Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 160. Порушення законодавства про референдум

1. Воспрепятствование насилием, обманом, угрозой, подкупа или иным образом свободному осуществлению гражданином права Принимать или не Принимать участие в референдуме, вести агитации в дня проведения референдума -

наказывается штрафом до' пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительнымы работами на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до трех лет.

2. То же действия, совершенные членом комиссии по проведению референдума или вторым должностным лицом, или по предварительному сговору группой лиц, -

наказываются штрафом к п 'пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительнымы работами на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до 'пяти лет.

3. Подделка документов референдума, приписывание, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушение тайны голосования, совершенные членом комиссии по проведению референдума или вторым должностным лицом, -

наказываются штрафом до' пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительнымы работами на срок до двух лет, или лишение свободы на срок от одного до 'пяти лет.

Комментарий

1. Положения настоящей статьи конкурируют с положениями статей 157, 158 и 159. Ее сохранение в УК после принятия новой редакции ЭТИХ статей является ошибкой, которая произошла в результате бессистемных изменений уголовного закона в этой части. Наличие такой конкуренции затрудняет применение положений уголовного закона, Которые определены статьями 157 - 160. Такая ситуация требует безотлагательно законодательного согласования ЭТИХ статей (предсказания ответственности за преступления, эт 'связанные с нарушениями референдумного законодательства, только статьей 160 или исключения этой статьи из УК). К таким законодательных изменений эта конкуренция на практике должен решаться по правилам решения конкуренции уголовно-правовых норм с учетом при этом положений ст. 5 о обратной силе уголовного закона, частично умъ смягчает уголовную ответственность, а частично ее усиливает.

2. Общественная опасность преступления заключается в том, что его совершение препятствует гражданам свободно осуществить свое право на участие во Всеукраинских и местных референдумах, нарушает порядок их проведения, может повлиять на результаты голосования и на решение вопроса, по которому проводится референдум.

3. Объ объектом его является право граждан на участие во Всеукраинских и местных референдумах, а также установлен порядок организации и проведения Всеукраинских или местного референдумов.

4. Предметом преступления в отдельных его формах есть документы референдума, к Которым, в частности, относятся: список участников собрания по созданию инициативной группы по проведению референдума; протокол собрания, свидетельство о регистрации инициативной группы референдума, удостоверения членов инициативной группы; подписные листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении референдума итоговый протокол Относительно общего количества подписей граждан; списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме; протокол заседаний комиссии по референдуму; бюллетень для голосования.

5. С о 'Объективной стороны это преступление может быть совершено в форме:

1) препятствования свободному осуществлению гражданином права Принимать или не Принимать участие в референдуме

2) препятствования ведению агитации в день проведения референдума

3) подделка документов референдума

4) приписывание голосов

5) неправильного подсчета голосов

6) нарушение тайны голосования.

Совершение этого преступления в форме подделки документов референдума, приписывание или неправильный подсчет голосов и нарушение тайны голосования подлежит квалификации по ч. 3 ст. 160.

Понятие препятствования свободному осуществлению гражданином права участвовать в референдуме по своему содержанию идентичен такому понятию, предусмотренном в ст. 157.

Это может выразиться, в частности, невключениы гражданина, достигшего 18 лет и в согласовании с Действующим законодательством имеет право участвовать в референдуме, в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, необеспечением возможности Ознакомиться с такими спискам и проверить правильность их составления, препятствования явке гражданина или, наоборот, принуждении его к явке на участок для голосования, принуждении голосовать определенными образом (Причем в этом случае для квалификации деяния по ст. 160 не имеет значения, совпадает позиция гражданина по вынесенному на референдум вопрос с позицией, в которой его заставляют).

воспрепятствование вести агитации может заключаться в прямой запрете вести агитации " за " или " против " принятия решения, выносимом на референдум, или создание условий, исключающих или существенно затрудняют проведение такой агитации. При этом для квалификации деяния по ст. 160 не имеет значения, препятствовал винный проведению агитации членами инициативной группы по референдуму или любым вторым гражданам, Которые проводят такую вынесенных на этот референдум.

Указанные деяния могут быть совершены одним из способов, перечисленных в ч. 1 ст. 160 - путем насилия, обмана, угрозы, подкупа. Об их понятия см.. комментарий к ст. 157. Что касается совершения указанных деяний вторым образом, то это понятие охватывает любые, кроме названных выше, способы препятствования свободному осуществлению гражданином права участвовать в референдуме или вести агитации в дня проведения референдума (например, отказ обеспечить надлежащие условия для проведения референдума или проведения агитации).

Во приписыванием голосов следует понимать так, что НЕ соответствует действительности определение (в сторону увеличения): общего количества избирателей, принявших участие в голосовании; количества граждан, проголосовавших за принятие поставленного на референдум проекта закона, решения; количества граждан, Которые проголосовали против его одобрения.

приписывание голосов возможно как в процессе подсчета голосов на участке для голосования, так и в процессе установления результатов референдума сельским, поселковым, районным, городских, районным в городе, областной комиссией по референдуму, комиссией Автономной Республики Крым с всеукраинский референдума, Центральной комиссией по Всеукраинский референдума.

Не может рассматриваться как приписывание голосов неправильное определение количества бюллетеней, признанных недействительными, поскольку: во-первых, на основании таких бюллетеней невозможно установить действительное волеизъявление граждан, во-вторых, в результате таких действий не происходит увеличение голосов, поданных " за " или " против " поставленного на референдум проекта решения, а также увеличение общего количества избирателей, принявших участие в голосовании.

Понятие подделки по своему содержанию аналогичен понятию подделка, употребляемое в ст. 158 (см. комментарий к ст. 158).

заведомо неправильный подсчет голосов означает нарушение установленного порядка подсчета голосов (несоблюдение последовательности, непогашении неиспользованных бюллетеней и т.д.), неправильное установление общего количества избирателей (на конкретном избирательно участке, в конкретном округе, в Украине в целом), безосновательное признание действительного бюллетеня для голосования на референдуме недействительным или, наоборот, недействительной - действительным, Умышленное уменьшение или увеличение количества граждан, Которые голосовали за одобрение поставленного на референдуме решения, или количества граждан, Которые голосовали против его одобрения. О понятии нарушение тайны голосования см.. комментарий к ст. 159.

Это преступление в первых его двух формах Считается оконченным с момента, когда в результате насилия, обмана, угроз, подкупа или других действий произошло фактическое препятствования осуществлению гражданином права Принимать или не Принимать участие в референдуме, вести агитации в день проведения референдума. Во вторых формах он является оконченным с момента фактического совершения действий, Которые их образуют.

6. Сб "объект преступления в первых его двух формах - общий, а в последних четырех - специальный (член комиссии по проведению референдума или иное Должностное лицо).

Совершение преступления в первых его двух формах членом комиссии по проведению референдума или вторым должностным лицом является квалифицирующими признаком этого преступления и требует квалификации по ч. 2 ст. 160.

К членам комиссии по проведению референдума относятся члены Центральной комиссии по Всеукраинский референдума, комиссии Автономной Республики Крым с всеукраинский референдума, областных, районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских комиссий по референдуму, участковых комиссий по референдуму. О понятии должностного лица см.. примечания 1 и 2 ст. 364 и комментарий, Изложенный в общих положениях к разделу XVII особенной части УК.

7. Сб "объективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

***

Конституция Украины (Статьи 19, 38).

Закон Украины " В Всеукраинский и местных референдумах " от 3 июля 1991