Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 63. Загальні положення щодо обліку платників налогов
63.1. Учет налогоплательщиков ведется с целью создания условий для осуществления контролирующими органами контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, начисленных финансовых санкций, соблюдения налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.
63.2. Постановке на учет или регистрации в органах государственной налоговой службы подлежат все налогоплательщики.
Взятие на учет в органах государственной налоговой службы юридических лиц, их обособленных подразделений, а также самозанятых лиц осуществляется независимо от наличия обязанности ' связи по уплате того или иного налога и сбора.
63.3. С целью проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или взятию на учет в органах государственной налоговой службы по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, местожительству лица (основное место учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, о ' объектов налогообложения или об ' объектов, которые связаны ' связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета).
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, может принять решение об изменении основного места учета налогоплательщика.
О ' объектами налогообложения и о ' объектами, эт ' связанными с налогообложением, являются имущество и действия, в связи ' связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности ' связки по уплате налогов и сборов. Такие об ' объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу этого Кодекса.
Налогоплательщик обязательства ' связан стать на учет в соответствующих органах государственной налоговой службы по основному и неосновным месту учета, сообщать обо всех о ' объекты налогообложения и о ' объекты, эт ' связанные с налогообложением, органы государственной налоговой службы по местонахождению таких об ' объектов в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.
Заявление о взятии на учет налогоплательщика по неосновным месту учета подается в соответствующий налоговый орган в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия в ' объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению.
63.4. Взятие на учет налогоплательщиков - юридических лиц и их обособленных подразделений осуществляется после их государственной регистрации или включения сведений о них в соответствующие государственных реестров на условиях, определяемых законодательными актами Украины, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом, когда органами регистрации являются органы государственной налоговой службы или когда проведение государственной регистрации налогоплательщика в соответствующем статусе законодательством не предусматривается.
63.5. Все физические лица - налогоплательщики и сборов регистрируются в органах государственной налоговой службы путем включения сведений о них в Государственный реестр физических лиц - налогоплательщиков в порядке, определенном настоящим Кодексом.
Физические лица - предприниматели и лица, которые намерены осуществлять независимую профессиональную деятельность, подлежат постановке на учет как самозанятые лица в органах государственной налоговой службы согласно этому Кодексу.
63.6. Учет налогоплательщиков в органах государственной налоговой службы ведется по налоговым номерам.
Порядок определения налогового номера устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.
Учет лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы, ведется по фамилии, имени ' ям, отчеству и серии и номеру действующего паспорта. В паспортах указанных лиц органами государственной налоговой службы делается отметка о наличии у них права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта. Порядок внесения отметки определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.
63.7. Орган государственной налоговой службы отмечает налоговый номер или серию и номер паспорта (Для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте) во всех свидетельствах, справках, патентах, в других документах или сообщениях, выдаваемых налогоплательщику или направляются ему.
Каждый налогоплательщик указывает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте) во всех налоговых декларациях (расчетах, отчетах), платежных документах относительно налогов и сборов, в финансовых документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
63.8. Особенности учета налогоплательщиков по отдельным налогам, а также отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются соответствующими разделами настоящего Кодекса.
63.9. Документы, которые подаются налогоплательщиками для взятия на учет в органах государственной налоговой службы, проверяются в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, и в случае обнаружения ошибок или представление недостоверных сведений возвращаются для исправления. Налогоплательщики, которые не представили в течение 5 календарных дней, следующих за днем документов для взятия на учет в органах государственной налоговой службы или повторно подали такие документы с ошибками, несут ответственность в соответствии с законом.
63.10. Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, определяются:
63.10.1. порядок учета плательщиков налогов и сборов
63.10.2. перечень документов, которые подаются для взятия на учет плательщиков налогов, а также порядок представления таких документов
63.10.3. формы заявлений, свидетельств и документов по вопросам регистрации и учета налогоплательщиков.
63.11. Органы государственной налоговой службы обеспечивают достоверность данных о налогоплательщиках в Едином банке данных о налогоплательщиках - юридических лиц и Государственном реестре физических лиц - налогоплательщиков, реестре плательщиков налога на добавленную стоимость, реестре неприбыльных организаций и других реестрах, которые формируются и ведутся органами государственной налоговой службы согласно этому Кодексу, их защиту от несанкционированного доступа, обновление, архивирования и восстановления данных.
63.12. Информация, которая собирается, используется и формируется органами государственной налоговой службы в связи ' связи с учетом плательщиков налогов, вносится в информационные базы данных и используется с учетом ограничений, предусмотренных для налоговой информации с ограниченным доступом.
Комментарий
1. Надлежащее осуществление налоговыми органами функции учета налогоплательщиков - юридических и физических лиц - создает предпосылки для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды.
Учет плательщиков является основой, на которой формируются отношения между плательщиками налогов и налоговыми органами, поскольку без постановки на учет, предусматривающий предоставление соответствующей информации в налоговые органы, последние не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь его к ответственности.
В налоговых органах налогоплательщиков берут на учет, как правило, до начала осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности, поэтому этот вид налогового контроля называют предварительным. Целью такого предварительного налогового контроля является предотвращение незаконных действий (бездействия) со стороны налогоплательщиков, направленным на уклонение от налогообложения или сокрытие об ' объектов налогообложения.
Понятие учета налогоплательщиков можно определить как урегулированный нормами права процесс регистрации органами государственной налоговой службы информации о физическом или юридическом лице (его обособленные подразделения), с целью предоставления им статуса налогоплательщика, уточнения и корректировки сведений о налогоплательщике в процессе его деятельности, снятие плательщика с учета.
Целью учета налогоплательщиков следует считать достижение степени полного охвата налогообложением лиц, отвечающие законодательно установленным квалификационным характеристикам налогоплательщика, и тех, на которых возложена обязанность ' Связь осуществлять учет имущества, доходов, которые законодатель относит к о ' объекта налогообложения
2. При осуществлении учета налогоплательщиков органы государственной налоговой службы руководствуются следующими принципами:
- принцип единства, который предусматривает единый порядок осуществления учета налогоплательщиков на всей территории Украины, существование Единого банка данных о налогоплательщиков - юридических лиц и Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов
- принцип множественности учета, т.е. постановка на учет налогоплательщиков в налоговых органах на разных основаниях
- принцип территориальности предполагает, что у налогоплательщика отношения основном возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете (предоставление налоговой отчетности, документов, проведения налоговых проверок, обращения налогоплательщика по поводу раз ' яснения налогового законодательства и т.д.)
- заявочный принцип учета, т.е. учет осуществляется преимущественно на основании заявлений обязательства ' связанных лиц
- принцип сохранения налоговой тайны относительно сведений, которые получают налоговые органы при регистрации и учета налогоплательщиков. Речь идет о защите информации о плательщиках и установки специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, которые получили должностные лица контрольных органов
- принцип всеохватности учета, предусматривающий обязанность ' язковисть учета каждого налогоплательщика. Наличие у плательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на этот учет. Осуществление хозяйственной деятельности плательщиком налогов без предварительной регистрации в налоговых органах может быть основанием для применения в установленном порядке мер ответственности.
3. Осуществление органами государственной налоговой службы учета налогоплательщиков - одно из основных направлений государственного налогового контроля. Путем осуществления такого учета органы государственной налоговой службы реализуют соответствующую функцию налогового контроля.
Учет налогоплательщиков можно разделить на виды в зависимости от об ' объектов учета:
1) учет физических лиц - плательщиков налогов:
- общий учет физических лиц - плательщиков налогов
- учет самозанятых лиц
- учет физических лиц - предпринимателей
2) учет юридических лиц - налогоплательщиков
3) учет налогоплательщиков - обособленных подразделений юридических лиц
4) учет налогоплательщиков по отдельным видам налогов (например, налог на добавленную стоимость) и другие.
Обязанность ' связь налогоплательщика встать на учет в контролирующих органах в порядке, установленном законодательством Украина, закреплено в статье 16 Налогового кодекса Украины " Обязанность ' связки налогоплательщика ".
Учет налогоплательщиков осуществляется по административно-территориальному принципу. Сущность этого принципа основывается на том, налогоплательщики подлежат регистрации или взятию на учет в органах государственной налоговой службы по местонахождению юридических лиц, их обособленных подразделений юридических лиц, месту жительства, а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, об ' объектов налогообложения или об ' объектов, которые связаны ' связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность.
Взятие налогоплательщика на учет может осуществляться по основному месту учета и по основному месту учета.
Под основным местом учета следует понимать место учета плательщика в органе государственной налоговой службы, находится в:
- местонахождению юридических лиц
- местонахождению обособленных подразделений юридических лиц
- местом жительства.
Во неосновным месту учета налогоплательщика следует понимать место учета плательщика в органе государственной налоговой службы, который находится по месту нахождения (регистрации) подразделений налогоплательщика, его движимого и недвижимого имущества, о ' объектов налогообложения или об ' объектов, которые связаны ' связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность.
Согласно статьи 93 Гражданского кодекса Украины местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета.
Местом жительства физического лица согласно части 1 статьи 29 названного Кодекса является жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т.п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно.
Согласно части первой статьи 1 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей " от 15 мая 2003 N 755-IV место жительства физического лица - жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т.п.) в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно, находящееся по определенному адресу, по которому осуществляется н ' связь с физическим лицом - предпринимателем. Частью шестой статьи 29 Гражданского кодекса Украины также предусмотрено, что физическое лицо может иметь несколько мест проживания.
Итак, налогоплательщик обязательства ' связан стать на учет в соответствующих органах государственной налоговой службы по основному и неосновным месту учета, сообщать обо всех о ' объекты налогообложения и о ' объекты, эт ' связанные с налогообложением, органы государственной налоговой службы по местонахождению таких об ' объектов.
4. В налоговых органах налогоплательщиков берут на учет, как правило, до начала осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности, поэтому этот вид налогового контроля называют предварительным.
Основные положение о взятии на учете налогоплательщиков - юридических лиц и их обособленных подразделений определены в статье 64 Налогового кодекса Украины.
5. Государственный реестр физических лиц - налогоплательщиков - созданный для обеспечения единого государственного учета физических лиц, обязательства ' связанные уплачивать налоги, сборы в порядке и на условиях, определяемых Налоговым кодексом Украины и другими нормативно-правовыми актами Украины, с целью создания условий для осуществления контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов, начисленных финансовых санкций, соблюдения налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.
В Налоговом кодексе Украины Государственном реестра физических лиц - плательщиков налогов посвящена статья 70.
соответствии к статьям 63 и 70 главы 6 раздела II Налогового кодекса Украины, статьи 8 Закона Украины " О государственной налоговой службе в Украине " приказом Государственной налоговой администрации Украина от 17.12.2010 г. N 954 утверждено Положение о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц - налогоплательщиков.
Учета физических лиц - предпринимателей и самозанятых лиц посвящена статья 65 Налогового кодекса Украины.
6. Учет налогоплательщиков в органах государственной налоговой службы ведется по налоговым номерами.
Сейчас порядок определения налогового номера установлен в одноименном разделе II Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 22.12.2010 г. N 979, согласно которому налоговым номером налогоплательщика являются:
а) код по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины для налогоплательщиков, включаемых в такой реестр (юридические лица и обособленные подразделения юридических лиц - резидентов и нерезидентов)
б) регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов - физического лица, кроме лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют соответствующую отметку в паспорте
в) регистрационный (Учетный) номер налогоплательщика, который присваивается органами государственной налоговой службы по структуре, установленной в пункте 2.3 этого раздела, налогоплательщикам, указанным в пункте 2.4 раздела II указанного Порядка.
Среди физических лиц - плательщиков налогов является группа лиц, которые из-за своих религиозных или других убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщают об этом соответствующие государственные органы. Постановка на учет таких лиц проводится путем внесения в их паспорт отметки о наличии у них права осуществлять любые платежи без регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика.
7. Пункт 63.7 статьи 63 Налогового кодекса Украины устанавливает обязанность ' связь налоговых органов указания налогового номера или серии и номера паспорта (для физических лиц, из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте) во всех документах или сообщениях, предоставляемых налогоплательщику.
Для налогоплательщиков законодатель закрепил аналогичный обязанности ' связь. Плательщики отмечают налоговый номер или, соответственно, серию и номер паспорта во всех налоговых декларациях (расчетах, отчетах), платежных документах по налогам и сборам, в финансовых документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
8. Некоторые особенности учета плательщиков устанавливаются соответствующими разделами настоящего Кодекса. В частности, порядок регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость и аннулирования такой регистрации определен в статьях 183, 184 раздела V Налогового кодекса Украины.
9. Пунктом 63.9 статьи 63 Кодекса закреплено обязательное ' связь налоговых органов проверить документы, представляемые налогоплательщиками для взятия на налоговый учет и, в случае обнаружения ошибок или представление недостоверных сведений, вернуть плательщику для исправления. В свою очередь плательщик обязательства ' связан в течение 5 календарных дней, следующих за днем за нарушение этой обязанности ' связи установлена ответственность в виде штрафа самозанятых лиц в размере 170 гривен, на юридических лиц, обособленные подразделения юридического лица или юридическое лицо, ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет при выполнении договора о совместной деятельности, - 510 гривен.
10. В соответствии с Налоговым кодекса Украины, Закона Украины " О государственной налоговой службе в Украине " от 4 декабря 1990 года N 509-XII и с целью использования единой рациональной методики учета плательщиков налогов и сборов в органах государственной налоговой службы разработан Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 22.12.2010 г. N 979 (далее - Порядок учета плательщиков налогов и сборов). Указанный Порядок подробно регламентирует процедуру учета налогоплательщиков юридических лиц (резидентов и нерезидентов), их обособленных подразделений и постоянных представительств нерезидентов, а также самозанятых лиц, в органах государственной налоговой службы, в частности:
- порядок определения налогового номера налогоплательщика, порядок проверки документов, представляемых налогоплательщиками для взятия на учет в органах государственной налоговой службы
- порядок постановки на учет налогоплательщиков в соответствующих органах государственной налоговой службы по основному и неосновным местом учета и сообщения налогоплательщиком о все о ' объекты налогообложения и о ' объекты, эт ' связанные с налогообложением, органы государственной налоговой службы по местонахождению таких об ' объектов
- установление перечня документов, которые подаются для взятия на учет налогоплательщиков, порядка представления таких документов, а также порядка ведения документации при постановке налогоплательщиков на учет в органах государственной налоговой службы, занесение информации о них в соответствующие реестры
- установление форм заявлений, свидетельств и документов по вопросам учета налогоплательщиков
- порядок внесения изменений в учетные данные налогоплательщиков
- порядок подачи плательщиком налогов заявлений в орган государственной налоговой службы в случае регистрации изменения местонахождения (места жительства), сведений о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета юридического лица и его обособленных подразделений, возникновение изменений в учетных данных налогоплательщиков или изменение документов, подаются для взятия на учет согласно указанному Порядку
- порядок снятия с учета налогоплательщиков в органах государственной налоговой службы.
11. Органы государственной налоговой службы формируются и ведут Единый банк данных о налогоплательщиках - юридических лиц, Государственный реестр физических лиц - налогоплательщиков, реестр плательщиков налога на добавленную стоимость, реестре неприбыльных организаций и другие реестрах, предусмотренные налоговым законодательством. На налоговые органы возложена обязанность ' связь по обеспечению достоверности информации в этих реестрах, их защиту от несанкционированного доступа, обновление, архивирование и восстановление данных.
12. Пунктом 63.12 Налогового кодекса предусмотрено, что информация, в связи ' связи с учетом налогоплательщиков собирается, используется и формируется налоговыми органами - вносится к информационным базам данных и используется с учетом ограничений, предусмотренных для налоговой информации с ограниченным доступом.
Налоговая информация, согласно статьи 25 1 Закона Украины " Об информации " от 2 октября 1992 N 2657-XII (в редакции Закона Украины " О внесении изменений в Закон Украины " О информацию " от 13 января 2011 N 2938-VI, который вступает в силу с 10 мая 2011), это - совокупность сведений и данных, созданные или полученные субъектами ' объектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимые для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций. Защита налоговой информации гарантируется государством. Система налоговой информации, ее источники и режим определяются Налоговым кодексом Украины и другими нормативно-правовыми актами.
Статьей 21 Налогового кодекса закреплено обязательное ' связь контролирующих органов не допускать разглашения информации с ограниченным доступом, получается, используется, хранится при реализации функций, возложенных на контролирующие органы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств ' связей должностные лица контролирующих органов несут ответственность согласно закону. Жаль, причиненный неправомерными действиями должностных лиц контролирующих органов, подлежит возмещению за счет средств государственного бюджета, предусмотренных таким контролирующим органам.