Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 144. Об'єкти амортизації

144.1. Амортизації підлягають:

витрати на придбання основних засобів, нематеріальних активов и долгосрочных биологических активов для использования в хозяйственной деятельности

расходы на самостоятельное изготовление (создание) основных средств, нематериальных активов, выращивание долгосрочных биологических активов для использования в хозяйственной деятельности, в том числе расходы на оплату заработной платы работникам, занятым на изготовлении (создании) основных средств и нематериальных активов

расходы на проведение ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных средств, превышающие 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного года

расходы на капитальное улучшение земли, не связанных ' связано со строительством, а именно ирригацию, осушение и другое подобное капитальное улучшение земли

капитальные инвестиции, полученные налогоплательщиком из бюджета, в виде целевого финансирования на приобретение (создание) о ' объекта инвестирования (основного средства, нематериального актива) при условии признания доходов пропорционально сумме начисленной амортизации по такому об ' объекта в соответствии с положениями подпункта 137.2.1 пункта 137.2 статьи 137 настоящего Кодекса;

сумма переоценки стоимости основных средств, проведенной в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;

стоимость безвозмездно полученных об ' объектов энергоснабжения, газо-и теплообеспечения, водоснабжения, канализационных сетей, построенных потребителями по требованию специализированных эксплуатирующих предприятий согласно техническим условиям на присоединение к указанным сетям или о ' объектов

стоимость основных средств, безвозмездно полученных или произведенных или построенных за счет средств бюджета или кредитов, привлеченных Кабинетом Министров Украины или под гарантии Кабинета Министров Украины, в случае выполнения обязательства ' язань по гарантии Кабинетом Министров Украины,

стоимость безвозмездно полученных для эксплуатации предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования основных средств транспортной инфраструктуры, находящихся на балансе других предприятий

стоимость основных средств, определенная на уровне обычной цены, полученных в концессию в соответствии с Законом Украины " Об особенностях передачи в аренду или концессию ' объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности ".

144.2. Не подлежат амортизации и полностью относятся к состав расходов за отчетный период расходы налогоплательщика на:

содержание основных средств, находящихся на консервации

ликвидации основных средств

приобретение (Изготовление) сценически постановочных предметов стоимостью до 5 тысяч гривен театрально-зрелищными предприятиями - плательщиками налога

затраты на производство национального фильма и приобретение имущественных прав интеллектуальной собственности на национальный фильм.

144.3. Не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников финансирования:

расходы бюджетов на строительство и содержание сооружений благоустройства и жилых домов, приобретение и сохранение библиотечных и архивных фондов

расходы бюджетов на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования

расходы на приобретение и сохранение Национального архивного фонда Украины, а также библиотечного фонда, который формируется и содержится за счет бюджетов

стоимость гудвилла

расходы на приобретение/самостоятельное изготовление и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств.

Срок " непроизводственные основные средства " означает необоротные материальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Комментарий

Данная статья определяет исчерпывающий (такой, что может меняться налогоплательщиком) перечне ' объектов и занимает основное место в регулировании порядка амортизации основных средств.

П. 14.1.3 НКУ определяет, что амортизация - это систематическое распределение стоимости основных средств, других необоротных и нематериальных активов, которая амортизируется в течение срока их полезного использования (эксплуатации). Данное определение отличается от определения, которое давал Закон Украины " О налогообложении прибыли предприятий " и в большей степени воплощает положения ряда нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету, в частности, Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 " Основные средства ", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. N 92 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 18 мая 2000 за N 288/4509). НКУ не употребляет термин " основные фонды " как устаревший. В целом можно отметить, что НКУ в вопросах правового регулирования амортизации и налога на прибыль предприятий в целом в большой степени унифицировал налоговое законодательство и законодательство по вопросам бухгалтерского учета.

Ст. 144 НКУ разделяет все основные средства на три группы: 1) которые подлежат амортизации, 2) не подлежащих амортизации и полностью относятся в состав расходов за отчетный период, 3) не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников финансирования.

Первую из названных групп составляют:

расходы на приобретение основных средств, нематериальных активов и долгосрочных биологических активов для использования в хозяйственной деятельности

расходы на самостоятельное изготовление основных средств выращивания долгосрочных биологических активов для использования в хозяйственной деятельности, в том числе расходы на оплату заработной платы работникам, которые были заняты на изготовлении таких основных средств

расходы на проведение ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных средств, превышающие 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного года

расходы на капитальное улучшение земли, не связанных ' связано со строительством, а именно ирригацию, осушение и другое подобное капитальное улучшение земли

капитальные инвестиции, полученные налогоплательщиком из бюджета, в виде целевого финансирования на приобретение (создание) о ' объекта инвестирования (основного средства, нематериального актива) при условии признания доходов пропорционально сумме начисленной амортизации по такому об ' объекта соответственно с положениями подпункта 137.2.1 пункта 137.2 статьи 137 Кодекса

сумма переоценки стоимости основных средств, проведенной в соответствии со статьей 146 Кодекса

стоимость безвозмездно полученных об ' объектов энергоснабжения, газо-и теплообеспечения, водоснабжения, канализационных сетей, построенных потребителями по требованию специализированных эксплуатирующих предприятий согласно техническим условиям на присоединение к указанным сетям или о ' объектов

стоимость основных средств, определенная на уровне обычной цены, полученных в концессию в соответствии с Законом Украины " Об особенностях передачи в аренду или концессию ' объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности ".

Вторую группу составляют об ' объекты, которые не подлежат амортизации и полностью относятся в состав расходов за отчетный период:

содержание основных средств, находящихся на консервации

ликвидации основных средств

приобретение (изготовление) сценически постановочных предметов стоимостью до 5000 гривен театрально-зрелищными предприятиями - плательщиками налога

расходы на производство национального фильма и приобретение имущественных прав интеллектуальной собственности на национальный фильм.

Третья группа - это о ' объекты, которые не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников финансирования:

расходы бюджетов на строительство и содержание сооружений благоустройства и жилых домов, приобретение и сохранение библиотечных и архивных фондов

расходы бюджетов на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования

расходы на приобретение и сохранение Национального архивного фонда Украины, а также библиотечного фонда, который формируется и содержится за счет бюджетов

стоимость гудвилла

расходы на приобретение/самостоятельное изготовление и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств. При этом срок " непроизводственные основные средства " означает необоротные материальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Научно-практический комментарий к НКУ отмечает, что особенностью об ' объектов амортизации является то, что они должны соответствовать двум основным критериям - их приобретению и использованию в хозяйственной деятельности. Очевидно, это критериями правильности отнесения и квалификации производственного ' объекта как об ' объекта амортизации. Однако уже после публикации комментария Законом Украины от 7 июля 2011 в НКУ были внесены изменения и поправки, которыми было предусмотрено не только приобретения, но и создание об ' объекта амортизации.

Приобретение об ' объекта амортизации предусматривает его покупку и другие способы отчуждения с использованием денежных средств или их эквивалентов. К приобретению приравниваются некоторые другие способы приобретения права собственности (ст. 146.17.2), но к ним не относятся безвозмездные способы приобретения об ' объекта и обмен.

Создание об ' объекта амортизации происходит за счет собственных средств и ресурсов, хотя может осуществляться подрядным или хозяйственным методами. В результате этого создается об ' объект, имеющий первоначальную стоимость основного средства, в дальнейшем амортизируется.

Особенным в этом отношении о ' объектом являются так называемые долгосрочные биологические активы, к которым относятся животные или растения, которые в результате биологических преобразований способны давать сельскохозяйственную продукцию и/или дополнительные биологические активы или приносить другим способом экономические выгоды (все они делятся на текущие и долгосрочные). Их бухгалтерский учет регламентируется Положением (Стандартом) бухгалтерского учета 30 " Биологические активы " (утвержден приказом Министерства финансов Украины от 18 ноября 2005 N 790; зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 5 декабря 2005 г. за N 1456/11736).

Основой для начисления амортизации является совокупная балансовая стоимость основных средств. По содержанию это итоговая остаточная стоимость объекта ' объектов основных амортизируемых средств.

Комментарий АДПС ставит вопрос - входят в число об ' объектов амортизации об ' объекты, находящиеся у плательщика налога в аренде? И делает вывод, что да, затраты на ремонт и т.п. имущества, находящегося в аренде, следует отнести к затратам амортизации.

П. 144.1 НКУ устанавливает, что амортизации подлежат ... " расходы на проведение ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных средств, превышающие 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного года ". То есть, другими словами, все указанные расходы могут быть включены в суммы амортизации в размере, превышающем 10%. Суммы к 10% включаются в состав расходов предприятия отчетного периода (в частности, это отмечает Комментарий АДПС, с. 166). Между тем, стандарт бухгалтерского учета N 7 " Основные средства " устанавливает, что " 14. Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, эт ' связанных с улучшением о ' объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т.п.), что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования об ' объекта. Остаточная стоимость основных средств уменьшается в связи ' связи с частичной ликвидацией о ' объекта основных средств. Первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств может быть увеличена на сумму расходов, эт ' связанных с улучшением и ремонтом об ' объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством./{Пункт 14 с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов N 731 от 22.11.2004, N 372 от 18.03.2011}/". Таким образом, можно отметить коллизию между актами бухгалтерского учета и НКУ, но по вопросам налогообложения приоритет принадлежит НКУ.

Такого же рода коллизия наблюдается и при применении другой нормы - п. 15 стандарта бухгалтерского учета N 7 " Основные средства ". Расходы, осуществляемые для поддержания об ' объекта в рабочем состоянии (проведение технического осмотра, надзора, обслуживания, ремонта и т.п.) и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов./{Пункт 15 с изменениями, внесенными согласно приказу Министерства финансов N 1125 от 25.09.2009}/. Согласно же требованиям НКУ эти расходы могут быть включены в амортизации не полностью, а в размере более 10 процентов. Отсюда следует, что данные бухгалтерского учета могут использоваться для налогообложения, но отношения по налогообложению имеют собственный предмет.

Необходимо проводить различие между улучшением основных средств и их поддержанием в надлежащем состоянии. Ст. 144 НКУ относит к " улучшения " основных средств проведения ремонта, реконструкции, модернизации и других видов их улучшения. Стоит отметить, что НКУ и другие нормативно-правовые акты по налоговому праву не раскрывают содержание этих определений, а использование нормативно-правовых актов других отраслей права прямо не обязательства ' связывает налоговые органы соблюдать их. В периодической печати, например, эти понятия раскрываются следующим образом: " модернизация - Комплекс работ по улучшению эксплуатационных характеристик оборудования, действующего заменой отдельных составляющих более усовершенствованными согласно современным требованиям и нормам (Приказ N 181); реконструкция - это перестройка существующих об ' объектов, эт ' связана с усовершенствованием производства, повышением его технико-экономического уровня и качества производимой продукции, улучшением условий эксплуатации, изменением технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назначение, геометрические размеры) (ДБН 2.2-3-2004). Из этих определений можно сделать вывод, что в большинстве случаев модернизация касается оборудования, а реконструкция - основных фондов первой группы или их совокупности " [Костюк: 10 с. 28].

Абзац п ' пятый п. 144.1 относит к числу об ' объектов амортизации " расходы на капитальное улучшение земли, не связанных ' связано со строительством, а именно ирригацию, осушение и другое подобное капитальное улучшение земли ". Земля в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету относится к основных средств производства. В частности, п. 5 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 " основные средства " устанавливает, что для целей бухгалтерского учета основные средства классифицируются по следующим группам: 5.1. Основные средства; 5.1.1. Земельные участки; 5.1.2. Капитальные затраты на улучшение земель, не связанных ' связанные со строительством ". Учету в данном случае подлежит не сама земля, а капитальные расходы, которые несет предприятие - плательщик налога в связи ' связи с улучшением земель. Поэтому об ' объектом амортизации является не столько земля, сколько работы, проведенные по его содержанию и улучшению и потраченные на эти цели средства. Для определения сумм таких расходов используются данные бухгалтерского учета, а полное отражение указанных сумм находит место в отчетности и декларации, подаваемой плательщик в налоговую инспекцию. В общем плане некоторые из понятий данной группы отношений отражены в Методике экспертной денежной оценки земельных участков (утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 11 октября 2002 N 1531). Для экспертной оценки земли в качестве информационной базы используются, в частности, следующие данные: материалы о физических характеристиках земельного участка, качество почв, характер и состояние земельных улучшений, их использования в соответствии с законодательством, информация о ценах продажи (аренды) подобных об ' объектов, уровень их доходности, время экспозиции об ' объектов этого типа на рынке, данные о расходах на земельные улучшения и операционные издержки, сложившиеся на рынке, а также о доходах и расходах производства и реализации сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции и другие данные, влияющие на стоимость объекта ' объекта оценки. В самой Методике определен ряд понятий, которые используются для оценки земли и расходов по ее улучшению. В частности, под земельными улучшениями Методика понимает смену " качественных характеристик земельного участка вследствие расположения в его пределах домов, зданий, сооружений, об ' объектов инженерной инфраструктуры мелиоративных систем, многолетних насаждений, лесной и другой растительности, а также вследствие хозяйственной деятельности или проведения работ (изменение рельефа, улучшение почв и т.д.).

В случае аренды земли расходы и их отражение в целях амортизации будет нести лицо, которая согласно договору несет обязанность ' Связь осуществления капитальных улучшений земли. Закон Украины " Об аренде земли " устанавливает, что улучшение земли может проводить как арендатор, так и арендодатель. Именно эта обязанность ' связь отражается в договоре.

Абзац шестой ст. 144.1 устанавливает, что амортизации подлежат капитальные инвестиции, полученные налогоплательщиком из бюджета, в виде целевого финансирования на приобретение (создание) о ' объекта инвестирования (основного средства, нематериального актива) по условия признания доходов пропорционально сумме начисленной амортизации по такому об ' объекта в соответствии с положениями подпункта 137.2.1 пункта 137.2 статьи 137 Кодекса.

Абзацем седьмым ст. 144.1 НКУ установлено, что сумма переоценки стоимости основных средств, проведенной в соответствии со статьей 146 Кодекса. Эта норма лишь закрепляет право на отнесение в число об ' объектов амортизации сумм переоценки, реализация этого права происходит согласно нормам статьи 146 НКУ. Комментарий - см.. комментарий к ст. 146 НКУ.

Абзац восьмой СТТТА 144.1 устанавливает, что в число об ' объектов амортизации относится стоимость безвозмездно полученных об ' объектов энергоснабжения, газо-и теплообеспечения, водоснабжения, канализационных сетей, построенных потребителями по требованию специализированных эксплуатирующих предприятий согласно техническим условиям на присоединение к указанным сетям или о ' объектов.

Абзац дев ' пятый пункта устанавливает, что в число об ' объектов амортизации относится стоимость основных средств, определенная на уровне обычной цены, полученных в концессию в соответствии с Законом Украины " Об особенностях передачи в аренду или концессию ' объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности ". Указанным Законом определено, что срок " об ' объекты централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода " употребляется в таком значении: целостные имущественные комплексы, системы целостных имущественных комплексов, обеспечивающих (назначены) и достаточные для самостоятельного осуществления хозяйственной деятельности в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предоставление услуг, эт ' связанных с поставкой потребителям тепла, а также имущественные комплексы структурных подразделений предприятий, которые достаточны для самостоятельного осуществления хозяйственной деятельности в указанных сферах (ст. 1). Законом предусмотрена передача в аренду или концессию ' объектов централизованного водо-, теплоснабжения, находящихся в коммунальной собственности, передача в концессию ' объектов незавершенного строительства и законсервированных о ' объектов, находящихся в коммунальной собственности, которые могут быть достроены с целью их использования для осуществления деятельности в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предоставление услуг, эт ' связанных с поставкой потребителям тепла лицам концессии на создание (строительство) об ' объекта централизованного водо-, теплоснабжения и водоотведения. Решение о передаче в аренду или концессию принимают сельские, поселковые, городские, а также районные, областные советы. Получение этих об ' объектов в аренду или концессию происходит на конкурсной основе. С победителем конкурса после согласования всех условий и одобрения окончательной редакции соответствующим советом заключается договор аренды или концессии. Существенными условиями договора аренды или концессии о ' объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, кроме определенных законами Украины " О концессии " и " Об аренде государственного и коммунального имущества ", являются, в частности: порядок и условия восстановления переданного в аренду или концессию ' объекта централизованного тепло-, водоснабжения и водоотвода и его возвращение, порядок и условия списания (вывода из эксплуатации) имущества в составе об ' объекта аренды, концессии; обязанности ' связь арендатора, концессионера по страхованию взятого в аренду или концессию ' объекта тепло-, водоснабжения и водоотведения; обязанности ' связки сторон договора по обеспечению сохранность переданного в аренду или концессию ' объекта централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения; обязанности ' связки по содержанию об ' объекта концессии согласно требованиям государственных стандартов, норм и правил, действующих в соответствующей сфере деятельности; обязанности ' связки арендатора, концессионера по использованию переданного в аренду, концессию ' объекта централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения по целевому назначению в соответствии с профилем производственной деятельности предприятия, ранее осуществляло эксплуатацию такого об ' объекта, а также по производству (предоставление) соответствующих коммунальных услуг в гарантированных объемах и надлежащего качества, максимальный размер затрат энергоресурсов на единицу продукции (услуг) и максимально допустимые объемы потерь и технологических расходов питьевой воды и/или тепловой энергии на единицу продукции (услуг), порядок осуществления арендодателем, концессиедателем контроля за состоянием арендованного о ' объекта централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения, ответственность сторон, в том числе ответственность арендатора, концессионера за безопасность эксплуатации об ' объекта. Кроме этого, существенными условиями договора концессии о ' объекта централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящегося в коммунальной собственности, являются: объемы инвестирования концессионером собственных средств в об ' объект концессии и объемы работ, которые должны быть профинансированы (выполнены) концессионером, и/или перечень имущества, должно быть создано концессионером, перечень имущества, приобретаемого концессионером для выполнения условий концессионного договора и должно перейти в собственность территориальной общины по окончании срока действия концессионного договора, и условия такого перехода, условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые (предоставляемые) концессионером коммунальные услуги.

Договор концессии может определять комплекс дополнительных обязательства ' язань концессионера по улучшению качества предоставления соответствующих услуг и/или развития об ' объекта концессии (бизнес-план) сроком не менее на п ' пять лет. При этом для реализации таких обязательства ' язань (бизнес-плана) стороны могут в договоре определить размер действующих на день его заключения цен (тарифов) на коммунальные услуги, которые будут производиться и/или предоставляться концессионером, и условия и порядок изменения таких цен (тарифов).

Разделом III указанного Закона предусматриваются особенности концессии о ' объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности. В частности, статья 15 Закона устанавливает, что: " 4. Текущий ремонт предоставленного в концессию ' объекта концессионер обязательства ' связан проводить за свой счет. Капитальный ремонт предоставленного в концессию ' объекта проводится концессионером в определенные концессионным договором сроки за счет амортизационных отчислений. ".

Статья 16 Закона устанавливает условия проведения улучшений предоставленного в концессию ' объекта централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода. Ею предусмотрено, что:

начисления амортизации на переданный в концессию ' объект централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения (основные фонды), в том числе улучшенный или созданный (построенный) концессионером в соответствии с условиями концессионного договора, осуществляется концессионером

концессиедатель вправе за свой счет и с согласия концессионера проводить улучшения предоставляемого в концессию ' объекта. В случае проведения таких улучшений предоставленный в концессию ' объект (основные фонды) подлежит переоценке, а концессионный платеж - пропорциональному увеличению. Концессионер, давший согласие на проведение концессиедателем улучшений, не имеет права возражать против увеличения размера концессионного платежа, эт ' связанного с таким улучшением

концессионер должен соответственно с условиями концессионного договора за счет собственных средств осуществлять улучшение (реконструкцию, техническое переоснащение) о ' объекта, полученного в концессию. Проведение таких улучшений не влечет пересмотра концессионного платежа

на предоставленный в концессию ' объект централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения, в том числе улучшенный (реконструирован, технически переоснащен) концессионером, на имущество, приобретенное концессионером за счет амортизационных отчислений, сохраняется право коммунальной собственности соответствующей территориальной общины. В случае прекращения концессионного договора стоимость созданных (построенных) о ' объектов, проведенных концессионером улучшений и приобретенного за счет амортизационных отчислений имущества концессионеру концессиедателем не возмещается

в случае если улучшения в соответствии с условиями концессионного договора заключаются в замене оборудования в составе об ' объекта концессии на новое, право собственности на старое (демонтирован) оборудования следует концессионеру, а на установленное новое - соответствующей территориальной общине (общинам).

П. 144.2 устанавливает, что не подлежат амортизации и полностью относятся в состав расходов за отчетный период расходы налогоплательщика на:

содержание основных средств, находящихся на консервации

ликвидации основных средств

приобретение (изготовление) сценически постановочных предметов стоимостью до 5 тысяч гривен театрально-зрелищными предприятиями - плательщиками налога

расходы на производство национального фильма и приобретение имущественных прав интеллектуальной собственности на национальный фильм.

Основные средства, находящиеся на консервации, не принимают участие в производственном цикле и, соответственно, не переносят свою стоимость на вновь созданную стоимость, воплощенная в цене продукции. Отношения по консервации основных средств регулируются нормами хозяйственного права в то время, как в НКУ это понятие лишь упоминается и не раскрывается. Для понимания понятия " консервация " возможно использования Положение о порядке консервации основных производственных фондов предприятий (утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от от 28 октября 1997 N 1183), хотя следует учесть, что в самом этом акте отмечается, что это Положение определяет организационные основы и устанавливает единый порядок подготовки и проведения консервации и расконсервации основных производственных фондов предприятий и обязанности ' обязательна для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а также основанные на государственной собственности, для других компаний это Положение имеет рекомендательный характер. Поэтому из него целесообразно использовать только понятие " консервация основных фондов предприятий - это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более трех лет) хранения основных фондов предприятий в случае прекращения производственной и иной хозяйственной деятельности с возможностью последующего возобновления их функционирования.

Ликвидация основных средств. Расходы на ликвидацию основных средств предусматриваются пунктом 138.12 НКУ как включаемые в состав других расходов предприятия, если они не включены в себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Срок " ликвидация " в данном случае предполагает, прежде всего, частичной ликвидации основных средств, которая носит название их " выбытия " и оформляется путем списания. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 " Основные средства " устанавливает, что об ' объект основных средств изымается из активов (списывается с баланса) в случае его выбытия вследствие бесплатной передачи или несоответствия критериям признания активом. Финансовый результат от выбытия об ' объектов основных средств определяется вычитанием из дохода от выбытия основных средств их остаточной стоимости, косвенных налогов и расходов, эт ' связанных с выбытием основных средств. Регистры аналитического учета основных средств, выбывших прилагаются к документам, которыми оформлены факты выбытия основных средств. В случае частичной ликвидации об ' объекта основных средств его первоначальная (переоцененная) стоимость и износ уменьшаются соответственно на сумму первоначальной (переоцененной) стоимости и износа ликвидированной части о ' объекта.

О списании основных средств с баланса предприятия составляется акт по установленной форме. Списание отдельных видов имущества или имущества отдельных видов субъектов ' ведения хозяйства имеет свои особенности. Так, списания имущества о ' объектов государственной собственности регламентируется Порядком списания об ' объектов государственной собственности (утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 8 ноября 2007 N 1314).

Порядок определяет механизм списания о ' объектов государственной собственности, каковы об ' объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами) (т.е. имущество). Порядок распространяется на таких субъектов ' ведения хозяйства - казенные предприятия, государственные коммерческие предприятия (их об ' объединение), учреждения и организации, а также предприятия, учреждения и организации, находящиеся в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук.

Порядок списания имущества, утвержденный постановлением КМУ N 1314, распространяется на имущество, переданное казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их ' объединением), учреждениям и организациям, закрепленное за предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук, имущество, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных обществ в процессе приватизации (корпоратизации), но находится на их балансе. Он не распространяется на имущество, порядок списания которого определяется отдельными законами (о ' объекты жилищного фонда, военное имущество, государственный материальный резерв, о ' объекты гражданской обороны, целостные имущественные комплексы предприятий и т.д.).

Списанию подлежит имущество, не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно переданное государственным предприятиям, учреждениям или организациям и по которому не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно), в случае, когда такое имущество морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования суб ' ведения хозяйства, в частности в связи ' связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, или повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит, или выявлено в результате инвентаризации как недостаток. При этом списание имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача, осуществляется после возмещения его стоимости, кроме случаев, когда осуществить такое возмещение невозможно. Морально устарела комп ' Компьютерная техника, пригодная для дальнейшего использования, может передаваться в сферу управления местных органов исполнительной власти с последующим ее закреплением за соответствующими учреждениями, учреждениями и организациями.

Списание имущества осуществляется субъектами ' ведения хозяйства, на балансе которого оно находится, на основании принятого суб ' объектом управления решения о предоставлении согласия на его списание.

Списание имущества осуществляется при условии учета особенностей правового режима имущества, наличия установленных законодательными актами отягощений или ограничений по распоряжению имуществом (кроме случаев, когда установлено запрет распоряжения имуществом). Решение о предоставлении согласия на списание недвижимого имущества, а также воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и подвижного состава железнодорожного транспорта, закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук, принимается суб ' объектом управления только по согласованию с Фондом государственного имущества. Решение о предоставлении согласия на списание об ' объектов незавершенного строительства принимается суб ' объектом управления по согласованию с государственным органом приватизации по местонахождению субъекта ' ведения хозяйства.

Списание полностью амортизированных основных фондов (средств) государственного коммерческого предприятия, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 10 тыс. гривен, осуществляется по решению руководителя предприятия в соответствии с настоящим Порядком (за исключением предприятий, в отношении которых принято решение о приватизации). Списание виноградников осуществляется согласно указанного Порядка с соблюдением требований, установленных статьей 2 Закона Украины " О винограде и виноградном вине ".

Списание имущества, находящегося на балансе субъектов ' объекта управления, осуществляется следующим суб ' объектом соответствии с указанным Порядком. Решение о предоставлении согласия на списание имущества субъектов ' ведения хозяйства, относительно которых Кабинет Министров Украины выполняет функции по управлению, принимает Кабинет Министров Украины по предложениям Фонда государственного имущества и других заинтересованных органов исполнительной власти, определенных Кабинетом Министров Украины.

П. 144.2 также определено, что не подлежат амортизации и полностью относятся в состав расходов за отчетный период расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) сценически постановочных предметов стоимостью до 5 тысяч гривен театрально-зрелищными предприятиями - плательщиками налога и затраты на производство национального фильма и приобретение имущественных прав интеллектуальной собственности на национальный фильм.

Сценически-постановочные предметы (костюмы, декорации, реквизит и др..), использующие в своей деятельности театрально-зрелищные предприятия (театры, цирковые предприятия и др.). служат материальным обеспечением их представлений, спектаклей и др.. Особенностью этих предметов является то, что они не сразу, а в течение длительного периода действующих в натуральной форме и постепенно переносят свою стоимость на конечный результат деятельности предприятия. Их надо отделять от основных средств, которыми, в частности, является электроосветительное оборудование, инвентарь и др.. Их бухгалтерский учет осуществляется на основе Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательства ' язань и хозяйственных операций предприятий и организаций (утверждена приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 1999 г. N 291; зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 1999 г. N 893/4186).

Согласно Закону Украины " О кинематографии " национальным фильмом является созданный суб ' объектами кинематографии Украины (этим суб ' объектом является физическое или юридическое лицо, которое занимается любым видом профессиональной деятельности в области кинематографии) фильм, производство которого осуществлено в Украине и авторское право или право собственности на который полностью или частично принадлежит суб ' объектам кинематографии Украины. Процесс создания фильма предполагает его проектирования, подготовительный период, съемочный период, монтажно-тонировочные период. В бухгалтерском учете все расходы отражаются в конце каждого этапа. Поскольку какой-то из этапов может не совпадать с календарным годом, то расходы за этот период отражаются как расходы на производство. Состав расходов на кинопроизводство определяется приказом МКТ 1328/0/16-07. А расходов на передаче прав интеллектуальной власноти - Методическими рекомендациями по учету нематериальных активов кинопроизводства (утверждены приказом МКТ от 2 апреля 2008 г. N 353/0/16-08).

Пунктом 144.3 устанавливается, что не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников финансирования:

расходы бюджетов на строительство и содержание сооружений благоустройства и жилых домов, приобретение и сохранение библиотечных и архивных фондов

расходы бюджетов на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования

расходы на приобретение и сохранение Национального архивного фонда Украины, а также библиотечного фонда, который формируется и содержится за счет бюджетов

стоимость гудвилла

расходы на приобретение/самостоятельное изготовление и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств. Срок " непроизводственные основные средства " в контексте данного пункта означает необоротные материальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Данная группа расходов предприятия представляет собой ограничение на амортизацию и в этом плане дополняет п. 144.1. Главными признаками таких расходов является то, что они приобретаются не за счет собственных расходов и прямо не связанных ' связанные с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

Стоит обратить внимание, что согласно абзацу второму п. 144.3 не амортизируются расходы бюджетов на строительство и содержание сооружений благоустройства и жилых домов, приобретение и сохранение библиотечных и архивных фондов.

Срок " благоустройство " следует понимать как благоустройство территории. Это может быть а) территория предприятия или непосредственно прилегающая к ней территория б) территория населенного пункта, где находится предприятие. В данном случае вопрос сводится к тому, эт ' связана территория с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, поскольку речь идет не о самом благоустройство, а о затратах на него. Расходы на благосустрий территории предприятия могут быть частью хозяйственной деятельности плательщика налога, если они эт ' связанные с его хозяйственной деятельностью, подтвержденные соответствующими документами. Если такие расходы имеют стоимость более 1 тыс. грн., То они могут быть амортизированы в установленном порядке.

Расходы предприятия на благоустройство населенных пунктов имеют несколько иную природу - они прямо не связанных ' связаны с хозяйственной деятельностью предприятия - плательщика налога. Это уже часть вопроса о благоустройстве населенного пункта.

Отношения по финансированию благоустройства урегулированы Законом Украины " О благоустройстве населенных пунктов " от 6 сентября 2005 года N 2807-IV (Ведомости Верховной Рады Украины от 09.12., N 49, с. 2580, статья 517). В этом Законе благоустройство населенных пунктов определяется как " комплекс работ по инженерной защите, расчистке, осушению и озеленению территории, а также социально-экономических, организационно-правовых и экологических мероприятий по улучшению микроклимата, санитарной очистке, снижению уровня шума и другое, осуществляемые на территории населенного пункта с целью ее рационального использования, надлежащего содержания и охраны, создания условий по защите и восстановлению благоприятной для жизнедеятельности человека окружающей среды ", а понятие " территория " - как - " совокупность земельных участков, используемых для размещения о ' объектов общего пользования: парков, скверов, бульваров, улиц, переулков, спусков, проездов, дорог, площадей, площадей, набережных, придомовых территорий, пляжей, кладбищ, рекреационных, оздоровительных, учебных, спортивных, историко-культурных ' объектов, о ' объектов промышленности, коммунально-складских и других об ' объектов в пределах населенного пункта ".

Обеспечение благоустройства территории населенных пунктов относится к ведению органов местного самоуправления. Статьей 24 этого Закона установлено, что предприятия, учреждения, организации обеспечивают благоустройство земельных участков, предоставленных им на праве собственности или праве пользования в соответствии с законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут передавать о ' объекты благоустройства на баланс предприятиям, учреждениям, организациям, а балансодержатель о ' объекта благоустройства с целью надлежащего его содержания и осуществления своевременного ремонта может привлекать для этого на условиях договора другие предприятия, учреждения, организации.

Границы и режим использования закрепленной за предприятиями, учреждениями, организациями территории определяют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в зависимости от подчинения об ' объекта благоустройства.

Раздел VI Закона регулирует отношения финансового обеспечения благоустройства.

Финансирование мероприятий по благоустройству населенных пунктов, содержание и ремонт об ' объектов благоустройства осуществляется за счет средств их собственников или пользователей, если это предусмотрено условиями соответствующих договоров, а также за счет паевых взносов собственников зданий и сооружений, расположенных на территории о ' объекта благоустройства, других предусмотренных законом источников финансирования. Финансирование мероприятий по благоустройству населенных пунктов может осуществляться за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, организаций, добровольных взносов юридических лиц и граждан, других источников, предусмотренных законом.

Закон устанавливает перечень мероприятий, которые финансируются за счет государственного и местных бюджетов и устанавливает, что за счет средств предприятий, учреждений, организаций финансируются меры, направленные на:

1) благоустройство, выполнение работ по ремонту и реконструкции дорог внутрихозяйственного пользования, озеленению, содержанию в надлежащем состоянии территории, принадлежащей им на праве собственности или праве пользования

2) устранение на закрепленных за ними о ' объектах благоустройства (их частях) повреждения инженерных сетей, элементов благоустройства, а также последствий аварий, произошедших по их вине.

На тех же принципах построена и система отношений по финансированию расходов на содержание жилых домов. Понятие " жилой дом " закреплено в НКУ в значении " здание капитального типа, построенное с соблюдением требований, установленных законом, другими нормативно-правовыми актами, и предназначенное для постоянного в нем проживания. Жилые дома делятся на жилые дома усадебного типа и жилые дома квартирного типа разной этажности ". Расходы на содержание жилых домов, которые находятся на балансе предприятий - налогоплательщиков, могут быть включены в числа расходов, подлежащих амортизации, или же в состав расходов как таковые не являются основными средствами, которые используются в хозяйственной деятельности.

Не подлежат амортизации расходы на приобретение и сохранение библиотечных и архивных фондов. Библиотечные и архивные фонды в основном являются бюджетными неприбыльными учреждениями и содержащихся за счет соответствующих бюджетов. Однако некоторые из них могут находиться на балансе предприятий и организаций и в таком случае они содержатся за счет последних. В состав Национального архивного фонда согласно Закону Украины " О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях " относятся архивные документы, собранные в библиотеке. Вместе документы фонда могут находиться в собственности предприятий в соответствующих случаях.

Расходы бюджетов на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования осуществляются из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, поэтому они не подлежат амортизации.

Гудвилл (стоимость деловой репутации) - Нематериальный актив, стоимость которого определяется как разница между рыночной ценой и балансовой стоимостью активов предприятия как целостного имущественного комплекса, возникает в результате использования лучших управленческих качеств, доминирующей позиции на рынке товаров, услуг, новых технологий. Стоимость гудвилла не подлежит амортизации и не учитывается при определении расходов налогоплательщика, относительно активов которого возник такой гудвилл. Гудвилл является предметом правового регулирования, в частности, в Положении (Стандарта) бухгалтерского учета 19 " Об ' объединение предприятий " (утверждено приказом Министерства финансов Украины 07.07.99 N 163. Герб Украина 23 июля 1999 за N 499/3792), так как при об ' единении предприятий происходит не только передача имущества, но и гудвилла.

Суммы средств, указанные в абзацах шестом и седьмом п. 144.3, относятся на расходы предприятия, а не амортизацию.