Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 40. Сфера застосування цього розділу
40.1. Этот раздел определяет порядок администрирования налогов и сборов, определенных в разделе I настоящего Кодекса, а также порядок контроля за соблюдением требований налогового и иного законодательства в случаях, когда осуществление такого контроля возложено на контролирующие органы.
В случае если другими разделами настоящего Кодекса или законами по вопросам таможенного дела определяется специальный порядок администрирования отдельных налогов, сборов (Ctrl ' обязательным платежей), используются правила, определенные в другом разделе или законе по вопросам таможенного дела.
Комментарий
В комментируемой статье говорится о том, что второй раздел определяет порядок администрирования налогов и сборов, определенных в первом разделе настоящего Кодекса, а также порядок контроля за соблюдением требований налогового и другого законодательства в случаях, когда осуществление такого контроля возложено на контролирующие органы. Законодатель разграничивает понятия " администрирования налогов и сборов " и " контроль за соблюдением требований налогового и другого законодательства ", каждое из которых имеет свое значение в налоговой сфере и границы применения.
Среди ученых нет единого позиции по соотношению сроков " администрирования " и " контроль ". Одни ученые считают, что контроль является составной администрирования, другие утверждают, что это две составляющие государственного управления. Поскольку в комментируемой статье эти понятия разделены (между ними заключено словосочетания " … а также … "), то мы будем исходить из того, что администрирование и контроль являются составными частями управления, но первое касается регулятивной его части, а второе - правоприменительной деятельности, в частности применение контрольных процедур.
Администрирование должно способствовать установлению более удобных и рациональных способов взимания налогов и сборов, направлено на экономное, эффективное их взимания. Контроль предусматривает проведение контрольных действий с целью выявления, предупреждения правонарушений в сфере налогообложения. В качестве субъектов ' объектов как администрирование так и контроля выступают контролирующие органы - органы государственной налоговой службы и таможенные органы. Администрирование контроль могут осуществлять контролирующие субъектов ' объекты разных уровней в пределах предоставленных полномочий.
Администрирование, в контексте комментируемой статьи предусматривает управленческую деятельность налоговых и таможенных органов в сфере налогообложения, направленная на выполнение налогоплательщиком его налоговой обязанности ' связи. Так как в статье 62 обозначены способы осуществления налогового контроля, к которым отнесены ведения учета налогоплательщиков, информационно-аналитическое обеспечение деятельности государственной налоговой службы, проверки и сверки, то соответственно, в разделе II Кодекса говорится об администрировании налогов и сборов, указывающее на решение вопросов, касающихся определения суммы налоговых или денежных обязательства ' язань, порядка уплаты платежей, налоговой отчетности, погашение налогового долга и т.п..
Поскольку статьей 41 данного Кодекса в контролирующих органов отнесены таможенные органы, правовой статус которых и порядок администрирования отдельных налогов, сборов (Ctrl ' обязательным платежей) определяется не только другим разделом этого нормативного акта, но и другими законами по вопросам таможенного дела, то соответственно используются правила, определенные в другом разделе или в законе по вопросам таможенного дела. Так, в Таможенном кодексе Украины предусмотрен специальный порядок определения стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, для целей начисления налогов и сборов в данном случае применяются правила этого нормативно-правового акта, а не нормы Налогового кодекса Украины.