Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 271. База оподаткування
271.1. Базою оподаткування є:
271.1.1. нормативна грошова оцінка земельних ділянок з учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным настоящим разделом
271.1.2. площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.
271.2. Решения советов по нормативной денежной оценки земельных участков официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.
Комментарий
Денежная оценка земельных участков - это определение их денежного эквивалента на рентной основе. В целом назначение нормативной денежной оценки заключается в использовании ее результатов для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель (ст. 5 ЗУ " Об оценке земель "). Случаи обязанности ' обязательного проведение нормативной денежной оценки земельных участков предусмотренные ст. 13 ЗУ " Об оценке земель ".
Следует не путать нормативную оценку экспертной. Назначением последней является определение стоимости объекта ' объекта оценки. Всего экспертная денежная оценка земельных участков используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений по земельных участков и прав на них.
Ч. 3 ст. 18 ЗУ " Об оценке земель " предусматривает осуществление нормативной денежной оценки земель " юридическими лицами, получившими лицензии на проведение работ по землеустройству ".
Практика " самостоятельной переоценки " земельных участков налоговыми органами, как и землепользователями, является незаконным, что признано судебной практикой: например, в решении Высшего хозяйственного суда Украины от 16.10.2002 N 12/388 подтверждается отсутствие обязанности ' связи налогоплательщиков самостоятельно дополнительно начислять себе суммы земельного налога в связи ' связи с изменением целевого назначения земельного участка.
В этой ' связи с изменением условий землепользования оценка земельного участка может устареть и потерять актуальность, в связи ' связи с чем возникает необходимость переоценки. На сегодня действующее законодательство устанавливает только периодичность осуществления такой переоценки (ст. 18 ЗУ " Об оценке земель "): земельных участков, " расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения - не реже чем один раз в 5 - 7 лет " тогда как " расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения - Не реже одного раза в 5 - 7 лет, а несельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 7 - 10 лет ". Формулировка Закона является не совсем удачным и не дает четкого ответа на то, можно и нужно проводить переоценку до истечения 5 или, соответственно, 7 лет в случае изменения обстоятельств, влияющих на оценку земельного участка (Например, изменения функционального использования земельного участка или его расположение относительно путей сообщения).
соответствии с ч. 5 ст. 201 ЗКУ, ст. 12 ЗУ " Об оценке земель ", методики нормативной денежной оценки земельных участков утверждаются КМУ. На сегодня действуют Методика нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утв. ПКМ от 23.03.95 N 213, и Методика нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов), утв. ПКМ от 30.05.97 N 525. Положение данных методик были утверждены до вступления в силу ЗКУ 2001 и ЗУ " Об оценке земель ". В этой ' связи с этим они могут применяться в части, не противоречащей ЗКУ и названном Закона.
Положения названных методик детализированные приказами Госкомзема, Минагрополитики Украины, Минстройархитектуры Украина, Украинской академии аграрных наук " О Порядке нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов " от 27.01.2006 N 18/15/21/11 и Госкомзема, Минагрополитики Украины, Минстройархитектуры Украины, Госкомлесхоза Украины, Госводхоза Украины, Украинской академии аграрных наук " О порядок нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель в пределах населенных пунктов) " от 27.01.2006 N 19/16/22/11/17/12.
Подробнее о коэффициента индексации и порядке его определения см.. ст. 298 НКУ.
отношении земельных участков, денежная оценка которых на момент налогообложения не произведено, по данным Госземагентства состоянию на 01.04.2010 г. в Украине из общего количества населенных пунктов (29815 населенных пунктов площадью 7437,3 тыс. га) нормативная денежная оценка земель проведена в 24728 населенных пунктах (на площади 6354,08 тыс. га), что составляет 82,9% от количества населенных пунктов. В Киеве, Севастополе и населенных пунктах Донецкой, Запорожской, Одесской, Ровенской и Сумской областей нормативная денежная оценка земель проведена в 100%, в городах областного значения - 99,5% (от площади), в городах районного значения - 86% (от площади), в поселках - 86,3% (от площади), в селах - 82,8% (от площади). Завершаются или находятся на стадии завершения работы по нормативной денежной оценке земель населенных пунктов в Волынской (98,6% от количества населенных пунктов), Днепропетровской (97,9%), Ивано-Франковской (97,5%), Киевской (96,7%), Полтавской (94,2%) и Тернопольской ( 98,6%) областях. При этом низкие темпы по проведению таких работ наблюдаются в Крыму (20,8%) и Черниговской области (54,6%). По данным Госземагентства, нормативная денежная оценка земель несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов проведена на площади 419,429 тыс. га, что составляет 3,84% от их общей площади (10909,9 тыс. га) 1 .
____________
1 Нормативная денежная оценка земли проведена на 83% [Электронный ресурс]//Режим доступа - http://www.unian.net/ukr/news/news-377338.html
Следует иметь в виду, что по действующему законодательству площадь земельного участка рассчитывается как площадь проекции границы земельного участка на плоскость проекции, в которой установлена площадь). Аналитическая площадь определяется по координатам углов поворотов границы земельного участка. Именно она фиксируется в правоустанавливающих документах. В противоположность аналитической может быть также вычислена физическая площадь, учитывающий рельеф физической поверхности - холмы, склоны, впадины и т.д. и может быть больше.