Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 110. Посягання на территориальную целостность и неприкосновенность Украины

1. Умисні дії, вчинені з метою зміни меж території або державного границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, а также публичные призывы или распространение материалов с призыва к совершению таких действий, -

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок.

2. То же действия, совершенные лицом, которое является представителем власти, или повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или Объединенные с разжиганием национальной или религиозной вражды, -

наказываются ограничением свободы на срок от трех до 'пяти лет или лишение свободы на тот же срок.

3. Действия, предусмотренны частями первой или второй настоящей статьи, Которые привели к гибели людей или вторым тяжелым последствиям, -

наказываются лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет.

Комментарий

1. Основным непосредственным объект объектом преступления является национальная безопасность в политической сфере, которая состоит в отсутствии угрозы нарушения установленных Конституцией, законами Украины и международными правовыми актами территориальной целостности Украины и порядка определения ее территории. Его дополнительным факультативным в 'объектом может быть установлен порядок выполнения представителями власти своих служебных полномочий, личные права и свободы человека и гражданина, жизни и здоровья "я лица, собственность и т.д..

2. О понятии территории Украины см.. комментарий к ст. 6. Границы территории Украины определяются гос границей.

Государственная граница Украины - это линия и вертикальная поверхность проходящая по этой линии, Которые определяют границы территории Украины, а именно: границы суши, вод, недр, воздушного пространства. Государственная граница Украины определяется Конституцией и законами Украины, а также международными договорами Украины, согласие на обязательное 'язковисть которых дано верховной Радой Украины. Линия гос границы подробно описывается в соответствующей международном договоре, а также наносится на карту, которая является Неотъемлемой 'емкой частью того или иного договора (делимитация). Эта линия проходит: на суше - по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам, на море - по внешней пределы территориального моря Украины, а также определенными образом на реках, озерах и других водоемах, на мостах, плотин и других сооружениях, и сказывается на местности четко видимыми пограничнымы знаками (демаркация). Для обозначения линии границы на местности сопредельнымы государствами обычно создается смешанная комиссия.

3. Объ объективная сторона преступления характеризуется активными действиями, Которые могут проявится в следующих формах:

1) действия, совершенные с целью изменения границ территории или с целью изменения гос границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины

2) публичные призывы к совершению действий, целью которых является изменение границ территории (границы) Украина

3) распространение материалов с призыва к совершению действий, целью которых является изменение границ территории (Границы) Украины.

Действия, совершенные с целью изменения границ территории Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, - это любые действия, направленные на передачу части территории Украины под юрисдикцию другой страны или на уменьшение территории Украины путем создания на ее территории второго суверенного государства. Вопрос об изменениях территории Украины решаются исключительно Всеукраинский референдумом, Который может быть назначен только верховной Радой Украины. Логическое толкование словосочетания " изменение границ территории " может означать и увеличение территории Украины за счет территории второго государства или нейтральной территории (но, поскольку Украина строит свою внешнеполитическую деятельность на общепризнанных принципах и нормах международного права, в частности отказывается от любой территориальной экспансии, в данном случае под конфигурацией территории следует понимать прежде всего ее возможно уменьшение).

Примерами указанных действий могут быть назначения Всеукраинский референдума по этому вопросу НЕ верховной Радой Украины, а вторым государственным органом или должностным лицом, или назначения местного референдума или проведения по этому вопросу опроса населения, Провозглашение определенной административно-территориальной единицы Украины суверенным государством и т.п.. Так же время, скажем, военный переворот с провозглашения всей территории Украины территорией второго государства должно квалифицироваться по ст. 109 как действия, направленные на насильственной изменение или Свержение конституционного строя или захват государственной власти. Не обязательно "обязательно, чтоб действия, совершенные с целью изменения границ территории или изменения гос границы Украины, вчинювались насильственным способом, однако конструкция состава преступления НЕ исключает этого. Поэтому к указанным действиям можно отнести создание с указанной целью НЕ предусмотренных законодательством военизированных или ВООРУЖЕННЫХ формирований или групп, восторг и удержание пунктов пропуска через Государственную границу и т.п. (В ЭТИХ случаях действия виновных Должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 или 3 ст. 110 и статьями 260 или 341).

Относительно действий, направленных на изменение гос границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, то Конституция Украины НЕ устанавливает порядок изменения гос границы. Изменение гос границы (Который является условной линией), даже осуществлена В понятии публичные призывы, распространение материалов см.. комментарий к ст. 109. Соответствующие материалы - Письменные или зафиксированы на другом носителе информации листовки, плакаты, газеты и т.д. - Здесь выступают средствами совершения преступления.

Преступление Считается оконченным с момента совершения любого из указанных в ч. 1 ст. 110 действий.

4. Сб "объект преступления общий. Если же это преступление совершается представителем власти, это является квалифицирующими признаком состава преступления и требует квалификации действий виновного лица по ч. 2 ст. 110. О понятии представитель власти см.. комментарий, Изложенный в общих положениях к разделу XII особенной части УК.

5. Сб 'объективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. При этом для первой формы этого преступления характерно также наличие специальной цели - изменить границы территории (границы) Украины. Психическое отношение к гибели людей или других тяжелых последствий (ч. 3 ст. 110) может характеризоваться только неосторожностью.

Умышленное убийство требует дополнительной квалификации по соответствующей пункту и частью ст. 115 или другой статьи УК, предусматривающей ответственность за умышленные убийство или посягательство на жизнь.

Если лицо совершает определенные действия с целью изменения границ территории областей, административных единиц без попытки изменить внешние границы территории Украины, ответственность по ст. 110 исключается. В случае, когда такие действия совершены должностным лицом, они могут быть квалифицированы по статьям 364, 365, 366, 423, 424.

Для публичных призывов к совершению действий, направленных на изменение границ территории (границы) Украины, и для распространения материалов с призыва к совершению таких действий указанная цель НЕ является обязанность ' Обязательным признаком состава. Ответственность за эти действия Должны нести и лицо, лично не имеет такой цели.

6. Квалифицирующими признаками преступления (ч. 2 ст. 110) является совершение его: 1) представителем власти, 2) повторно (в содержании этого признака см.. ст. 32 и комментарий к ней), 3) по предварительному сговору группой лиц (см. ст. 28 и комментарий к ней), 4) и сочетание соответствующих действий с разжиганием национальной или религиозной вражды.

Во разжиганием национальной или религиозной вражды надо понимать Доведение до высокой степени, Предельное усиление среди определенных групп населения настроений неприязни, ненависти к представителям других этнических групп или конфессий или к атеисту. В этом случае квалификация по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 161, не требуется. Между тем, если умышленные действия, предусмотренны ч. 1 ст. 110, сочетаются с разжиганием расовой вражды, или с дискриминации граждан по признакам расы, цвета кожи, политических убеждений, по языковым признакам и т.д., это требует дополнительной квалификации по ст. 161.

Возбуждение национальной или религиозной вражды при совершении преступления, предусмотренном ст. 110, также совершается с прямым умыслом.

7. Особенно квалифицирующими признаком преступления является наступление в результате его совершения таких общественно опасных последствий, как гибель людей или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 110).

Во гибелью людей понимается гибель двух или более лиц.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать гибель одного человека, причинения одной, двум или более лицам тяжких телесных повреждений, наступление крупного материального ущерба, разрушение или повреждение пограничных инженерных сооружений или других принципиальных объект объектов, возникновения массовых беспорядков, разрыв или существенное ухудшение дипломатического отношений с другим государством и т.п..

Умышленное причинение тяжких телесных повреждений полностью охватывается ст. 110 и не просит дополнительной квалификации по ст. 121.

Убийство по неосторожности, совершенное во время совершения действий, целью которых является незаконная изменение границ территории или гос границы Украины, полностью охватывается ст. 110.

***

Конституция Украины (ч. 3 ст. 2, статьи 18, 73, п. 2 ч. 1 ст. 85, ст. 132).

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1959 Ратифицирована Президиума Верховного Совета СССР 20 Октябрь 1960

Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе от 1 августа 1975

Договор между Чехословакией и СССР о Закарпатской Украина от 29 июня 1945

Договор о советско-польскую границу от 16 августа 1945

между Правительством Союза Советских социалистических Республик и Правительством Республики Турция об определении линии морской границы между Советском и турецких территориальными водами на Черном море от 17 апреля 1973 Ратифицирован Президиума Верховного Совета СССР 27 декабря 1973

Договор между Украиной и Республикой Беларусь в гос границе от 12 мая 1997 Ратифицирован Украиной 18 июля 1997

Договор между Украиной и Словацкой Республикой о общую границу от 14 октября 1993 Ратифицирован Украиной 15 июля 1994

Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Турция о границе экономических (морских) зон Украины и Республики Турция от 30 мая 1994

Договор между Украиной и Республикой Молдова в Государственную границу и Дополнительный протокол к Договору между Украиной и Республикой Молдова о гос границе Относительно передачи в собственность Украине участка автомобильной дороги Одесса - Рени в районе населенного пункта Паланка Республики Молдова, а также земельного участка, по которому она проходит, и режима их эксплуатации от 18 августа 1999 Ратифицированные Украины 6 апреля 2000 года

Договор между Украиной и Румынией в режиме украинского-Румынское границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам от 17 июня 2003 Ратифицирован Украиной 12 мая 2004

Договор между Украиной и Российской Федерацией в российско-Украинскую Государственную границу от 28 января 2003 Ратифицирован Украиной 20 апреля 2004

Договор между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 Ратифицирован Украиной 20 апреля 2004

Закон Украина & quot; О гос границе Украины " от 4 ноября 1991 (статьи 1, 2 - 6).