ в ст. 55 устанавливает, что " суб ' ведения хозяйства признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанности ' связей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательства ' язаннями в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством ". Сб ' ведения хозяйства являются: 1) хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с требованиями ГКУ, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке; филиалы, представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности. Сб ' ведения хозяйства имеют статус юридического лица, определяется гражданским и хозяйственным законодательством. В то же время суб ' ведения хозяйства - Обособленные подразделения (структурные единицы) хозяйственных организаций могут действовать лишь на основе права оперативно-хозяйственного использования имущества, без статуса юридического лица.
Понятие " юридическое лицо ". Основы правового статуса юридических лиц урегулированы нормами гражданского права. Ст. 80 Гражданского кодекса Украины устанавливает, что юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке (именно с момента регистрации юридического лица она становится юридическим лицом и плательщиком налога). Юридические лица, в зависимости от порядка их создания, делятся на юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права. Последние тоже являются плательщиками налога на прибыль предприятий и облагаются налогом по правилам, установленным для неприбыльных организаций.
Юридические лица создаются в определенных организационно-правовых формах. Ими могут быть общество, учреждение и другие формы, установленные законом.
Обществом является организация, созданная путем об ' единения лиц (участников), имеющих право участия в этом обществе. Общество может быть создано одним лицом, если иное не установлено законом. Общества делятся на предпринимательские и непредпринимательские.
Учреждением является организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями), которые не принимают участия в управлении ею, путем о ' единения (выделения) их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества (ст. 83 ГКУ).
Предпринимательскими являются общества, осуществляющих предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределения между участниками (предпринимательские общества), могут быть созданы только как хозяйственные общества (полное общество, коммандитное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество) или производственные кооперативы (ст. 84 ГКУ). Непредпринимательские общества не имеют целью получение прибыли для ее последующего распределения между участниками. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность наряду со своей основной деятельностью, если иное не установлено законом и если их деятельность соответствует цели, для которой они были созданы, и способствует ее достижению (ст. ст. 85 - 86 ГКУ).
П. 14.1.30 НКУ устанавливает, что срок " обособленные подразделения " употребляется в Кодексе в значении, определенном Гражданским кодексом Украины. Ст. 95 ГКУ определяет правовой статус филиалов и представительств. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица, то есть только представляет ее, но не осуществляет ее функции. Если филиал или другое структурное подразделение налогоплательщика находится на одной с ним территории, то налог уплачивается головным предприятием. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их и действуют на основании утвержденного им положения. Ответственность за своевременное и полное внесение налога на прибыль возлагается на налогоплательщика - юридическое лицо, в составе которой находится обособленный структурное подразделение.
Плательщиками налога на прибыль предприятий являются юридические лица, которых НКУ разделяет на резидентов и нерезидентов. Определение их содержатся в ст. 14 НКУ.
Резидентами (п. 14.1.213) являются: а) юридические лица и их обособленные лица, образованные и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением как на ее территории, так и за ее пределами, б) дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства Украины за рубежом, имеющие дипломатические привилегии и иммунитет.
К числу нерезидентов относятся согласно п. 14.1.122: а) иностранные компании, организации, образованные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализованные) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины, б) дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине.
133.1.2 - 133.1.3. Плательщиками налога являются также управление железной дороги, которое получает прибыль от основной деятельности железнодорожного транспорта, и предприятия железнодорожного транспорта и их структурные подразделения, получающие прибыль от неосновной деятельности железнодорожного транспорта. К компетенции Кабинета Министров Украина отнесено установление перечня работ и услуг, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта, а также определения доходов железных дорог, полученные от основной деятельности железнодорожного транспорта (в пределах поступлений дохода, перераспределенного между железными). Деятельность предприятий железнодорожного транспорта основывается на государственной форме собственности и регулируется государством. Основными актами, регулирующими указанные финансовые отношения на железнодорожном транспорте в этой сфере, является постановление Кабинета Министров Украины от 30 марта 2011 N 316 " Об утверждении перечня работ и услуг, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта, и Порядка перераспределения поступлений дохода от основной деятельности железнодорожного транспорта ", Порядок перераспределения поступлений дохода от основной деятельности железнодорожного транспорта, а распределение доходов железных дорог установлено распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2011 N 983-р " Об утверждении сводного финансового плана железных дорог Украины на 2011 год ".
Срок " основная деятельность железнодорожного транспорта " означает деятельность всех взаимосвязанных ' связанных в рамках единого производственно-технологического комплекса предприятий железнодорожного транспорта, направленную на обеспечение перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, почты и выполнения эт ' связанных с ими работ (услуг). Эти работы и услуги определяются не только актами Украины, но и международно-правовыми актами, в частности, Соглашением о международном пассажирском сообщении и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении. Кроме того, доходная часть финансового плана железных дорог формируется на основании Порядка обслуживания граждан железнодорожным транспортом, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19 марта 1997 N 252, Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом Украины и Правила перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины, а также Сборником тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и эт ' связанные с ними услуги, утвержденным в установленном порядке.
Основными работами и услугами, которые относятся к основной деятельности железнодорожного транспорта, является текущее содержание, профилактический осмотр, диагностирование, обслуживание и ремонт, усовершенствование основных средств и инвентаря, подготовка к перевозкам и эксплуатация вагонов, локомотивов, дизель-и электропоездов, другого подвижного состава и контейнеров, их экипировка и уборка, в частности в международном сообщении; маневровая работа; прием и выдача багажа; продажа проездных документов, выполнения работ и предоставления услуг по обслуживанию пассажиров на станциях, вокзалах и в пассажирских поездах; нагрузки, перегрузки, разгрузки, взвешивания, прием, выдача и крепления грузов, проверка правильности их погрузки и крепления; перестановка вагонов с колеи одной ширины на другую; приема и отправления поездов; сопровождение поездов, охрана грузов, основных средств и инвентаря; содержание полосы отвода, устройств защиты от снега, выращивания и содержания защитных лесонасаждений; работы, выполняемые для борьбы со снежными заносами и подтоплением на о ' объектах железнодорожного транспорта; работы, эт ' связанные с техникой безопасности, производственной санитарией и охраной труда, сбор и обработка информации о перевозке, информационно-вычислительные работы и работы, эт ' связанные с технологической обработкой перевозочных документов, сопровождение информационных систем железнодорожного транспорта, услуги по водо-, теплоснабжения и водоотведения, услуги связи ' связи и по обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки, передача и поставка электроэнергии для обеспечения перевозок; работы, эт ' связанные с ликвидацией пожаров, аварий и катастроф, если они выполняются восстановительными и пожарными поездами, которые находятся на балансе железных дорог; диагностические и испытательные работы на железных дорогах; справочно-информационные и транспортно-экспедиционные операции, эт ' связанные с работой железнодорожного транспорта с основной деятельности; хранение и отпуск топлива, изготовление и хранение бланков проездных и перевозочных документов, графиков движения поездов; грузов, плата за пользование подвижным составом, переадресация вагонов, оформление внутреннего транзитного документа.
Доходами от перевозок доходы, которые относятся железным дорогам за выполненные перевозки и эт ' связанные с ними работы (услуги) после перераспределения поступлений дохода. Они подлежат учету для исчисления налога на прибыль предприятий железнодорожного транспорта.
Некоммерческие предприятия, учреждения и организации - предприятия, учреждения и организации, основной целью деятельности которых является не получение прибыли, а производство благотворительной деятельности и меценатства и другой деятельности, предусмотренной законодательством (пп. 14.1.121 НКУ). Неприбыльными такие юридические лица считаются по результатам своей деятельности, а по определенной в уставных документах целью этой деятельности - ею может быть получение прибыли.
133.4. Этот пункт устанавливает, что Национальный банк Украины осуществляет расчеты с Государственным бюджетом Украины в соответствии с Законом Украины " О Национальном банке Украины ". НБУ является юридическим лицом и имеет обособленное имущество, являющееся об ' объектом права государственной собственности и находится в его полном хозяйственном ведении. Ст. 5 Закона Украины " О Национальный банк Украины " устанавливает, что доходы и расходы НБУ отражаются в его смете, которая обеспечивает выполнение его функций. Национальный банк вносит в бюджет суммы превышения доходов над расходами по итогам квартала и года (по итогам года - до 20 января следующего за отчетным года).
133.5. Особенностью учреждений уголовно-исполнительной системы и их предприятий, использующих труд спецконтингента, является то, что их деятельность является некоммерческой. Эти учреждения направляют доходы, полученные от деятельности, определенной специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний Украины, на финансирование хозяйственной деятельности таких учреждений и предприятий, с включением сумм таких доходов в соответствующие сметы их финансирования, утвержденных указанным органом исполнительной власти. В случаях использования средств не по назначению, то есть не на хозяйственную деятельность таких учреждений, полученную облагается налогом на общих основаниях.