Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 159(1). Нарушение порядка финансирования Избирательное кампании кандидата, политической партии (блока)
1. Предоставление финансовой (материальной) поддержки в крупном размере для осуществления избирательной кампании кандидата, политической партии (блока), с нарушением установленного законом порядке, путем передачи денежных средств или материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам, изготовление или распространение агитационных материалов, а не оплаченных из избирательно фонда или оплаченных из избирательно фонда по необоснованно заниженным расценкам, или оплаты изготовления или распространения таких материалов -
наказывается штрафом от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительнымы работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок.
2. Умышленное использование в крупном размере финансовой (материальной) поддержки в осуществлении избирательное кампании кандидата, политической партии (блока) кандидатом, его уполномоченным представителем, доверенным лицом кандидата или уполномоченным лицом с нарушением установленного законом порядка -
наказывается штрафом от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительнымы работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок.
3. Действия, предусмотренны частями первой или второй настоящей статьи, совершенные по предварительному сговору группой лиц, -
наказываются лишение свободы на срок от 'пяти до десяти лет.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, превышает четыреста минимальных размеров заработной платы.
Комментарий
1. Основным непосредственным объект объектом этого преступления является Установленный законом порядок финансирования Избирательное кампании кандидата, политической партии (блока), Которым обеспечивается равенство избирательно права. Согласно Конституции и ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ законов Украины выборы равны: граждане Украины принимают участие в выборах на равных основаниях. Равенство прав и возможностей участия в избирательно процессе (равенство пассивного избирательно права) обеспечивается, в частности, запретом использования для финансирования избирательное кампании в предусмотренном законом порядке вторых средств, кроме средств государственно бюджета Украины, местных бюджетов, выделенных на подготовку и проведение выборов, и средств ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ фондов соответствующих субъектов 'объектов избирательно процесса.
Предметом настоящего преступления является финансовая (материальная) поддержка, которая может иметь вид денежных средств, материальных ценностей (оргтехники, компьютерная 'ютерив, мебели, палаток для осуществления предвыборной агитации и т.д.), услуг по изготовлению и распространению агитационных материалов. Агитационные материалы могут быть ориентированы на побуждение избирателей голосовать как за, так и против определенного кандидата, партии (блока). К таким материалам относятся, в частности: Избирательные листовки, плакаты, другие печатные издания и носители наружной рекламы, в которых/на которых размещены материалы предвыборной агитации, видеофильмы, аудио-и видеоклипы с политической рекламой и т.д..
2. Объ объективная сторона нарушения порядка финансирования избирательное кампании кандидата, политической партии (блока) может выражаться в двух формах:
1) предоставление незаконной финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательное кампании кандидата, политической партии (блока) (ч. 1 ст. 1591)
2) использования незаконной финансовой (материальной) поддержки в осуществлении избирательное кампании кандидата, политической партии (блока) (ч. 2 ст. 1591).
Предоставление незаконной финансовой (материальной) поддержки и использования образуют состав преступления, предусмотренном этой статьей, если: а) они касаются ведения избирательное кампании, б) говорится об избирательное кампании кандидата, политической партии (блока).
Избирательное законодательство не содержит определения понятия " Избирательная кампания ". Зато оно употребляет и определяет содержание такого понятия как " Избирательный процесс ". Относительно положений ст. 1591 избирательную кампанию можно определить как составную избирательно процесса, которая заключается в осуществлении Соответствующий субъект объектами (кандидатами, политическими партиями (блоками)), определенных избирательными законодательством ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ процедур по соответствующее вида выборов - президентских, парламентская, местных. Во кандидатами в этой статье понимаются лица, Которые в установленном избирательными законодательством порядке зарегистрированы кандидатами на пост Президента Украины, кандидатами в народные депутаты Украина, кандидатами в депутаты верховной рады Автономной Республики Крым, сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных, Киевской и Севастопольской городских советов, кандидатами на должность сельского, поселков, Городского головы. То есть, под категорию " кандидаты " в этом случае попадают кандидаты, Которые баллотируются как по одномандатным (мажоритарная система), так и многомандатных ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ округах (пропорциональная система). Состав рассматриваемого преступления образует предоставления/использования финансовой (материальной) поддержки политической партии (блока), которая участвует в избирательно процессе как его субъектов "объект (на местных выборах - это местная организация партии или блок таких организаций). Вместе с тем, в "объективную сторону нарушения порядка финансирования избирательное кампании могут образовывать действия по предоставления/использования финансовой (материальной) поддержки политической партии (блока) и вне избирательно процесса. В частности, это может иметь место тогда, когда такая поддержка на нарушение установленного законом порядка финансирования деятельности политических партий предоставляется политической партии для осуществления избирательное кампании еще в начала избирательно процесса. Есть для наличия состава преступления, предусмотренном ст. 1591, момент предоставления указанной поддержки не важно, главное - это ее незаконные характер и направленность - для осуществления соответствующих субъект объектом избирательное кампании.
Предоставление финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательное кампании кандидата, политической партии (блока) образует состав этого преступления, если она осуществляется с нарушением установленного законом порядка одним из способов, указанных в ч. 1 ст. 1591, а именно путем: 1) передачи денежных средств или материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам, 2) изготовление или распространение агитационных материалов, НЕ оплаченных из избирательно фонда или оплаченных из избирательно фонда по необоснованно заниженным расценкам, 3) оплаты изготовления или распространение таких материалов.
Все три способа совершения этого преступления предугадывают нарушения избирательно законодательства в части определенного им порядка финансового и материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов. По установленным таким законодательством порядке расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются исключительно за счет средств государственно бюджета Украины (Президентские и Парламентские выборы), местных бюджетов (местные выборы) и средств ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ фондов партий (блоков) и кандидатов. Формирование ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ фондов партий (блоков) и кандидатов осуществляется в порядке, сроки, из источников и в размерах, определенных избирательными законодательством. Только из ЭТИХ фондов осуществляется Предвыборная агитация кандидатов, партий (блоков).
Передача денежных средств или материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам предусматривает предоставление кандидату, партии (блока), во-первых, денежных средств вне избирательно фонда, во-вторых, материальных ценностей без какой-либо оплаты со стороны кандидата, партии (блока) или за плату необоснованно занижена. Вопрос о том, какая оплата за материальные ценности необоснованно заниженной, является вопросом факта и требует своего решения с учетом определения среднестатистического расчетов в конкретном регионе, касающихся передачи таких ценностей на условиях договоров купли-продажи, аренды или на других условиях.
Изготовление или распространение агитационных материалов, а не оплаченных из избирательно фонда или оплаченных из избирательно фонда по необоснованно заниженным расценкам, заключается в осуществлении указанных ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ процедур без оплаты из избирательно фонда вообще или с оплатой из такого фонда, производилась по необоснованно заниженным расценкам. Особенностью этого способа преступного нарушения порядка финансирования избирательное кампании кандидата, политической партии (блока) является то, что финансовая (материальная) поддержка указанным субъект объектам избирательно процесса предоставляется путем совершение действий, направленных на обеспечение проведения предвыборной агитации, - субъект объект преступления непосредственно обеспечивает изготовление или распространение агитационных материалов. Например, субъект объект производит и/или распространяет Избирательные листовки, плакаты и другие агитационные материалы. Решение вопроса о обоснованности расценок за изготовление или распространение агитационных материалов должно осуществляться в каждом конкретном случае с учетом, в частности, вида агитационных материалов, способа их изготовления и распространения, существующих в регионе цен на такого рода услуги и т.д.. При этом следует учитывать тот факт, что избирательное законодательство регламентирует порядок установление расценок стоимости единицы печатной площади и единицы эфирно времени для проведения предвыборной агитации за счет ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ фондов кандидатов, партий (Блоков) на президентских, парламентская и местных выборах. Так, на парламентская и местных выборах такие расценки устанавливаются соответствующей СМИ и не могут превышать размера среднеарифметического значения цены за коммерческую рекламу (рекламу, распространение которой имеет целью получение прибыли) за первые три квартала года, предшествующего году проведения выборов. При этом СМИ могут рассчитывать такие расценки стоимости единицы печатной площади и единицы эфирно времени отдельно для рабочих дней отдельно для выходных и праздничных дней, а также отдельно для разных по количеству потенциальной аудитории периодов эфирно времени или печатной площади.
Зато при совершении этого преступления путем оплаты изготовления или распространения агитационных материалов субъект объект преступления самостоятельно НЕ осуществляет изготовление или распространение таких материалов, а Лишь оплачивает их, действуя вопреки установленному избирательными законодательством порядка финансирования предвыборных агитационных мероприятий или материалов. Согласно таком порядке финансирования предвыборных агитационных мероприятий или материалов из других источников чем за счет средств государственно бюджета Украины и местных бюджетов, специально выделенных для подготовки и проведения выборов, и средств ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ фондов кандидатов, партий (блоков), независимо от наличия согласования с партиями (блоками) или кандидатами, запрещается. Оплата изготовления и распространения агитационных материалов может осуществляться только из указанных источников и способом и субъект объектами, определенными избирательными законодательством.
Использование незаконной финансовой (материальной) поддержки в осуществлении избирательное кампании кандидата, политической партии (блока) предусматривает использование в указанных целях денежных средств или материальных ценностей, предоставленных для ведения избирательное кампании кандидатом, партией (блоком), с нарушением установленного законом порядка. Такое использование может включать в себя любые расходы, Которые несет кандидат, партия (блок) при осуществлении своей избирательное кампании. Это могут быть расходы, в частности, на: осуществление предвыборной агитации, приобретения и использования транспортных средств и средств связи "связи, оборудования, инвентаря, оргтехники, оплаты труда лиц, привлеченных кандидатом, партией (блоком) к осуществлению их избирательное кампании.
Употребление в ч. 2 ст. 1591 понятие с нарушением установленного законом порядке означает, что составом этого преступления охватывается использование в избирательное кампании как денежных средств и материальных ценностей, предоставляемых вне избирательно фондом соответствующего субъект объекта избирательно процесса, так и денежных средств из избирательно фонда такого субъекта 'объекта, но с нарушением установленного законом порядка использования таких средств. Указанный порядок предусматривает, в частности, Соответствующие процедуры открытия счетов избирательно фонда кандидата, партии (блока), назначение распорядителем избирательно фонда, формирования избирательно фонда, расходование средств такого фонда.
Предоставление и использования незаконной финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательное кампании кандидата, политической партии (блока) образуют состав преступления, предусмотренном ст. 1591, только в случае, если такая поддержка предоставляется или используется в крупном размере. Согласно примечания к ст. 1591 большим размером в настоящей статье признается размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, превышает четыреста минимальных размеров заработной платы.
Преступление Считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из описанных в диспозициях частей 1 и 2 ст. 1591 действий.
3. Сб "объект преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 1591 - Общий, а преступления, предусмотренном ч. 2 этой статьи, - специальный (Кандидат, Уполномоченный представитель кандидата, Доверенное лицо кандидата, уполномоченное лицо). Порядок приобретения и утраты статуса ЭТИХ лиц определяется избирательными законодательством.
4. С субъект Объективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Обязанность "Обязательным признаком субъектов 'Объективной стороны является соответствующая направленность предоставления финансовой (материальной) поддержки - для осуществления избирательное кампании кандидата, политической партии (Блока).
5. Квалифицирующими признаком преступления является его совершение по предварительному сговору группой человек. В совершении преступления по предварительному сговору группой лиц см.. ст. 28 и комментарий к ней.
6. Нарушение порядка финансирования избирательное кампании кандидата, политической партии (блока), которое влечет за собой уголовную ответственность по ст. 1591, следует отграничивать от такого правонарушения, как нарушение порядка предоставления финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательное кампании, ст. 21215 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 Последнее заключается в нарушении порядка предоставления финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательное кампании, если в указанных действиях отсутствует состав преступления. Таким образом, Указанное административное правонарушение может иметь место только в случае, во-первых, когда оно совершенное в форме предоставления финансовой (материальной) поддержки, во-вторых, когда такая поддержка предоставляется не в большом размере, в-третьих, когда отсутствуют другие признаки состава преступления, предусмотренном ст. 1591.
***
Закон Украины " О выборах Президента Украины " от 5 марта 1999.
Закон Украины " О выборах народных депутатов Украины " в редакции от 7 июля 2005 (статьи 11, 68, 69).
Закон Украины " О выборах депутатов верховной рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов " от 6 апреля 2004 (раздел XII).
Закон Украины " О политических партиях & ; quot, от 5 апреля 2001 (раздел IV).