Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 62. Способи здійснення податкового контролю
62.1. Налоговый контроль осуществляется путем:
62.1.1. ведения учета налогоплательщиков;
62.1.2. информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы
62.1. 3. проверок и сверок соответственно требованиям этого Кодекса, а также проверок по соблюдению законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в порядке, установленном законами Украины, регулирующими соответствующую сферу правоотношений.
Комментарий :
Способы осуществления налогового контроля - это совокупность действий соответствующих контролирующих органов по выполнению задач налогового контроля, регламентируемые нормами налогового законодательства. Статья предусматривает три способа осуществления налогового контроля, каждый из которых касается отдельного направления контрольной деятельности, охватывающей однородные по своему содержанию действия контролирующих органов, налогоплательщиков, иных лиц по выполнению возложенных на них обязанности ' связей в сфере налогообложения. Указанным статье к таким способов относится: ведение учета налогоплательщиков, информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной налоговой службы; проверки и сверки соответственно требованиям этого Кодекса, а также проверки соблюдения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в порядке, установленном законами Украина, регулирующими соответствующую сферу правоотношений.
Ведение учета налогоплательщиков является одним из условий выполнения основной функции органов государственной налоговой службы - контроль за соблюдением налогового законодательства. Именно благодаря наличию учета налогоплательщиков можно получить сведения о количестве налогоплательщиков, что способствует правильному формированию налоговой политики, прогнозированию поступлений в бюджеты и т.д.. Учет налогоплательщиков применяется органами государственной налоговой службы для предупреждения нарушений требований законодательства о налогообложении
С целью выполнения конституционного долга ' связи налогоплательщиком по уплате налогов он должен предоставить в органы государственной налоговой службы соответствующие документы для постановки его на учет. Есть осуществление органами государственной налоговой службы налогового контроля таким образом как ведение учета налогоплательщиков предусматривает выполнение самим плательщиком определенных действий, которые связаны ' связанные с постановкой его на учет. Процесс учета налогоплательщиков предусматривает осуществление органами государственной налоговой службы соответствующих действий, в частности: взятие на учет (см. комментарий к статьям 63, 64, 65 настоящего Кодекса) и внесение изменений в учетные данные (см. комментарий к статье 66 настоящего Кодекса), снятие с учета (см. комментарий к статье 67 настоящего Кодекса).
Вторым способом осуществления налогового контроля, который определен в данной статье, является информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной налоговой службы. На наш взгляд, действия, которые связаны ' связанные с информационно-аналитическим обеспечением деятельности органов государственной налоговой службы, нельзя относить к способам налогового контроля, поскольку сбор, обработка и использование информации, необходимой для выполнения ими функций и задач, которые совершают другие суб ' объекты, эт ' связаны именно с процессом администрирования, направленные на его улучшение, то есть составной администрирования, а не непосредственно контроля.
Третьим, наиболее эффективным, действенным способом налогового контроля являются проверки и сверки. Эти методы применяются органами государственной налоговой службы для выявления нарушений требований законодательства о налогообложении. Из контекста сформулированной нормы статьи следует, что контролирующие органы проводят: 1) проверки и сверки согласно нормам этого Кодекса; 2) проверки соблюдения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на них, в порядке, установленном законами Украины, регулирующими соответствующую сферу правоотношений.
Законодатель выделяет два понятия " проверка " и " зверька ". Проверка - это метод налогового контроля, то есть система контрольных действий контролирующих органов, направленные на изучение деятельности подконтрольного субъекта ' объекта, т.е. налогоплательщика по надлежащему, своевременного, полного исполнения обязанностей ' связи по уплате налогов, сборов. Проверка предполагает исследование фактических данных финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта ' объекта, содержащихся в первичных или других документах, относительно их соответствия данным, указанным в представленных налоговых декларациях (расчетах), а также требованиям законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Об ' объектом проверки является деятельность налогоплательщика по исполнению им обязанности ' связей, предусмотренных Налоговым кодексом Украины и другими нормативными актами и вытекают из основного его конституционного долга ' связи по уплате налогов. Предметом проверки могут быть декларации, денежные документы, сметы, бухгалтерские отчеты, другие документы, эт ' связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов.
Сверка - это сопоставление финансовых, бухгалтерских и других документов, взаимосвязанных ' связаны между собой и находятся у подконтрольного субъекта ' объекта, который проверяется, и в его структурных подразделениях, других предприятиях, учреждениях, организациях, имевших с ним правоотношения. Механизм проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок определяет Порядок проведения органами государственной налоговой службы Украины встречных сверок (утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 N 1232), в котором указывается, что встречная сверка заключается в сопоставлении данных первичных бухгалтерских и других документов субъектов ' объекта хозяйствования, осуществляется органами государственной налоговой службы, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для с ' выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика. Встречные сверки проводятся у субъектов ' ведения хозяйства, относительно осуществления операций с которыми при проверке налогоплательщика и сборов возникают сомнения относительно факта осуществления таких операций или если существуют расхождения задекларированных в декларациях по налогу на добавленную стоимость показателей налогового кредита и налоговых обязательств ' язань.
Органы государственной налоговой службы проводят сверки с другими контролирующими суб ' объектами, например с таможенными органами. Так, в соответствии с пунктом 3 Порядка взаимодействия таможенных органов и органов государственной налоговой службы во время проведения сверки данных относительно обращения, учета и погашения налоговых векселей и осуществления контроля за целевым использованием импортированных товаров, таможенное оформление которых осуществляется с применением налогового векселя, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 18 февраля 2004 N 178, утвержден Порядок обмена информацией об обращении, учете и погашении налоговых векселей для обеспечения сверки (приказ Государственной таможенной службы Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 08.07.2004 N 494/383). Указанный Порядок определяет: основные принципы сверки результатов администрирования налогового векселя в таможенных органах с результатами, полученными в налоговых органах, порядок информирования постоянно действующих совместных рабочих групп о наличии недостатков в администрировании налогового векселя. Сверка данных о налоговых векселях предусматривает проверку и согласование информации о налоговые векселя, выданные плательщиками НДС в оплату налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении импортных товаров, с целью установления контроля за полнотой учета, обращения и погашения таких векселей и недопущения потерь бюджета.