Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 269. Платники податку
269.1. Платниками податку є:
269.1.1. власники земельних ділянок, земельних часток (паїв);
269.1.2. землепользователи.
269.2. Особенности взимания налога субъектами ' ведения хозяйства, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются главой 1 раздела XIV настоящего Кодекса.
Комментарий
Во " владельцами земельных участков " по содержанию комментируемой статьи следует понимать лиц, которым земельные участки принадлежат на праве частной собственности, поскольку согласно ст. 15 НКУ налогоплательщиками являются именно " физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) о ' объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), является об ' объектом налогообложения согласно этому Кодексу или налоговым законам ". Таким образом, не должны уплачивать земельный налог территориальные общины, государство, иностранные государства.
Относительно " пользователей ", то согласно пп. 14.1.72 и 14.1.136 ст. 14 НКУ такими пользователями являются:
А) лица, использующие земельные участки на праве постоянного пользования. Сб ' объектами такого права могут быть только юридические лица, определенные ч. 2 ст. 92 Земельного кодекса Украины (далее - ЗКУ). Вместе существующее сейчас право постоянного пользования других субъектов ' объектов, возникшее до вступления силу ЗКУ от 25.10.2001, сохраняется. Требование относительно переоформления такими суб ' объектами права постоянного пользования на право собственности или право аренды, установлена п. 6 разд. X " Переходные положения " ЗКУ, признана решением Конституционного Суда Украины неконституционным (решение Конституционного Суда N 5-рп/2005 от 22.09.2005). На наш взгляд, возможно приобретения права постоянного пользования также суб ' объектами, не предусмотренными ст. 92 ЗКУ, в случае приобретения здания или сооружения в суб ' объекта права постоянного пользование (ст. 120 ЗКУ).
Б) арендаторы земельных участков государственной или коммунальной собственности.
Важно толковать употребляемое в статье понятие " землепользователи " именно в понимании кодекса, которое по содержанию является автономным, ведь в земельном законодательстве, в частности, ЗКУ понятие землепользователь включает также лиц, использующих участки на праве эмфитевзис, суперфиций (ст. 102 1 ЗКУ), сервитута (ст. 98 ЗКУ), для проведения изыскательских работ (ст. 97 ЗКУ) и другие.
Актуальным является вопрос, или выступают суб ' объектами платы за землю также фактические землепользователи не имеющие права на используемую ими земельный участок. Наиболее очевидный и распространенный пример - Использование на определенном титуле зданий или сооружений, которое невозможно без использования земельного участка (по времени, за который взимается плата за пользование земельным участком, подробнее см.. комментарий к ст. 287 НКУ).
На наш взгляд, из положений ст. 19 Конституции Украины следует, что одного только принципа платности использования земель (Ст. 206 ЗКУ) недостаточно, чтобы взимать с фактических землепользователей земельный налог. В случае безосновательного использования земельного участка возникают только обязательства ' Обязательства, эт ' связанные с приобретением (сохранением) имущества без достаточных оснований (гл. 83 ГКУ). Действительно, правило п. 287.1 ст. 287 НКУ " собственники земли и землепользователи уплачивают плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком " подтверждает приведенную мнение. С другой стороны, прекращение права при продолжении фактического пользования земельным участком влечет обязанность ' связь уплаты налоговых платежей за весь " ... фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году " (п. 287.1 ст. 287 НКУ).
От случаев фактического безосновательного использования земельного участка следует отличать использование земельного участка под приобретенной зданием (сооружением) без оформления права на земельный участок. В данной ситуации следует исходить из того, что право на земельный участок в силу положений ст. 120 ЗКУ в большинстве случаев возникает автоматически, независимо от его оформления по правилам ст. ст. 125, 126 ЗКУ. Такой вывод подтверждается и п. 286.1 ст. 286 НКУ, который предусматривает начисления земельного налога субъектов ' объектам права общей собственности на здание пропорционально их долям, абстрагируясь, таким образом, от вопроса об оформлении права на земельный участок. Применение этого подхода приводит к выводу, что если, например, здание находится в чьей-то собственности - владелец должен платить всю сумму налога с соответствующего участка.