Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 13. Кримінально-виконавча інспекція
1. Уголовно-исполнительная инспекция исполняющего наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ.
2. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, а также освобожденных от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
3. Уголовно-исполнительная инспекция устанавливает периодичность и дни проведения регистрации осужденных к наказаниям в виде общественных и исправительных работ, а также лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием.
Комментарий
Комментируемая статья, определяет уголовно-исполнительную инспекцию как федеральный орган исполнительной власти. Согласно действующему законодательству и определенных полномочий инспекция обеспечивает выполнение отдельных видов наказаний и их отбывания осужденными лицами, а также осуществляет контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания с испытанием и условно-досрочно.
В Украине функционируют 703 подразделений уголовно-исполнительных инспекций, которые выполняют такие виды уголовных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 55 УК Украины), общественные работы (ст. 56, ч. 1 ст. 100 УК Украины), исправительные работы (ст. 57, ч. 2 ст. 100 УК Украины) и устанавливают периодичность и дни проведения регистрации осужденных к данным наказаний (ст. 13 УИК Украины).
Кроме этого, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за освобожденными от отбывания наказания с испытанием (ст. 75, 104 УК Украины), освобожденными от отбывания наказания с испытанием беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до семи лет (ст. 79 УК Украины), освобожденными от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ст. 83 УК Украины).
Выполнение данных наказаний ставит перед уголовно-исполнительной инспекцией следующие задачи: 1) учет осужденных, которые по приговору суда направлены в УИИ 2) разъяснение порядка и условий отбывания наказания, 3) контроль за осужденными и принятия мер по пресечению с их стороны правонарушений 4) участие в воспитательной работе с осужденными, 5) предотвращение совершения ими повторных преступлений. Согласно заключительным положениям КВН Украины уголовно-исполнительная инспекция с 1 января 2009 начала осуществлять контроль за осужденными, освобожденными от отбывания наказания условно-досрочно.
Согласно ст. 13 КВН, ст. 10 Закона Украины о Уголовно-исполнительной службы уголовные наказания в виде исправительных и общественных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возложен на уголовно-исполнительную инспекцию как субъект уголовно-исполнительных правоотношений. Анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства позволяет сделать вывод, что деятельность УИИ направлена, главным образом, на учет и контроль осужденных, значительно сужает применения к ним средств исправления и пробации.
В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется, кроме КВН Украины, отраслевым подзаконным нормативным актом, является Инструкция о порядке исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и осуществления контроля относительно лиц, осужденных к таким наказаниям, утвержденная приказом N 270/1560 от 19.12.2003 г.
Согласно нормативно-правовых актов, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет не только контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, а также освобожденных от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, но и устанавливает периодичность и дни проведения регистрации осужденных к наказаниям в виде общественных и исправительных работ, а также лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием. Однако содержание ст. 32, 36, 41, 44 КВН Украина и реализация вышеупомянутых наказаний на практике показывают, что АПР не в полной мере обеспечивает их выполнение.
Следует отметить, что в научных кругах идет мощная дискуссия о создании в Украине службы пробации. Кроме того, в 2008 году в Верховной Раде Украина зарегистрирован ряд проектов по организационно-правовых предпосылок введения пробации. Позиция автора комментария по реформированию уголовно-исполнительной инспекции в службу пробации изложена на страницах научных изданий в