Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 4. Основні засади податкового законодавства Украина

4.1. Налоговое законодательство Украины основывается на таких принципах:

4.1.1. всеобщность налогообложения - каждое лицо обязательства ' связана уплачивать установленные настоящим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела налоги и сборы, плательщиком которых она является согласно положениям этого Кодекса

4.1.2. равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала

4.1.3. неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства

4.1.4. презумпция правомерности решений налогоплательщика в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанности ' связей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа

4.1.5. фискальная достаточность - установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями

4.1.6. социальная справедливость - установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков

4.1.7. экономичность налогообложения - установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование

4.1.8. нейтральность налогообложения - установление налогов и сборов в способ, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика

4.1.9. стабильность - Изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года

4.1.10. равномерность и удобство уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками

4.1.11. единый подход к установлению налогов и сборов - определение на законодательном уровне всех обязанности ' обязательным элементов налога.

4.2. Общегосударственные, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено настоящим Кодексом, уплате не подлежат.

4.3. Налоговые периоды и сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты, с учетом удобства выполнения плательщиком налогового обязанности ' связи и уменьшения расходов на администрирование налогов и сборов.

4.4. Установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом Верховной Радой Украины, а также Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами в пределах их полномочий, определенных Конституцией Украины и законами Украина.

Комментарий :

1. Основными принципами налогового законодательства являются принципы, в которых определены содержание и направленность правового регулирования налоговых правоотношений.

Принципы (от лат. principium - начало, основа) в юридической литературе определяют как " основные принципы, исходные идеи, характеризуются универсальностью, общей значимости, выше императивностью и отражают существенные положения теории, учения, науки, системы внутреннего и международного права … " (Юридическая энциклопедия. - Т. 5. - М., 2003. - С. 110).

Принципы налогообложения - это основополагающие, руководящие идеи, на которых основывается налоговая система государства, основные принципы, согласно которым устанавливаются и взимаются налоги и сборы. В комментируемой статье перечислены основные, определяющие принципы налогообложения в Украине.

2. Принципы, провозглашенные в ст. 4 ПК находят свое воплощение в других статьях ПК и относительно правового регулирования установления и взимания конкретных видов налогов, и по их администрирования. Статьи, содержащиеся как в Общей части Кодекса, так и в его Особенной части, должны отвечать требованиям, которые закреплены в ст. 4 ПК.

Принципы, перечисленные в комментируемой статье, должны применяться преимущественно на стадии установления налогов, их основных элементов, а также при внесении изменений в отдельные элементов налога ( элементы налога закреплено в ст. 7 ПК ).

Что касается таких принципов как

- Неотвратимость наступления ответственности в случае нарушения налогового законодательства.

- Презумпция правомерности решений налогоплательщика,

то их применение предусматривается и на стадиях, эт ' связанных с соблюдением налогового обязанности ' связи плательщика, и взысканием налогового долга.

Можно провести определенную параллель между конституционными правами граждан и основными принципами налогообложения.

3. Среди принципов, названных законодателем:

Всеобщность налогообложения. Каждый, признана в ПК плательщиком того или иного вида налога, должна платить эти налоги в обязанности ' обязательному порядке. На одну лицо не может быть возложена обязанность ' Связь по уплате налога (сбора), не предусмотренного в ПК (в ст. 9 или ст. 10 НК).

Принцип всеобщности налогообложения воспроизводит конституционный принцип, закрепленный в ст. 67 Конституции Украины, согласно которому " каждый обязательства ' связан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом ".

Равенство предусматривает участие всех граждан и юридических лиц в распределении бремени публичных расходов, недопущение индивидуальных льгот при налогообложении, ответственность каждого плательщика в случае совершение налогового правонарушения. Равенство должно достигаться путем справедливого перераспределения доходов, дифференциации налогов и сборов - отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-п). Не допускается установление правил налогообложения (эт ' связанных с дифференциацией ставок налогов, предоставлением налоговых льгот, регистрации налогоплательщиков, налоговой отчетности и т.д.), которые допускают дискриминацию налогоплательщиков в зависимости от правовой формы, содержания, вида их предпринимательской деятельности, их национальности, места происхождения капитала и т.д..

В основе принципа равенства всех плательщиков перед законом лежит в. 24 Конституции Украины, согласно которой граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

Неотвратимость наступления ответственности в случае нарушения налогового законодательства. Любые лицо (налогоплательщик, налоговый агент, их должностные лица, должностные лица органов государственной налоговой службы, таможенных органов), осуществившего налоговое правонарушение, будет привлечена к юридической ответственности. Виды ответственности за налоговое правонарушение назван в ст. 111 ПК: финансовая, административная, уголовная ответственность. В ст. 117 - 128 и ст. ст. 131, 132 ПК рассматривается содержание отдельных видов нарушений налогового законодательства, устанавливается пеня или определяются размеры финансовых санкций.

Презумпция правомерности решений налогоплательщика.

Данный принцип предполагает, что:

1. при существовании коллизионных норм в пределах ПК

2. при существовании коллизии между нормами НК и нормами других нормативно-правовых актов,

3. при существовании коллизии между нормами различных нормативно-правовых актов,

что приводит к неоднозначной трактовке прав и обязанности ' связей участников налоговых правоотношений и к возможности принятия решения в пользу как властного субъекта ' объекта (органа государственной налоговой службы или таможенного органа), так и налогоплательщика, решение должно быть принято в пользу налогоплательщика.

Указанный принцип применяется при регулировании налоговых правоотношений, начиная с 2001 г., с момента вступления в силу Закона Украина " О порядке погашения ' язань налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами " ( Закон утратил силу с 1 января 2011 г .). На то время он назывался " конфликт интересов " (пп. 4.4.1 п. 4.4 ст. 4 указанного выше Закона).

Дословное повторение этого принципа содержится в п. 56.21 ст . 56 НК " Обжалование решений контролирующих органов ".

Фискальная достаточность - это принцип, который требует при установлении налогов, определении их о & # 39; объекта налогообложения (Базы), ставок налога, исходить из необходимости обеспечения достаточной доходной базы бюджета, способной обеспечить покрытие публичных расходов, эт ' связанных с функционированием государства в целом и территориальных общин в частности.

Социальная справедливость . При установлении налогов, определении их об ' объекта налогообложения (базы), ставок налога законодатель должен учитывать платежеспособность налогоплательщика. Следует учитывать такие показатели как прожиточный минимум, средняя заработная плата, минимальная заработная плата.

Экономичность налогообложения . Расходы бюджета, эт ' связанные с администрированием налога (под администрированием налогов следует понимать правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления органами государственной налоговой службы и таможенными органами мероприятий, направленных на обеспечение выполнения налогоплательщиками их налогового обязанности ' связи и на погашение налогового долга), должны быть значительно меньше, чем поступления в бюджет от этого налога. Именно с такой целью в странах Западной Европы предпочтение отдается взысканию косвенных налогов и особое внимание - налога на добавленную стоимость.

Нейтральность налогообложения следует рассматривать в аспекте принципа равенства плательщиков. Установление налогов, их элементов не должно влиять на конкурентоспособность налогоплательщика, предусматривать для него определенные ограничения или преимущества.

Стабильность имеет целью установление неизменных условий налогообложения, элементы налогов в течение определенного времени. В каждой стране законодатель определяет этот период, исходя из своих экономических потребностей и возможностей. Следует отметить, что существует прямая взаимосвязь ' связь и взаимозависимость между нестабильной экономикой и нестабильным налоговым законодательством. Необходимость решения проблем экономического развития страны, проблем наполнения доходной части бюджета приводит к частой смене ставок налога (особенно по налогообложению подакцизных товаров), к изменениям в применении льготного налогообложения.

Принцип стабильности можно рассматривать как предоставленные налогоплательщику гарантии для реализации его экономических прав, в первую очередь ст. 42 Конституции Украины права на занятие предпринимательской деятельностью.

Этот принцип рассматривается законодателем в двух аспектах:

- во-первых, его этажность ' связывают со сроками вступления в силу изменений, внесенных в течение года к основным элементам налога. Соответствующие изменения могут быть внесены не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу не ранее 1 января нового бюджетного года

- во-вторых, стабильность эт ' связывают с неизменностью налогов, сборов, налоговых ставок и налоговых льгот.

В ПК налоговое законодательство считается стабильным при его неизменности в течение одного года, хотя в большинстве других стран этот срок устанавливается в пределах 5 - 10 лет. Закон Украины " О системе налогообложения " в ст. 3 также провозглашал принцип стабильности ( Закон утратил силу с 1 января 2011 г .). Однако практика его применения свидетельствует, что он был преимущественно декларацией и не получил реального воплощения в налоговом законодательстве. Большинство налоговых законов и изменения в них принимались с нарушением этого принципа.

Несоблюдение этого принципа прослеживается и сейчас, при применении норм ПК. Так Законом Украины от 7 апреля 2011 г. N 3221-VI " О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины " было временно до 31 июля 2011 изменены ставки акцизного налога по бензинам. Новые ставки налога начали применяться со вступлением в силу данного Закона, т.е. с 20 апреля 2011

Равномерность и удобство уплаты налогов . Указанный принцип требует учета 2 основных аспектов: 1) налог должен обеспечить своевременное пополнение доходов бюджета с целью своевременного выполнения расходной части бюджета, 2) уплата налогоплательщиком должна быть удобной для плательщика как по срокам, так и по процедуре. С этой целью установлен институт налоговых агентов, продлен до 1 мая срок представления налоговой декларации физическими лицами. Данный принцип подтвержден повторно в п. 4.3 ст. 4 ПК. Впервые он был провозглашен Адамом Смитом в 1776 годув книге " Исследование о природе и причинах богатства народов ", где указывалось, что " налоги должны взиматься в наиболее удобное для плательщика время и в наиболее выгодный для него способ " (Смит А . Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962. - С. 588 - 589).

Единый подход к установлению налогов и сборов . Согласно данному принципу все обязанности ' обязательные элементы налога устанавливаются исключительно законом. Установка налога согласно ст. 7 НК предусматривает обязанность ' обязательна определения таких элементов как о ' объект налогообложения, база налогообложения, ставки налога, порядок исчисления налога, налоговый период, сроки и порядок уплаты налога, срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога.

Данный принцип соответствует конституционному требованию, закрепленной в ч. 2 ст. 92 Конституции Украины относительно установления налогов исключительно законом.

4. В п. 4.4 ст. 4 ПК устанавливается, что налоги и сборы, не предусмотренные в ПК (а именно в ст. 9 и ст. 10 НК), не является обязанность ' Обязательными к уплате.