Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 2. Кримінально-виконавче законодавство Украина

Кримінально-виконавче законодавство України складається з цього Кодексу, інших актами законодательства, а также действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Комментарий

Комментируемая статья, определяет концептуальные основы развития уголовно-исполнительного законодательства Украины в нормах и источники этого кодекса. Нормы уголовно-исполнительного законодательства - Это общеобязательные правила поведения, которые находят свое отражение в нормативно-правовых актах и (Отбывания) уголовных наказаний. Механизм правового регулирования работает следующим образом. Нормы права, являясь правилами поведения, непосредственно влияют на поведение людей, определяя, каким образом человек должен себя вести, и тем самым влияют на фактические общественные отношения.

Уголовно-исполнительное законодательство по своей сути состоит из двух органически соединенных частей - Общей и Особенной. Согласно в структуру уголовно-исполнительного законодательства его Общая часть предусматривает наиболее принципиальные (основные, отправные, выходным) положения, логически раскрывающие ее содержание.

Это цель и задачи, действие уголовно-исполнительного законодательства Украины в пространстве, времени; основания исполнения и отбывания наказания; принципы, средства исправления и ресоциализации осужденных; правовой статус осужденных, органы и учреждения исполнения наказаний; надзор и контроль за исполнением уголовных наказаний, участие общественности в исправлении и ресоциализации осужденных.

Особенная часть уголовно-исполнительного законодательства характеризуется следующими признаками. Первая заключается в том, что Особенная часть представляет собой совокупность уголовно-исполнительных норм, определяющих порядок и условия исполнения уголовных наказаний, а также освобождение от отбывания наказания в колониях различных видов, особенности отбывания наказания осужденными женщинами и несовершеннолетними.

Источники уголовно-исполнительного законодательства - это акты органов власти или других уполномоченных органов, содержащие нормы уголовно-исполнительного права.

Юридической базой для уголовно-исполнительного законодательства является Конституция Украины, в которой определяются общие принципы общественного строя и политики нашего государства, закрепляется принцип верховенства права и закона, определяются основные конституционные основы государственного управления права, свободы и обязанности человека и гражданина. В Конституции закреплены общеправовые (конституционные) принципы, которые действуют во всех отраслях права. В ч. 1 ст. 62 Конституции содержится норма, предусматривающая, что никто не может быть подвергнут уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена законами Украины определяются организация и деятельность органов и учреждений исполнения наказаний. Вообще нормы Конституции являются нормами прямого действия, а все законы Украины, в том числе и нормы уголовно-исполнительного законодательства, должны соответствовать ее требованиям.

К системы источников уголовно-исполнительного законодательства следует отнести: Уголовно-исполнительный кодекс Украины, другие кодифицированные законодательные акты (Уголовный кодекс Украина, Кодекс законов о труде и т.п.); Законы Украины; нормативно-правовые акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины; межотраслевые и отраслевые нормативные акты по осуществлению и отбывания уголовных наказаний, международные акты, действующие на территории Украины и ратифицированные Верховной Радой Украины в установленном законом порядке.

Основным источником, содержащим конкретные нормы уголовно-исполнительного законодательства и регулирует порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний является Уголовно-исполнительный кодекс Украины, принятый 11 июля 2003 и вступил в силу с 01.01.2004. Кодекс делится на Общую и Особенную части и состоит из 5-ти разделов, 26 глав и содержит 166 статей. До вступления в силу КВН в Украине действовал Исправительно-трудовой кодекс Украины, который был принят еще 23.12.70 и вступил в силу с 1 июня 1971 Первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР был принят в 1925 (ИТК РСФСР - в 1924 г.)

Закони України є актами, які мають вищу юридичну силу і є обов'язковими до виконання на всій території Украина. В частности Законом Украины "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины ДКВС, на которую возлагаются задачи по осуществлению единой государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний.

Нормы уголовно-исполнительного права могут содержаться в комплексных законах, то есть таких, которые содержат нормы нескольких отраслей права, в том числе и уголовно-исполнительного. Так, например, Закон Украины "О прокуратуре" определяет задачи, направления деятельности прокуратуры, ее структуру и прочее.

Але поряд з цим вказаним законом визначається і порядок здійснення прокурорського нагляду за виконанням уголовных наказаний. Это также и следующие законы Украины: "О милиции", "Об адвокатуре", "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", "О применении амнистии в Украине", "О занятости населения", "О социальной адаптации лиц, отбывавших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок "," О службе по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних "," О государственной исполнительной службе "и некоторые другие.

Нормы уголовно-исполнительного права могут содержаться также в указах и других актах Президента Украины. Так например, Указом Президента Украины от 22 апреля 1998 образован Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний, Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 июне 2009 утверждено Положение о Государственном департаменте Украины по вопросам исполнения наказаний. Указом Президента Украины от 19.07.2005 N 1118/2005 было утверждено Положение о осуществления помилования, которое определяет условия и порядок подачи ходатайств о помиловании осужденными, а также порядок их рассмотрения уполномоченным органом.

Постанови та розпорядження Кабінету Міністрів України можуть містити норми, які регулюють окремі вопросы, возникающие при исполнении наказаний, - например, порядок оплаты труда лиц, осужденных к лишению свободы, организацию питания и материально-бытового обеспечение этих лиц, а также целый ряд других вопросов. Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины от 17 мая 2006 N 683 "О внесении изменений в перечень центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через соответствующих министров "функции направления и координации деятельности центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний были возложены на Министерство юстиции Украины.

Межведомственные и ведомственные нормативные акты издаются в виде приказов, правил, положений, инструкций соответствующих министерств и ведомств по вопросам исполнения и отбывания уголовных наказаний. Наибольшее количество ведомственных нормативных актов по вопросам исполнения (отбывания) уголовных наказаний представляется центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Основным ведомственным нормативным актом в этой сфере можно считать Правила внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний (далее - Правила), введены в действие приказом Департамента N 275 от 25.12.2003, конкретизирующие нормы КВН Украины по отдельным вопросам исполнения и отбывания уголовных наказаний в виде ареста, лишения и ограничения свободы. Приказом Департамента от 16 февраля 2005 N 27 была утверждена Инструкция по организации порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Примером межведомственного нормативного акта совместный приказ Департамента, МВД Украины и Министерства труда и социальной политики от 04.03.2009 N 38/86/89 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов и учреждений исполнения наказаний, территориальных органов внутренних дел, органов труда и социальной защиты населения, центров занятости относительно предоставления лицам, которые могут быть освобождены от отбывания наказания и отбыли наказание, помощи в трудовом и бытовом устройстве, социальной адаптации ". Совместным приказом Департамента и МВД Украины от 19 декабря 2003 N 270/1560 утверждена Инструкция о порядке исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и осуществления контроля относительно лиц, осужденных к таким наказаниям.

К источникам уголовно-исполнительного законодательства также относятся международно-правовые акты, ратифицированные в установленном законом порядке. К таким актам могут быть отнесены Венское соглашение 1989; Европейские конвенции "О надзоре за условно осужденными и условно освобожденными правонарушителями" (1964 г.), "О передаче осужденных лиц" (1983 г.), которые были ратифицированы Верховной Радой Украина и вступили в силу для Украины с 01.01.96, а также целый ряд других.

Примером понимания, чем является международный правовой акт, может служить Закон Украины "О международных договорах Украины", в котором законодатель предусмотрел любой международный договор (межгосударственный, межправительственный, межведомственный) независимо от форм и наименование (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол) и другие. Главное, чтобы этот правовой документ был заключен и должным образом ратифицирован.

Важно, отметить, что действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, согласно ст. 19 Закона Украины "О международных договорах Украины" является частью национального законодательства. Наряду с тем следует иметь в виду, если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем нормативно-правовове акте Украины, то согласно норм международного права, применяются правила международного договора.