Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 5. Принципи кримінально-виконавчого законодавства, виконання і відбування покарань

Уголовно-исполнительное законодательство, исполнение и отбывание наказаний основываются на принципах неотвратимости исполнения и отбывания наказаний, законности, справедливости, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, уважения к правам и свободам человека, взаимной ответственности и осужденного, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и стимулирования правопослушного поведения, сочетание наказания с исправительным воздействием, участия общественности в предусмотренных законом случаях в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний.

Комментарий

Комментируемая статья, предусматривает, что в основе любых общественно-правовых явлений лежат определенные принципы, которые отражают политическую и социально-экономическую природу государственного устройства, закономерности развития общества, определяют политику государства во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере борьбы с преступностью.

Срок и категория "принцип" в переводе с латинского (prsncipium) означает буквально основу, начало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности, науки, мировоззрения и т.д.).

Принципы - Это общие руководящие положения, идеи, императивные требования, которые составляют основу для государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний, характеризующие его сущность и назначение в обществе и имеют доктринальное выражение и нормативно-правовое закрепление.

В то же время рассмотрение принципов в уголовно-исполнительного законодательства имеет определенную сложность, так как среди ее специалистов и до сих пор нет единого мнения о том, идет ли речь о принципах уголовно-исполнительного права (политики государства в сфере исполнения наказания), уголовно-исполнительного законодательства или деятельности уголовно-исполнительных учреждений и других органов государства, исполняющих уголовные наказания.

В настоящее время существует несколько определений принципов уголовно-исполнительного законодательства. Некоторые отечественные авторы называют принципами основные идеи, руководящие положения, которые определяют стратегию и направления развития институтов и норм данной отрасли права, обеспечивающие системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний.

Кроме того, есть и другое определение принципов уголовно-исполнительного законодательства, которое определяется как "теоретически обоснованы основные положения, обусловленные объективными закономерностями реализации наказания, выражающие сущность уголовно-исполнительной деятельности, направленной на осуществление правоограничений, присущих наказанием, независимо от форм применяемых мер принуждения ".

Современное определение, заключается в том, что принципы - это объективно обусловленные практикой исполнения наказания и разработаны с учетом достижений науки уголовно-исполнительного права основы организации и осуществления законодательного регулирования деятельности по исполнению уголовных наказаний, обеспечивающих эффективность последней.

В новом Уголовно-исполнительном кодексе в ст. 5 законодатель четко сформулировал и закрепил принципы уголовно-исполнительного законодательства, к которым относятся: принципы неотвратимости исполнения и отбывания наказаний, законности, справедливости, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, взаимной ответственности и осужденного, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и стимулирования правопослушного поведения, сочетания наказания с исправительным воздействием, участия общественности в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний. Кроме того, нами предлагается включить в ст. 5 КВН Украины и такой принцип как сотрудничество между участниками уголовно-исполнительного процесса.

Принцип законности - конституционный, закреплен в ряде статей Конституции Украины (6, 19, 24, 68 и других). В уголовно-исполнительном праве он проявляется в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания и его приоритеты перед другими нормативными актами, регулирующими общественные отношения в этой сфере.

Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами исполнения наказаний, должностными лицами, работниками организаций, которые взаимодействуют с учреждениями и органами исполнения наказаний, военнослужащими, осуществляющими конвоирование осужденных, общественными организациями, участвующими в исправлении и ресоциализации осужденных, отдельными гражданами при посещении мест отбывания наказания и самими осужденными.

Вместе с тем, принцип законности предполагает четкое соблюдение норм уголовно-исполнительного законодательства Украины и международных стандартов. Законность также означает возможность создания подзаконных ведомственных актов, которые по своей совокупности соответствовали бы цели наказания и, вместе с тем, не нарушали определенные законодательством права осужденных, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний.

Законность также причиной того, что все шаги государства в сторону открытости уголовно-исполнительной службы, введение новых подходов в работе с осужденными по их исправлению и ресоциализации сначала должны получить необходимое законодательное закрепление.

Принцип демократизма - отражает сущность многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления и ресоциализации осужденных, открытости учреждений и органов, исполняющих наказания, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, осуществлении контроля за деятельностью органов исполнения наказаний.

Также в научной литературе указывается, что элементы демократизма при выполнении и отбывании уголовных наказаний проявляются и в других аспектах: в порядке представления и решения обращений; языке обращений и переписке; в коллективном обсуждении законопроектов, предшествующий внесению их на рассмотрение ВРУ, учета общественного мнения, ознакомление с ними широкого круга общественности. Этот принцип закреплен в статьях 6, 23, 24, 25 КВН Украины.

Принцип гуманизма является одним из основных в уголовно-исполнительном законодательстве, хотя его и не ставят на первое место. Он находит свое выражение во многих институтах и нормативно-правовых актах, регулирующих исполнение наказаний, а также в многочисленных международных документах о правах человека и обращения с осужденными.

Цей принцип виявляється також і в тих цілях, які ставить держава при виконанні покарання, - виправлення и ресоциализация осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется в процессе применения основных средств исправления и ресоциализации: общественно полезном труде, социально-воспитательной работе, общеобразовательном и профессионально-техническом обучении, общественного воздействия, наряду с жесткими режимными требованиями, обеспечивающие дисциплину и порядок в местах лишения свободы, но одновременно создают условия для обеспечения прав осужденных до условно-досрочного освобождения.

Свое выражение этот принцип находит в нормах уголовно-исполнительного кодекса Украины, определяющие правовое положение осужденных (ст. ст. 7, 8, 9, 10 УИК). Такие нормы призваны способствовать представлению о гуманизме как человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний.

Принцип справедливости (социальной справедливости) призван оберегать интересы общества, защищать его от новых преступных посягательств, восстанавливать нарушенное преступлением чувство справедливости.

Однією із форм реалізації даного принципу у кримінальному праві є справедливе визначення відповідальності лица за совершенное преступление, которая осуществляется с учетом его тяжести, степени вины и общественной опасности виновного лица.

В уголовно-исполнительном законодательстве этот принцип отражен в ст. 1 КВН Украины, которая определяет цели уголовно-исполнительного законодательства, прежде всего - обеспечение реализации наказания, с целью защиты интересов личности, общества и государства путем создания условий для исправления и ресоциализации осужденных, и в ст. 6 КВН Украины, устанавливающий основные средства исправления осужденных.

Выполнение ими своих обязанностей - первоочередное требование социальной справедливости. В международном праве данный принцип предусмотрен в ст. 65 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и сформулирован в следующей редакции: "В обращении с лицами, которые осуждены к тюремному заключению или к другой мере наказания, следует стремиться прививать им желание подчиняться законам ".

Анализ принципа уважения прав и свобод человека позволяет выделить следующие основные положения:

- признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира

- каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН

- права человека должны охраняться властью закона, обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения;

- государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции, лицам права и свободы, признанные международным правом, без всякого различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения

- каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым она принадлежит

- государство обязано принять законодательные и другие меры, необходимые для обеспечения международно признанных прав человека

- государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты

- государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Принцип равенства осужденных перед законам. Основой этого принципа является конституционный принцип равенства всех перед законом (ст. 24 Конституции Украина, Всеобщая декларация прав человека (ст. 7), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (ст. 6) и другие. Осужденные к уголовным наказаниям равны перед законом, независимо от расы, национальности, религиозных убеждений и т.д.. Соблюдение принципа равенства осужденных перед законом достигается за счет проведения комплекса мероприятий, направленных на создание единых условий отбывания наказания, независимо от имущественного положения, национальности, вероисповедания и других признаков.

Анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства показывает, что оно не устанавливает каких-либо привилегий или, наоборот, ограничений для осужденных в зависимости от перечисленных признаков. Особые условия отбывания наказания предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или несовершеннолетних детей, и, главное, от поведения осужденных.

Принцип взаимной ответственности и осужденного. Данный принцип впервые закреплен уголовно-исполнительным законодательством. В юридической науке его называют самым противоречивым принципу ввиду того, что характер метода правового регулирования уголовно-исполнительных отношений является императивным методом, предполагает неравенство субъектов исполнения и отбывания наказания.

Однако, его можно охарактеризовать следующим образом - Лицо, привлеченное к уголовной ответственности, обязана выполнять требования и соблюдать правоограничений, отражающие содержание наказания и определены решением суда, а администрация органов и учреждений исполнения наказаний, в лице государства обязана организовывать свою деятельность с целью соблюдения прав и интересов осужденного.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что цель наказания как особая форма государственного принуждения к осужденному и его дальнейшее отбывание наказания лежит в основе взаимоотношений между государством и осужденным. Реализуется этот принцип в ст. ст. 7, 9 КВН Украины.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания является производным от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности. В уголовно-исполнительном праве он выражается в дифференциации и индивидуализации исполнения (отбывания) наказания. Дифференциация исполнения наказания заключается в том, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, преступной деятельности в прошлом, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяется карательный влияние в разных объемах.

Крім того, він також є принципом окремого інституту кримінально-виконавчого законодавства, зокрема такого, который определяет определенный вид учреждения исполнения наказаний конкретным категориям осужденных. Этот принцип нашел отражение в статьях 92, 94 КВН Украины.

Диференціація виконання покарання проявляється також у різних умовах тримання засуджених, різному правовом положении, уровне изоляции, которые применяются в зависимости от степени общественной опасности различных категорий осужденных. Вполне справедливым представляется содержания осужденных к пожизненному лишению свободы в учреждениях высшего (максимального) уровня безопасности.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 4 ст. 6 КВН Украины, в которой закреплен этот принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом вида наказания, личности осужденного, степени общественной опасности и мотивов совершенного преступления, а также поведения осужденного во время отбывания наказания.

Принцип раціонального застосування примусових заходів і стимулювання правослухняної поведінки является принципом отдельных институтов уголовно-исполнительного законодательства, что в свою очередь находит свое отражение в основном при исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества и применением средств исправления и ресоциализации.

Этот принцип впервые нашел свое отражение в уголовно-исполнительном законодательстве и реализуется в нормах, закрепляющих ответственность осужденных (ст. ст. 9, 27, 35, 40, 81, 166 КВН и другие), а также в статьях, определяющих основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. ст. 46, 54, 69, 83, 134 УИК). Кроме того, принцип стимулирования правопослушного поведения не только закреплен в КВН Украины, но и одновременно отражен во многих нормах этого закона. К ним относятся поощрительные нормы (ст. ст. 54, 81, 130 УИК). Вместе с тем, важную роль в стимулировании играет изменение условий содержания осужденных в сторону улучшения, в частности перевода осужденных с участка в другую или в колонию с другим уровнем безопасности. К ним также относится норма о предоставлении возможности определенным категориям осужденных проживать за пределами учреждения исполнения наказания (ст. ст. 59, 99 УИК).

Принцип сочетания наказания с исправительным влиянием. Сочетание наказания с исправительным воздействием предполагает, что выполнение всех видов наказаний должно сопровождаться применением к осужденным различных мероприятий воздействия. Уголовно-исполнительный кодекс Украины определяет основные средства исправления и ресоциализации, к которым относит: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно-полезный труд, социально-воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение и общественное влияние.

К таким осужденных должны применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера. Правовой основой для применения этих мер является приговор суда. Удачное сочетание наказания с исправительным воздействием должно давать положительные результаты, которые выражаются в возвращении осужденного к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.

Принцип участия общественности в предусмотренных законом случаях в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний. Согласно действующему уголовно-исполнительного законодательства этот принцип реализуется путем контроля общественности за деятельностью администрации учреждений исполнения наказаний, по решению правовых вопросов отбывания осужденными наказания и закрепления результатов исправления отношении лиц, освобожденных от наказания. Данный принцип вполне достаточно отражен в национальном законодательстве, но в современных условиях становления в Украине гражданского общества его реализация не получила общегосударственного масштаба.

Принцип участия общественности в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний четко закреплен в ст. 61 Минимальных стандартных правил обращения с осужденными: "общественные организации следует привлекать там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом соответствующих учреждений с целью возвращения заключенных для жизни в обществе ".

На современном этапе в процессе исправления и ресоциализации осужденных активное участие принимают следующие общественные организации как отечественные, так и международные: МФ "Возрождение", PRI (Международная тюремная реформа), "Международная амнистия", "Донецкий мемориал", "Черниговский женский правозащитный центр", "Общественный защитник" и другие.

Рассмотренные принципы уголовно-исполнительного законодательства тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и требуют комплексного применения при реализации государственной политики исполнения уголовных наказаний.

<Стаття 4 | Стаття 5 | Стаття 6>