Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 6. Поняття податку та збору

6.1. Податком является обязательным ' связной, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков в соответствии с настоящим Кодексом.

6.2. Сбором (платой, взносом) является обязательным ' связной платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе вследствие совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.

6.3. Совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном настоящим Кодексом порядке, составляет налоговую систему Украины.

Комментарий

1. В комментируемой статье впервые в украинском законодательстве закреплено определение понятий " налог " и " сбор ".

Понятие налога - это основное, определяющее понятие данного кодекса, которое является исходным при формулировке всех дефиниций в ПК. В первую очередь следует обратить внимание, что понятие налога в ПК используется в узком значении и не отождествляется с другими видами обязанности ' обязательным платежей, как это было до 1 января 2011 при применении ст. 2 Закона Украины " О системе налогообложения ".

Налог определяется как обязанность ' связной, безусловный платеж в соответствующий бюджет, который взимается с плательщиков налога в соответствии с НК.

При определении понятия " налог " законодатель акцентирует внимание на его чертах. Основные характеристики, характеризующие этот платеж, относятся: 1) обязанность ' язковисть платежа 2) его безусловность 3) уплата в бюджет (или в государственный бюджет, или в местный бюджет), 4) к уплате привлекаются лица, которые приобрели соответственно нормам ПК статуса плательщика того или иного налога.

Обязанность ' язковисть налога достигается его принудительным характером. Любой налог, независимо от того, или плательщик выполняет свою обязанность ' Связь по его уплате добровольно, то к нему применяются принудительные меры, является принудительным платежом. Добровольная уплата происходит в этой ' связи с тем, что плательщик понимает неотвратимость исполнения обязанностей ' связи по уплате платежа и возможность применения к нему мер финансово-правового принуждения. Слово " обязанности ' связной " означает безусловный для выполнения 1 .

____________
1 См..: Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М., 1987. - С. 378.

Черта безусловности налога предусматривает, что его уплата конкретным плательщиком не приводит к возникновению у государства, государственных органов или местного самоуправления каких-то взаимных обязательства ' язань перед таким плательщиком, выраженных в предоставлении ему адекватных материальных ценностей или услуг.

есть факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает каких-либо обязанности ' связей в властного субъекта ' объекта относительно данного плательщика. Только наличие об ' объекта налогообложения приводит в обязанности ' связи плательщика оплатить тот или иной вид налога, не оговаривая это уплате любых условиях. Именно эта черта ( черта безусловности налога) является определяющим проведения различия между налогом и сбором, поскольку уплата последнего всегда эт ' связана с выполнением властным суб ' объектом определенных условий (действий) в пользу плательщика сбора.

В словарях украинского языка слово " безусловный " понимается как - ничем не ограничен, полный, безоговорочный 2 .

____________
2 Словарь украинского языка. К.: Научная мысль, 1971. - Т. 1. - С. 151.

Налог зачисляется исключительно в бюджет - государственного или местного, а также может распределяться между ними, если это предусмотрено в Бюджетном кодексе Украины (далее - БК) или законе Украины о Государственном бюджете на соответствующий год. Например, в соответствии со ст. 29 БК - 50 процентов налога на доходы физических лиц, уплачивается (перечисляется) на территории города Киева, зачисляется в Государственный бюджет Украины, а остальные 50 процентов, в соответствии со ст. 65 БК - в бюджет г. Киева.

К внебюджетных фондов зачисляются не налог, а другие обязанности ' обязательные платежи. Например, единый взнос на общеобязательное ' обязательна государственное социальное страхование.

Взимание налога осуществляется с налогоплательщиков, то есть из тех лиц, которые в соответствии с нормами НК, регулирующие уплату того или иного вида налога, получили статус плательщика. Следует обратить внимание на срок, который принимает законодатель, - " взимания налога ". Взимание налога должно осуществляться именно с его плательщика, т.е. лица, у которого возникает о ' объект налогообложения, за счет ее доходов. А непосредственно платить налог может не только налогоплательщик, но и его представитель (законный или уполномоченный), или в случаях, предусмотренных нормами НК, - налоговый агент.

2. Сбор. Законодатель, как это следует из содержания п. 6.2 статьи 6 ПК, не видит принципиальной разницы между понятиями " сбор ", " плата ", " вклад ". Давая определение сбора, делается акцент на том, что под это определение подпадают и такие виды обязанности ' обязательным платежей как " плата " и " вклад ".

В определении понятия " сбор " сделан акцент на таких его главных чертах как: 1) обязанности ' язковисть 2) уплата в бюджет 3) взимания сбора - эт ' связывается с определенными условиями - получением плательщиком сбора специальных выгод от властного субъекта ' объекта, в том числе в результате совершения в пользу плательщика сбора юридически значимых действий.

Сбор, как и налог, является обязательным ' заполнить платежом. Но в отличие от налогов, обязанность ' язковисть уплаты сбора наступает в результате свободного выбора плательщика. Обязанность ' Связь по уплате возникает у плательщика сбора лишь при условии обращения последнего в властного субъекта ' объекта (государственного органа или органа местного самоуправления, другого уполномоченного органа) о предоставлении публичной услуги, осуществление в его пользу юридически значимого действия.

Следует обратить внимание, что в отличие от налога, сбор всегда является целевым платежом. Его уплата эт ' связана со специальной целью и специальными интересами плательщика. Например, в Российской Федерации, исследуя природу сбора, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что специфичность целевого характера платежа хотя и не характерна для собственно налога, но всегда присутствует в таких налоговых платежах, как сборы и пошлины. Их отличает как специальная цель - покрытие расходов учреждения, в этой ' связи с деятельностью которой осуществляются выплаты, так и специальный интерес, эт ' связан с предоставлением услуг или совершением действий публично-правового характера, а также с предоставлением определенных прав участия и использования материальных и нематериальных о ' объектов 3 .

____________
3 Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 30. - Ст. 3800.

Сбор имеет компенсационный, возмездный характер. Собрание является индивидуальным платежам, а их оплатнисть выражается в опосредованном н ' связи платежа и услуги. Указанные платежи не являются прямым и непосредственным эквивалентом предоставленной публичной услуги, как эт ' связаны они и с гражданско-правовыми обязанности ' связями.

Уплата сбора является условием осуществления в пользу плательщика встречных действий или предоставления ему специальных прав со стороны уполномоченных на то государственных органов, органов местного самоуправления. Уплата сбора эт ' связана " с определенной деятельностью государственного органа и справляется в качестве специальной награды именно за эту деятельность " 4 , отмечал ведущий ученый XIX века ф. - Ееберг К.Т.

____________
4 ф. - Эебергь К.Т. Отметь. труд. - С. 146.

3. Налоговая система Украины - это урегулированная нормами права совокупность общегосударственных и местных налогов, сборов, взимаемых на территории государства в порядке, установленном в ПК.

Перечень платежей, входящих в налоговую систему Украины, содержится в ст. 9 (общегосударственные налоги и сборы) и в ст. 10 (Местные налоги и сборы) ПК.

В состав общегосударственных законодатель относит следующие налоги и сборы:

налог на прибыль предприятий; налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость; акцизный налог, сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог; рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины; рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине, плата за пользование недрами, плата за землю, сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины, сбор за специальное использование воды, сбор за специальное использование лесных ресурсов; фиксированный сельскохозяйственный налог, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства; пошлина сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

Местными налогами и сборами признаются:

налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (взимание налога вводится с 1 января 2012 года); единый налог; сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, сбор за места для парковки транспортных средств, туристический сбор.

<Стаття 5 | Стаття 6 | Стаття 7>