Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 64. Взятие на учет юридических лиц и обособленных подразделений юридических лиц

64.1. Взяття на облік за основним місцем обліку юридичних осіб та їх відокремлених подразделений как плательщиков налогов и сборов в органах государственной налоговой службы осуществляется на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором Законом Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ", не позднее следующего рабочего дня со дня получения указанных сведений органами государственной налоговой службы.

(с 17.12.2012 г. пункт 64.1 статьи 64 будет дополнен абзацем вторым согласно абзацами вторым и третьим пункта 14 раздела I Закона Украины от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

64.2. Взятие на учет по основному месту учета налогоплательщиков - юридических лиц и обособленных подразделений юридических лиц, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от них соответствующего заявления, которое налогоплательщик обязательства ' связан подать в десятидневный срок после государственной регистрации (легализации, аккредитации или засвидетельствование факта создания другим способом).

64.3. Справка о взятии на учет налогоплательщика направляется (выдается) налогоплательщикам - юридическим лицам и обособленным подразделениям юридических лиц следующего рабочего дня со дня взятия на учет по основному месту учета.

(с 17.12.2012 г. пункт 64.3 статьи 64 будет изложен в новой редакции согласно абзацам п ' пятым - седьмым пункта 14 раздела I Закона Украины от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

64.4. Военные части обязательства ' связаны в течение 10 календарных дней после регистрации воинской части в качестве субъекта ' ведения хозяйства стать на учет в органе государственной налоговой службы по месту своей дислокации согласно пункту 64.2 этой статьи.

64.5. Основанием для постановки на учет (внесение изменений, перерегистрации) обособленного подразделения иностранной компании, организации, в том числе постоянного представительства нерезидента, является надлежащее аккредитация (регистрация, легализация) такого подразделения на территории Украины согласно закону.

Для постановки на учет постоянные представительства нерезидентов и обособленные подразделения иностранных юридических лиц обязательства ' связанные обратиться в течение 10 календарных дней со дня их государственной регистрации (аккредитации, легализации) в установленном порядке или до начала осуществления хозяйственной деятельности, если такая регистрация не является обязательным ' Обязательным согласно законодательству, в органы государственной налоговой службы по своему местонахождению. Постановка на учет таких налогоплательщиков осуществляется в соответствии с пунктом 64.2 настоящей статьи.

При установке органом государственной налоговой службы по результатам налогового контроля ведения нерезидентом хозяйственной деятельности через постоянное представительство на территории Украины без взятия на налоговый учет составляется акт, который направляется через компетентный орган Украины в компетентный орган иностранного государства для организации мер взыскания.

Форма указанного акта утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

Абзац п ' пятый исключено.

64.6. На учете в органах государственной налоговой службы должны находиться соглашения о распределении продукции, договора управления имуществом (кроме договоров по операциям, определенных в подпункте 153.13.10 пункта 153.13 статьи 153 или во втором предложении абзаца второго подпункта 5 пункта 180.1 статьи 180 настоящего Кодекса) и договоры о совместной деятельности на территории Украины без создания юридических лиц, на которые распространяются особенности налогового учета и налогообложения деятельности по таким договорам (соглашениям), определенные этим Кодексом.

В органах государственной налоговой службы не учитываются договоры о совместной деятельности, на которые не распространяются особенности налогового учета и налогообложения совместной деятельности, определенные данным Кодексом. Каждый участник таких договоров состоит на учете в органах государственной налоговой службы и исполняет обязанности ' связки налогоплательщика самостоятельно.

Абзац третий исключен.

Взятие на учет договора или соглашения осуществляется путем дополнительного взятия на учет управляющего имуществом, участника договора о совместной деятельности или соглашения о разделе продукции как плательщика налогов - ответственного за удержание и внесение налогов в бюджет при выполнении договора или соглашения.

Заявление о постановке на учет такой налогоплательщик обязательства ' связан подать в течение 10 календарных дней после регистрации договора или соглашения или после вступления в силу, если в соответствии с законодательством регистрация договора не проводится.

64.7. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, определяет порядок учета налогоплательщиков в органах государственной налоговой службы и порядок формирования Реестра крупных налогоплательщиков на соответствующий год с учетом критериев, определенных настоящим Кодексом для крупных налогоплательщиков.

В случае включения налогоплательщика в Реестр крупных налогоплательщиков на него распространяются особенности, определенные этим Кодексом для крупных налогоплательщиков.

После включения налогоплательщика в Реестр крупных налогоплательщиков и получения сообщения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, о таком включении налогоплательщик обязательства ' связан стать на учет в специализированном органе государственной налоговой службы, который осуществляет налоговое сопровождение крупных налогоплательщиков, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр.

Относительно крупных налогоплательщиков, которые самостоятельно не стали на учет в специализированном органе государственной налоговой службы, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, имеет право принимать решения об изменении основного места учета и переводе их на учет в специализированные или другие органы государственной налоговой службы.

При отсутствии по месту регистрации крупного налогоплательщика специализированного органа государственной налоговой службы учет такого налогоплательщика по решению центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, осуществляется или территориально ближайшим специализированным органом государственной налоговой службы, или другим органом государственной налоговой службы.

В случае принятия решения о переводе крупного налогоплательщика на учет в специализированную государственную налоговую инспекцию или другой орган государственной налоговой службы соответствующие органы государственной налоговой службы обязательства ' связаны в течение 20 календарных дней после принятия такого решения осуществить взятие на учет/снятие с учета такого налогоплательщика.

Крупный налогоплательщик, в отношении которого центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, принято решение о переводе на учет в специализированную государственную налоговую инспекцию или другой орган государственной налоговой службы, после взятия его на учет по новому месту учета обязательства ' связан платить налоги по месту предыдущего учета в органах государственной налоговой службы, а подавать налоговую отчетность и исполнять другие обязанности ' связки, предусмотренные настоящим Кодексом, по новому месту учета.

Комментарий :

1. Надлежащее осуществление налоговыми органами функции учета налогоплательщиков - Юридических и физических лиц - создает предпосылки для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды.

Взятие на учет налогоплательщиков органами государственной налоговой службы осуществляется по принципу организационного единства регистрационных процедур, проводимых государственными регистраторами, и процедур постановки на учет налогоплательщиков, которые обеспечиваются органами государственной налоговой службы. Органы государственной налоговой службы осуществляют обмен сведениями (уведомлениями) об осуществлении действий по государственной регистрации и взятия на учет (снятии с учета) юридических лиц и физических лиц - предпринимателей в порядке взаимодействия с государственными регистраторами и Единым государственным реестром.

соответствии со статьей 26 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей " от 15.05.2003 г. N 755-IV основанием для взятия юридического лица на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины является поступление в эти органы сведений из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица. Государственный регистратор в день государственной регистрации юридического лица обязательства ' связан передать соответствующим органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, сведения из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица.

2. Порядком учета налогоплательщиков и сборов предусмотрено, что взятие на учет по основному месту учета юридических лиц и их обособленных подразделений, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (далее - ЕГРПОУ), как налогоплательщиков и сборов в органах государственной налоговой службы осуществляется после присвоения им кодов по ЕГРПОУ.

В пункте 5 Положения о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22 января 1996 N 118, определено, что присвоение идентификационных кодов из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украина суб ' объектам, на которых не распространяется действие Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей " и сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется органами государственной статистики.

Пунктами 3.2, 4.1 и 4.2 Порядка учета плательщиков налогов и сборов предусмотрен порядок представления в орган государственной налоговой службы документов юридическим лицом и обособленным подразделением юридического лица, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр, для постановки на учет налогоплательщика.

3. После взятия налогоплательщика на учет по основному месту учета орган государственной налоговой службы формирует справку о постановке на учет налогоплательщика по ф. N 4-ОПП (приложение 2 к Порядку учета плательщиков налогов и сборов). Такая справка направляется налогоплательщику на следующий рабочий день со дня взятия на учет. С согласия налогоплательщика не позднее следующего рабочего дня после взятия его на учет такая справка может быть выдана налогоплательщику или уполномоченному лицу налогоплательщика в органе государственной налоговой службы.

Справка о взятии на учет налогоплательщика по ф. N 4-ОПП является единственным документом, подтверждающим постановку налогоплательщика на учет в органе государственной налоговой службы. Справка выдается бесплатно и действительна только на территории Украины.

4. Статьей 14 Закона Украины " О Вооруженных Силах Украины " от 6 декабря 1991 года N 1934 -XII предусмотрено, что Вооруженные Силы Украина могут осуществлять хозяйственную деятельность по закону.

Согласно пункту 1.7 Порядка учета плательщиков налогов и сборов срок " военные части " употребляется в значении " воинские части, заведения, учреждения, организации Вооруженных Сил Украины и других, образованных в соответствии с законами Украины, воинских формирований ".

Для постановки на учет налогоплательщик военная часть обязательства ' связана в течение 10 календарных дней после получения свидетельства о регистрации воинской части в качестве субъекта ' объекта хозяйствования подать в орган государственной налоговой службы по месту своей дислокации следующие документы:

- заявление по ф. N 1-ОПП (приложение 6 к Порядку учета плательщиков налогов и сборов)

- заверенную соответствующим органом копию свидетельства о регистрации воинской части в качестве субъекта ' объекта хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах

- копию справки соответствующего центрального органа исполнительной власти, подтверждающего присвоение кода по ЕГРПОУ.

В случае если воинская часть не осуществляет хозяйственную деятельность, однако при этом является налогоплательщиком (налоговым агентом), то вместо свидетельства о регистрации воинской части в качестве субъекта ' объекта хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах должен быть предоставлен подтверждающий документ (документы) соответствующего министерства или другого центрального органа исполнительной власти, содержащий сведения о том, что военная часть является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством (с указанием данных о создании), не осуществляет хозяйственную деятельность в понимании Закона Украины " О хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины " от 21 сентября 1999 N 1076-XIV, не находится на обслуживании централизованной бухгалтерии и обязательства ' связана самостоятельно вести бухгалтерский учет, удерживать и/или уплачивать налоги и сборы в бюджет с указанием видов налогов.

отношении местонахождения воинских частей, которые не включены в Единый государственный реестр, в Единый банк данных юридических лиц вносятся только те адресных данных, которые указывают на Автономную Республику Крым, области, города Киев и Севастополь.

5. Иностранные суб ' объекты хозяйственной деятельности, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины согласно статье 5 Закона Украины " О внешнеэкономической деятельности " от 16 апреля 1991 года N 959-XII. Аккредитацию филиалов и представительств иностранных банков осуществляет Национальный банк Украины в соответствии с Законом Украины " О банках и банковской деятельности " от 7 декабря 2000 года N 2121-III. Регистрацию представительств других иностранных субъектов ' объектов хозяйственной деятельности осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики.

Пунктом 13 Инструкции о порядке регистрации представительств иностранных субъектов ' ведения хозяйственной деятельности в Украине, утвержденной приказом Министерства внешних н ' связей и торговли Украины от 18 января 1996 N 30, предусмотрено, что в случае осуществления представительством хозяйственной деятельности на территории Украины такое представительство должно стать на учет в налоговом органе по своему местонахождению в порядке, установленном центральным налоговым органом Украины, и приобрести статуса постоянного представительства.

Обособленные подразделения иностранных юридических лиц принимаются на учет в органах государственной налоговой службы в соответствии с Порядком учета плательщиков налогов и сборов. После взятия на учет данные о взятых на учет обособленных подразделений иностранных компаний, организаций, включаются в Реестр плательщиков налогов - нерезидентов, который является составной частью Единого банка данных о налогоплательщиках - юридических лиц.

Постоянное представительство в смысле, что используется в Налоговом кодексе Украины, - это постоянное место деятельности, через которое полностью или частично проводится хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности: место управления; филиал; офис; фабрика; мастерская; установка или сооружение для разведки природных ресурсов; шахта, нефтяная/газовая скважина, карьер ' премьер или любое другое место добычи природных ресурсов склад или помещение, используемое для доставки товаров.

Постоянное представительство до начала своей хозяйственной деятельности становится на учет в налоговом органе по своему местонахождению в порядке, установленном центральным налоговым органом Украины. Постоянное представительство, начавшее свою хозяйственную деятельность до регистрации в налоговом органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а полученные им прибыли считаются скрытыми от налогообложения.

При установке органом государственной налоговой службы по результатам налогового контроля ведения нерезидентом хозяйственной деятельности через постоянное представительство на территории Украины без взятия на налоговый учет составляется акт, который направляется через компетентный орган Украины в компетентный органа иностранного государства для организации мер взыскания.

Форма Акта об установлении факта ведения нерезидентом хозяйственной деятельности через постоянное представительство на территории Украины без взятия на налоговый учет утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 23.12.2010 N 998. В Акте указывается информация о суммы полученного нерезидентом дохода от ведения хозяйственной деятельности на территории Украины, суммы налогооблагаемой прибыли, определенного органом государственной налоговой службы, и суммы неуплаченного налога.

6. На учете в органах государственной налоговой службы находятся соглашения о разделе продукции, договора управления имуществом и договоры о совместной деятельности на территории Украины без создания юридических лиц, на которые распространяются особенности налогового учета и налогообложения деятельности по таким договорам (соглашениям), определенные Налоговым кодексом Украины.

Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения действия соглашений о распределении продукции, регулируются Законом Украины " О соглашениях о разделе продукции " от 14 сентября 1999 N 1039-XIV. В частности, частью первой статьи 25 этого Закона определено, что особенности налогообложения налогоплательщиков в условиях действия соглашения о распределении продукции определяются Налоговым кодексом Украины.

По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязательства ' решаются совместно действовать без создания юридического лица для достижения определенной цели, не противоречащей закону (ч. 1 ст. 1130 Гражданского кодекса Украина). Участники договора о совместной деятельности выбирают одного из участников, который будет вести налоговый учет результатов совместной деятельности.

Взятие на учет такого соглашения или договора осуществляется путем дополнительного взятия на учет как плательщика налогов соответствующего инвестора, управляющего имуществом или уполномоченного лица.

После постановки на учет договора о совместной деятельности, договора управления имуществом и соглашения о разделе продукции сведения о них включаются в Реестр договоров о совместной деятельности, договоров управления имуществом и соглашений о разделе продукции, который является составной частью Единого банка данных о налогоплательщиках - юридических лиц.

Инвестору после постановки на учет соглашения о распределении продукции вместо справки по ф. N 4-ОПП органом государственной налоговой службы выдается (направляется) Свидетельство о регистрации инвестора как налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции по ф. N 4-СРП (приложение 3 к Порядку учета плательщиков налогов и сборов). С момента взятия на учет инвесторы соглашений о разделе продукции, уполномоченные лица договоров о совместной деятельности считаются зарегистрированными как плательщики налога на прибыль.

В органах государственной налоговой службы не учитываются договоры о совместной деятельности, на которые не распространяются особенности налогового учета и налогообложения совместной деятельности, определенные пунктом 153.14 статьи 153 Налогового кодекса Украины. Каждый участник таких договоров находится на учете в органах государственной налоговой службы и исполняет обязанности ' связки налогоплательщика самостоятельно.

Взятие на учет договоров (контрактов) о производственной кооперации, совместном производстве и других видах совместной инвестиционной деятельности с участием иностранного инвестора осуществляется после государственной регистрации договора (контракта) Министерством экономики Автономной Республики Крым, областным, Киевским или Севастопольским городским управлением внешних н ' связей согласно Положению о порядке государственной регистрации договоров (контрактов) о совместной инвестиционной деятельности с участием иностранного инвестора, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 30.01.97 г. N 112.

7. В целях обеспечения практического применения положений пункта 64.7 статьи 64 Налогового кодекса Украины приказом Государственной налоговой администрации Украины от 22.12.2010 г. N 986 утвержден Порядок формирования Реестр крупных налогоплательщиков.

Согласно пункту 2.1 указанного Порядка отбор налогоплательщиков для включения в Реестр крупных налогоплательщиков (далее - Реестр КПН) на следующий календарный год осуществляется структурными подразделениями центрального органа государственной налоговой службы, по которым закреплены функции организации работе с крупными плательщиками налогов и компьютеры ' ютерной обработки налоговой отчетности, на основании оценки:

- суммарных объемов доходов от всех видов деятельности плательщика налогов за второе полугодие прошлого года и первое полугодие текущего года (рассчитывается по данным налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий за первое полугодие предыдущего года, за предыдущий год и за первое полугодие текущего года)

- сумм уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, во втором полугодии прошлого года и первом полугодии текущего года.

Реестр КНП на следующий календарный год до 10 рабочего дня сентября текущего года утверждается приказом центрального органа государственной налоговой службы, который направляется в органы государственной налоговой службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и не позднее следующего рабочего дня публикуется на официальном сайте центрального органа государственной налоговой службы.

Структурное подразделение центрального органа государственной налоговой службы, по которым закреплена функция организации работы с крупными налогоплательщиками, в течение десяти рабочих дней после утверждения Реестр КНП направляет:

- каждому налогоплательщику, включенного в Реестр КНП, - сообщение о включении/невключении (по почте, с уведомлением о вручении)

- каждому налогоплательщику, включенного в Реестр КНП на текущий календарный год и которого не включено в Реестр КНП на следующий календарный год, - сообщение о включении/невключении такого налогоплательщика в Реестр КНП на следующий год (по почте, с уведомлением о вручении)

- в органы государственной налоговой службы по месту учета налогоплательщика в текущем году и по новому месту учета - средствами электронной связи ' связи информацию о направленных налогоплательщикам сообщений о включении/невключении в Реестр КНП.

Форма Сообщения о включении/невключении в Реестр крупных налогоплательщиков (Форма N 1-КПН) приведена в приложении 14 к Порядку учета плательщиков налогов и сборов.

соответствии с пунктом 7.5 Порядка учета плательщиков налогов и сборов в случае снятия с учета по основному месту учета налогоплательщика и перевода его на обслуживание в другой орган государственной налоговой службы, в частности, в связи ' связи с включением/невключения налогоплательщика в Реестр крупных налогоплательщиков и т.п., при наличии по предыдущему месту учета об ' объектов, отделенных подразделений или обязанности ' связей налогового агента такой налогоплательщик одновременно со снятием с учета по основному месту учета, согласно этому Порядку, берется на учет по основному месту учета органом государственной налоговой службы по предыдущему месту учета.