Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 109. Дії, спрямовані на насильницьку зміну чи повалення конституційного ладу або на захоплення державної влади

1. Действия, совершенные с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захват государственной власти, а также заговор о совершении таких действий, -

наказываются лишение свободы на срок от 'пяти до десяти лет.

2. Публичные призывы к насильственному изменению или свержения конституционного строя или к захвату государственной власти, а также распространение материалов с призыва к совершению таких действий, -

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок.

3. Действия, предусмотренны частью второй настоящей статьи, совершенные лицом, которое является представителем власти, или повторно, или организованной группой, или с внедрением средств массовой информации, -

наказываются ограничением свободы сроком до 'пяти лет или лишение свободы на тот же срок.

Комментарий :

1. Основным непосредственным объект объектом преступления является Установленный Конституцией и законами Украины порядке создания и деятельности высших органов государственной власти, нарушения которого создает угрозу национальной безопасности в политической сфере. Его дополнительным факультативным в 'объектом может быть установлен порядок выполнения представителями власти своих служебных полномочий.

Конституционный строй включает установленные Конституцией Украина основах жизнедеятельности общества, государства и человека в Украине. Его составляющими являются: 1) суверенитет государства (верховенство и независимость государственной власти внутри страны и ее независимость в международных отношениях) 2) форма правления (способ организации государственной власти, по которому Единственным органом законодательной власти в Украине является Верховная Рада Украины, главой государства - Президент Украины, высшим органом от исполнительной власти - Кабинет министров Украины и т.п..) 3) государственный строй (унитарный с соответствующей разделением властных полномочий между Высшей и центральными и местными органами гос власти) и целостность территории, 4) государственный режим (демократический, что в частности предусматривает возможность осуществления народного волеизъявления через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии, гарантии местного самоуправления, защита государством прав и свобод человека и гражданина, грунтовки общественной жизни на принципах политического, экономического и идеологического многообразия).

Государственная власть - это система сформированных в порядке, предусмотренном Конституцией и законами Украины, органов, олицетворяют собой власть главы государства, Законодательную, исполнительную и судебную власть - Президент Украины, парламент, высшие, центральные и местные органы от исполнительной власти, высшие и местные органы судебной власти, - а также органы местного самоуправления и контрольно-надзорные и некоторые другие органы, Которые, пользуясь определенной независимостью, de-jure НЕ относятся к трем главным ветвей власти (прокуратура Украины, Национальный банк Украины, Счетная палата Украины, Высший совет юстиции Украины и др.). Таким образом, существующая в Украине государственная власть является частью ее конституционного строя.

В диспозиции ст. 109 понятия " государственная власть " применяется, так сказать, в узком смысле. Иными словами, речь можно вести об уголовное ответственности за действия, совершенные с целью неконституционного захвата власти Президента Украины, законодательной, высшей от исполнительной или высшей судебной власти Украины, поскольку только при условии получения такой власти группа лиц может существенно повлиять на суверенитет государства, его форму правления, государственное устройство и государственный режим и причинить вред гос безопасности в масштабе государства. Действия, совершенные с целью захвата власти на уровне местного самоуправления, или заговор в совершении таких действий могут быть квалифицированы как превышение власти или самоуправство. Такие действия, как Провозглашение определенной административно-территориальной единицы Украины суверенным государством, квалифицируются по ст. 110 как посягательство на территориальную целостность Украины.

Под гос властью в ст. 109 следует понимать только легитимную власть. Поэтому действия, направленные на восторг ранее узурпированные другими лицами, нелегитимной государственной власти, НЕ содержат состава рассматриваемого преступления, и, если Фактически совершенное деяние не содержит состава второго преступления, Должны рассматриваться только в политической, а не правовой плоскости.

2. С о 'Объективной стороны преступление может оказаться в следующих формах:

1) действия, совершенные с целью насильственного изменения или Свержение конституционного строя или захват государственной власти

2) заговор в совершении таких действий (ч. 1 ст. 109)

3) публичные призывы к насильственному изменению или свержения конституционного строя или к захвату гос власти

4) распространение материалов с призыва к совершению таких действий (ч. 2 ст. 109).

К действиям, совершенных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захват государственной власти, можно отнести создание с указанной целью НЕ предусмотренных законодательством военизированных или ВООРУЖЕННЫХ формирований или групп, восторг и содержание зданий или сооружений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти (например, зданий, где Расположены Верховная Совет Украины, Администрация Президента Украины, Кабинет министров Украины), организация крупномасштабных массовых беспорядков (в ЭТИХ случаях действия виновных Должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 109 и статьями 260, 341 или 294), а так же фактическое создание незаконных высших органов гос власти (вроде пресловутого ГКЧП СССР) и другие. В законе не указывается даже примерный перечень соответствующих действий, однако, Исходя из цели их совершения, к ним можно отнести только такие действия, совершение которых Фактически может быть средством ее достижения.

Преступление в первой форме Считается оконченным с момента совершения соответствующих действий, даже если их цели достигнуто не было.

По конструкции диспозиции ч. 1 ст. 109 способ совершения действий, направленных на смену или Свержение конституционного строя, всегда насильственным, а для действий, совершенных с целью захвата государственной власти, таким образом НЕ является обязательным 'Заполнить.

Заговор в ст. 109 предусматривает соглашение, достигнутое между двумя или более лицами, в совершении Совместных действий с целью насильственному изменению или свержения конституционного строя или захват государственной власти, содержит определенные существенные условия, касающиеся способа указанных действий, сил и средств и тому подобное. Заговор является законченной с момента достижения соглашения по указанным существенным условиям. Группу лиц, достигших указанного выше соглашения, можно рассматривать как обычную группу лиц, Которые Имеют предварительный сговор в совершении преступления (в данном случае это уже является преступлением, состав которого построен как усеченный), ки не как организованную группу, а тем более преступной организации.

Публичные призывы предугадывают хотя бы одно открытое обращение к неопределенно, но значительного круга лиц, в котором высказываются идеи, взгляды или требования, направленные на то, чтоб путем распространения их среди населения или его отдельных категорий (представителей власти, военнослужащих и др.) склона определенное количество лиц к определенными действиям. Если такие призывы обращены к конкретному лицу, они квалифицируются как подстрекательство к совершение действий, целью которых является насильственной изменение или Свержение конституционного строя или захват государственной власти.

публичность является оценочной признаку, и вопрос о наличие должен решаться в каждом конкретном случае с учетом времени, места, обстановки осуществления призывов т.п.. Например, публичным всегда призывы, сделанные во время собраний, демонстраций, митингов, пикетирований, походов, других подобных мероприятий и акций.

призывы следует отличать от распространению ложных слухов, Которые могут Вызвать панику среди населения или нарушение общественного порядка, ответственность за которое предусмотрена ст. 1731 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984

Преступление в этой форме является оконченным с момента высказывания виновным соответствующего призыва, направленного на его восприятие более или менее широкой аудиторией. Единичный факт высказывания соответствующих идей нескольким лицам быть не может рассматриваться как публичные призывы.

Распространение материалов - это действия, целью которых является Доведение содержания соответствующих материалов в сведения многих людей (неопределенной их количества или определенного круга).

Для квалификации этого преступления имеет значение способ публичных призывов и распространения материалов. Публичные призывы могут иметь место на митинге, собрании и т.п., а распространение материалов - осуществляться путем подбрасываниях листовок по почтовым ящикам, расклейка их на досках для объявлений, рассылка писем определенными группам адресатов и т.д. и только в этом случае квалифицируются по ч. 2 ст. 109. Публичные призывы и распространение материалов с внедрением средств массовой информации влекут ответственность по ч. 3 ст. 109.

Материалы - письменные или зафиксированы на другом носителе информации (дискете, аудио-или видеокассете) обращения, листовки, плакаты, газеты, журналы и т.д. - Здесь выступают средствами совершения преступления. Ведь они являются вещами, Которые находятся в динамическом (а не в статическом, в отличие от предмета преступления) состоянии и с помощью них субъектов 'объект влияет на объект объект этого преступления. Поскольку законодатель употребляет этот термин во множественном числе, распространение одного экземпляра соответствующего материала не содержит состава преступления.

Распространение материалов является законченным преступлением с момента, когда хотя бы часть указанных подготовленных материалов попала к адресатам. Изготовление, хранение, ношение таких материалов с целью их распространения квалифицируется как приготовление к совершению преступления по ст. 14 и ч. 2 ст. 109.

3. Сб "объект преступления общий (здесь и далее под таким определением понимается физическое вменяемое лицо, к моменту совершения преступления достигло 16-летнего возраста и не имеет признаков специального субъекта 'объекта). Если преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 109, совершается представителем власти, это является квалифицирующими признаком состава преступления и требует квалификации действий виновного лица по ч. 3 ст. 109. О понятии представитель власти см.. комментарий к ст. 364.

4. Сб "объективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Кроме того, для этого преступления в первых двух его формах характерна специальная цель: насильственной изменение или Свержение конституционного строя или захват государственной власти. Насильственным следует считать такой способ действий, для которого характерно применение силы, в том числе вооруженной, других средств незаконного принуждения.

Для публичных призывов к насильственному изменению или свержения конституционного строя или к захвату гос власти и для распространения материалов с призыва к совершению таких действий закон не предусматривает указанную цель как обязанность "обязательно признак состав преступления ответственность за эти действия Должны нести и лицо, совершившее их по поручению других лиц по денежное вознаграждение, то есть с корыстной целью.

5. Часть 3 ст. 109 предусматривает признаки, отягчающие Рассматриваемый преступление, если оно совершено в формах, приведенных в ч. 2 этой статьи. Согласно им квалифицированным видам публичных призывов к насильственному изменению или свержения конституционного строя или к захвату государственной власти, а так же распространение материалов с призыва к совершению таких действий, является совершение их: 1) с внедрением средств массовой информации, 2) представителем власти, 3) повторно 4) организованной группой лиц.

О понятии повторности, организованная группа см., соответственно, статьи 32 (комментарий) и 28 и комментарий. Повторным в ст. 109 следует считать публичные призывы к насильственному изменению или свержения конституционного строя или к захвату государственной власти, а также распространение материалов с призыва к таким действиям, совершенные лицом, ранее уже совершившим такое преступление в указанных формах.

Под средствами массовой информации следует понимать печатные средства массовой информации - периодические печатные издания (пресса) - газеты, журналы, бюллетени, сведения, информационные листья и т.д. и разовые издания с определенными тиражом, электронные, а также аудиовизуальные средства массовой информации - Радио, телевидение, кино, аудио, видео и т.д.. Их использование для совершения указанных выше действий означает выступления в них статьям, доклад, интервью 'и т.д..

***

Конституция Украины (статьи 1 - 8, 15, 19 и др.) ..

Закон Украины " Об информации " от 2 октября 1992 г. (ст. 20).

Закон Украина " О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине " от 16 ноября 1992

Закон Украины " О телевидении и радиовещания " от 21 декабря 1993

Закон Украины & quot; В кабинете министров Украины " от 16 мая 2008